Методическая рекомендация для воспитателей ДОУ
методическая разработка (средняя группа) на тему

Методрекомендация для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx53.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

 детский сад «Чечек» с. Торгалыгский

Методические рекомендации для воспитателей

«Особенности самооценки детей дошкольного возраста

из полной и неполной семьи»

Актуальность темы исследования:

На формирование личностной сферы старших дошкольников большое влияние оказывает идентификация с родителями и социальный статус семьи. Отсутствие в семье одного из родителей может привести к нарушению в полоролевом развитии и неуверенности в себе.

Цель работы:

Изучить уровень самооценки старших дошкольников из полных и неполных семей с родителями.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ проблемы самооценки старших дошкольников из полных и неполных семей с родителями.

2. Определить уровень самооценки старших дошкольников из полных и неполных семей с родителями.

3. Выявить взаимосвязь самооценки старших дошкольников из полных и неполных семей с родителями.

4. Провести сравнительный анализ самооценки старших дошкольников из полных и неполных семей с родителями.

5. Разработать рекомендации педагогам и родителям по результатам исследования.

Объект исследования:

Дети дошкольного возраста из полных и неполных семей.

Предмет исследования:

Взаимосвязь самооценки старших дошкольников из полных и неполных семей с родителями

Гипотеза:

Существуют различия в самооценке старших дошкольников из полных и неполных семей с родителями.

Методологическая основа исследования:

Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов.

Методы исследования:

Анализ научно-методической литературы; метод психологического тестирования.

Научная новизна исследования:

Данное исследование направленно на изучение различий самооценки и идентификации старших дошкольников из полных и неполных семей с родителями.

Практическая значимость результатов исследования:

Результаты исследования могут быть использованы в коррекционной и консультативной деятельности психологов.

Эмпирическая база исследования:

МБДОУ детский сад  «Чечек» с. Торгалыг Улуг-Хемского района. В исследовании принимали участие 25 детей (5-6 лет) из полных и неполных семей.

Из полных семей  18 ребенка, из них  10 мальчиков и 8 девочек.

Из неполных семей 7 ребенка, из них 4 мальчиков и 3 девочек.

Практическая часть

2. Эмпирическое исследование самооценки старших дошкольников из полных и неполных семей с родителями

2.1 Организация и проведение эмпирического исследования

Теоретическое обоснование проблемы самооценки и идентификации старших дошкольников с родителями из полных и неполных семей требует рассмотрения этой проблемы на практике.

Исследование было проведено с помощью следующих методик:

- методика для определения самооценки «Какой я?»;

- опросник А.И.Захарова «Изучение идентификации детей с родителями».

Практическая часть исследования проходила на базе МБДОУ детский сад «Чечек» с. Торгалыг Улуг-Хемского района.

В исследовании принимали участие 25 детей (5-6 лет) из полных и неполных семей.

Из полных семей 18детей, из них 10 мальчиков и 8 девочек.

Из неполных семей  7 ребенка, из них 4 мальчика и 3 девочки.

Исследование проходило в несколько этапов:

1) На первом этапе исследования было проведено обследование старших дошкольников из полных и неполных семей по методике для определения самооценки «Какой я?». Задачи данного этапа заключались в выявлении уровня самооценки у испытуемых.

2) На втором этапе исследования было проведено обследование испытуемых по опроснику А.И.Захарова «Изучение идентификации детей с родителями» с целью выявления уровня и характера идентификации детей с родителями.

3) Задачи третьего этапа заключались в установлении взаимосвязи самооценки и идентификации старших дошкольников из полных и неполных семей с родителями.

4) Задача четвертого этапа – провести сравнительный анализ самооценки и идентификации старших дошкольников из полных и неполных семей с родителями

5) На пятом этапе были сделаны выводы согласно полученным результатам.

Краткое описание методики для определения самооценки «Какой я?» (см. Приложение 1) [30, с.143].

Методика предназначается для определения самооценки ребёнка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (табл.1), спрашивает у ребенка, как он себя воспринимает и оценивает по десяти различным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Таблица 1. Протокол к методике «Какой Я?»

№ п/п

Оцениваемые качества личности

Оценки по вербальной шкале

Да

Нет

Иногда

Не знаю

1

Хороший

2

Добрый

3

Умный

4

Аккуратный

5

Послушный

6

Внимательный

7

Вежливый

8

Умелый (способный)

9

Трудолюбивый

10

Честный

Оценка результатов: Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

  1. балл – очень низкий.

Краткое описание опросника А.И.Захарова «Изучение идентификации детей с родителями» (см. Приложение 2) [33, с.627.].

Ребенку задают следующий набор вопросов.

1.Если бы ты участвовал в игре «Семья», то кого бы стал изображать, кем бы в ней стал – мамой, папой или собой?

2. Кто у тебя есть дома?

3. Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?

4. Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа (мама – у девочек) на работе или другое?

5. Когда ты станешь взрослым и у тебя будет мальчик / девочка (соответственно полу испытуемого) ты будешь так же его воспитывать (играть, заниматься с ним), как тебя сейчас воспитывает папа (мама – у девочек), или не так, по-другому?

6. Если бы долго никого не было, как бы тебе хотелось, чтобы кто первым зашел в комнату?

7. Если бы тебя обидел бы кто-нибудь из ребят, ты бы рассказал об этом папе (маме – у девочек) или не рассказал?

8. Если бы тебя обидел бы кто-нибудь из ребят, ты бы рассказал об этом маме (папе – у девочек) или не рассказал?

9. Ты боишься, что тебя накажет папа (мама - у девочек) или не боишься?

10. Ты боишься, что тебя накажет мама (папа – у девочек) или не боишься?

Посредством первых пяти диагностируется компетентность и престижность родителей в восприятии ребенка, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.

Оценка результатов: при выборе родителя того же пола ребенок получает 2 балла, при выборе родителя противоположного пола – 1 балл. Индекс идентификации ребёнка определяется по общей сумме баллов.

Выводы об уровне идентификации:

До 10 баллов – ребенок идентифицирует себя с родителем противоположного пола;

11-20 баллов – ребенок идентифицирует себя с родителем того же пола.

При обработке и интерпретации результатов опроса важно учитывать следующее:

•        Возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек 3-8 лет;

•        Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки – у девочек);

•        Идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;

•        Уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием «Я-концепции», то есть развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию – эмансипацию – от родительского авторитета.

Идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:

1.        большим возрастным периодом идентификации девочек;

2.        большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;

3.        большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков;

4.        большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью;

5.        меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом [33, с.628].

Таким образом, при проведении эмпирического исследования были соблюдены все основные требования к отбору выборки, проведению исследования и анализу полученных результатов.


2.2 Эмпирический анализ исследования самооценки старших дошкольников из полных и неполных семей с родителями

В результате проведения методики «Какой Я?» были получены следующие данные (см. Приложение 3), которые представлены в таблице 2.

Таблица 2. Показатель самооценки детей из полных и неполных семей по методике «Какой Я?»

Высокий и очень высокий уровень самооценки

Средний уровень самооценки

Полные семьи

39%(7)

61%(11)

Неполные семьи

14,3%(1)

85,7%(6)

В таблице 2 видно, что:

- 85,7% детей (6 человека) из неполных семей и только 61% детей (11 человек) из полных семей имеют средний уровень самооценки;

-14,3% детей (1 человек) из неполных семей имеют высокий и очень высокий уровень самооценки, из полных семей 39%(7 человек)

В результате проведения опросника А.И.Захарова «Изучение идентификации детей с родителями» были получены следующие данные (см. Приложение 2), которые представлены в таблице 3.

Таблица 3. Данные по параметрам идентификации детей из полных и неполных семей

Полная идентиф. с родителем того же пола

неполная идентиф. с родит. того же пола

Полные семьи

18(100%)

Непол. семьи

3(43%)

4(57%)

В таблице 3 видно, что:

- 100% детей (18 человек) из полных семей и только 43% детей (3 человек) из неполных семей имеют полную идентификацию с родителем того же пола;

- 57% детей (4 человек) из неполных семей имеют неполную идентификацию с родителем того же пола.

Таким образом, у детей из неполных семей выявлена достоверно значимая взаимосвязь между самооценкой и идентификацией: чем выше степень идентификации с родителем, тем выше уровень самооценки у ребенка. Следовательно, на формирование личностной сферы старших дошкольников большое влияние оказывает идентификация с родителями и социальный статус семьи. Отсутствие в семье одного из родителей может привести к нарушению в полоролевом развитии и неуверенности в себе.

Отсутствие наличия достоверной взаимосвязи между уровнем самооценки и идентификации старших дошкольников из полных семей можно объяснить тем, что в данной группе детей показатели самооценки и идентификации у большинства детей высокие и разброс значений выражен не значительно.


2.3 Сравнительный анализ самооценки старших дошкольников из полных и неполных семей с родителями

На следующем этапе исследования необходимо было выявить различия в уровне самооценки у дошкольников из полных и неполных семей.

По показателю самооценки у дошкольников из полных и неполных семей были получены следующие данные:

- 85,7% детей (6 человека) из неполных семей и только 61% детей (11 человек) из полных семей имеют средний уровень самооценки;

- 39% детей (7 человек) из полных семей имеют высокий и очень высокий уровень самооценки, из неполных семей 14,3%(1человек).

Наглядно полученные данные представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. – Сравнительные данные по уровню самооценки у старших дошкольников из полных и неполных семей

Таким образом, из полученных данных видно, что у большинства детей из неполных семей уровень самооценки отличается от аналогичного показателя их сверстников из полных семей. В связи с этим можно предположить наличие различий в уровне самооценки у старших дошкольников из различных типов семей.

Таким образом, можно сформулировать следующий вывод: уровень самооценки старших дошкольников из неполных семей достоверно ниже уровня самооценки их сверстников из полных семей.

На следующем этапе исследования необходимо было выявить различия в особенностях идентификации с родителем того же пола у дошкольников из полных и неполных семей. Различия устанавливались также и отдельно между мальчиками и девочками из полных и неполных семей, так как в данном исследовании в неполной семье воспитание осуществляется только матерями и это может оказывать определенное влияние на особенности идентификации в зависимости от пола ребенка.

По показателю идентификации у дошкольников из полных и неполных семей были получены следующие данные:

- 100% детей (18 человек) из полных семей и только 43% детей (3 человек) из неполных семей имеют полную идентификацию с родителем того же пола;

- 53% детей (4 человек) из неполных семей имеют неполную идентификацию с родителем того же пола.

Наглядно полученные данные представлены на рисунке 2.


Рисунок 2. – Сравнительные данные по уровню идентификации у старших дошкольников из полных и неполных семей

Таким образом, из полученных данных видно, что у большинства детей из неполных семей уровень идентификации отличается от аналогичного показателя их сверстников из полных семей. В связи с этим можно предположить наличие различий в уровне идентификации у старших дошкольников из различных типов семей.

С целью проверки данного предположения сравнивались показатели идентификации отдельно у мальчиков и девочек из полных и неполных семей. Сравнительные результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4. Показатели идентификации с родителем того же пола у мальчиков и девочек из полных и неполных семей

Мальчики

Девочки

Полная идентификация

Неполная идентификация

Полная идентификация

Неполная идентификация

Полные семьи

100%

0

100%

0

Неполные семьи

0

100%

100%

0

Таким образом, из таблицы 4 видно, что большинство девочек в неполных семьях (100%) имеют полную идентификацию с матерью. А все мальчики из неполных семей имеют неполную идентификацию с отцом.

Таким образом, можно сформулировать следующий вывод: уровень идентификации с матерью у девочек из неполных семей достоверно не отличается от данного показателя у их сверстниц из полных семей. Уровень идентификации с отцом у мальчиков из неполных семей достоверно ниже данного показателя у их сверстников из полных семей. Мальчики из неполных семей достоверно чаще имеют неполную идентификацию с отцом по сравнению с их сверстниками из полных семей.

Полученные данные можно объяснить тем, что девочки в неполной семье имеют в качестве образца идентификации свою мать, поэтому воспитание в неполной семье может и не оказывать выраженного влияния на процесс половой идентификации девочек. Однако мальчики в неполной семье лишены отца в качестве образца для идентификации. Поэтому процесс половой идентификации у мальчиков из неполной семьи деформирован.

Таким образом, можно сформулировать следующий вывод: мальчики из неполных семей достоверно чаще воспринимают отца как некомпетентного родителя и имеют негативное эмоциональное отношение к нему, что приводит к нарушению процесса идентификации с отцом как представителем мужского пола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений «Методические подходы к проектированию документации педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

На основании приказа МО и Н РТ от23.04.14г.  № 2295/14 «О внедрении ФГОС ДО»  наше дошкольное учреждение  вошло в список ДОО – пилотных площадок по внедрению ФГОС ДО по Чистопольскому м...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...

Методические рекомендации для воспитателей «Календарный план воспитателя с учетом ФГОС»

План — это прежде всего целеполагание. План помогает заранее предусмотреть и обдумать формы работы с детьми, методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает...

Консультация для родителей и воспитателей Методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию игрушек в воспитании детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию игрушек в воспитании детей дошкольного возраста....

Методические рекомендации для воспитателей «Музыкальные занятия с детьми. Что должен знать воспитатель?»

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей. от этого зависит качество музыкальных занятий и всего образовательного процесса вцелом....