Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами фольклора»
материал

Феоктистова Валентина Петровна

 Опыт работы по теме «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами фольклора»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx44.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

д/с №4 «Сказка» г. Малмыжа Кировской области

Опыт работы

     Тема:

«Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами фольклора»

Музыкальный руководитель Феоктистова В.П.

2022г.

        В наше время особо остро стоит задача формирования духовного мира человека, возрождение культурных традиций, поэтому так важно знакомить детей с культурой своего народа, народной музыкой, фольклором.

           В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, по указу президента о проведении года культурного наследия, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей.

          Актуальность темы моего опыта заключается в том, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по новому взглянуть на народные традиции, праздники. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку это воспитывает уважение, гордость за родную землю. Это отражено в программе духовно-нравственного воспитания и развития личности воспитанников. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. 
В своем опыте работы я опираюсь на духовно-нравственный потенциал народных традиций. Использую разнообразные формы работы: познавательные беседы, развлечения, праздники, посиделки.

     Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества.   Федеральный Государственный  Образовательный Стандарт дошкольного образования предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

       Процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

      Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества. Содержанием нравственного воспитания детей является воспитание любви к родной земле, народу, его культуре и языку. Воспитание гуманных чувств, доброжелательного отношения к людям, потребности оказывать им бескорыстную помощь. Формирование нравственных потребностей, осознанной дисциплины, ответственного отношения к своим обязанностям, коллективному и общественному труду. Воспитание скромности, честности и правдивости, чувства чести, стыда и собственного достоинства.

       Над темой духовно -  нравственного воспитания работа в детском саду ведется уже несколько лет, в соответствии с программой под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Одним из направлений работы детского сада является патриотическое воспитание (развитие) дошкольников, с выходом на инновацию   использованием дополнительных сведений дошкольников о  своей семье.

                 Поставлены следующие цели и задачи:

Цель: На основе фольклорного материала создать условия для развития у детей музыкальных способностей.

Задачи:
1. Знакомить детей с народной культурой, через фольклорные праздники.
2. Способствовать формированию познавательного интереса к народному творчеству у воспитанников ДОУ.
3. Воспитывать интерес и любовь у детей к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народному календарю.  В начале работы по данной теме, был составлен   план по самообразованию.

                                        План по самообразованию

  Содержание работы

Сроки выполнения

Изучить методическую, теоретическую, практическую литературу по теме: «Фольклор как средство развития музыкальных способностей дошкольников». «Приобщение детей к истокам русской народной праздничной культуры» О. Л. Князева, «Истоки», «Наследие», «Детский музыкальный фольклор» Л. И. Мельниковой, А. Н. Зиминой, методическое пособие «Народные праздники в детском саду» М. Б. Зацепиной, методические разработки Н. А. Бондаревой «Отечественные традиции», «Земледельческий календарь»

Сентябрь 2021г

Проведение праздника «Осенины»

во всех возрастных группах.

Октябрь 2021г

Фольклорное развлечение в ср. группе

«В гостях у Лесовушки».

Ноябрь 2021г.

Систематизировать накопленные материалы по теме: «Фольклор как средство развития музыкальных способностей дошкольников».

Проведение праздника «Святки на Вятке»

 в ср., ст., под. группах.

Январь 2022г.

Публикация статьи о проведении праздника

 «Святки на Вятке» в районной газете «Сельская правда» .

 На сайте консультации для родителей:

«Народные игры и забавы», «Пойте детям колыбельные», «Потешки для малышей», «Играем в народные игры», «О воспитании девочек и мальчиков в народных традициях».

Январь2022г.

Разработать занятия, развлечения, праздники, досуги

по данной теме.

На сайте консультации для педагогов ДО:

«Хороводные песни, игры и танцы», «Роль хороводов в музыкальном развитии детей», «Игры звуками»,

 «Влияние  народного фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста».

Февраль 2022г.

Праздник «Масленица» во всех возрастных группах.

Март 2022г.

Составить картотеку потешек, пестушек,

 колыбельных песен.

Апрель 2018г.

Составить картотеку народных игр.

Май 2022г.

          Содержание плана  предполагает  усвоение  дошкольниками  

материала  на  основе  их  собственного  опыта  и  явлений  окружающей  жизни, но  при  этом  требует  от  педагога определённой информированности  в  вопросах  устного народного творчества.

Работа по данной теме    направлена  на выполнение  задач  стандарта  дошкольного  образования и охватывает все виды деятельности:

- духовно – нравственное и патриотическое развитие  в  музыкальной  и  театрализованной  деятельности;

- развитие  представлений  о  человеке  в  истории  и  культуре страны;

-развитие  экологической  культуры  детей;

- развитие  в изобразительной  и  конструктивной  деятельности;

- физическое  развитие  и  здоровье;

- речевое  развитие  ребёнка  

Работа  с  детьми   не требует  дополнительных  временных  затрат,  т.к.  планируется  в  рамках  занятий,  развлечений, прогулок, которые  традиционно  проводятся  в  детском  саду.

Технология опыта. Методы, приемы воспитания и обучения.

Подготовительный этап

  • анализ и подбор научно - методической литературы;
  • создание предметно - развивающей среды;
  • подбор музыкально - игрового, литературного, художественного материала;
  • выявление уровня музыкального развития детей.

Практический этап                        

              Народное искусство, многофункционально и одна из его функций - воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые стараюсь реализовать в полной мере на занятиях, праздниках, развлечениях. Разработана система мероприятий, которая включает следующие блоки:

  • работа с педагогами
  • работа с родителями
  • работа с детьми

 

Работа с педагогами ДО  

             Работу по успешной реализации поставленных задач трудно осуществить без взаимодействия с воспитателями. Решать поставленные задачи позволяют следующие формы совместной деятельности: проектная деятельность с воспитателями групп, были совместно разработаны и реализованы проекты: «Потешки для малышей», «Веселые пальчики», индивидуальные и групповые консультации, практикумы, совместные праздники и развлечения, подбор тематического фольклорного материала на режимные моменты. Разработан план развлечений на каждый месяц для каждой возрастной группы, совместно проводятся комплексные занятия по ознакомлению детей с русским народным творчеством. Оборудованы музыкальные уголки для самостоятельной, театрализованной деятельности и свободного музицирования детей.

Проведены консультации для педагогов: «Хороводные песни, игры и танцы: традиции и современность», «Роль хороводов в музыкальном развитии детей», «Игры звуками», «Влияние народного фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста» и т.д.

            Взаимодействие с семьей проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада: проводятся праздники совместно с родителями, практические мастерские по  изготовлению костюмов и атрибутов для развлечений и праздников; размещаю консультации -  «Народные игры и забавы», «Пойте детям колыбельные», «Потешки для малышей», «Играем в народные игры», «О воспитании девочек и мальчиков в народных традициях», «Ладушки-ладушки», и т.п. Взаимодействие осуществляется через информационный стенд для родителей.

Работа с детьми ведется по двум направлениям:

  • Непрерывная образовательная деятельность
  • Фольклорные праздники и развлечения

Использую в работе следующие методы:

  • Наглядный
  • Словесный
  • Наблюдение
  • Анализ

Приемы, используемые в работе:

  • Побуждения
  • Предложения
  • Совместного поиска
  • Помощи

         Основной формой систематического образования детей дошкольного возраста является непрерывная образовательная деятельность. Элементы народного фольклора  включаю во все виды музыкальной деятельности, потому что произведения народного фольклора бесценны, они поучительны чистотой и непосредственностью, несут в себе к тому же огромный воспитательный заряд. За время работы в детском саду я заметила необычайный интерес детей к русскому искусству, русскому фольклору. Он наиболее привлекателен для дошкольников своими яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции. Именно музыкальный фольклор служит средством формирования мировоззрения ребёнка в целом, развивает образное мышление, а развитие музыкальных способностей происходит в занимательной и увлекательной игровой форме. В процессе игры ребёнок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Всё это говорит о том, что музыкальный фольклор должен стать одной из основ музыкального репертуара в детском саду. Поэтому поставила перед собой задачу – развивать музыкальные способности дошкольников средствами фольклора.

Опираясь на  исследования Б.М. Теплова, музыкальные способности можно определить, как индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся условием успешного выполнения различных видов музыкальной деятельности.

В перечень музыкальных способностей детей включены и такие способности как музыкальная память, исполнительские способности (согласованность движений в ритмике, при игре на музыкальных инструментах, владение исполнительскими средствами), творческие способности т.е. индивидуальное своеобразие в замыслах, фантазия, воображение и т.д.

Целенаправленную работу по развитию музыкальных способностей детей через народный фольклор начинаю с раннего возраста. Ребёнок откликается на потешки, приговорки, попевки, пестушки, колыбельные песенки. Роль этих малых форм трудно переоценить: вслушиваясь в их слова потешек малыш начинает хлопать в ладоши, притопывать, приплясывать, двигаться в такт произносимому тексту. Народные попевки, игры, хороводы самый подходящий материал для занятий с детьми, т.к. их мелодии просты и доступны дошкольникам.

 Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить. Такие процессы в жизни малыша, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо. С раннего детства ребенок откликается на потешки, приговорки, напевки. Трудно переоценить их воспитательное значение.

         Разыгрывание потешки, в которой слышится имя ребенка, побуждает к большему осмыслению содержания, например потешка «Пошел котик на торжок».

         В потешках, в которых имеется звукоподражание голоса животных, и конкретно, описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому. Потешки: «Петушок», «Наши гуси».

          Когда дети слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее, у них снижается агрессивность. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Хорошо помогает переключение внимания во время тяжелого расставания с родителями на яркую игрушку, сопровождая движения игрушки чтением потешки.

        Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т.п. Сопровождаемые припевками и приговорками, эти процессы становятся для ребенка более интересными.

            Потешки можно обыгрывать разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, использовать пальчиковый театр, куклы би-ба-бо, шапочки, маски различных персонажей. Таким образом дети быстрее запоминают потешки. Также дети учатся сами обыгрывать их: двигаться, как лисичка, говорить, как медведь, в зависимости от того, о ком потешка.

Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить.    

           Пестушки (от слова «пестовать» – воспитывать) – короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок учиться ходить, говорят (а малыши в детском саду напевают):

Большие ноги шли по дороге:
Топ, топ, топ, топ, топ, топ.
             Пестушка сопровождает физические процедуры, необходимые ребенку, помогает ребенку научиться управлять своим телом, заботиться о нем.

         В средней группе        усложняю задачи по слушанию и воспроизведению фольклора. Знакомство детей с различными жанрами устного народного творчества: с народными песнями, хороводами, танцами. Дети уже владеют простейшими танцевальными движениями русской пляски:, таких танцевальных элементов народных хороводов, плясок как «ковырялочка», «моталочка», «гармошечка», «припадание», «верёвочка», полуприседания и др. Очень помогают в разучивании танцевальных элементов народных плясок определенные подговорочки. 

Использование малых фольклорных форм в режимных моментах и в различных видах организованной деятельности.

Дидактические, пальчиковые игры; игровые упражнения на развитие образных жестов и движений, интонационной  выразительности.

Знакомство с народными играми. Игры-драматизации, где дети учатся драматизировать не только сказки, но и обыгрывать потешки, небылицы.

Знакомлю детей с народным костюмом. Совместная работа с детьми по изготовлению элементов костюмов, шапочек, атрибутов к играм-драматизациям.

Дети уже с большим интересом относятся к народным праздникам, развлечениям, народным гуляниям.

         С детьми старшего возраста разучиваю более сложные песни, пляски, хороводы. Перед разучиванием песен исполняем знакомые народные попевки в различных тональностях.  Используем такие приёмы: прошу детей движением руки показать направление движения мелодии, передать ритмический рисунок мелодии на детских музыкальных инструментах (бубен, бубенцы, ложки), пение в разных тональностях. Вызывает интерес детей пение со звучащими жестами (хлопки, шлепки по коленям, притопы, прихлопы, различные движения по тексту).

           Продолжаю развивать у детей навык инсценирования песен. Народные песни исполняем соло, хором, с приплясом, в хороводе, в сопровождении народных инструментов. Исполняя песню по ролям у детей развиваются воображение, творческие и актерские способности. Участие детей в драматизациях русских сказок также способствует развитию музыкальных, творческих способностей. Удачно прошли инсценировки сказок: «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь», «Царевна – лягушка», «Как мужик корову продавал», «Морозко» и др.

        К подготовительной группе дети уже имеют багаж знаний народного фольклора: поговорок, пословиц, потешек, в которых метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

        Продолжаем знакомиться  с новыми жанрами русской песни: это частушки, которые учат детей понимать народный юмор; лирические песни, отражающие жизнь человека, его горести и радости, а также трудовые песни, которые воспитывают в детях уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Со старшими дошкольниками повторяем знакомый  репертуар. Цикличность в прослушивании одних и тех же музыкальных произведений позволяет детям глубже постигать язык музыки, открывать для себя её новый смысл.

Для развития чувства ритма, разучивания и закрепления плясовых движений, использую подговорки – это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название.

Например:   «Ковырялочка»

                     Ребята, я хочу вам показать,

                     Вы попробуйте за мною

                     Все движенья повторять!»

       Уникальный материал для развития основных музыкальных способностей – игры, хороводы. Они дают возможность детям проявлять свои эмоции, способствуют развитию у них чувства ритма, познавательных интересов, воспитанию волевых и нравственных качеств личности. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

         На занятиях использую народные  игры. Детям очень нравятся такие русские народные игры: «Жмурка», «Золотые ворота», «Ручеёк», «Воротики», «Гори, гори ясно», «Заря-заряница», «Займи место» и др.  Народные игры доступны и понятны для детей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.

Также музыкально – фольклорные игры развивают творческое воображение, вызывают стремление к деятельности, формируют внутренний духовный мир ребенка и побуждают к творчеству. Одновременно с разучиванием хороводных игр дети осваивают новые считалки. Дошкольники используют считалки в хороводных и подвижных играх как сюрпризы для остальных, а ребёнок, знающий свою считалку, выступает в роли обучающего. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки, которые делают игру более интересной, обогащают её содержание. 

       Считалки – это истории, придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого, распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки. Чаще всего считалки используются для проведения подвижных игр.

Например  «На золотом крыльце сидели», «Вышел месяц из тумана».

В своей работе использую речевое музицирование. В речевых играх текст дети поют или проговаривают хором, соло или дуэтом. К звучанию добавляю музыкальные инструменты, звучащие жесты, движения. Использование речевых упражнений, помогает развивать чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию. Для этого подбираю небольшие стихи, потешки, прибаутки: «Ай, гу-гу», «Ехал Ваня», «Где вы Машу видели?»

           Огромную радость детям дошкольного возраста доставляет игра на музыкальных инструментах. Музицирование помогает развивать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Знакомство с инструментами начинаем с младшей группы. Чаще использую ударно-шумовые инструменты со звуками неопределённой высоты: бубны, погремушки, треугольники, колокольчики, бубенцы, ложки, барабан. Эти незатейливые инструменты в руках малышей становятся волшебными, оживают и обретают свой голос.

Наиболее полно музыкальные способности проявляются при участии детей в календарных обрядовых праздниках и развлечениях с элементами фольклора, в сценарий которых включаем ранее выученные песни, пляски, хороводы, игру на музыкальных инструментах, а также драматизации русских народных сказок. Фольклорные праздники, которые проводятся в детском саду - это яркая образная игра, где обыденное превращается в сказочное, где действие сопровождается нарядными костюмами, играми, песнями, частушками, скороговорками, закличками, считалками, столь близкими детскому восприятию. Согласно региональному компоненту и образовательной программы нашего ДОУ проводятся  такие праздники как «Осенины», «Посиделки», «Святки на Вятке», «Масленица», «Встреча Весны», «Праздник русской берёзки», «Длинная коса – девичья краса» и другие.

Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, дети получают возможность познакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается. Профессор И.М. Снегирев писал, что народные праздники, со всеми относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни. В народных праздниках есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предание и сказание, но есть и сокрытые истории, которые можно при желании увидеть.

Народный праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».

    Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе фольклорного материала и, как следствие, формирования у них предпосылок ценностного отношения к культуре родного края.

      Результативность работы по развитию музыкальных способностей детей на основе народного фольклора подтверждается наличием заметной положительной динамики. 

Основными критериями результативности являются:

  1. Проявление у ребенка познавательного интереса к культуре и истории русского народа. Дети стали чаще задавать познавательные вопросы: почему?, зачем?, как?
  2. Дети овладели элементарными навыками использования информации для реализации своих познавательных интересов и потребностей.
  3. Активно участвуют в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках.
  4. Умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему русского народного творчества.

          Опираясь на вышеперечисленные критерии, проведя диагностику по устному народному творчеству, отметила положительные результаты в развитии познавательной деятельности дошкольников возросло количество детей с высокой степенью развитости по устному народному творчеству с 40% до 66%, расширены представления о ценности народной музыкальной культуры в духовном мире человека через народные танцы, в которых дети черпают русские нравы и обычаи и русский дух свободы творчества, хороводы, песенное творчество.

В работе по данной теме использую проектную деятельность, с целью создать условия для совместной деятельности взрослых и детей по развитию ритмического слуха и навыка ритмически слаженного пения  средствами фольклора у детей младшего возраста.

         Во второй младшей группе был реализован краткосрочный проект «Потешки для малышей» совместно с воспитателем группы. В работе над проектом использовались разнообразные формы музыкально – игровой деятельности: пляска, пение, пальчиковые и подвижные игры, но главная роль принадлежала музыкально – логоритмическим играм: «Петушок», «Мишка косолапый» и др. В результате повышение эмоциональной отзывчивости детей, заинтересованность игровым процессом, овладение новыми словами, улучшение диагностических показателей по таким видам деятельности, как музыкально – ритмические движения и пение.

         В первой младшей группе реализуется проект «Веселые пальчики».  С целью  создать условия для совместной деятельности взрослых и детей в процессе развитие речи у детей раннего возраста, посредством пальчиковых игр, а так же сенсомоторной деятельности, музыкальных и дидактических игр на основе фольклора.

       В заключении хочется сказать, что проделанная работа показала, что фольклор является не только действенным средством воспитания духовности и нравственности у детей дошкольного возраста, но и положительно влияет на развитие их музыкальных способностей. Дети стали более активными, эмоциональными, проявляют интерес к русской народной музыке. Перспективу своей работы вижу  в применении современных инновационных технологий. Это - технологии проектной деятельности и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Данные технологии являются важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей.

       Информационно-коммуникационная технология также позволяет приобщить детей к народному музыкальному наследию, привить знания о жанрах музыкального фольклора, народных музыкальных инструментах, народных традициях, праздниках, но более в увлекательной форме. ИКТ выполняет функцию наглядных ресурсов и позволяет детям более ярко и эмоционально воспринять новые знания о предмете. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. Использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяют вызвать активный познавательный интерес у детей к народному фольклору.

       Закончить выступление хочется такими словами:

                                   Если ребёнок родился и рос

На родной стороне, среди русских берез.

Слышал русские песни, колядки справлял,

Со светлым праздником Пасхи родных поздравлял.

Был воспитан в труде, милосердье, добре.

В уважении к старшим, родным и Земле.

Эту заповедь предков в душе сбережет.

Только радость и счастье с собой принесёт.

                          Используемая литература:

  • Василенко В. С. Детский фольклор, М. : Высшая школа, 2010 г.
  • Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду, СПб. : Детство-Пресс, 2010 г.
  • Герасимова 3. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2..
  • Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития. М., 2001.
  • Жуковская Р. И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., 1985.
  • Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации государственной программы«Патриотичекое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы.» М., 2003.
  • Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина...: Практическое пособие для работников ДОУ. М., 2003.
  • Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.
  • Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1998.
  • Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы». М., 2004.
  • Мирясова В.И., Коноваленко С.В. Родная природа в стихах и загадках. М., 2001.
  • Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
  • Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. М., 2002
  • Рылеева Е. Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей. М., 1998.
  • Руднева Т.И., Никулина Е.Б., Колесникова Н.Б., Баганова П.А. Нравственное развитие личности. Самара, 2002.
  • Бочтарева Г.В., Бурлакова Т.Н., Бережная Г.Г. Дошкольникам о Кубанском фольклоре. Краснодар, 2006.
  •  Григорий Пономаренко. Я обязательно вернусь… / Сост. В. Журавлева-Пономаренко. Краснодар, 1997
  • Ищук В.В., Нагибина М.И. Подарите детям праздник. В 3 т. Народные праздники. Домашние праздники. Календарные праздник. Ярославль, 2000.
  • Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. – М., 2006.
  •  Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М. 2000. с. 103 .с. 106. с. 112.
  • Кондратьева И.В., Крохтер Л.А., Маркова В.А., Мокшанова В.К. Кружева из талаша. Краснодар, 2005.
  • Куприна Н.Г. Народная педагогика в современном дошкольном воспитании. М., 2008.
  •  Лотышев И.П. Путешествие по родному краю. Учебник для 3-4 классов. Краснодар, 2007.
  • Маркова В.А., Данилина Л.М., Прасолова З.Г. Воспитание у дошкольника любви к малой Родине.  Краснодар, 2007.
  •  Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. М. 2009.
  • Мирук М. В., Науменко Т.А. Введение в историю Кубани. Краснодар, 2004.
  •  Народные подвижные игры. Дошкольное воспитание № 6 1990, стр.28.
  •  Натарова  В.И., Карпухина Н.И. и др. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Воронеж, 2005.
  • Усова А. П. Русское народное творчество в д/саду. М. 1998.
  • Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2. М. 1985. с. 12. с. 34. с. 368. с. 431
  • Фесюкова Л. В. Воспитание сказкой. 1998. с. 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки"

Данный опыт работы содержит информацию о том, как воспитывать и прививать лучшие человеческие качества на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях.             ...

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА

В русском фольклоре адресованные детям потешки, прибаутки, песенки звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.Цель их – развитие духовно-нравственных качеств л...

Мастер - класс на тему "Развитие духовно - нравственных качеств дошкольника средствами фольклора"

Русский народный фольклор отличается уникальной самобытностью и многообразием. В простых и мудрых выражениях народного творчества собраны мысли о справедливости, отношениях к работе и людям, о героизм...

Педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

Педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами фольклора »

Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т. д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает...

Педагогический опыт по теме: Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы

Педагогический опыт по теме:Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы...