«Испарение» (занятие по познавательно – исследовательской деятельности).
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Первомайский детский сад»
«Испарение»
(конспект занятия)
Воспитатель:
Наседкина Н.А.
р.п. Первомайский Тамбовская область
Цель: Формирование представлений об испарении вода – превращении воды в пар при нагревании. Формирование целостного представления об агрегатных состояниях воды: лёд – вода – пар. Развитие представлений об источниках тепла (тёплые руки, горячая плита, солнце). Развитие способностей к преобразованию.
Материал: Кусочки льда (на каждого ребёнка), Стакан со льдом, спиртовка, небольшая кастрюля.
Ход:
Воспитатель: Ребята вы знаете, что твёрдое может превратиться в жидкое. А как нам узнать, во что может превратиться жидкое?
Дети: В твёрдое.
В: А как это проверить? Что нужно сделать?
Дети: Охлодить.
В: Правильно. Твёрдое превращается в жидкое, жидкое превращаетя в твёрдое.
Воспитатель предлагает детям проделать опыт по превращению твёрдого льда в жидкую воду. Раздаёт им по кусочку льда и спрашивает.
В: Какой лёд.
Д: Холодный, твёрдый.
В: Хорошо. Давайте превратим его в жидкую воду.
Дети растапливают лёд в руках.
В: Лёд холодный, ладошки у вас тёплые, получается вода. Лёд мы нагреваем и водичку получаем! Теперь вы знаете, что твёрдый лёд превращается в жидкую воду. А как из воды сделать лёд?
Д: Поставить в холодильник.
В: Правильно, надо лёд охладить и жидкая вода станет твёрдой…
Д: Льдом.
В: Ребята у вас были маленькие кусочки льда, а если взять вот такой кусок?
Воспитатель демонстрирует лёд, замороженный в стакане.
В: Как его превратить в воду? Как сделать чтобы он растаял?
Д: Надо нагреть на спиртовке.
В: Правильно. Лёд холодный, спиртовка горячая, на спиртовке лёд тоже превратится в воду. Нагревали лёд в ладошках, нагревали на спиртовке. А как ещё можно нагреть? Что же может нагревать? Лёд в водичку превращать? Что ещё даёт тепло?
Д: Солнце, огонь.
В: Правильно, и солнышко согреет лёд, и огонь…
Солнце дарит нам тепло,
Солнце нагревает,
Солнышко горячее
Землю освещает!
А ещё огонь горячий
И горячая плита.
Греют – греют, нагревают,
Много нам несут тепла!
А ещё тепло нам дают отопление – по трубам идёт горячая вода и в комнатах всегда зимой тепло.
Воспитатель показывает трубу отопления.
Значит, твёрдый лёд нагреть можно и на солнышке, и на плите, и на огне.
Воспитатель демонстрирует стакан с водой и спрашивает: «А что будет, если мы эту воду будем и дальше нагревать?»
Д: Вода станет горячей.
В: Правильно, а если ещё сильнее нагревать будем?
Воспитатель выслушивает ответы детей. Затем предлагает: «Давайте проведём опыт и посмотрим, что произойдёт».
Воду нагревают в кастрюле на спиртовке. Вода кипит и появляется пар.
В: Ребята, что это над водой появилось?
Д: Пар.
Следует нагревать небольшое количество воды так, чтобы она на глазах у детей испарилась.
В: Куда исчезла вода? Все видели: в кастрюлю налили воду, потом появился пар..
А вода – то где? Может, кастрюлька с дыркой и вода пролилась?
Важно, чтобы дети сами догадались, что произошло превращение воды в пар.
В: Вода испаряется, испаряется, превращается в пар, если её нагревать. Была вода жидкая, а превратилась в пар. Сначала у нас был твёрдый лёд, затем жидкая вода, а из воды получается пар. Итак, твёрдое – жидкое – пар! Значит, вода у нас может быть и твёрдой, и жидкой и может быть пар: вода – твёрдая, вода – жидкая, вода – пар. Посмотрите на пар. Какой он?
Д: Белый, лёгкий.
В: Да, пар белый, лёгкий, он улетает. Скажите, пар твёрдый?
Д: Нет.
В: Пар – жидкий?
Д: Нет.
В: Правильно, пар - не твёрдый и не жидкий, пар – он как воздух, как дым от костра, как облака на небе.
Отгадайте загадку:
Если сильный – сильный жар,
Из водички будет…
Д: пар.
Правильно. Давайте нарисуем пар – изобразим воду и пар над ней. Только сначала посмотрите на свои руки. Они мокрые или сухие?
Д: Сухие.
В: А были мокрые, ведь вы в них держали лёд… Кто ответит мне, куда с рук исчезла вода?
Д: Впиталась, испарилась.
В: Правильно, вода испарилась. А почему мы не видели пар в руках?
Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит их к выводу: пар не видно, потому что руки у нас не такие горячие, как огонь и спиртовка, и пар образуется мало.
В: Ну а теперь нарисуем водичку и пар – как пар клубится над горячей водой.
Дети приступают к рисованию.
Список используемой литературы:
- Н.Е. Веракса, О.Р Галимова Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Издательство МАЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
Тема: Строение растений.Цель: используя личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, здоровьесберегающие методы и оздоровительные моменты сформулировать у детей представление о строении ра...
Непосредственно-образовательная деятельность. Комплексное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Знакомство со свойствами воды»
Непосредственно - образовательная деятельность в области "Познания" .Комплексное занятие по позновательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Знакомство со свойствами воды»Программные задачи: познакомить детей со свойствами воды; ут...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста по теме "Лёд"
Познакомить детей с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности обращения со льдом, воспитывать любознательность, активизировать в речи детей «...

Исследовательские проекты в средней группе ДОО. Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности «Водица - вода»
Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности «Водица - вода»...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Удивительные вещества » Образовательная область: познавательное развитие
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотнош...