Духовно-нравственное воспитание Программа "Добрый мир"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Программа «Добрый мир» направлена на реализацию задач возрождения в системе дошкольного образования традиционного для России духовно-нравственного воспитания, содействия родителям в развитии личности ребенка на основе ценностей отечественной культуры.
Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы состоит в решении задач воспитания духовно-нравственной культуры детей, которые в настоящее время являются актуальными для системы дошкольного образования.
Цель программы:
- заложить основу нравственной культуры ребенка, воспитать в них такие нравственные качества, которые помогут им в жизни не только отличать доброго от злого, но и противостоять против зла, бескультурья;
Цель отражает требования российского законодательства к содержанию образования и ориентирована на решение следующих
задач:
-духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;
-приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;
- научить почитанию родителей,
- воспитание любви к Родине, её культурным традициям;
-научить уважению к старшим членам семьи - бабушкам, дедушкам, предкам, окружающему миру.
-создание условий творческого развития детей;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dobryy_mir_2.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №16 «БЕРЁЗКА»
УТВЕРЖДЕНО:
Заведующим
МДОУ д/с
общеразвивающего вида
№16 «Березка»
/________ /
Е.Б..Бычкова/
31 августа 2015 г.
Приказ № от 31.08.15 г
Программа
дополнительного образования
по духовно-нравственному воспитанию детей
«ДОБРЫЙ МИР»
(православие для малышей)
.
Объект программы - дети подготовительной к школе группы
Волоскова Надежда Владимировна
воспитатель, первая
квалификационная категория
Московская область
Коломенский район
д. Зарудня
Пояснительная записка
МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 16 «Березка» с сентября месяца 2012 года имел статус районной экспериментальной площадки по теме: «Внедрение авторской программы «Добрый мир» в систему духовно-нравственного воспитания дошкольников» Приказ № 268 от 23.05.2012 г. по Коломенскому РУО.
Программа «Добрый мир» направлена на реализацию задач возрождения в системе дошкольного образования традиционного для России духовно-нравственного воспитания, содействия родителям в развитии личности ребенка на основе ценностей отечественной культуры.
Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы состоит в решении задач воспитания духовно-нравственной культуры детей, которые в настоящее время являются актуальными для системы дошкольного образования.
Цель программы:
- заложить основу нравственной культуры ребенка, воспитать в них такие нравственные качества, которые помогут им в жизни не только отличать доброго от злого, но и противостоять против зла, бескультурья;
Цель отражает требования российского законодательства к содержанию образования и ориентирована на решение следующих
задач:
-духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;
-приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;
- научить почитанию родителей,
- воспитание любви к Родине, её культурным традициям;
-научить уважению к старшим членам семьи - бабушкам, дедушкам, предкам, окружающему миру.
-создание условий творческого развития детей;
Отбор содержания примерной программы произведен с соответствии с принципами:
- культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной принадлежности познакомится с традиционной духовно-нравственной культурой России;
-исторического и культурного соответствия религиозным традициям России;
-целостности и интеграции образовательных областей программы дошкольного образования (Социализация», «Здоровье», «Коммуникация», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество», «Духовно-нравственная культура»):
- «Художественное творчество»- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд), развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.
- «Художественная литература»- формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
- «Музыка»-развитие музыкально- художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.
- «Физическая культура», где прививаются основы здорового образа жизни: формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
- «Коммуникация»- развитие свободного общения со взрослыми и
детьми, развитие всех компонентов устной речи, практическое
овладение нормами речи.
- «Безопасность»- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира, природы поведения.
- «Социализация»- развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и со взрослыми, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.
-систематичности, последовательности и преемственности содержания между ступенями дошкольного и начального образования.
Программа ориентирована на детей 5-7 летнего возраста(старшей и подготовительной группы детского сада ).
Занятия по духовно-нравственному воспитанию проводятся в форме кружковой работы один раз в неделю, длительностью 25 минут. Всего 36 занятий в год.
Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь), итоговая (май).
Содержание программы:
Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, содержание программы организованно как тематическая игра- путешествие. Игровые формы носят интегративный, вариативный в зависимости от личностных особенностей характер, реализуя на основе содержания программы принцип интеграции с образовательными областями «Социализация», «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество». В тоже время, в процессе освоения программы у детей формируются предпосылки к учебной деятельности: умения наблюдения явлений окружающего мира, внимания, анализа и оценочных суждений, диалогового общения, нравственных норм общения и др. В программе предлагаются соответствующие возрасту дошкольников формы совместной работы со взрослыми (воспитателями и родителями, групповой и самостоятельной работы :
-сюжетные и ролевые игры;
- драматизация;
- беседа;
- наблюдение;
- экспериментирование;
- обсуждение проблемных ситуаций;
- конструирование;
- художественное творчество;
- музицирование.
В условиях предметно - развивающей среды:
- прогулки- путешествия;
- выставки;
- спектакли;
- концерты и т.д.
В основу программы положено блочно – тематическое построение содержания программы, которое представлено в разных видах деятельности. Это позволяет осваивать материал программы на уровне многократного концентрического повторения. Программа состоит из четырёх разделов:
I Раздел «Как устроен мир Божий? »
Рассказывается о проявлении воли Божьей, о мире и человеке в устроении мироздания.
Прогулки по дням творения:
- Прогулка первая «Свет, день, ночь»
-Прогулка вторая «Небо»
-Прогулка третья «Земля, вода, растения»
-Прогулка четвертая «Солнце, луна, звезды»
-Прогулка пятая «Птицы, рыбы, насекомые»
-Прогулка шестая «Человек, животные»
-Прогулка седьмая « День отдыха (покой)»
II Раздел «Хорошо-плохо»
В этом разделе углубляется раскрытие темы Божественного устроения мира и показываются первые нравственные правила жизни – послушание-трудолюбие-любовь (забота, милосердие), которые были определены для доброй жизни человека. Отступление от этих правил определялось как зло.
- Рассказ первый «Что такое хорошо и что такое плохо?»
- Рассказ второй «будь послушным!» (о послушании и трудолюбии)
- Рассказ третий «Помоги!» (о милосердии, любви, заботе)
- Рассказ четвертый «Не спорь! Прости!» (о прощении, упрямстве)
- Рассказ пятый «Будь скромным! Не хвастайся!» (о скромности и хвастовстве)
- Рассказ шестой «Не кради! Не обманывай!» ( о воровстве, хитрости, о смелости, о совести)
III Раздел «Устроение отношений в нашей жизни». Этот раздел углубляет этическую тему и показывает примеры благочестивой жизни- того, как эти нормы, должны или проявляются в нашей повседневной жизни: в семье, в отношении к родной земле- Родине, в отношении к природе, животным- братьям нашим меньшим.
- Моя семья. Наш род.
- Моя Родина
- Православный храм
- Наши меньшие друзья
IV Раздел «Ценности жизни христиан. Православные праздники. Чему мы радуемся?»
Темы четвертого раздела включаем в соответствии с календарем православных праздников и датами Дня Ангела детей и согласовано с работой фольклорного кружка «Березонька». В этом разделе мы говорим с детьми о счастливой жизни христиан, о христианской вере, отразившихся в главных праздниках - Рождества Христова и Воскресения, как основании и завершении пути Божественного спасения человека. Тема «Благодарение» является содержательным обобщением всей программы, являясь завершением прогулок по Доброму миру в детском саду. Отражается в празднике «До свидания, детский сад».
Методическое обеспечение программы:
1.«Добрый мир» Методическое пособие- М: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2011г. Л.Л.Шевченко
2. «Добрый мир. Прогулки по дням творения » Л.Л.Шевченко
3.«Добрый мир. Хорошо - плохо» Л.Л.Шевченко
4.«Добрый мир. Устроение отношений в нашей жизни» Л.Л.Шевченко
5.«Чему мы радуемся? Православные праздники» Л.Л.Шевченко
6. Музыкальные материалы (CD-диск
Художественная литература по духовно-нравственному воспитанию детей.
Конспекты занятий, разработки прогулок, экскурсий, игр, бесед
Список литературы:
- «Добрый мир» Методическое пособие- М: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2011г. Л.Л.Шевченко
- «Добрый мир. Прогулки по дням творения » Л.Л.Шевченко
- «Добрый мир. Хорошо - плохо» Л.Л.Шевченко
- «Добрый мир. Устроение отношений в нашей жизни» Л.Л.Шевченко
- «Чему мы радуемся? Православные праздники» Л.Л.Шевченко
6. Музыкальные материалы (CD-диск)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»
Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Блок занятий по семейному, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию.
Знакомство детей с миром и формирование доброго, доверчивого отношения к нему начинается в семье с ласковой улыбки матери и отца. Ребенок активно вступает в социальные отношения со взрослыми и сверстн...
Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.
Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...