«Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного тематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет)».
консультация на тему

Цырульникова Ирина Александровна

«Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного

тематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет)».

 

Современный мир выдвигает достаточно сложные и жесткие требования к нынешнему подрастающему  поколению. Насколько гармонично дети войдут  в этот мир, как они в нем адаптируются, во многом будет зависеть от педагогов.

В последнее время с введением ФГОС заданы новые ориентиры развития системы дошкольного образования.  Особое внимание уделяется обеспечению интересов каждого ребенка, удовлетворению его  потребностей, развитию способностей. Уже в раннем возрасте у детей закладываются такие фундаментальные личностные образования, как доверие к людям, интерес к окружающему миру, любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, они начинают  овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Американский психолог Глен  Доман, основатель института развития человеческого потенциала,  выяснил, что развитие клеток головного мозга  к трем годам завершается на 70%, к шести-семи годам на 90%. Исходя из этих  данных,   можно сделать вывод:  чем раньше начать целенаправленную, систематическую  работу с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения, тем больше ребенок  накопит необходимый опыт деятельности и общения, получит багаж знаний, умений и навыков.

Ранний возраст -  период  интенсивного развития:  речи, сенсорики, движений, накопления социального опыта, который ребенок осваивает благодаря активному включению в различные виды деятельности в благоприятной насыщенной среде.  Непосредственное взаимодействие с окружающей средой, сверстниками и взрослыми благотворно влияет на развитие и успешную самореализацию малыша на  данном возрастном этапе развитии и в  будущем.

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях создаются различные модели развивающей деятельности, представляющие собой целостную систему. Цель этой системы  состоит в организации воспитательно-образовательного процесса, который с одной стороны отвечает, требованиям государственного стандарта, с другой -  обеспечивает  достаточно высокий, уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка.

Построение  системы  деятельностного подхода, отражающего различные формы работы с детьми раннего возраста и реализацию его через комплексно-тематическое планирование познавательного и речевого развитие предполагает интеграцию образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

 

Ведущая цель, выдвигаемая Федеральными государственными стандартами дошкольного образования - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств.

Основными задачами педагогов ДОУ является:

·        создание условий для сопровождения развития каждого ребенка;

·        организация интересной, содержательной, развивающей деятельности с учетом закономерностей развития детей раннего возраста, так как данный возраст является  сензитивным периодом для развития речи.

·        формирование личностных качеств и целевых ориентиров при реализации познавательного и речевого направлений развития.

Все  направления развития по ФГОС непосредственно связаны с познавательным и речевым развитием, т.к. речь является основным видом  взаимодействия людей в процессе общения, средством познания, инструментом мышления  и движущей силой психического развития каждого человека.

Решению задач познавательного и речевого направления ФГОС  дошкольного образования  способствует построение  соответствующим образом воспитательно-образовательного  процесса.

Реализуя принципы системности, последовательности, повторности в учреждении разработано комплексно-тематическое планирование по разделам «Познавательное и речевое развитие». В его структуре отражается образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности, а также взаимодействие с семьями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Проектирование  образовательного процесса вокруг одной централь­ной темы дает большие возможности для всестороннего развития детей, стимулирования  интереса к познанию, расширения и углубления представлений об окружающем мире, учитывая принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

В тематическом планировании предусматриваются все формы организации образовательной деятельности с детьми:

·                         непосредственно организованную образовательную деятельность,

·                         совместную деятельность взрослого с ребенком и индивидуальную работу,

·                         самостоятельную деятельность ребенка  в предметно-развивающем пространстве группы.

Суть тематического планирования при организации непосредственно образовательной деятельности заключается  в следующем:

·                         Выбирается центральная тема месяца (возможно 1-2 темы). Она первоначально рассматривается на «занятиях»  по ознакомлению с окружающим миром и  развитию речи.

·                         Все остальные «игры-занятия» (лепка, рисование, конструирование  и др.) продолжают предложенную тему, так или иначе связаны с ней.

·                         На каждом последующем  «занятии»  дается повторение темы, знания  по теме уточняются и закрепляются.

·                         Родителям предлагаются краткие рекомендации, советы по организации домашних игр, проведению наблюдений, домашнему чтению детям.

 

При комплексно-тематическом планировании обязательно предусматривается организация предметно-развивающей среды, имеющей свои особенности в группах  детей раннего возраста.

Оснащение уголков строится с соблюдением требований к организации развивающей среды в группах раннего возраста и  учетом принципов, таких как: полифункциональность, трансформируемость, вариативность, информативность среды, стабильность и динамичность, целостность образовательного процесса.

Дети, находясь в условиях дошкольного образовательного учреждения, должны накопить необходимый опыт деятельности и общения. Ребенок раннего возраста обогащает свой чувственный опыт в первую очередь через предметные действия, ситуативно-деловое общение со взрослым,  т.о. совершенствуются  восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Первые знания об окружающем мире складываются у ребенка в процессе освоения им близлежащего пространства. Поэтому в группе раннего возраста не должно быть ничего случайного: подбор игрушек, размещение мебели, оформление помещений должно быть продумано и рационально организовано. Подбор предметов и игрушек в уголках должен быть обусловлен задачами воспитания детей данного возраста. Активизируют деятельность ребенка яркие игрушки на полочках, предметы, находящиеся в ближайшем доступном окружении.

Известно, что специальным образом организованная среда способна оказывать позитивное влияние на развитие, т.к. выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления будущей личности ребёнка.

Личностно-ориентированный способ взаимодействия взрослого с ребенком предусматривает большие возможности  общения на равных, позволяет малышу самостоятельно действовать с привлекшими его внимание игровыми  материалами, т.о. среда становится средством передачи социального опыта.

Для организации совместной со взрослым  и самостоятельной деятельности ребенка в группах раннего возраста  создаются следующие зоны: игровая, сенсорно-познавательная, зона двигательной активности, отдыха, ряженья. Поэтому необходимо предусмотреть:

·                        место для игр с дидактическими игрушками,  игр по сенсорному воспитанию (дидактический уголок)

·                        место для игр с двигателями и специальное оборудование для развития движений (уголок развития движений),

·                        место игр со строительным материалом, а также с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства (уголок конструктивной деятельности),

·                        место для игр с куклами (уголок ролевых игр),

·                        место для игр с песком и водой (уголок экспериментирования),

·                        место для рассматривания книг (книжный уголок),

·                        уголок «ряжения»,

·                        уголок театрализованной и музыкальной деятельности,

·                        уголок природы,

·                        уголок уединения.

Содержание предметно-развивающей среды меняется в соответствии с запланированной темой, отражается в подборе материалов, находящихся в груп­пе в уголках развития.

Самостоятельная игра ребенка третьего года жизни во многом зависит от  того, как педагоги организуют предметно-игровую среду. Игрушки-персонажи, куклы разных размеров, ванночки для купания кукол, кроватки и коляски и одежда для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т.п. становятся привлекательными, доставляющими  радость и удовольствие детям, если педагог познакомит малышей со способами их использования, вовлечет в совместную игровую деятельность. Совместная деятельность со взрослым станет в дальнейшей  стимулом  активной самостоятельной  игровой деятельности.

Главным условием перерастания стереотипных действий с игрушками в настоящую игру является эмоциональная вовлечённость ребёнка в действия взрослого. Дети принимают и усваивают игровые, замещающие действия в случае, если взрослый активно выражает свою увлечённость игрой и если ребёнок «заражается» этой увлечённостью. Это возможно делать через драматизацию, разговор от имени других персонажей, ролевое общение.

В группах раннего возраста необходимо иметь по нескольку одинаковых игрушек, что позволяет малышам играть вместе и формировать навыки общения со своими сверстниками и взрослыми.

Уголок ряженья - один из главных компонентов, влияющих на эмоциональную сферу ребенка. Дети смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, веночки, ленточки, шляпки, фартучки. Воспитатели побуждают детей к воспроизведению элементов бытовой деятельности, т.о. обогащают игровой опыт, стимулируют речевое общение. Педагоги или родители вместе с детьми своими руками изготавливают  бусы из различного материала (киндер-сюрприз, цветные шарики, палочки из фломастеров и т.д.) при этом дети нанизывают детали на ниточки. Уголок ряженья пополняется в течение всего учебного года, постепенно вносятся  новые атрибуты, которые обыгрываются в различных вариантах и ситуациях.

Одной из основных потребностей ребенка третьего года жизни является потребность в движениях. Для организации двигательной деятельности в группе  имеются различные материалы и оборудование: воротца для подлезания, тоннели, сухой бассейн с шариками, бревно для перелезания, корзины с мячами, обручи, цветные ленточки, крупные машины, тележки, каталки, игрушки-двигатели, спортивный инвентарь, которые дети с удовольствием используют. Это способствует развитию основных видов движений и координации под умелым руководством педагогов.

Сенсорно-познавательная зона имеет особое значение для всестороннего развития детей третьего года жизни, так как предметная деятельность является ведущей в этом возрасте.

Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей, мелкой моторики, развития речи в первую очередь, необходимо обеспечить детей игрушками и пособиями, такими как кубы-вкладыши, конструкторы разных размеров, цветные колпачки, втулочки, пирамидки, матрешки, грибочки различными по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны. Малышам предлагаются пирамидки различной сложности, матрешки из двух-трех кукол, вкладные чашечки, бочонки с двумя-тремя вкладышами. Подбираются предметы, контрастные по одному из признаков, сходные по другим в соответствии с «актуальным уровнем» развития каждого ребенка и перспективой на «зону ближайшего» развития. Мячи и шарики, различные по цвету помещаются в пластмассовые емкости четырех основных цветов. Малышам предлагается собрать шарики в «нужную емкость». Далее подбираются шары одного цвета, но различные по фактуре: пластмассовые, резиновые, кожаные, мягкие и помещаются в привлекательные для детей емкости уже знакомых им основных цветов. Разнообразие свойств не только привлекает внимание детей, подчеркивая различие и сходство признаков предметов, но и способствует развитию зрительного и тактильного восприятия ребенка.

В уголке экспериментирования оборудованы отдельные столики, емкости которых наполняются песком и водой.  Для игр подбирают совочки, ситечки, формочки, трубочки и небольшие воронки для пересыпания песка, а для игр с водой – рыбки, лодочки, игрушки, которые можно использовать в воде, ведерки и др. Перед началом игр детям надеваются непромокаемые фартуки. Этот вид деятельности особенно интересен малышам, он вызывает много положительных эмоций, что способствует активизации познавательного интереса. Здесь можно проводить элементарные игры - исследования с использованием шариков, ниток, пуговиц, камешков, кусочков пробки, т.о. происходит познание свойств  предметов, расширение словаря, развитие речи и психических процессов.

Музыкальный уголок – место для  развития слухового восприятия и внимания. Необходимо создавать условия для действий со звучащими игрушками и музыкальными инструментами: бубен, барабан, колокольчики, балалаечка. Игры и специальные занятия с этими игрушками, такие как «Где звенит?», «Послушай, кто там кричит» и др., формируют у малышей умение прислушиваться.

В этом возрасте используются несколько видов театров: пальчиковый, би-ба-бо, на фланелеграфе. Дети получают удовольствие от встречи с персонажами сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Три медведя», а сказочные герои помогают понять эмоциональные состояния: радость, грусть, страх, удивление, злость. Педагог организует общение по содержанию сказок, используя  игры с речевым сопровождением, игры-имитации со звукоподражанием и характерными движениями персонажей.  

Поддерживая интерес  и воспитывая бережное отношение детей к живой природе,  педагоги организуют совместное наблюдение за объектами уголка природы и трудом взрослых по уходу за растениями, в результате  дети усваивают название и значение действий,  выполняемых педагогом, т.о. закладываются основы экологической культуры.

Уголок уединения. Здесь ребенок может спокойно отдохнуть, прилечь или посидеть на мягком диване с подушками, обнять любимую игрушку, полистать страницы фотоальбома с фотографиями членов семьи. Малыши могут с воспитателем  рассматривать книжку с картинками, слушать любимые сказки.

Т.о.  при  рациональном  построении развивающей среды в соответствии с комплексно-тематическим планированием  у детей раннего возраста появ­ляются многочисленные возможности для практической деятельности, экспериментирова­ния, развития познавательных способностей, усвоения речевых норм и способов общения под умелым руководством воспитателя.

 

Руководство взрослого заключается в решении задач целенаправленного планирования и организации деятельности детей в течение дня.  Находясь в состоянии  активной деятельности, дети не замечают то, что их чему-то учат. В совместной деятельности педагог выступает в роли помощника, организатора и партнера, учитывая  возрастные особенности детей раннего возраста такие как: 

·                        Стремление к познанию окружающего мира, желание активно действовать с предметами.

·                        Трудности сосредоточения на однообразной деятельности, в то время как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными.

·                        Внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес.

·                        Поведение ребенка раннего возраста часто ситуативное и импульсивное.

·                        Подражательность, лёгкая внушаемость. 

·                        Преобладание зрительно-эмоциональной, непроизвольной  памяти и наглядно-действенного мышления.

Решая задачи развития речи детей раннего возраста, необходимо учитывать, что организуемая  деятельность  должна быть  связана с каким-либо событием из личного опыта, предусматривать чередование разнообразной двигательной и умственной деятельности, направленной на удовлетворение основных потребностей.

В работе  с детьми 2-3 лет по познавательно-речевому развитию целесообразно использовать  следующие формы совместной деятельности:

·  сопровождение действий словами и побуждение  к проговариванию,             

·  искусственное непонимание ребенка,

·  активизирующее общение,

·  наблюдение реальных событий, объектов,

·  слушание художественной литературы с рассматриванием книг и иллюстраций;

·  инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений при помощи игрушек;

·  разговор с персонажем,

·  игры-забавы и игры-хороводы;

·  игры на развитие моторики рук;

·  дидактические игры и упражнения;

·  бытовые и игровые ситуации;

·  элементарное экспериментирование

·  наблюдение в природе.

 

Примерное содержание совместной деятельности  с детьми 2-3 лет представлено в таблице 1.

Таблица 1.

Формы совместной деятельности

Виды совместной работы с детьми и способы мотивации

сопровождение действий словами и побуждение  к проговариванию

§Параллельный разговор. Педагоги описывают все действия ребенка, что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, мы как бы подсказываем слова, выражающие его опыт.

§Побуждение к повторению слов, фраз за воспитателем.

§Мотивация к действию с предметами и объектами.

искусственное непонимание ребенка

§Неточное выполнение просьбы ребенка, активизирующее речевые возможные и  высказывания малыша.

активизирующее общение

 

§Эмоционально окрашенное общение в совместных играх.

§Создание игровых ситуаций для общения с персонажами, игрушками и т.п.

§Диалог педагога с игрушкой.

§Поручения.

§Вопросы.

наблюдение реальных событий, объектов

§Ситуативные разговоры по поводу непосредственно воспринимаемых событий и объектов

§Создание ситуации для  диалога.

§Сюрпризные моменты, вызывающие положительные эмоции, интерес и желание взаимодействовать.

слушание художественной литературы с рассматриванием книг и иллюстраций

§Чтение с использованием ярких красочных картинок, побуждение к самостоятельному рассматриванию и «чтению», рассказыванию стихов, потешек  наизусть.

§Совместное проговаривание стихов, фраз и т.п.

§Чтение потешки  в сочетании с движениями

инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений при помощи игрушек

§Обыгрывание небольших сюжетов из прочитанных произведений, сказок, стихов, песенок с помощью взрослых.

§Показ настольного и пальчикового театра с побуждением к пению, договариванию, диалогу.

§Музыкальные игры, попевки, игра  на музыкальных инструментах, элементарные танцевальные движения с подпеванием.

§Внесение привлекательной атрибутики

§Имитация движений

разговор с персонажем

§Ведение диалога с персонажем

§Взрослый как бы ведет разговор с самим собой о том, что видит, слышит, думает, чувствует.

игры-забавы и игры-хороводы

 

§Использование игровых песен, потешек, скороговорок, приговорок, музыкальных произведений

§Совместные игры с заводными, движущимися игрушками

игры на развитие моторики рук

 

§Прибаутки и игры с пальчиками, руками

§Рисование пальчиковыми красками.

§Лепка и разминание пластилина

§Нанизывание крупных бус, шариков.

§Застегивание  пуговиц, крючков, молний, липучек.

§Конструирование

дидактические игры и упражнения

 

§Игры с  материалами дидактического уголка: вкладыши, коробки, втулки, мозаика, кубики….

§Игры на развитие анализаторов: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус

бытовые и игровые ситуации

§Сюжетно-отобразительные игры

§Ролевые действия и ролевые игры: мама, врач, шофер.

§Наблюдения окружающего

§Общение  в режимных моментах

элементарное экспериментирова-

ние

§Игры с водой, песком

§Игры на выявление свойств  предметов и материалов, с  красками, бумагой

§Игры на развитие анализаторов: слух, осязание

наблюдение в природе

§Наблюдение за трудом в природе:  за деревьями, за листопадом, снегом, цветущими растениями и т.д.

§Элементарные трудовые поручения: собрать листочки, камешки, природный материал.

§Поделки из песка, снега.

Таким образом, реализуя  принцип  комплексно-тематического планирования познавательного и речевого развития, предусматривающего организацию предметно-развивающей среды,  интеграцию образовательных областей и организацию различных видов  деятельности  с учетом возрастных особенностей и возможностей  детей от 2 до 3 лет педагоги обеспечивают системно-деятельностного подход, отражающий вариативные формы работы с детьми раннего  возраста на этапе введения ФГОС

Подготовила ст.воспитатель Цырульникова И.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_pedsoveta_no3.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

«Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного

тематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет)».

Современный мир выдвигает достаточно сложные и жесткие требования к нынешнему подрастающему  поколению. Насколько гармонично дети войдут  в этот мир, как они в нем адаптируются, во многом будет зависеть от педагогов.

В последнее время с введением ФГОС заданы новые ориентиры развития системы дошкольного образования.  Особое внимание уделяется обеспечению интересов каждого ребенка, удовлетворению его  потребностей, развитию способностей. Уже в раннем возрасте у детей закладываются такие фундаментальные личностные образования, как доверие к людям, интерес к окружающему миру, любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, они начинают  овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. 

Американский психолог Глен  Доман, основатель института развития человеческого потенциала,  выяснил, что развитие клеток головного мозга  к трем годам завершается на 70%, к шести-семи годам на 90%. Исходя из этих  данных,   можно сделать вывод:  чем раньше начать целенаправленную, систематическую  работу с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения, тем больше ребенок  накопит необходимый опыт деятельности и общения, получит багаж знаний, умений и навыков.

Ранний возраст -  период  интенсивного развития:  речи, сенсорики, движений, накопления социального опыта, который ребенок осваивает благодаря активному включению в различные виды деятельности в благоприятной насыщенной среде.  Непосредственное взаимодействие с окружающей средой, сверстниками и взрослыми благотворно влияет на развитие и успешную самореализацию малыша на  данном возрастном этапе развитии и в  будущем.

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях создаются различные модели развивающей деятельности, представляющие собой целостную систему. Цель этой системы  состоит в организации воспитательно-образовательного процесса, который с одной стороны отвечает, требованиям государственного стандарта, с другой -  обеспечивает  достаточно высокий, уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка.

Построение  системы  деятельностного подхода, отражающего различные формы работы с детьми раннего возраста и реализацию его через комплексно-тематическое планирование познавательного и речевого развитие предполагает интеграцию образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Ведущая цель, выдвигаемая Федеральными государственными стандартами дошкольного образования - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств.

Основными задачами педагогов ДОУ является:

  • создание условий для сопровождения развития каждого ребенка;
  • организация интересной, содержательной, развивающей деятельности с учетом закономерностей развития детей раннего возраста, так как данный возраст является  сензитивным периодом для развития речи.
  • формирование личностных качеств и целевых ориентиров при реализации познавательного и речевого направлений развития.

Все  направления развития по ФГОС непосредственно связаны с познавательным и речевым развитием, т.к. речь является основным видом  взаимодействия людей в процессе общения, средством познания, инструментом мышления  и движущей силой психического развития каждого человека.

Решению задач познавательного и речевого направления ФГОС  дошкольного образования  способствует построение  соответствующим образом воспитательно-образовательного  процесса.

Реализуя принципы системности, последовательности, повторности в учреждении разработано комплексно-тематическое планирование по разделам «Познавательное и речевое развитие». В его структуре отражается образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности, а также взаимодействие с семьями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Проектирование  образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для всестороннего развития детей, стимулирования  интереса к познанию, расширения и углубления представлений об окружающем мире, учитывая принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

В тематическом планировании предусматриваются все формы организации образовательной деятельности с детьми:

  •  непосредственно организованную образовательную деятельность,
  •  совместную деятельность взрослого с ребенком и индивидуальную работу,
  •  самостоятельную деятельность ребенка  в предметно-развивающем пространстве группы.

Суть тематического планирования при организации непосредственно образовательной деятельности заключается  в следующем:

  •  Выбирается центральная тема месяца (возможно 1-2 темы). Она первоначально рассматривается на «занятиях»  по ознакомлению с окружающим миром и  развитию речи.
  •  Все остальные «игры-занятия» (лепка, рисование, конструирование  и др.) продолжают предложенную тему, так или иначе связаны с ней.
  •  На каждом последующем  «занятии»  дается повторение темы, знания  по теме уточняются и закрепляются.
  •  Родителям предлагаются краткие рекомендации, советы по организации домашних игр, проведению наблюдений, домашнему чтению детям.

При комплексно-тематическом планировании обязательно предусматривается организация предметно-развивающей среды, имеющей свои особенности в группах  детей раннего возраста.

Оснащение уголков строится с соблюдением требований к организации развивающей среды в группах раннего возраста и  учетом принципов, таких как: полифункциональность, трансформируемость, вариативность, информативность среды, стабильность и динамичность, целостность образовательного процесса.

Дети, находясь в условиях дошкольного образовательного учреждения, должны накопить необходимый опыт деятельности и общения. Ребенок раннего возраста обогащает свой чувственный опыт в первую очередь через предметные действия, ситуативно-деловое общение со взрослым,  т.о. совершенствуются  восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Первые знания об окружающем мире складываются у ребенка в процессе освоения им близлежащего пространства. Поэтому в группе раннего возраста не должно быть ничего случайного: подбор игрушек, размещение мебели, оформление помещений должно быть продумано и рационально организовано. Подбор предметов и игрушек в уголках должен быть обусловлен задачами воспитания детей данного возраста. Активизируют деятельность ребенка яркие игрушки на полочках, предметы, находящиеся в ближайшем доступном окружении.

Известно, что специальным образом организованная среда способна оказывать позитивное влияние на развитие, т.к. выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления будущей личности ребёнка.

Личностно-ориентированный способ взаимодействия взрослого с ребенком предусматривает большие возможности  общения на равных, позволяет малышу самостоятельно действовать с привлекшими его внимание игровыми  материалами, т.о. среда становится средством передачи социального опыта.

Для организации совместной со взрослым  и самостоятельной деятельности ребенка в группах раннего возраста  создаются следующие зоны: игровая, сенсорно-познавательная, зона двигательной активности, отдыха, ряженья. Поэтому необходимо предусмотреть:

  • место для игр с дидактическими игрушками,  игр по сенсорному воспитанию (дидактический уголок)
  • место для игр с двигателями и специальное оборудование для развития движений (уголок развития движений),
  • место игр со строительным материалом, а также с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства (уголок конструктивной деятельности),
  • место для игр с куклами (уголок ролевых игр),
  • место для игр с песком и водой (уголок экспериментирования),
  • место для рассматривания книг (книжный уголок),
  • уголок «ряжения»,
  • уголок театрализованной и музыкальной деятельности,
  • уголок природы,
  • уголок уединения.

Содержание предметно-развивающей среды меняется в соответствии с запланированной темой, отражается в подборе материалов, находящихся в группе в уголках развития.

Самостоятельная игра ребенка третьего года жизни во многом зависит от  того, как педагоги организуют предметно-игровую среду. Игрушки-персонажи, куклы разных размеров, ванночки для купания кукол, кроватки и коляски и одежда для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т.п. становятся привлекательными, доставляющими  радость и удовольствие детям, если педагог познакомит малышей со способами их использования, вовлечет в совместную игровую деятельность. Совместная деятельность со взрослым станет в дальнейшей  стимулом  активной самостоятельной  игровой деятельности.

Главным условием перерастания стереотипных действий с игрушками в настоящую игру является эмоциональная вовлечённость ребёнка в действия взрослого. Дети принимают и усваивают игровые, замещающие действия в случае, если взрослый активно выражает свою увлечённость игрой и если ребёнок «заражается» этой увлечённостью. Это возможно делать через драматизацию, разговор от имени других персонажей, ролевое общение.

В группах раннего возраста необходимо иметь по нескольку одинаковых игрушек, что позволяет малышам играть вместе и формировать навыки общения со своими сверстниками и взрослыми.

Уголок ряженья - один из главных компонентов, влияющих на эмоциональную сферу ребенка. Дети смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, веночки, ленточки, шляпки, фартучки. Воспитатели побуждают детей к воспроизведению элементов бытовой деятельности, т.о. обогащают игровой опыт, стимулируют речевое общение. Педагоги или родители вместе с детьми своими руками изготавливают  бусы из различного материала (киндер-сюрприз, цветные шарики, палочки из фломастеров и т.д.) при этом дети нанизывают детали на ниточки. Уголок ряженья пополняется в течение всего учебного года, постепенно вносятся  новые атрибуты, которые обыгрываются в различных вариантах и ситуациях.

Одной из основных потребностей ребенка третьего года жизни является потребность в движениях. Для организации двигательной деятельности в группе  имеются различные материалы и оборудование: воротца для подлезания, тоннели, сухой бассейн с шариками, бревно для перелезания, корзины с мячами, обручи, цветные ленточки, крупные машины, тележки, каталки, игрушки-двигатели, спортивный инвентарь, которые дети с удовольствием используют. Это способствует развитию основных видов движений и координации под умелым руководством педагогов.

Сенсорно-познавательная зона имеет особое значение для всестороннего развития детей третьего года жизни, так как предметная деятельность является ведущей в этом возрасте.

Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей, мелкой моторики, развития речи в первую очередь, необходимо обеспечить детей игрушками и пособиями, такими как кубы-вкладыши, конструкторы разных размеров, цветные колпачки, втулочки, пирамидки, матрешки, грибочки различными по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны. Малышам предлагаются пирамидки различной сложности, матрешки из двух-трех кукол, вкладные чашечки, бочонки с двумя-тремя вкладышами. Подбираются предметы, контрастные по одному из признаков, сходные по другим в соответствии с «актуальным уровнем» развития каждого ребенка и перспективой на «зону ближайшего» развития. Мячи и шарики, различные по цвету помещаются в пластмассовые емкости четырех основных цветов. Малышам предлагается собрать шарики в «нужную емкость». Далее подбираются шары одного цвета, но различные по фактуре: пластмассовые, резиновые, кожаные, мягкие и помещаются в привлекательные для детей емкости уже знакомых им основных цветов. Разнообразие свойств не только привлекает внимание детей, подчеркивая различие и сходство признаков предметов, но и способствует развитию зрительного и тактильного восприятия ребенка.

В уголке экспериментирования оборудованы отдельные столики, емкости которых наполняются песком и водой.  Для игр подбирают совочки, ситечки, формочки, трубочки и небольшие воронки для пересыпания песка, а для игр с водой – рыбки, лодочки, игрушки, которые можно использовать в воде, ведерки и др. Перед началом игр детям надеваются непромокаемые фартуки. Этот вид деятельности особенно интересен малышам, он вызывает много положительных эмоций, что способствует активизации познавательного интереса. Здесь можно проводить элементарные игры - исследования с использованием шариков, ниток, пуговиц, камешков, кусочков пробки, т.о. происходит познание свойств  предметов, расширение словаря, развитие речи и психических процессов.

Музыкальный уголок – место для  развития слухового восприятия и внимания. Необходимо создавать условия для действий со звучащими игрушками и музыкальными инструментами: бубен, барабан, колокольчики, балалаечка. Игры и специальные занятия с этими игрушками, такие как «Где звенит?», «Послушай, кто там кричит» и др., формируют у малышей умение прислушиваться.

В этом возрасте используются несколько видов театров: пальчиковый, би-ба-бо, на фланелеграфе. Дети получают удовольствие от встречи с персонажами сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Три медведя», а сказочные герои помогают понять эмоциональные состояния: радость, грусть, страх, удивление, злость. Педагог организует общение по содержанию сказок, используя  игры с речевым сопровождением, игры-имитации со звукоподражанием и характерными движениями персонажей.  

Поддерживая интерес  и воспитывая бережное отношение детей к живой природе,  педагоги организуют совместное наблюдение за объектами уголка природы и трудом взрослых по уходу за растениями, в результате  дети усваивают название и значение действий,  выполняемых педагогом, т.о. закладываются основы экологической культуры. 

Уголок уединения. Здесь ребенок может спокойно отдохнуть, прилечь или посидеть на мягком диване с подушками, обнять любимую игрушку, полистать страницы фотоальбома с фотографиями членов семьи. Малыши могут с воспитателем  рассматривать книжку с картинками, слушать любимые сказки.

Т.о.  при  рациональном  построении развивающей среды в соответствии с комплексно-тематическим планированием  у детей раннего возраста появляются многочисленные возможности для практической деятельности, экспериментирования, развития познавательных способностей, усвоения речевых норм и способов общения под умелым руководством воспитателя.

Руководство взрослого заключается в решении задач целенаправленного планирования и организации деятельности детей в течение дня.  Находясь в состоянии  активной деятельности, дети не замечают то, что их чему-то учат. В совместной деятельности педагог выступает в роли помощника, организатора и партнера, учитывая  возрастные особенности детей раннего возраста такие как: 

  • Стремление к познанию окружающего мира, желание активно действовать с предметами.
  • Трудности сосредоточения на однообразной деятельности, в то время как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными.
  • Внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес.
  • Поведение ребенка раннего возраста часто ситуативное и импульсивное.
  • Подражательность, лёгкая внушаемость. 
  • Преобладание зрительно-эмоциональной, непроизвольной  памяти и наглядно-действенного мышления.

Решая задачи развития речи детей раннего возраста, необходимо учитывать, что организуемая  деятельность  должна быть  связана с каким-либо событием из личного опыта, предусматривать чередование разнообразной двигательной и умственной деятельности, направленной на удовлетворение основных потребностей.

В работе  с детьми 2-3 лет по познавательно-речевому развитию целесообразно использовать  следующие формы совместной деятельности:

  • сопровождение действий словами и побуждение  к проговариванию,              
  • искусственное непонимание ребенка,
  • активизирующее общение,
  • наблюдение реальных событий, объектов,
  • слушание художественной литературы с рассматриванием книг и иллюстраций;
  • инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений при помощи игрушек;
  • разговор с персонажем,
  • игры-забавы и игры-хороводы;
  • игры на развитие моторики рук;
  • дидактические игры и упражнения;
  • бытовые и игровые ситуации;
  • элементарное экспериментирование
  • наблюдение в природе.

Примерное содержание совместной деятельности  с детьми 2-3 лет представлено в таблице 1.

Таблица 1.

Формы совместной деятельности

Виды совместной работы с детьми и способы мотивации

сопровождение действий словами и побуждение  к проговариванию

  • Параллельный разговор. Педагоги описывают все действия ребенка, что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, мы как бы подсказываем слова, выражающие его опыт.
  • Побуждение к повторению слов, фраз за воспитателем.
  • Мотивация к действию с предметами и объектами.

искусственное непонимание ребенка

  • Неточное выполнение просьбы ребенка, активизирующее речевые возможные и  высказывания малыша.

активизирующее общение

  • Эмоционально окрашенное общение в совместных играх.
  • Создание игровых ситуаций для общения с персонажами, игрушками и т.п.
  • Диалог педагога с игрушкой.
  • Поручения.
  • Вопросы.

наблюдение реальных событий, объектов

  • Ситуативные разговоры по поводу непосредственно воспринимаемых событий и объектов
  • Создание ситуации для  диалога.
  • Сюрпризные моменты, вызывающие положительные эмоции, интерес и желание взаимодействовать.

слушание художественной литературы с рассматриванием книг и иллюстраций

  • Чтение с использованием ярких красочных картинок, побуждение к самостоятельному рассматриванию и «чтению», рассказыванию стихов, потешек  наизусть.
  • Совместное проговаривание стихов, фраз и т.п.
  • Чтение потешки  в сочетании с движениями

инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений при помощи игрушек

  • Обыгрывание небольших сюжетов из прочитанных произведений, сказок, стихов, песенок с помощью взрослых.
  • Показ настольного и пальчикового театра с побуждением к пению, договариванию, диалогу.
  • Музыкальные игры, попевки, игра  на музыкальных инструментах, элементарные танцевальные движения с подпеванием.
  • Внесение привлекательной атрибутики
  • Имитация движений

разговор с персонажем

  • Ведение диалога с персонажем
  • Взрослый как бы ведет разговор с самим собой о том, что видит, слышит, думает, чувствует.

игры-забавы и игры-хороводы

  • Использование игровых песен, потешек, скороговорок, приговорок, музыкальных произведений
  • Совместные игры с заводными, движущимися игрушками

игры на развитие моторики рук

  • Прибаутки и игры с пальчиками, руками
  • Рисование пальчиковыми красками.
  • Лепка и разминание пластилина
  • Нанизывание крупных бус, шариков.
  • Застегивание  пуговиц, крючков, молний, липучек.
  • Конструирование

дидактические игры и упражнения

  • Игры с  материалами дидактического уголка: вкладыши, коробки, втулки, мозаика, кубики….
  • Игры на развитие анализаторов: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус

бытовые и игровые ситуации

  • Сюжетно-отобразительные игры
  • Ролевые действия и ролевые игры: мама, врач, шофер.
  • Наблюдения окружающего
  • Общение  в режимных моментах

элементарное экспериментирова-

ние

  • Игры с водой, песком
  • Игры на выявление свойств  предметов и материалов, с  красками, бумагой 
  • Игры на развитие анализаторов: слух, осязание

наблюдение в природе

  • Наблюдение за трудом в природе:  за деревьями, за листопадом, снегом, цветущими растениями и т.д.
  • Элементарные трудовые поручения: собрать листочки, камешки, природный материал.
  • Поделки из песка, снега.

Таким образом, реализуя  принцип  комплексно-тематического планирования познавательного и речевого развития, предусматривающего организацию предметно-развивающей среды,  интеграцию образовательных областей и организацию различных видов  деятельности  с учетом возрастных особенностей и возможностей  детей от 2 до 3 лет педагоги обеспечивают системно-деятельностного подход, отражающий вариативные формы работы с детьми раннего  возраста на этапе введения ФГОС

Подготовила ст.воспитатель Цырульникова И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного мероприятия по познавательно- речевому развитию детей раннего возраста

Программные задачи:Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, воспитывать любовь к родному языку.Учить слышать и понимать речь воспитателя, выполнять его указания и движения в соответст...

Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного тематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет)

Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного тематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет).Данная методическая разработка имеет...

Комплексное занятие. Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста.

Данное занятие я разработала и провела открытым при обмене опытом с коллегами. Оценка "Отлично" со стороны коллег меня порадовала....

Комплексное занятие. Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста.

Данное занятие я разработала и провела открытым при обмене опытом с коллегами. Оценка "Отлично" со стороны коллег меня порадовала....

"Лучшая педагогическая практика для педагогов в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста"

10 января 2024 года в СП ГБОУ НШ с. Красноармейское детском саду "Огонек" воспитатель Головкина Марина Викторовна провела мастер-класс с педагогами по теме «Нравственно-патриотическое ...

Примерное комплексно-тематическое планирование (цикл тем для детей раннего возраста) Август «Морские приключения»

ТемаСодержаниеСрокиИтоговые события и продукты детской деятельностиДатаКалендарь  праздников«Вода – наш друг»Показать значение воды для человека и природы.Беседы:...