Рабочая программа дополнительного образования "Почемучка"
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

 Цель программы состоит в создании условий для развития по­исково-познавательной деятельности детей 3—7 лет как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_pochemuchka.doc214 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка» меняются требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования: требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа совместной образовательной деятельности кружка «ПОЧЕМУЧКА ».

В едином процессе психического развития ребенка основу составляют процессы саморазвития. Они существенно отличаются от процессов развития, детерминированных взрослыми, и являются результатами творчества самого ребенка, поражающими своей непосредственностью и оригинальностью. Так, при экспериментировании дети иногда добиваются таких результатов, какие им трудно получить в других формах деятельности. Важно подчеркнуть, что в процессе собственной активности перед детьми открываются новые горизонты развития.

В самом общем плане можно выделить экспериментирование, которое имеет непосредственное отношение к саморазвитию дошкольников. Многолетние исследования экспериментирования (А.Н. Леонтьев, С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков и др.) позволяют сформулировать следующие основные положения.

  1. Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников.
  2. В экспериментировании мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования), продуктов детского творчества — новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).
  3. Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского творчества.
  4. В экспериментировании органично взаимодействуют психические процессы дифференциации и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
  5. Экспериментирование во всей своей полноте и универсальности является способом функционирования психики.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской жизни, другие виды деятельности, в том числе и игровую, которая возникает значительно позже экспериментирования, но затем приобретает статус второго ведущего вида деятельности.

В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. В программе отражены основные направления развивающей педагогической работы с дошкольниками, дана развернутая характеристика содержания основных тем («Живая природа», «Неживая природа», «Физические явления», «Человек», «Рукотворный мир») и блоков деятельности (информационный, действенно-мыслительный, преобразования), что поможет взрослому целостно представить содержание работы.

 Цель программы состоит в создании условий для развития поисково-познавательной деятельности детей 3—7 лет как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.

Задачи программы

  1. Развитие у детей дошкольного возраста предпосылок диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в своя® очередь способствует проявлению творческих способностей.
  2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей). ,
  3. Расширение перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.
  4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.

Принципы построения программы

  1. Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития.

На этом основополагающем принципе базируются все остальные. Его реализация позволяет установить гармоничные соотношения между процессами развития, детерминированными взрослым, и саморазвития, обусловленными собственной активностью ребенка. Нарушение сбалансированности процессов может происходить при слишком энергичном влиянии взрослого, которое, как правило, снижает собственную активность дошкольников и в конечном итоге отрицательно влияет на развитие детей. Если же влияние взрослого оказывается малоэффективным, собственная активность детей может проявляться столь интенсивно, что наблюдается дальнейшее ослабление их контактов со взрослым, что также отрицательно сказывается на развитии дошкольников.

Процессы развития ребенка, организуемые взрослым, должны быть построены так, чтобы они одновременно стимулировали и саморазвитие, а это требует особых организации и методов воспитательной работы с детьми. Большинство прежних программ воспитания и обучения просто игнорировали эту важную проблему.

  1. Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития дошкольников.

Новой и пока еще недостаточно разработанной является проблема оптимальной активизации процесса саморазвития ребенка.

Взрослый может участвовать в нем только косвенно, создавая благоприятные условия для экспериментирования. Большое значение в этом процессе имеет создание оптимальной развивающей среды.

  1. Принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития.

Творческая активность базируется на особой структуре знаний и действий, которые взаимодействуют со знаниями и действиями, уже имеющимися в прошлом опыте ребенка. Это приводит к существенным, последовательно усложняющимся перестройкам как тех, так и других знаний, к получению новых. Исследования показывают, что усвоение детьми знаний, отражающих тот или иной объект в различных, нередко противоречивых аспектах, обеспечивает гибкость, динамичность мышления, возможность получения новых знаний и выработки новых способов умственной деятельности.

  1. Принцип «развивающейся интриги».

Интенсивное накопление и развитие неопределенных, диффузных знаний, представлений детей создает мощную скрытую (потенциальную) энергию. Она проявляется на определенном этапе процесса обучения в виде лавинообразных «ага-ре- акций» — собственных открытий ребенка. Если содержание принципа значительно упростить, то можно сказать, что процесс воспитания и обучения должен содержать в себе пружину развивающейся интриги. Иначе говоря, процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы удовлетворение полученными новыми знаниями в конце очередного занятия сочеталось у детей со страстным нетерпением узнать, что же будет на следующем занятии. Этот путь обеспечивает активизацию творчества: ребенок не ждет разъяснений взрослого, он сам активно прогнозирует, строит догадки и предположения — и так вплоть до следующего занятия.

  1. Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания.

Формирование творчества может осуществляться не только после этапа накопления определенных знаний, умений и навыков, которые составляют основу творческого процесса. Авторы программы считают, что формирование творчества детей необходимо на всех этапах обучения и воспитания. Это положение реализуется в создании для детей условий, в которых они имеют возможность широкого экспериментирования с только что усвоенным материалом. Особенно важно, чтобы ребенок экспериментировал с ним до обучения или в самом его начале.

  1. Принцип прогнозирования, видения предметов и явлений окружающего мира в их движении, изменении и развитии как основа преобразовательной деятельности.

Кроме того, для построения программы важны следующие принципы:

  • деятельностный подход к развитию личности;
  • ориентация на многообразие форм реализации поисковопознавательной деятельности;
  • наличие системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулированию поисково-познавательных задач;
  • ориентация на использование средств познания (пособий, схем, карт, оборудования интеллектуального содержания)

Значимые характеристики

Компоненты преобразовательной деятельности определены  в соответствии со структурными элементами деятельности вообще (А.Н. Леонтьев), в том числе поисковой (Л.М. Ма- невцова) и творческой (Я.А. Пономарев):

  • принятие цели и ее осознание (либо постановка проблемы детьми вместе со взрослым или на основе определенной мотивации);
  • прогнозирование действий  преобразованию предмета (выбор варианта преобразования, нахождение способа, планирование последовательности процесса с помощью алгоритма деятельности, схем, рисунков);
  • реализация замысла;
  • получение продукта деятельности (оригинального, нестандартного, значимого для ребенка).

Но самой специфической особенностью преобразовательной деятельности в дошкольном возрасте можно назвать участие в данном процессе взрослого. Степень активности взрослого зависит от возраста детей. Для младших дошкольников взрослый является непосредственным участником, что свидетельствует о субъективной самостоятельности детей. Для детей старшего дошкольного возраста взрослый становится советчиком, партнером, ориентиром в выборе преобразующей деятельности. Механизмом преобразовательной деятельности служит неудовлетворенность потребности в предмете, которая требует его изменения.

Целевые ориентиры

Вторая младшая группа

1.Выполнять действия в соответствии с предлагаемой пиктограммой. Определять содержание деятельности.

2.Учиться рассматривать явление как систему, совокупность устойчивых связей между компонентами явления по линии НАСТОЯЩЕЕ-ПРОШЛОЕ-БУДУЩЕЕ для выявления взаимосвязей объектов рукотворного мира или живой природы.

Средняя группа.

  1. Выполнять ряд последовательных действий в соответствии с моделями. Определять цели и достигать соответствующих результатов.
  2. Развивать умение анализировать, выявлять существенные признаки вещества, материалов, предметов.
  3. Используя системный подход, формировать представление о себе, своей семье. Расширять представления о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявления их взаимосвязи и взаимозависимости. Понимать что такое ФУНКЦИЯ.

Старшая группа.

  1. Действовать в соответствии с моделями, определяющими условия и содержание деятельности: 1. высказывать предположения об ожидаемом результате, обозначать его с помощью условного символа; 2. определять цель деятельности, условия ее достижения; 3. с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности. Уметь сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
  2. Анализировать , выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.
  3. Познакомиться с понятием ЛИНИЯ, СИСТЕМА, ПОДСИСТЕМА. Связи с системами, несистемами. Анализировать объекты, Предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств.

Подготовительная группа.

  1. Уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определять оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.
  2.  Совершенствовать умение определять, анализировать структуру, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов. Самостоятельно проводить опыты с веществами.
  3. Развивать умение анализировать обьект и представлять его  в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей.

В младшем и среднем возрасте фактически осуществляется лишь подготовка к освоению действий наглядного моделирования. Дети овладевают преимущественно разрозненными действиями замещения и использования простейших моделей в их внешней форме. Если вначале идет моделирование отдельных конкретных действий, то в дальнейшем создаются модели, имеющие обобщенный смысл, отображающие существенные черты объектов и ситуаций, т.е. модели деятельности. В программе используются пиктограммы, алгоритмы деятельности, схемы и т.д. Реализация действенно - м ы сл ител ьного блока программы позволяет дошкольнику целенаправленно овладевать разнообразными средствами познавательной деятельности.

Содержание

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Живая природа

Деятельность по группам

Средняя

Старшая

Подготовительная к школе

1

2

3

** Где прячутся детки?

• У кого какие детки?

** Как развивается растение?

** Может ли растение не дышать? (1 нед.) • Есть ли у растений орган дыхания?

** Нужен ли корням воздух? (1 нед.)

* Какие корни?

** Много — мало (1 день) + Запасливые стебли

1

2

3

** Что любят растения?

  • + Зачем зайчику другая шубка?
  • + Как звери меняют шубку?

** Из чего птицы строят гнезда? ** Тепло — холодно

  • Нужен ли зимой растениям снег?
  • Почему тает снег?
  • Где быстрее наступит весна?
  • Где снег не тает?
  • Где будут первые проталины?
  • Кто улетит, кто останется?
  • + Зачем утке и лягушке такие лапки?
  • Почему птицы могут летать?
  • Кто живет в воде?
  • Как спрятаться бабочкам?

** Что выделяет растение? (1—2 дня)

  • + Во всех ли листьях есть питание?

** С водой и без воды (1 нед.)

** На свету и в темноте (1—2 нед.)

** В тепле и холоде (2—3 нед.)

** Кому лучше? (2—3 нед.)

** Как быстрее? (2—3 нед.)

** Где лучше расти? (4—5 нед.)

** Зеленые фигурки (2—3 нед.)

  • Почему цветы осенью вянут?

** Лабиринт (2—3 нед.)

** В погоне за светом (1 нед.)

** Что нужно растениям для питания? (1 нед.)

** Что потом? (2 мес.)

** Фабрика питания (1 мес.)

  • + Дышат ли рыбы?
  • +У кого какие клювы?

** Для чего растению нужны корни? (7—8 дней)

  • Как увидеть движение воды через корни? (2— 4 дня)
  • Вершки корешки
  • + Растение — насос

+ Бережливые растения + Почему меньше?

++ Какое в Арктике лето?

++ Почему летом солнце не заходит в Арктике?

-и- Как появились острова и материки? ++ Как появились моря и океаны?

-н- Где самое жаркое лето?

  • Как в джунглях

-и- Лес — защитник и лекарь

♦Фильтрование воды

+ Влажное дыхание

*Почему в пустыне у животных окрас

светлее, чем в лесу?

**Какие корни у растений тундры?

(1 нед.)

** Можно ли жить корням без земли? (2—3 нед.)

** Необычные корни (1 мес.)

  • Быстрые растения (3—4 нед.)

** Живой кусочек (4—5 нед.)

  • + Что внутри?

** Вверх к листочкам (1—2 нед.)

** Выпрямившийся стебель (1—2 дня)

  • Как по стебелькам
  • + Живые комочки

** Растущие малютки (2—3 дня)

** Заплесневевший хлеб (3—4 дня)

  • + Присоски
  • + Чем нюхает червяк?

1

2

3

  • По-разному
  • + Запасливые стебли ** За светом (3—5 нед.)

** Испарение растений (2—3 ч)

** Почему меньше? (1—2 дня)

** Бережливые растения (3—4 ч)

| + Что чувствуешь?

  • + Что изменилось?
  • Где цветы?
  • Ц Как пчелки переносят пыльцу?
  • Помоги растению 1Щ. Кто поможет?

1Ц Зачем им крылышки?

  • Зачем одуванчику «парашютики»?
  • Зачем репейнику крючки?
  • Что у нас под ногами?
  • Что есть в почве?
  • Где дольше?

+ * Хватает ли света?

  • Где растения быстрее получат воду?

** Как листья становятся питанием для растений? (весь год)

  • Почему исчезли панцирные рыбы?
  • + Почему первые птицы не летали?
  • + Почему динозавры были такими большими?

** Где цветы лучше растут? (3—4 мес.)

  • U Как легче плавать?
  • + Почему говорят “как с гуся вода”?
  • Как устроены перья птиц?

Окончание табл.

1

2

3

  • Почему у водоплавающих птиц такой клюв? ** Кто ест водоросли? (4 нед.)

+ *Кто чистит аквариум?

  • Вода — это хорошо или плохо?

**Где растут грибы?

Условные обозначения: * наблюдение; ** — длительное наблюдение; • — совместная деятельность взрослого и детей; + Щ часть занятия; ++ — занятие;        развлечение.

Негкивая природа

Объект

Деятельность по группам

Вторая младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная к школе

1

2

3

4

5

Вода

++ Узнаем, какая вода ++ Изготовление цветных льдинок

  • Окрашивание воды
  • Изготовление цветных льдинок
  • Взаимодействие воды и снега
  • Какие свойства?
  • Помощница вода
  • Откуда берется вода?
  • Умная галка

** Куда делась вода?

  • Водяная мельница
  • Фильтрование воды
  • Замерзание жидкостей
  • Изменение объема жидкости
  • Вода двигает камни + Круговорот воды
  • Термометр из бутылки

Воздух

++ Что в пакете?

-и- Игры с воздушным шаром и соломинкой

  • Надувание мыльных пузырей
  • Пузырьки-спасатели
  • Где теплее?
  • Ветер в комнате
  • Живая змейка
  • Таинственная вертушка
  • Вертушка
  • Ветропарусомобиль


1

2

3

4

. 5 .

  • Надувание мыльных пузырей
  • Ветер по морю гуляет
  • Морской бой
  • Надувание напальчника
  • Поиск воздуха
  • Загадочные пузырьки
  • Неприятно дышать
  • Подводная лодка
  • У прямый воздух
  • Сухой из воды
  • Почему не выливается?
  • Самодельный термос

IР еактивный,шарик ■ Соломенный буравчик

  • Парашют
  • Как загасить свечу через воронку?
  • Тесная бутылка
  • Фокус «Сухим из воды»

§ Почемучкины вопросы

  • Свеча в банке
  • Неприятно дышать

Песок,

глина

  • Почему песок хорошо сыплется?
  • Посадим дерево
  • Ветер
  • Где вода?
  • Могут ли животные жить в земле?
  • Наверх

Земля,

космос

-н- На орбите ++ Вращающаяся Земля ++ Прямо или по кругу? -Н- Приплюснутый шар -Н- День и ночь

-н- Далеко — близко -Н- Чем ближе, тем быстрее -Hf Дневные звезды

Физические явления

Объект

Деятельность по группам

Вторая младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная к школе

1

2

3

4

5

Свето-

образо-

вание

 Что в коробке? ++ Волшебная кисточка

  • Когда это бывает?
  • Свет вокруг нас
  • Волшебные лучи
  • Волшебная кисточка
  • Волшебный круг
  • Теневой театр
  • Раскрасим радугу
  • Уличные тени
  • Теневой театр
  • Живые тени
  • Двойное отражение
  • Солнечные зайчики
  • Передача солнечного зайчика
  • Радуга на стене
  • Разведчики

Магне

тизм

-Волшебная рукавичка ~ Волшебный театр ~ Мы -§§ фокусники

~ Мы — фокусники

  • Притягиваются — не притягиваются
  • Магнитные силы
  • Необычная скрепка
  • Два магнита
  • Как увидеть магнитные силы?
  • Земля-магнит
  • Полярное сияние
  • Необычные рисунки

Вес,

притяже

ние

++ Легкий — тяжелый

• Угадай-ка (2 варианта)

  • Почему все падает на землю?
  • Две капли
  • Две пробки
  • Выбери
  • Почему легче? (3 варианта)

+ Как дождинки

1

2

3

4

5

Электри

чество

  • Волшебный шарик
  • Волшебники
  • Чудо-расческа
  • Как увидеть и услышать электричество? *
  • Волшебные шары 1 Вертушка
  • Как увидеть молнию?
  • Почему лампочка светит?

Звук

-Н- Что звучит?

  • Почему все звучит?
  • Откуда берется голое?
  • Как распространяется звук?
  • Где живет эхо?
  • Почему Мишутка пищал?

+ Как появляется песенка?

  • Как сделать звук громче?
  • Коробочка с секретом
  • Почему не слышно? (В бассейне)
  • Как быстрее?
  • Передай секрет
  • Звуки в воде. (В бассейне)

1 Спичечный телефон

  • Почему комар пищит, а шмель жужжит?
  • Поющая струна
  • Почему мышонок не услышал щуку?
  • Как видят летучие мыши?

Темпера

тура

  • + Горячо— холодно
  • ++ Чудесный мешочек
  • Где быстрее? (2 варианта)
  • Как согреть руки?
  • Зачем Деду Морозу и Снегурочке шуба?
  • Твердые — жидкие
  • Вкусный опыт
  • Чем похожи?
  • Как измерить тепло?
  • Горячо — холодно
  • Волшебные превращения (2 варианта)

Щ Как не обжечься?

Человек

Деятельность по группам

Вторая младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная к школе

~ Веселые человечки играют ~ Нарисуем свой портрет ++ Починим игрушку :-Наши помощники

-Нг Носария ■ -Н- Умный нос ++ Язычок-помощник ++ Вкусовые зоны языка

-и- Сколько ушей -Н- Проверим слух ++ Помощники глаза -н- Большой — маленький -н- Проверка зрения -И- Если не видишь

Рукотворный мир

Деятельность по группам

Вторая младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная к школе

++ Бумага, ее качества и свойства ++ Древесина, ее качества и свойства

 Ткань, ее качества и свойства

 Глина, ее качества и свойства

  • Стекло, его качества и свойства
  • Металл, его качества и свойства Щ Резина, ее качества и свойства
  • Пластмасса, ее качества и свойства

. • Родственники стекла ++ Мир бумаги • Мир тканей

  • Мир тканей
  • Царство металлов
  • Мир пластмасс

Формы и объем деятельности:

  1. Содержание педагогической работы строится на основе понимания и осознания психофизиологических особенностей дошкольников («ручной умелости», подражательности, стремления к открытиям, поискам и т.д.).
  2. Освоение дошкольником операций, действий, движений поисково-познавательной деятельности рассматривается в единстве с развитием творческого начала и овладением структурой деятельности.
  3. Соединение разделов «Живая природа», «Неживая природа», «Физические явления», «Человек», «Рукотворный мир» с направлениями развития поисково-познавательной деятельности детей.
  4. Акцентирование не столько на содержательной стороне маг териала, сколько на способах овладения им, на организаций деятельности детей по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития интеллектуальных и творческих способ ностей. Культурные средства (по концепции Л.С. Выготского), которые активно осваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать, делать выводы и умозаключения, быть свободным в выборе действий, самостоятельно организовывать свою деятельность, что способствует формированию у

ребенка активной позиции в познании и преобразовании окружающего мира.                

  1. Ориентация педагога на обеспечение необходимого уровня интеллектуально-личностного, творческого развития детей ( мостоятельности, критичности, уровня аналитико-синтётическ деятельности, способности переносить действия с одного содержания на другое, способности к моделированию, умения вид явления и предметы в перспективе).

Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; сюжетно - ролевая игра).

Совместная образовательная деятельность (включенность в парную и групповую работу).

Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).

Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).

Методы и приемы: Словесный: вопросы, ответы детей; наглядный: демонстрационный материал, картинки; игровой: дидактические игры; практический: самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие с родителями.

Основные формы и направления взаимодействия с родителями определяются исходя из задач программы кружка:

  1. Непосредственное участие родителей в экспериментальгной деятельности.
  2. Оснащение уголка экспериментирования материалом для опытов.
  3. Оснащение уголка экспериментирования оборудованием.
  4. Экскурсии для пополнения коллекции природного материала.
  5. Оформление фотовыставок кружка « ПОЧЕМУЧКА»
  6. Совместная деятельность родителей и ребенка дома на родительской страничке в пособии « Школа Семи Гномов»

Предметно-пространственная среда для экспериментирования

Организация мини-лаборатории  в группе.

В мини-лаборатории может быть выделено:

1. Место для постоянной выставки.

2. Место для приборов.

3. Место для выращивания растений.

4. Место для хранения природного и бросового материалов.

5. Место для проведения опытов.

6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)

Приборы и оборудование для мини-лаборатории

1. Микроскоп, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.

2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)

4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

Материалы для организации экспериментирования (младший возраст)

1. Бусинки, пуговицы.

2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.

3. Пластиковые бутылочки разного размера.

4. Разноцветные прищепки и резинки.

5. Камешки разных размеров.

6. Винтики, гайки, шурупы.

7. Пробки.

8. Пух и перья.

10. Фотопленки.

11. Полиэтиленовые пакетики.

12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.

13. Спилы дерева.

14. Вата, синтепон.

15. Деревянные катушки.

16. Киндер-сюрпризы

17. Глина, песок.

18. Вода и пищевые красители.

19. Бумага разных сортов.

Содержание исследовательской деятельности детей (вторая младшая группа)

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)

Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.

Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.

Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).

3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).

4. О способах исследования объекта.

5. О предметном мире.

В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).

Перспективное планирование опытов и экспериментов

Сентябрь

1. «Узнаем, какая вода»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

2. «Игры с веерами и султанчиками»

Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.

3. «Поиграем с солнышком»

Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

4. «Свойства песка»

Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

Октябрь

1. «Чудесный мешочек»

Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.

2. «Поиграем с ветерком»

Цель: обнаружить движение воздуха в природе.

3. «Что в коробке»

Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

4. «Почему осенью бывает грязно»

Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

Ноябрь

1. «Волшебные дощечки»

Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

2. «Легкий - тяжелый»

Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

3. «Найди по звуку»

Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.

4. «Глина, ее качества и свойства»

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

Декабрь

1. «Горячо-холодно»

Цель: научить определять температуру веществ и предметов.

2. «Чудесный мешочек»

Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.

3. «Окрашивание воды»

Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

4. «Снег, какой он?»

Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

Январь

1. «Игры с соломинкой»

Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

2. «Снег. Какой он?»

Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

3. «Как из снега получить воду»

Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

4. «Как воду превратить в лед»

Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

Февраль

1. «Изготовление цветных льдинок»

Цель: познакомить с одним из свойств воды.

2. «Мороз и снег»

Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

3. «Свойства льда»

Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

4. «Ветер по морю гуляет»

Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

Март

1. «Плавает-тонет»

Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

2. «Бумага, ее качества и свойства»

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

3. «Посадка лука»

Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

4. «Поплывет не поплывет»

Цель: развивать представление о весе предметов.

Апрель

1. «Здравствуй, солнечный зайчик»

Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

2. «Веточка березы»

Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

3. «Древесина, ее качества и свойства»

Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

4. «Что в пакете»

Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.

Май

1. «Спрячь пуговку»

Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

2. «Пирожки для Мишки»

Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

3. «Сравнение песка, почвы и глины»

Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

4. «Ткань, ее качества и свойства»

Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Содержание исследовательской деятельности детей (средняя группа)

Способствовать установлению свойств и качеств воды, снега и льда, их сравнению. Дать представление о том, что некоторые вещества растворяются в воде; чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства воды (интенсивность окраски, вкус, запах). Подвести к пониманию того, что температура воды влияет на ее свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества, тем медленнее она замерзает). Раскрыть значение воды для жизни растений, животных и человека (среда обитания, без воды растения засыхают и гибнут. Вода нужна человеку для сохранения чистоты тела и жилья, для приготовления пищи и т.д.). Дать представление о разнообразии агрегатных состояний воды в природе (снег, иней, изморозь, град, дождь, туман и т.д.)

Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха внутри себя и вокруг. Подвести к пониманию значения воздуха и его температуры для жизни растений, животных и человека. Расширить представления о свойствах и качествах воздуха. Дать представление о том, что воздух занимает место, в разных условиях свойства воздуха не одинаковы, о некоторых условиях, в которых воздух становится неблагоприятным для дыхания (дым из трубы, душное помещение, пары ядовитых веществ и т.д.)

Показать на примерах, что такое атмосферное давление, свойства воздуха при изменении температуры, сжатии (теплый воздух легче холодного и поднимается вверх, при сжатии воздух занимает меньше места).Подвести к пониманию того, что свет происходит от источника, что освещенность зависит от силы света. Расширять представлениео разнообразии природных и рукотворных источников света (солнце, луна, светлячок, костер, свеча, лампа, фонарик). Объяснить значение света для жизни растений и животных. Познакомить с тем, как образуется тень. Побуждать к получению новых цветов и оттенков одного цвета разной насыщенности путем смешения двух красок. Дать представление о радуге, ее цветах и их последовательности. Познакомить с тем, как цвет может отражать эмоциональное состояние человека.

Создавать условия для формирования умения характеризовать предмет на основе определения цвета, формы, размера, веса, материала, назначения. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет (стекло, металл, резина, пластмасса). Развивать умение определять признак и свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твердость* хрупкость, прочность) Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности (дышу, питаюсь, пью, расту, передвигаюсь). Формировать представление о некоторых органах и системах строения человека (нос, язык, костномышечная, сердечно-сосудис- тая системы, кожный покров), о положительных и отрицательных влияниях на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. Раскрыть признаки неблагополучия в функционировании своего организма и возможности самостоятельного их устранения (чувство голода — поесть, устали глаза — сделать гимнастику для глаз или закрыть их и т.п.). Побуждать к определению особенностей своей внешности (комплекция, цвет и размер глаз, форма и размер носа, ушей, рта и пр.). Подготовить к пониманию своего сходства с родителями. Продолжать учить пользоваться различными инструментами (ножницами, стеками, лопатками) и материалами (бумагой, глиной, пластилином, коробочками, разным природным материалом, мягкой проволокой, нитками, песком, бумажным «тестом», тканями, соломкой, пробками, крышками, оболочками «киндер- ! сюрприза»)

Создавать условия для самостоятельного эстетического преобразования предметов: изменения цвета, формы, величины (например, коробочки для духов). Учить отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности.

Перспективное планирование опытов и экспериментов

Сентябрь

1. «У кого какие детки»

Цель: Выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения. ( Дыбина, с19)

2. «Как спрятаться бабочкам»

Цель: Найти особенности внешнего вида, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. ( Дыбина, с 27)

3. «Откуда берется голос»

Цель: Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи (Дыбина, с41).

4. «Умный нос»

Цель: Определить по запаху предметы, познакомиться с особенностями работы носа.  (Дыбина, с45).

Октябрь

1. «Мыльные пузыри»

Цель: Обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место. ( Дыбина, с31)

2. « Почему песок так хорошо сыплется»

Цель: Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. ( Дыбина, с32)

3. «Волшебный круг»

Цель: Продемонстрировать образование цветов: фиолетового, оранжевого, зеленого, двух оттенков синего. ( Дыбина, с37)

4. «Зачем Зайчику другая шубка»»

Цель: Выявить зависимость в жизни животных от изменений в неживой природе. ( Дыбина, с24).

Ноябрь

1. «Зачем утке и лягушке такие лапки»

Цель: Найти особенности внешнего вида животных , позволяющие приспособиться к условиям среды обитания. ( Дыбина, с25)

2. «Нужен ли зимой растениям снег»

Цель: Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе. ( Дыбина, с21)

3. «Загадочные пузырьки»

Цель: Обнаружить воздух в других предметах. ( Дыбина, с 43)

4. «Угадай-ка»

Цель: Понять что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. ( Дыбина, с39) .

Декабрь

  1. «Почему тает снег»

Цель: Установить зависимость изменений в природе от сезона. ( Дыбина, с 22)

2. «Неприятно дышать»

Цель: Познакомить с функцией носа.( Дыбина, с 44)

3. «Волшебная кисточка»

Цель: Учить получать оттенки красок  (Дыбина, с 36).

4. «Украшения для елочки»

Цель: Отражать  имеющиеся  представления в преобразующей деятельности, стремиться изменить окружающий мир. (Дыбина, с 49).

Январь

1. «Цветные льдинки»

Цель: Познакомить с 2 агрегатными состояниями воды: жидким и твердым. ( Дыбина, с28)

2. «Вода и снег»»

Цель: Сравнить свойства снега и воды, прозрачность, хрупкость, твердость.  (Дыбина, с 29)

3. «Теневой театр»

Цель: Познакомить с образованием тени от предметов.  (Дыбина, с 37).

4. «Металл и его качества»

Цель: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики.  (Дыбина, с 48).

Февраль

1. «Ветер»

Цель: Выявить изменения песка и глины при взаимодействии с водой и ветром. ( Дыбина, с 33)

2. «Где вода»

Цель: Определить что песок и глина по-разному впитывают воду. ( Дыбина, с 65)

3. «Свет вокруг нас»

Цель: Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному источнику. ( Дыбина, с35)

4. «Резина, ее свойства»

Цель: Узнавать вещи из резины, определять ее качества ( структура поверхности, толщина, плотность, упругость). ( Дыбина, с 48)

Март

1. «Где быстрее наступит весна»

Цель: Установить зависимость изменений в природе от сезона.  (Дыбина, с 22)

2. «Где будут первые проталины»

Цель: Установить связь наступления сезонных изменений с наступлением тепла.  (Дыбина, с23).

4. «Изготовление игрушек»

Цель: Учить преобразованию бросового материала. Развивать  конструкторских способностей, умения предвидеть результат.( Дыбина, с 52, 53)

Апрель

1. «Посадим дерево»

Цель: Закреплять свойства песка и глины. ( Дыбина, с33)

2. «Почему птицы могут летать»

Цель: Найти особенности внешнего вида птиц , позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. Дыбина, с 26

3. «Из чего птицы строят гнезда»

Цель: Выявить особенности жизни птиц весной. ( Дыбина, с 25)

4. «Морской бой»

Цель: Выявить что воздух легче воды. ( Дыбина, с32)

Май

1. «Кто живет в воде»

Цель: Найти особенности внешнего вида птиц, позволяющие приспособиться к окружающей среде. ( Дыбина, с 26)

2. «Мы – фокусники»

Цель: Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. ( Дыбина, с 39)

3. «Почему все звучит»

Цель: Подвести к пониманию откуда берется звук ( процесс колебания предметов). ( Дыбина, с40)

4. «Раскрасим радугу»

Цель: Формировать представление о механизме образования радуги. ( Дыбина, с 43)

Список использованной литературы

Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.

Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.

Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.

Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

«РЕБЕНОК В МИРЕ ПОИСКА»  Программа  под ред. Дыбиной О.В. ТЦ Сфера , 2009.

О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щитинина  « Неизведанное рядом», Москва, 2011.

УВАЖАЕМЫЕ  РОДИТЕЛИ!

ПРИГЛАШАЕМ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ КОРМУШЕК.

УВАЖАЕМЫЕ  РОДИТЕЛИ!

ПРЕДЛАГАЕМ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ИЗГОТОВЛЕНИИ ПОДЕЛОК  НА ТЕМУ

 « ЗИМУШКА - ЗИМА»

«Тема недели/ срок реализации»_ «Животные и птицы зимой

                                                          __ с         30.11. по04.12.______________

Цель: Знакомить детей  с изменениями  в жизни птиц и животных в зимний период (у кого какие шубки,  зимующие птицы)

Формировать заботливое отношение к животным, желание помогать птицам в зимний период.

Итоговое мероприятие: Акция "Накорми птиц зимой" (изготовление кормушек для птиц)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами: изготовление кормушек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...

Приказ № 234 "О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч"

О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год

Программа «Умелые мастера»  разработана на основании  программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...