Методическая рекомендация для воспитателей ДОУ
методическая разработка (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад «Чечек» с. Торгалыгский
Методические рекомендации для воспитателей
«Особенности самооценки детей дошкольного возраста
из полной и неполной семьи»
Актуальность темы исследования:
На формирование личностной сферы старших дошкольников большое влияние оказывает идентификация с родителями и социальный статус семьи. Отсутствие в семье одного из родителей может привести к нарушению в полоролевом развитии и неуверенности в себе.
Цель работы:
Изучить уровень самооценки старших дошкольников из полных и неполных семей с родителями.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы самооценки старших дошкольников из полных и неполных семей с родителями.
2. Определить уровень самооценки старших дошкольников из полных и неполных семей с родителями.
3. Выявить взаимосвязь самооценки старших дошкольников из полных и неполных семей с родителями.
4. Провести сравнительный анализ самооценки старших дошкольников из полных и неполных семей с родителями.
5. Разработать рекомендации педагогам и родителям по результатам исследования.
Объект исследования:
Дети дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Предмет исследования:
Взаимосвязь самооценки старших дошкольников из полных и неполных семей с родителями
Гипотеза:
Существуют различия в самооценке старших дошкольников из полных и неполных семей с родителями.
Методологическая основа исследования:
Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов.
Методы исследования:
Анализ научно-методической литературы; метод психологического тестирования.
Научная новизна исследования:
Данное исследование направленно на изучение различий самооценки и идентификации старших дошкольников из полных и неполных семей с родителями.
Практическая значимость результатов исследования:
Результаты исследования могут быть использованы в коррекционной и консультативной деятельности психологов.
Эмпирическая база исследования:
МБДОУ детский сад «Чечек» с. Торгалыг Улуг-Хемского района. В исследовании принимали участие 25 детей (5-6 лет) из полных и неполных семей.
Из полных семей 18 ребенка, из них 10 мальчиков и 8 девочек.
Из неполных семей 7 ребенка, из них 4 мальчиков и 3 девочек.
Практическая часть
2. Эмпирическое исследование самооценки старших дошкольников из полных и неполных семей с родителями
2.1 Организация и проведение эмпирического исследования
Теоретическое обоснование проблемы самооценки и идентификации старших дошкольников с родителями из полных и неполных семей требует рассмотрения этой проблемы на практике.
Исследование было проведено с помощью следующих методик:
- методика для определения самооценки «Какой я?»;
- опросник А.И.Захарова «Изучение идентификации детей с родителями».
Практическая часть исследования проходила на базе МБДОУ детский сад «Чечек» с. Торгалыг Улуг-Хемского района.
В исследовании принимали участие 25 детей (5-6 лет) из полных и неполных семей.
Из полных семей 18детей, из них 10 мальчиков и 8 девочек.
Из неполных семей 7 ребенка, из них 4 мальчика и 3 девочки.
Исследование проходило в несколько этапов:
1) На первом этапе исследования было проведено обследование старших дошкольников из полных и неполных семей по методике для определения самооценки «Какой я?». Задачи данного этапа заключались в выявлении уровня самооценки у испытуемых.
2) На втором этапе исследования было проведено обследование испытуемых по опроснику А.И.Захарова «Изучение идентификации детей с родителями» с целью выявления уровня и характера идентификации детей с родителями.
3) Задачи третьего этапа заключались в установлении взаимосвязи самооценки и идентификации старших дошкольников из полных и неполных семей с родителями.
4) Задача четвертого этапа – провести сравнительный анализ самооценки и идентификации старших дошкольников из полных и неполных семей с родителями
5) На пятом этапе были сделаны выводы согласно полученным результатам.
Краткое описание методики для определения самооценки «Какой я?» (см. Приложение 1) [30, с.143].
Методика предназначается для определения самооценки ребёнка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (табл.1), спрашивает у ребенка, как он себя воспринимает и оценивает по десяти различным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Таблица 1. Протокол к методике «Какой Я?»
№ п/п | Оцениваемые качества личности | Оценки по вербальной шкале | |||
Да | Нет | Иногда | Не знаю | ||
1 | Хороший | ||||
2 | Добрый | ||||
3 | Умный | ||||
4 | Аккуратный | ||||
5 | Послушный | ||||
6 | Внимательный | ||||
7 | Вежливый | ||||
8 | Умелый (способный) | ||||
9 | Трудолюбивый | ||||
10 | Честный |
Оценка результатов: Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
- балл – очень низкий.
Краткое описание опросника А.И.Захарова «Изучение идентификации детей с родителями» (см. Приложение 2) [33, с.627.].
Ребенку задают следующий набор вопросов.
1.Если бы ты участвовал в игре «Семья», то кого бы стал изображать, кем бы в ней стал – мамой, папой или собой?
2. Кто у тебя есть дома?
3. Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?
4. Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа (мама – у девочек) на работе или другое?
5. Когда ты станешь взрослым и у тебя будет мальчик / девочка (соответственно полу испытуемого) ты будешь так же его воспитывать (играть, заниматься с ним), как тебя сейчас воспитывает папа (мама – у девочек), или не так, по-другому?
6. Если бы долго никого не было, как бы тебе хотелось, чтобы кто первым зашел в комнату?
7. Если бы тебя обидел бы кто-нибудь из ребят, ты бы рассказал об этом папе (маме – у девочек) или не рассказал?
8. Если бы тебя обидел бы кто-нибудь из ребят, ты бы рассказал об этом маме (папе – у девочек) или не рассказал?
9. Ты боишься, что тебя накажет папа (мама - у девочек) или не боишься?
10. Ты боишься, что тебя накажет мама (папа – у девочек) или не боишься?
Посредством первых пяти диагностируется компетентность и престижность родителей в восприятии ребенка, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.
Оценка результатов: при выборе родителя того же пола ребенок получает 2 балла, при выборе родителя противоположного пола – 1 балл. Индекс идентификации ребёнка определяется по общей сумме баллов.
Выводы об уровне идентификации:
До 10 баллов – ребенок идентифицирует себя с родителем противоположного пола;
11-20 баллов – ребенок идентифицирует себя с родителем того же пола.
При обработке и интерпретации результатов опроса важно учитывать следующее:
• Возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек 3-8 лет;
• Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки – у девочек);
• Идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;
• Уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием «Я-концепции», то есть развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию – эмансипацию – от родительского авторитета.
Идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:
1. большим возрастным периодом идентификации девочек;
2. большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;
3. большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков;
4. большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью;
5. меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом [33, с.628].
Таким образом, при проведении эмпирического исследования были соблюдены все основные требования к отбору выборки, проведению исследования и анализу полученных результатов.
2.2 Эмпирический анализ исследования самооценки старших дошкольников из полных и неполных семей с родителями
В результате проведения методики «Какой Я?» были получены следующие данные (см. Приложение 3), которые представлены в таблице 2.
Таблица 2. Показатель самооценки детей из полных и неполных семей по методике «Какой Я?»
Высокий и очень высокий уровень самооценки | Средний уровень самооценки | |
Полные семьи | 39%(7) | 61%(11) |
Неполные семьи | 14,3%(1) | 85,7%(6) |
В таблице 2 видно, что:
- 85,7% детей (6 человека) из неполных семей и только 61% детей (11 человек) из полных семей имеют средний уровень самооценки;
-14,3% детей (1 человек) из неполных семей имеют высокий и очень высокий уровень самооценки, из полных семей 39%(7 человек)
В результате проведения опросника А.И.Захарова «Изучение идентификации детей с родителями» были получены следующие данные (см. Приложение 2), которые представлены в таблице 3.
Таблица 3. Данные по параметрам идентификации детей из полных и неполных семей
Полная идентиф. с родителем того же пола | неполная идентиф. с родит. того же пола | |
Полные семьи | 18(100%) | |
Непол. семьи | 3(43%) | 4(57%) |
В таблице 3 видно, что:
- 100% детей (18 человек) из полных семей и только 43% детей (3 человек) из неполных семей имеют полную идентификацию с родителем того же пола;
- 57% детей (4 человек) из неполных семей имеют неполную идентификацию с родителем того же пола.
Таким образом, у детей из неполных семей выявлена достоверно значимая взаимосвязь между самооценкой и идентификацией: чем выше степень идентификации с родителем, тем выше уровень самооценки у ребенка. Следовательно, на формирование личностной сферы старших дошкольников большое влияние оказывает идентификация с родителями и социальный статус семьи. Отсутствие в семье одного из родителей может привести к нарушению в полоролевом развитии и неуверенности в себе.
Отсутствие наличия достоверной взаимосвязи между уровнем самооценки и идентификации старших дошкольников из полных семей можно объяснить тем, что в данной группе детей показатели самооценки и идентификации у большинства детей высокие и разброс значений выражен не значительно.
2.3 Сравнительный анализ самооценки старших дошкольников из полных и неполных семей с родителями
На следующем этапе исследования необходимо было выявить различия в уровне самооценки у дошкольников из полных и неполных семей.
По показателю самооценки у дошкольников из полных и неполных семей были получены следующие данные:
- 85,7% детей (6 человека) из неполных семей и только 61% детей (11 человек) из полных семей имеют средний уровень самооценки;
- 39% детей (7 человек) из полных семей имеют высокий и очень высокий уровень самооценки, из неполных семей 14,3%(1человек).
Наглядно полученные данные представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. – Сравнительные данные по уровню самооценки у старших дошкольников из полных и неполных семей
Таким образом, из полученных данных видно, что у большинства детей из неполных семей уровень самооценки отличается от аналогичного показателя их сверстников из полных семей. В связи с этим можно предположить наличие различий в уровне самооценки у старших дошкольников из различных типов семей.
Таким образом, можно сформулировать следующий вывод: уровень самооценки старших дошкольников из неполных семей достоверно ниже уровня самооценки их сверстников из полных семей.
На следующем этапе исследования необходимо было выявить различия в особенностях идентификации с родителем того же пола у дошкольников из полных и неполных семей. Различия устанавливались также и отдельно между мальчиками и девочками из полных и неполных семей, так как в данном исследовании в неполной семье воспитание осуществляется только матерями и это может оказывать определенное влияние на особенности идентификации в зависимости от пола ребенка.
По показателю идентификации у дошкольников из полных и неполных семей были получены следующие данные:
- 100% детей (18 человек) из полных семей и только 43% детей (3 человек) из неполных семей имеют полную идентификацию с родителем того же пола;
- 53% детей (4 человек) из неполных семей имеют неполную идентификацию с родителем того же пола.
Наглядно полученные данные представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. – Сравнительные данные по уровню идентификации у старших дошкольников из полных и неполных семей
Таким образом, из полученных данных видно, что у большинства детей из неполных семей уровень идентификации отличается от аналогичного показателя их сверстников из полных семей. В связи с этим можно предположить наличие различий в уровне идентификации у старших дошкольников из различных типов семей.
С целью проверки данного предположения сравнивались показатели идентификации отдельно у мальчиков и девочек из полных и неполных семей. Сравнительные результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4. Показатели идентификации с родителем того же пола у мальчиков и девочек из полных и неполных семей
Мальчики | Девочки | |||
Полная идентификация | Неполная идентификация | Полная идентификация | Неполная идентификация | |
Полные семьи | 100% | 0 | 100% | 0 |
Неполные семьи | 0 | 100% | 100% | 0 |
Таким образом, из таблицы 4 видно, что большинство девочек в неполных семьях (100%) имеют полную идентификацию с матерью. А все мальчики из неполных семей имеют неполную идентификацию с отцом.
Таким образом, можно сформулировать следующий вывод: уровень идентификации с матерью у девочек из неполных семей достоверно не отличается от данного показателя у их сверстниц из полных семей. Уровень идентификации с отцом у мальчиков из неполных семей достоверно ниже данного показателя у их сверстников из полных семей. Мальчики из неполных семей достоверно чаще имеют неполную идентификацию с отцом по сравнению с их сверстниками из полных семей.
Полученные данные можно объяснить тем, что девочки в неполной семье имеют в качестве образца идентификации свою мать, поэтому воспитание в неполной семье может и не оказывать выраженного влияния на процесс половой идентификации девочек. Однако мальчики в неполной семье лишены отца в качестве образца для идентификации. Поэтому процесс половой идентификации у мальчиков из неполной семьи деформирован.
Таким образом, можно сформулировать следующий вывод: мальчики из неполных семей достоверно чаще воспринимают отца как некомпетентного родителя и имеют негативное эмоциональное отношение к нему, что приводит к нарушению процесса идентификации с отцом как представителем мужского пола.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для воспитателей и начинающих старших воспитателей по планированию сюжетно-ролевых игр.
перечень сюжетно -ролевых игр с современном содержанием...
Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений «Методические подходы к проектированию документации педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
На основании приказа МО и Н РТ от23.04.14г. № 2295/14 «О внедрении ФГОС ДО» наше дошкольное учреждение вошло в список ДОО – пилотных площадок по внедрению ФГОС ДО по Чистопольскому м...
Методические рекомендации для воспитателей « Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОУ в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»
Материал полезен для учителей-логопедов, воспитателей логопедических групп...
Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации
Методический материал содержит рекомендации по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет. Раскрываю...
Методические рекомендации для воспитателей «Календарный план воспитателя с учетом ФГОС»
План — это прежде всего целеполагание. План помогает заранее предусмотреть и обдумать формы работы с детьми, методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает...
Консультация для родителей и воспитателей Методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию игрушек в воспитании детей дошкольного возраста.
Методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию игрушек в воспитании детей дошкольного возраста....
Методические рекомендации для воспитателей «Музыкальные занятия с детьми. Что должен знать воспитатель?»
Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей. от этого зависит качество музыкальных занятий и всего образовательного процесса вцелом....