НОД познавательное развитие "Народная игрушка Пеленашка"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Развивать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 19.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастная группа : 5 - 6 лет
Тема : «Народная культура и традиции»
Тема НОД: « Народная игрушка Пеленашка »
Познание. Познавательно-исследовательская и продуктивная
(конструктивная) деятельность.
Цель: Развивать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста.
Интеграция
образовательных областей: «Коммуникативная», «Познание», «Музыка»,
«Художественное творчество».
Задачи: Познакомить детей с историей народной игрушки, показать разнообразие материалов при её изготовлении; познакомить с народной игрушкой – куклой-самоделкой, способами изготовления этой куклы; расширять словарный запас; развивать интерес к культуре русского народа через знакомство с народной игрушкой, желанием изготовить игрушку самостоятельно старинным способом; способствовать общему развитию детей, прививая им любовь к Родине (русской культуре, русскому языку) Развивать у детей творческие и познавательные способности с учетом их возрастных и психологических особенностей.
Воспитывать уважение к народной культуре и традициям.
Виды деятельности: коммуникативная, продуктивная,
игровая, познавательно-исследовательская.
Формы организации: фронтальная,индивидуальная
Формы реализации детских видов деятельности:
«Путешествие по времени».
Предварительная работа: знакомство со свойствами дерева, пластмассы, металла, глины, выделение их свойств и качеств. Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов - Дымковская, Филимоновская, Богородская, Каргопольская, Тверская, матрёшка. Чтение книги Нуждиной «Мир вещей», чтение сказки «Василиса Прекрасная», загадывание загадок об игрушках.
ХОД НОД:
1.Вступительная часть.
Звучит русская народная мелодия.
- Ребята вы слышите?
Дети: Да!
- Это наш волшебный экран приглашает нас в путешествие, наверное, он нам хочет рассказать что-то интересное.
Педагог и дети проходят на лавочки.
Давайте, посмотрим что же, он нам приготовил на этот раз!
Педагог включает экран.
- Интересно, что здесь написано? Давайте прочитаем.
Читает загадки.
Есть кабинка, кузовок,
Откидной на нём борток,
Есть колёсики и шинки
У игрушечной...(машинки)
Круглый, цветной,
Прыгает, скачет,
А называется...(Мячик)
Я хорошая игрушка,
Буду девочкам подружкой.
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки.
Я прошу меня любить,
Не ронять меня, не бить. (Кукла)
- О чем же эти загадки? (ответы детей). Правильно, об игрушках. Какие игрушки у вас есть дома? Во что вы любите играть? (ответы детей)
Д/игра « Кому что подойдет?»
(в какие игрушки играют мальчики, девочки, вместе)
- А хотите посмотреть, какие игрушки покажет наш экран?
Рассматривание игрушек.
- Экран нам приготовил игрушки-самоделки. Как вы понимаете, что значит «игрушки-самоделки»? (ответы детей)
- Правильно, это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки в минуты отдыха на забаву своим маленьким детям. Дети постарше сами могли сделать такую потешку( игрушку) без помощи взрослого.
Игра «Что из чего сделано».(Педагог называет прилагательное, а дети существительное.)
деревянная игрушка сделана из дерева,
глиняная из глины,
соломенная из соломы,
берестовая из бересты,
желудевая из желудей,
тряпочная из тряпок.
- Все, что вы перечислили : дерево, глина, шишки, желуди, мох, солома, береста, тряпочки - материал привычный для людей, он всегда был под рукой. И потому называют этот материал подручным.
- Видите, каких удивительных человечков умели делать на Руси.
- Давайте остановимся на игрушках, которые сделаны из соломы..(Рассматривание игрушек из соломы) Очень забавные старинные соломенные куколки – стригунки. Они названы так потому, что их снизу подравнивали, подстригали ножницами. Если стригунка поставить на поднос и слегка потрясти, то куколка начинает поворачиваться, как бы танцевать. Солому иногда заменяли на траву или тонкие прутики, или мочало.
- Но, пожалуй, самой любимой в старину была кукла, сделанная из тряпок. В одной семье таких куколок могло быть до сто штук! Уже пятилетняя девочка умела сама «свертеть» простую куколку из подходящих лоскутков (Показ куколки, выполненной одним из способов).
- Как вы думаете, почему у этой куколки нет лица? (Размышления детей)
Показ слайдов с изображением старинных кукол, у которых нет лица. Обращаю внимание на эту примечательную особенность – безликость куклы, мысль о неоднозначности ее использования в народной традиции: кукла-игрушка, обрядовая кукла, кукла-оберег.
- Вначале это был простой тряпичный или деревянный столбик, который символизировал образ человека вообще. ( показ слайдов)
Затем стала выделяться верхняя часть столбика – голова куклы. Для головы старались использовать белую ткань. Долгие годы лицо не раскрашивалось, т.к. люди раньше были суеверные и думали, что лицо «оживает». Если такая кукла сломается, кому-то может быть плохо. Кроме того, глаза - зеркало души – необходимо закрывать, чтобы защитить внутренний мир человека от внешнего мира «сглаза», «наговора».
Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно менялась и кукла ( показ слайдов) . У нее появились ручки, ножки, личико мальчика или девочки. Лицо куколке раньше рисовали угольком из печки или вышивали цветными нитками. После этого ее можно было и рядить (наряжать). Кукольную одежду шили очень старательно, как настоящую, ведь по ней люди судили о вкусе и мастерстве девочки – будущей хозяйки. Нельзя быть девушке лентяйкой, ни к чему не годной, такую и замуж никто не возьмет. Куклы наших прабабушек, проживали в играх целую жизнь: они вели «кукольное» хозяйство, «ходили в гости», «справляли свадьбы», «отмечали праздники» и т.д. Так играли девочки постарше. Если девушка выходила замуж, она приносила свою куколку в дом мужа. А когда рождался ребеночек, клала эту куколку в колыбельку, для защиты малыша от злых сил. Чтобы малыш спал спокойно, мама говорила такие слова: «Сонница – бессоница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой».
А такие ребятишки, как вы, играли с куклой как с ребенком.
Педагог предлагает детям подержать куклу, покачать ее.
Ребята встают в круг и по очереди передают куклу и качают ее.
Давайте споем колыбельную. Пение колыбельной под русскую народную мелодию.
2.Совместная продуктивная деятельность.
- Какие вы, молодцы! Как красиво пели. А хотите сами «свертеть» тряпичную куколку по одному из способов?(ответы детей)
Дети располагаются на ковре. Показ картинки-схемы, по которой они будут работать. Педагог обращает внимание на аккуратность выполнения работы, последовательность; оказывает помощь детям, испытывающих трудности при выполнении работы.
3.Заключительная часть
Чтение стихотворения.
Кукла у Паши
Не отыщешь краше.
Свернута из тряпки
Руки - словно лапки,
Глазки – пара точек,
А лицо – комочек.
Кукла смотрит косо,
Взгляд ее уныл,
Кто-то вместо носа
Пуговку пришил.
Но Паша любит.
Нежит и голубит,
И целует в щечку
Маленькую дочку.
Оформление с детьми выставки « Кукла- самоделка».
- Ребята, вам понравилось путешествие в прошлое?(ответы детей)
- Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Что больше всего запомнилось? В какие игры вы играли? О чем могли рассказать дома
маме, папе? Как вы думаете, у кого кукла-самоделка получилась самая красивая? (ответы детей)
Давайте попрощаемся с нашим экраном, скажем ему спасибо за интересное путешествие. Звучит русская народная мелодия .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП «Игрушки»
КПрограммное содержание:Обобщить и систематизировать у детей полученные знания. Закреплять знания о геометрических формах. Продолжать учить обследованию предмета по признакам - форме, цвет...
Конспект НОД для средней группы социально-коммуникативное развитие "Народная игрушка"
Данный конспект составлен для средней группы детского сада. Составлен в формате игра-экскурсия в музей. Для ознакомления детей с ближайшим окружением - музеем. Конспект составлен в соответствии ...
Конспект игрового занятия с детьми раннего возраста по познавательному развитию "Наши игрушки".
На данном игровом занятии воспитатель обогащает активный словарь детей словами-названиями игрушек, формирует устойчивые представления о величине, форме, цвете, количестве., учит детей составлять...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы, по познавательному развитию: Помоги игрушкам выбрать нужный транспорт!
конспект занятия представлен в игровой форме, в ходе занятия дети узнают о таких видах транспорта: водный, воздушный, пассажирский, легковой. дети с помощью наводящих вопросов составляют просты...
ООД по познавательному развитию Народная игрушка - Матрешка
laquo;Народная игрушка-Матрёшка» Матрешка — древняя красаСквозь времена дошла до нас.Ей имя русское дано.Она красива и мила,Всем улыбается она.Одета, как в былые времена,Одежда...
Познавательный материал "Народная игрушка"
Данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Его можно использовать на индивидуальных и групповых занятиях. В представленной работе собраны виды народных игрушек, история их в...
Конспект занятия по познавательному развитию: "Народная игрушка - свистулька". Старший дошкольный возраст.
В группу внесли неизвестный предмет - старинный портфель.В нём находились коробочки, шкатулка,конверты. А главное - всё было пронумеровано. открывая цифру за цифрой, ребята узнали о народной игрушке -...