Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами фольклора»
материал
Опыт работы по теме «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами фольклора»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 44.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
д/с №4 «Сказка» г. Малмыжа Кировской области
Опыт работы
Тема:
«Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами фольклора»
Музыкальный руководитель Феоктистова В.П.
2022г.
В наше время особо остро стоит задача формирования духовного мира человека, возрождение культурных традиций, поэтому так важно знакомить детей с культурой своего народа, народной музыкой, фольклором.
В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, по указу президента о проведении года культурного наследия, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей.
Актуальность темы моего опыта заключается в том, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по новому взглянуть на народные традиции, праздники. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку это воспитывает уважение, гордость за родную землю. Это отражено в программе духовно-нравственного воспитания и развития личности воспитанников. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
В своем опыте работы я опираюсь на духовно-нравственный потенциал народных традиций. Использую разнообразные формы работы: познавательные беседы, развлечения, праздники, посиделки.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества. Содержанием нравственного воспитания детей является воспитание любви к родной земле, народу, его культуре и языку. Воспитание гуманных чувств, доброжелательного отношения к людям, потребности оказывать им бескорыстную помощь. Формирование нравственных потребностей, осознанной дисциплины, ответственного отношения к своим обязанностям, коллективному и общественному труду. Воспитание скромности, честности и правдивости, чувства чести, стыда и собственного достоинства.
Над темой духовно - нравственного воспитания работа в детском саду ведется уже несколько лет, в соответствии с программой под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Одним из направлений работы детского сада является патриотическое воспитание (развитие) дошкольников, с выходом на инновацию использованием дополнительных сведений дошкольников о своей семье.
Поставлены следующие цели и задачи:
Цель: На основе фольклорного материала создать условия для развития у детей музыкальных способностей.
Задачи:
1. Знакомить детей с народной культурой, через фольклорные праздники.
2. Способствовать формированию познавательного интереса к народному творчеству у воспитанников ДОУ.
3. Воспитывать интерес и любовь у детей к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народному календарю. В начале работы по данной теме, был составлен план по самообразованию.
План по самообразованию
Содержание работы | Сроки выполнения | |
Изучить методическую, теоретическую, практическую литературу по теме: «Фольклор как средство развития музыкальных способностей дошкольников». «Приобщение детей к истокам русской народной праздничной культуры» О. Л. Князева, «Истоки», «Наследие», «Детский музыкальный фольклор» Л. И. Мельниковой, А. Н. Зиминой, методическое пособие «Народные праздники в детском саду» М. Б. Зацепиной, методические разработки Н. А. Бондаревой «Отечественные традиции», «Земледельческий календарь» | Сентябрь 2021г | |
Проведение праздника «Осенины» во всех возрастных группах. | Октябрь 2021г | |
Фольклорное развлечение в ср. группе «В гостях у Лесовушки». | Ноябрь 2021г. | |
Систематизировать накопленные материалы по теме: «Фольклор как средство развития музыкальных способностей дошкольников». Проведение праздника «Святки на Вятке» в ср., ст., под. группах. | Январь 2022г. | |
Публикация статьи о проведении праздника «Святки на Вятке» в районной газете «Сельская правда» . На сайте консультации для родителей: «Народные игры и забавы», «Пойте детям колыбельные», «Потешки для малышей», «Играем в народные игры», «О воспитании девочек и мальчиков в народных традициях». | Январь2022г. | |
Разработать занятия, развлечения, праздники, досуги по данной теме. На сайте консультации для педагогов ДО: «Хороводные песни, игры и танцы», «Роль хороводов в музыкальном развитии детей», «Игры звуками», «Влияние народного фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста». | Февраль 2022г. | |
Праздник «Масленица» во всех возрастных группах. | Март 2022г. | |
Составить картотеку потешек, пестушек, колыбельных песен. | Апрель 2018г. | |
Составить картотеку народных игр. | Май 2022г. |
Содержание плана предполагает усвоение дошкольниками
материала на основе их собственного опыта и явлений окружающей жизни, но при этом требует от педагога определённой информированности в вопросах устного народного творчества.
Работа по данной теме направлена на выполнение задач стандарта дошкольного образования и охватывает все виды деятельности:
- духовно – нравственное и патриотическое развитие в музыкальной и театрализованной деятельности;
- развитие представлений о человеке в истории и культуре страны;
-развитие экологической культуры детей;
- развитие в изобразительной и конструктивной деятельности;
- физическое развитие и здоровье;
- речевое развитие ребёнка
Работа с детьми не требует дополнительных временных затрат, т.к. планируется в рамках занятий, развлечений, прогулок, которые традиционно проводятся в детском саду.
Технология опыта. Методы, приемы воспитания и обучения.
Подготовительный этап
- анализ и подбор научно - методической литературы;
- создание предметно - развивающей среды;
- подбор музыкально - игрового, литературного, художественного материала;
- выявление уровня музыкального развития детей.
Практический этап
Народное искусство, многофункционально и одна из его функций - воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые стараюсь реализовать в полной мере на занятиях, праздниках, развлечениях. Разработана система мероприятий, которая включает следующие блоки:
- работа с педагогами
- работа с родителями
- работа с детьми
Работа с педагогами ДО
Работу по успешной реализации поставленных задач трудно осуществить без взаимодействия с воспитателями. Решать поставленные задачи позволяют следующие формы совместной деятельности: проектная деятельность с воспитателями групп, были совместно разработаны и реализованы проекты: «Потешки для малышей», «Веселые пальчики», индивидуальные и групповые консультации, практикумы, совместные праздники и развлечения, подбор тематического фольклорного материала на режимные моменты. Разработан план развлечений на каждый месяц для каждой возрастной группы, совместно проводятся комплексные занятия по ознакомлению детей с русским народным творчеством. Оборудованы музыкальные уголки для самостоятельной, театрализованной деятельности и свободного музицирования детей.
Проведены консультации для педагогов: «Хороводные песни, игры и танцы: традиции и современность», «Роль хороводов в музыкальном развитии детей», «Игры звуками», «Влияние народного фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста» и т.д.
Взаимодействие с семьей проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада: проводятся праздники совместно с родителями, практические мастерские по изготовлению костюмов и атрибутов для развлечений и праздников; размещаю консультации - «Народные игры и забавы», «Пойте детям колыбельные», «Потешки для малышей», «Играем в народные игры», «О воспитании девочек и мальчиков в народных традициях», «Ладушки-ладушки», и т.п. Взаимодействие осуществляется через информационный стенд для родителей.
Работа с детьми ведется по двум направлениям:
- Непрерывная образовательная деятельность
- Фольклорные праздники и развлечения
Использую в работе следующие методы:
- Наглядный
- Словесный
- Наблюдение
- Анализ
Приемы, используемые в работе:
- Побуждения
- Предложения
- Совместного поиска
- Помощи
Основной формой систематического образования детей дошкольного возраста является непрерывная образовательная деятельность. Элементы народного фольклора включаю во все виды музыкальной деятельности, потому что произведения народного фольклора бесценны, они поучительны чистотой и непосредственностью, несут в себе к тому же огромный воспитательный заряд. За время работы в детском саду я заметила необычайный интерес детей к русскому искусству, русскому фольклору. Он наиболее привлекателен для дошкольников своими яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции. Именно музыкальный фольклор служит средством формирования мировоззрения ребёнка в целом, развивает образное мышление, а развитие музыкальных способностей происходит в занимательной и увлекательной игровой форме. В процессе игры ребёнок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Всё это говорит о том, что музыкальный фольклор должен стать одной из основ музыкального репертуара в детском саду. Поэтому поставила перед собой задачу – развивать музыкальные способности дошкольников средствами фольклора.
Опираясь на исследования Б.М. Теплова, музыкальные способности можно определить, как индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся условием успешного выполнения различных видов музыкальной деятельности.
В перечень музыкальных способностей детей включены и такие способности как музыкальная память, исполнительские способности (согласованность движений в ритмике, при игре на музыкальных инструментах, владение исполнительскими средствами), творческие способности т.е. индивидуальное своеобразие в замыслах, фантазия, воображение и т.д.
Целенаправленную работу по развитию музыкальных способностей детей через народный фольклор начинаю с раннего возраста. Ребёнок откликается на потешки, приговорки, попевки, пестушки, колыбельные песенки. Роль этих малых форм трудно переоценить: вслушиваясь в их слова потешек малыш начинает хлопать в ладоши, притопывать, приплясывать, двигаться в такт произносимому тексту. Народные попевки, игры, хороводы самый подходящий материал для занятий с детьми, т.к. их мелодии просты и доступны дошкольникам.
Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить. Такие процессы в жизни малыша, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо. С раннего детства ребенок откликается на потешки, приговорки, напевки. Трудно переоценить их воспитательное значение.
Разыгрывание потешки, в которой слышится имя ребенка, побуждает к большему осмыслению содержания, например потешка «Пошел котик на торжок».
В потешках, в которых имеется звукоподражание голоса животных, и конкретно, описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому. Потешки: «Петушок», «Наши гуси».
Когда дети слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее, у них снижается агрессивность. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Хорошо помогает переключение внимания во время тяжелого расставания с родителями на яркую игрушку, сопровождая движения игрушки чтением потешки.
Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т.п. Сопровождаемые припевками и приговорками, эти процессы становятся для ребенка более интересными.
Потешки можно обыгрывать разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, использовать пальчиковый театр, куклы би-ба-бо, шапочки, маски различных персонажей. Таким образом дети быстрее запоминают потешки. Также дети учатся сами обыгрывать их: двигаться, как лисичка, говорить, как медведь, в зависимости от того, о ком потешка.
Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить.
Пестушки (от слова «пестовать» – воспитывать) – короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок учиться ходить, говорят (а малыши в детском саду напевают):
Большие ноги шли по дороге:
Топ, топ, топ, топ, топ, топ.
Пестушка сопровождает физические процедуры, необходимые ребенку, помогает ребенку научиться управлять своим телом, заботиться о нем.
В средней группе усложняю задачи по слушанию и воспроизведению фольклора. Знакомство детей с различными жанрами устного народного творчества: с народными песнями, хороводами, танцами. Дети уже владеют простейшими танцевальными движениями русской пляски:, таких танцевальных элементов народных хороводов, плясок как «ковырялочка», «моталочка», «гармошечка», «припадание», «верёвочка», полуприседания и др. Очень помогают в разучивании танцевальных элементов народных плясок определенные подговорочки.
Использование малых фольклорных форм в режимных моментах и в различных видах организованной деятельности.
Дидактические, пальчиковые игры; игровые упражнения на развитие образных жестов и движений, интонационной выразительности.
Знакомство с народными играми. Игры-драматизации, где дети учатся драматизировать не только сказки, но и обыгрывать потешки, небылицы.
Знакомлю детей с народным костюмом. Совместная работа с детьми по изготовлению элементов костюмов, шапочек, атрибутов к играм-драматизациям.
Дети уже с большим интересом относятся к народным праздникам, развлечениям, народным гуляниям.
С детьми старшего возраста разучиваю более сложные песни, пляски, хороводы. Перед разучиванием песен исполняем знакомые народные попевки в различных тональностях. Используем такие приёмы: прошу детей движением руки показать направление движения мелодии, передать ритмический рисунок мелодии на детских музыкальных инструментах (бубен, бубенцы, ложки), пение в разных тональностях. Вызывает интерес детей пение со звучащими жестами (хлопки, шлепки по коленям, притопы, прихлопы, различные движения по тексту).
Продолжаю развивать у детей навык инсценирования песен. Народные песни исполняем соло, хором, с приплясом, в хороводе, в сопровождении народных инструментов. Исполняя песню по ролям у детей развиваются воображение, творческие и актерские способности. Участие детей в драматизациях русских сказок также способствует развитию музыкальных, творческих способностей. Удачно прошли инсценировки сказок: «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь», «Царевна – лягушка», «Как мужик корову продавал», «Морозко» и др.
К подготовительной группе дети уже имеют багаж знаний народного фольклора: поговорок, пословиц, потешек, в которых метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Продолжаем знакомиться с новыми жанрами русской песни: это частушки, которые учат детей понимать народный юмор; лирические песни, отражающие жизнь человека, его горести и радости, а также трудовые песни, которые воспитывают в детях уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Со старшими дошкольниками повторяем знакомый репертуар. Цикличность в прослушивании одних и тех же музыкальных произведений позволяет детям глубже постигать язык музыки, открывать для себя её новый смысл.
Для развития чувства ритма, разучивания и закрепления плясовых движений, использую подговорки – это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название.
Например: «Ковырялочка»
Ребята, я хочу вам показать,
Вы попробуйте за мною
Все движенья повторять!»
Уникальный материал для развития основных музыкальных способностей – игры, хороводы. Они дают возможность детям проявлять свои эмоции, способствуют развитию у них чувства ритма, познавательных интересов, воспитанию волевых и нравственных качеств личности. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
На занятиях использую народные игры. Детям очень нравятся такие русские народные игры: «Жмурка», «Золотые ворота», «Ручеёк», «Воротики», «Гори, гори ясно», «Заря-заряница», «Займи место» и др. Народные игры доступны и понятны для детей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.
Также музыкально – фольклорные игры развивают творческое воображение, вызывают стремление к деятельности, формируют внутренний духовный мир ребенка и побуждают к творчеству. Одновременно с разучиванием хороводных игр дети осваивают новые считалки. Дошкольники используют считалки в хороводных и подвижных играх как сюрпризы для остальных, а ребёнок, знающий свою считалку, выступает в роли обучающего. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки, которые делают игру более интересной, обогащают её содержание.
Считалки – это истории, придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого, распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки. Чаще всего считалки используются для проведения подвижных игр.
Например «На золотом крыльце сидели», «Вышел месяц из тумана».
В своей работе использую речевое музицирование. В речевых играх текст дети поют или проговаривают хором, соло или дуэтом. К звучанию добавляю музыкальные инструменты, звучащие жесты, движения. Использование речевых упражнений, помогает развивать чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию. Для этого подбираю небольшие стихи, потешки, прибаутки: «Ай, гу-гу», «Ехал Ваня», «Где вы Машу видели?»
Огромную радость детям дошкольного возраста доставляет игра на музыкальных инструментах. Музицирование помогает развивать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Знакомство с инструментами начинаем с младшей группы. Чаще использую ударно-шумовые инструменты со звуками неопределённой высоты: бубны, погремушки, треугольники, колокольчики, бубенцы, ложки, барабан. Эти незатейливые инструменты в руках малышей становятся волшебными, оживают и обретают свой голос.
Наиболее полно музыкальные способности проявляются при участии детей в календарных обрядовых праздниках и развлечениях с элементами фольклора, в сценарий которых включаем ранее выученные песни, пляски, хороводы, игру на музыкальных инструментах, а также драматизации русских народных сказок. Фольклорные праздники, которые проводятся в детском саду - это яркая образная игра, где обыденное превращается в сказочное, где действие сопровождается нарядными костюмами, играми, песнями, частушками, скороговорками, закличками, считалками, столь близкими детскому восприятию. Согласно региональному компоненту и образовательной программы нашего ДОУ проводятся такие праздники как «Осенины», «Посиделки», «Святки на Вятке», «Масленица», «Встреча Весны», «Праздник русской берёзки», «Длинная коса – девичья краса» и другие.
Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, дети получают возможность познакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается. Профессор И.М. Снегирев писал, что народные праздники, со всеми относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни. В народных праздниках есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предание и сказание, но есть и сокрытые истории, которые можно при желании увидеть.
Народный праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе фольклорного материала и, как следствие, формирования у них предпосылок ценностного отношения к культуре родного края.
Результативность работы по развитию музыкальных способностей детей на основе народного фольклора подтверждается наличием заметной положительной динамики.
Основными критериями результативности являются:
- Проявление у ребенка познавательного интереса к культуре и истории русского народа. Дети стали чаще задавать познавательные вопросы: почему?, зачем?, как?
- Дети овладели элементарными навыками использования информации для реализации своих познавательных интересов и потребностей.
- Активно участвуют в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках.
- Умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему русского народного творчества.
Опираясь на вышеперечисленные критерии, проведя диагностику по устному народному творчеству, отметила положительные результаты в развитии познавательной деятельности дошкольников возросло количество детей с высокой степенью развитости по устному народному творчеству с 40% до 66%, расширены представления о ценности народной музыкальной культуры в духовном мире человека через народные танцы, в которых дети черпают русские нравы и обычаи и русский дух свободы творчества, хороводы, песенное творчество.
В работе по данной теме использую проектную деятельность, с целью создать условия для совместной деятельности взрослых и детей по развитию ритмического слуха и навыка ритмически слаженного пения средствами фольклора у детей младшего возраста.
Во второй младшей группе был реализован краткосрочный проект «Потешки для малышей» совместно с воспитателем группы. В работе над проектом использовались разнообразные формы музыкально – игровой деятельности: пляска, пение, пальчиковые и подвижные игры, но главная роль принадлежала музыкально – логоритмическим играм: «Петушок», «Мишка косолапый» и др. В результате повышение эмоциональной отзывчивости детей, заинтересованность игровым процессом, овладение новыми словами, улучшение диагностических показателей по таким видам деятельности, как музыкально – ритмические движения и пение.
В первой младшей группе реализуется проект «Веселые пальчики». С целью создать условия для совместной деятельности взрослых и детей в процессе развитие речи у детей раннего возраста, посредством пальчиковых игр, а так же сенсомоторной деятельности, музыкальных и дидактических игр на основе фольклора.
В заключении хочется сказать, что проделанная работа показала, что фольклор является не только действенным средством воспитания духовности и нравственности у детей дошкольного возраста, но и положительно влияет на развитие их музыкальных способностей. Дети стали более активными, эмоциональными, проявляют интерес к русской народной музыке. Перспективу своей работы вижу в применении современных инновационных технологий. Это - технологии проектной деятельности и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Данные технологии являются важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей.
Информационно-коммуникационная технология также позволяет приобщить детей к народному музыкальному наследию, привить знания о жанрах музыкального фольклора, народных музыкальных инструментах, народных традициях, праздниках, но более в увлекательной форме. ИКТ выполняет функцию наглядных ресурсов и позволяет детям более ярко и эмоционально воспринять новые знания о предмете. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. Использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяют вызвать активный познавательный интерес у детей к народному фольклору.
Закончить выступление хочется такими словами:
Если ребёнок родился и рос
На родной стороне, среди русских берез.
Слышал русские песни, колядки справлял,
Со светлым праздником Пасхи родных поздравлял.
Был воспитан в труде, милосердье, добре.
В уважении к старшим, родным и Земле.
Эту заповедь предков в душе сбережет.
Только радость и счастье с собой принесёт.
Используемая литература:
- Василенко В. С. Детский фольклор, М. : Высшая школа, 2010 г.
- Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду, СПб. : Детство-Пресс, 2010 г.
- Герасимова 3. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2..
- Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития. М., 2001.
- Жуковская Р. И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., 1985.
- Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации государственной программы«Патриотичекое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы.» М., 2003.
- Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина...: Практическое пособие для работников ДОУ. М., 2003.
- Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.
- Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1998.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы». М., 2004.
- Мирясова В.И., Коноваленко С.В. Родная природа в стихах и загадках. М., 2001.
- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
- Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. М., 2002
- Рылеева Е. Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей. М., 1998.
- Руднева Т.И., Никулина Е.Б., Колесникова Н.Б., Баганова П.А. Нравственное развитие личности. Самара, 2002.
- Бочтарева Г.В., Бурлакова Т.Н., Бережная Г.Г. Дошкольникам о Кубанском фольклоре. Краснодар, 2006.
- Григорий Пономаренко. Я обязательно вернусь… / Сост. В. Журавлева-Пономаренко. Краснодар, 1997
- Ищук В.В., Нагибина М.И. Подарите детям праздник. В 3 т. Народные праздники. Домашние праздники. Календарные праздник. Ярославль, 2000.
- Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. – М., 2006.
- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М. 2000. с. 103 .с. 106. с. 112.
- Кондратьева И.В., Крохтер Л.А., Маркова В.А., Мокшанова В.К. Кружева из талаша. Краснодар, 2005.
- Куприна Н.Г. Народная педагогика в современном дошкольном воспитании. М., 2008.
- Лотышев И.П. Путешествие по родному краю. Учебник для 3-4 классов. Краснодар, 2007.
- Маркова В.А., Данилина Л.М., Прасолова З.Г. Воспитание у дошкольника любви к малой Родине. Краснодар, 2007.
- Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. М. 2009.
- Мирук М. В., Науменко Т.А. Введение в историю Кубани. Краснодар, 2004.
- Народные подвижные игры. Дошкольное воспитание № 6 1990, стр.28.
- Натарова В.И., Карпухина Н.И. и др. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Воронеж, 2005.
- Усова А. П. Русское народное творчество в д/саду. М. 1998.
- Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2. М. 1985. с. 12. с. 34. с. 368. с. 431
- Фесюкова Л. В. Воспитание сказкой. 1998. с. 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки"
Данный опыт работы содержит информацию о том, как воспитывать и прививать лучшие человеческие качества на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях. ...
"Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами фольклора"
Презентация опыта работы...
ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА
В русском фольклоре адресованные детям потешки, прибаутки, песенки звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.Цель их – развитие духовно-нравственных качеств л...
Мастер - класс на тему "Развитие духовно - нравственных качеств дошкольника средствами фольклора"
Русский народный фольклор отличается уникальной самобытностью и многообразием. В простых и мудрых выражениях народного творчества собраны мысли о справедливости, отношениях к работе и людям, о героизм...
Педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
Педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"...
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами фольклора »
Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т. д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает...
Педагогический опыт по теме: Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы
Педагогический опыт по теме:Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы...