Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений «Методические подходы к проектированию документации педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
методическая разработка на тему
На основании приказа МО и Н РТ от23.04.14г. № 2295/14 «О внедрении ФГОС ДО» наше дошкольное учреждение вошло в список ДОО – пилотных площадок по внедрению ФГОС ДО по Чистопольскому муниципальному району.
Рекомендации разработаны на основе содержания федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основная задача - помочь педагогам образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования , сориентироваться в технологии разработки планов, являющихся обязательной документацией современного детского сада. Материал представлен в виде таблиц и моделей и сопровождается краткими комментариями, что поможет читателям составить собственное мнение о возможностях его реализации в практике дошкольной организации.
В данной брошюре представлены образцы проектирования документации педагога дошкольного учреждения:
· комплексно—тематический план
· план воспитательно—образовательной работы
· оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_vospitateley_doshkolnyh_uchrezhdeniy.docx | 133.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений «Методические подходы к проектированию документации педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Е.А. Данилина, старший воспитатель, МБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида № 6» “Жемчужинка”
Чистопольского муниципального района РТ
На основании приказа МО и Н РТ от23.04.14г. № 2295/14 «О внедрении ФГОС ДО» наше дошкольное учреждение вошло в список ДОО – пилотных площадок по внедрению ФГОС ДО по Чистопольскому муниципальному району.
Рекомендации разработаны на основе содержания федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основная задача, которую ставили перед собой авторы—составители, - помочь педагогам образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования , сориентироваться в технологии разработки планов, являющихся обязательной документацией современного детского сада. Материал представлен в виде таблиц и моделей и сопровождается краткими комментариями, что поможет читателям составить собственное мнение о возможностях его реализации в практике дошкольной организации.
Авторы надеются, что предложенные технологии разработки и составления планов работы будут полезны практикам и помогут им успешно решить проблемы.
В данной брошюре представлены образцы проектирования документации педагога дошкольного учреждения:
- комплексно—тематический план
- план воспитательно—образовательной работы
- оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики.
Комплексно—тематический план
Комплексно—тематический план группы разрабатывается на основе общеобразовательной программы ДОУ, составленной на основе ФГОС ДО на переходный период.
Комплексно—тематический план направлен на реализацию пяти образовательных областей и определяет организацию воспитательно - образовательного процесса в учреждении. План дополняется региональными особенностями, которые обогащают, углубляют и конкретизируют содержание задач федерального компонента. В ДОУ в соответствии с нормативно – правовыми документами МО и Н РТ реализуется «Региональная программа дошкольного образования» Р.К.Шаеховой и Программа «Обучение русскоязычных детей татарскому языку в детском саду» З.М.Зариповой.
Комплексно—тематический план состоит из 4 частей, отражает основную часть ООП и вариативную (РК (региональный компонент) + компонент ОО):
1 часть - Перспективное планирование образовательной деятельности
2 часть - Перспективное планирование совместной деятельности взрослого и детей
3 часть – План взаимодействия с семьями воспитанников
4 часть – Организация предметно – пространственной развивающей среды группы.
1 часть включает в себя описание образовательной деятельности, которая построена на комплексно – тематическом принципе с учётом интеграции образовательных областей. Образовательный процесс подразделён на темы, которые рассчитаны на одну неделю. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический принцип построения обучения позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, а также компонент ОО.
2 часть решает программные образовательные задачи при проведении режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
3 часть содержит плановые мероприятия разнообразной направленности и содержания по работе с семьями воспитанников, и тематические мероприятия по реализации темы недели.
4 часть раскрывает содержание ППРС группы (пособия, материалы, оборудование) с описанием её функционального назначения, условий расположения. Описывает виды и содержание деятельности детей.
Комплексно—тематический план охватывает следующие определенные направления развития и образования детей
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание (игра).
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
Формирование основ безопасности.
2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Приобщение к социокультурным ценностям.
Формирование элементарных математических представлений.
Ознакомление с миром природы.
3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Развитие речи.
Художественная литература.
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Приобщение к искусству.
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
Конструктивно-модельная деятельность.
Музыкально-художественная деятельность.
5.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Физическая культура.
Образовательные области национально-регионального компонента согласуются с требованиями федерального компонента и реализуются посредством интеграции его в ОД и совместную деятельность воспитателей и детей.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Региональный компонент в разделе «Приобщение к социокультурным ценностям» реализуется через обогащение представлений о жителях города, района, республики, истории города, района, республики, их отражении в народном творчестве (мифы, сказки, легенды), используя рассказы о людях, города, района, республики; экскурсии и целевые прогулки. Региональный компонент также реализуется через обогащение представлений о климатических особенностях края, неживой природе, животном и растительном мире, экологической обстановке с использованием рассказов о родной природе, бесед, экскурсий и т.п.
Содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности
и саморегуляции, развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Региональный компонент реализуется через «Региональную программу дошкольного образования» Р.К.Шаеховой.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Региональный компонент реализуется через внедрение в практику работы ДОУ УМК «Татарча сөйләшәбез» - «Говорим по-татарски» (под ред. З. М. Зариповой). Форма обучения: специально организованные занятия, начиная со средней группы, на основе современных образовательных технологий. Средства обучения: игра, игровые упражнения, демонстрационные и раздаточные материалы, анимационные сюжеты, сказки, мультфильмы, комплекты аудио- и видео пособия; техническое оборудование. В процессе специально организованного обучения на занятиях и индивидуальной работе у воспитанников должны сформироваться первоначальные умения и навыки практического владения татарским языком в устной форме. Дошкольники должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух в пределах изученных тем; задавать вопросы; выражать просьбу, желание, потребности.
Знакомство с книжной культурой реализуется через ознакомление с местным фольклором, писателями и поэтами Республики Татарстан, их художественными произведениями.
Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на приобретение опыта в двигательной деятельности, развитие физических качеств, правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики, правильное выполнение основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Региональный компонент включает в себя ознакомление детей с видами спорта, популярными в Республике Татарстан и городе, спортивными традициями и праздниками.
Содержание образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» направлено на развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Региональный компонент включает ознакомление детей с достижениями современного искусства и традиционной народной культуры Республики Татарстан, изучение специфики народного декоративно-прикладного искусства, обучение детей росписи вылепленных изделий по мотивам татарского народного искусства, включает в себя ознакомление с народными музыкальными инструментами; ознакомление с музыкальными произведениями о городе и республике.
Схема комплексно—тематического плана
Утверждено и введено….
Комплексно—тематический план _________ группы
Принят на педсовете…... |
Содержание 1 часть - Перспективное планирование ОД: ОО«Познавательное развитие» ОО«Социально – коммуникативное развитие» ОО«Речевое развитие» ОО«Физическое развитие» ОО«Художественно – эстетическое развитие» 2 часть - Перспективное планирование совместной деятельности взрослого и детей 3 часть – План взаимодействия с семьями воспитанников 4 часть – Организация предметно – пространственной развивающей среды группы |
Образовательная область «Познавательное развитие» Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Приобщение к социокультурным ценностям. Ознакомление с миром природы. Литература Кол-во часов
|
Образовательная область «Речевое развитие» Развитие речи. Художественная литература. Литература Кол-во часов
|
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» Изобразительная деятельность. Рисование. Литература Кол-во часов
|
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» Изобразительная деятельность. Лепка/аппликация Литература Кол-во часов
|
Образовательная область «Физическое развитие» Физическая культура Литература Кол-во часов
|
Перспективное планирование совместной деятельности взрослого и детей
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» Социализация, развитие общения, нравственное воспитание (игра). Литература Цель
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. Литература Цель
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» Формирование основ безопасности. Литература Цель
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Речевое РАЗВИТИЕ» Художественная литература Литература Цель
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Художественно – эстетическое РАЗВИТИЕ» Конструктивно – модельная деятельность Литература Цель
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Художественно – эстетическое РАЗВИТИЕ» Музыкально-художественная деятельность (план досуговой деятельности ). Цель
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Физическое РАЗВИТИЕ» Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Литература Цель
|
ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
на _________ учебный год
Основная часть | Вариативная часть | ||||||
Плановые мероприятия разнообразной направленности | Тематические мероприятия (итоговые мероприятия по теме недели с детьми и родителями) | РК | Компонент ДОУ | ||||
Дата | Направление, | Форма | Дата | Тема | Форма проведения | ||
Сентябрь 1 неделя Тема недели “…..” | |||||||
Организация предметно – пространственной развивающей среды группы.
Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:
· Зона умеренной активности: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы», «Центр занимательной математики», «Центр патриотического воспитания»;
· Зона средней активности: «Центр конструирования», «Лаборатория», «Центр социально-эмоционального развития», «Центр ИЗО-деятельности», «Центр безопасности»;
· Зона повышенной активности: «Центр двигательной активности», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры», «Центр дежурства».
Основная часть | Вариативная часть | |
содержание ППРС (пособия, материалы, оборудование) | РК | компонент ДОУ (приоритетное направление) |
В такой последовательности заполняются все таблицы. Материал распечатывается, хранится в скоросшивателе.
Рассматривается и утверждается на педсовете.
В течение учебного года педагог может корректировать и дополнять план.
План воспитательно—образовательной работы
(календарное планирование)
План воспитательно – образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных педагога, т. е планирование должно быть совместным и основываться на календарно – тематическом плане.
Вашему вниманию предлагается первый вариант составления плана, предложенный коллективом МБДОУ № 6 г. Чистополь. В плане учтены режимные моменты: утро; день; вечер; прогулка (утренняя, вечерняя), отражается основная часть программы и вариативная часть, через реализацию регионального компонента и компонента ДОУ. Предусмотрено чередование организованной и самостоятельной деятельности детей. План пишется на календарный месяц. Работа с родителями прописывается в конце плана на весь месяц. Данный план позволяет охватить все темообразующие факторы. В план можно вносить коррективы и дополнения, учитывая специфические особенности конкретной возрастной группы и профессиональную компетентность педагогов.
Жёстких требований к ведению этого документа нет, поэтому он может существовать в любой удобной для педагога форме.
Сентябрь | |||
1-я неделя. Тема «ОСЕНЬ» | |||
День недели | Основная часть | Вариативная часть | |
РК (региональный компонент) + УМК (активный словарь) | Компонент ДОУ | ||
Понедельник | Прием детей Индивидуальные беседы. Тема «Как (имя ребенка) провел(а) лето» Утренняя гимнастика. ОРУ для всех групп мышц (планируется два раза в месяц) Беседа со всеми детьми: • о том, что делали вчера; • какие планы на сегодня; • пожелания детей (чем хотели бы заняться). Тема «Наши планы на неделю в детском саду и в группе» Проговаривание, повторение потешки (скороговорки, стихотворения, чистоговорки). Разучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила…» Работа по формированию КГН. Игровая ситуация «Чистые ладошки» Занятия (ОД) 1.тема, цель 2.тема, цель Утренняя прогулка Содержание: • наблюдение за сезонными изменениями • труд: помощь взрослым в уборке опавших листьев • подвижные игры: «Третий лишний» • индивидуальная работа по развитию основных движений (цель: совершенствовать навык прыжка с продвижением вперед); упражнение: прыжки на двух ногах до флажка • конструирование башни из песка • свободная деятельность (под контролем педагога) • работа над звукопроизношением: учить подбирать слова на звуки [б] –[б’], различать звуки между собой • разучивание, повторение стихов, потешек, песен Возвращение с прогулки Формирование КГН и навыков самообслуживания. Игровая ситуация «Какие привычки у Незнайки?» Закрепление ЗУН по методикам. Игровые ситуации: «Придумай сам», «Подбери пару» Работа по воспитанию культуры поведения за столом в обед. Цель: закреплять навыки культуры поведения за столом и пользования столовыми приборами Релаксация перед сном: • прослушивание музыкальной композиции: П. И. Чайковский «Времена года» («Сентябрь») • чтение художественной литературы: чтение русской народной сказки «Лиса и кувшин» в обраб. О. Капицы Вторая половина дня Гимнастика пробуждения. Комплекс № 1: 1. «Потягушки»; 2. «Жуки»; 3. «Качели»; 4. «Махи на боку»; 5. Дыхательное упражнение Закаливающие процедуры. Умывание прохладной водой Профилактические мероприятия. Зарядка для глаз Воспитание КГН, навыков самообслуживания и взаимопомощи при одевании. Цель: закреплять навыки самостоятельного одевания и застегивания «липучек» и молнии Воспитание культуры поведения во время полдника. Цель: закреплять умение детей оказывать частичную посильную помощь в сервировке стола Текущие и дополнительные дела (мероприятия) в группе
Вечерняя прогулка Содержание:
| Вписываются дидактические, подвижные игры, беседы, рассказы о родном крае, чтение худ. литературы, просмотр мультфильмов и сюжетов на татарском языке и т. п. Активный словарь татарского языка | Планируется проектная детятельность, допобразование. |
Работа с родителями
Основная часть | Вариативная часть | ||
Плановые мероприятия разнообразной направленности | Тематические мероприятия (по итогам недели) | РК | Компонент ДОУ |
Сентябрь | |||
Составление социально – демографического паспорта семьи Беседа «Все о детском питании» | 1 неделя тема «День знаний» | Консультация «Обучение татарскому языку в ДОУ» | |
«Подарки первоклассникам от малышей» Мастерская детей, педагогов | |||
Родительское собрание «Задачи развития и воспитания детей 6–7 лет» | 2 неделя тема «До свидания, лето!» | ||
«Путешествие в лето» Фото отчет «Как я провел лето» Выставка рисунков | Папка – ширма «Обучение старших дошкольников развитию речи в домашних условиях» | ||
Консультация «Как эффективно подготовить ребенка к школе» Папка - передвижка «Осень – яркая пора» | 3 неделя тема «Мой город, мой район» | ||
Выставка детских рисунков «По улицам и тропкам родного города» Спортивное развлечение «Тебе, мой город, посвящаю свои спортивные рекорды» | Книга – ширма «Чистополь – родной город» | ||
Беседа «Азбука дорожного движения» | 4 неделя тема «Правила и безопасность дорожного движения» | Консультация "Развитие речи дошкольников в играх". | |
«Правила безопасности» Фото галерея |
Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей (п.3.2.3 ФГОС ДО). Она связана с оценкой эффективности педагогических действий и с их дальнейшим планированием. Проводиться диагностика педагогическим работником на основе бесед, наблюдений, анализа продуктов детской деятельности, диагностических заданий.
Показателями диагностики являются целевые ориентиры дошкольного образования, заявленные в ФГОС ДО и в ООП ДОУ.
Оценка индивидуального развития проводиться педагогами один раз в год (в мае месяце) на основании приказа руководителя. В начале учебного года (октябрь месяц) в рабочем порядке проводится промежуточная диагностика для составления индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка группы.
Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (для каждой возрастной группы) состоит из:
- диагностики промежуточных результатов формирования социально – нормативных возрастных характеристик
- диагностики освоения содержания Программы воспитанниками по пяти образовательным областям
- анализа динамики развития детей по результатам диагностики (мониторинга)
- индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка группы.
Образцы карт диагностики представлены для старшего дошкольного возраста.
ДИАГНОСТИКА ПРОМЕЖУТОЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-НОРМАТИВНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК (интегративных качеств)
в группе № _________ (старшая, 5–6 лет)
за 20____ / ____ учебный год Воспитатели (Ф. И. О.)_________
№ п/п | Фамилия, имя | Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений | |||||||||||||||
Физически овладевший основными культурно-гигиеническими навыками | Любознательный, активный | Эмоционально отзывчивый | Овладевший средствами общения и способами взаимодействия | Способный к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах | Способный решать интеллектуальные | Имеющий первичные представления о себе, | Овладевший необходимыми умениями и навыками | ||||||||||
октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | ||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||
8 |
Описание оптимального уровня овладения интегративными качествами
1 | Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками | Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Владеет соответствующими возрасту основными движениями. Проявляет интерес к участию в п/и и физических упражнениях. Проявляет желание участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах. Пользуется физкультурным оборудованием в свободное время. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает правила поведения во время еды, умывания. Имеет элементарные представления о ценности и составляющих здорового образа жизни: правильном питании, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены. Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений. Начинает проявлять умение заботиться о своем здоровье |
2 | Любознательный, активный | Использует различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, экскурсии). Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре. Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию |
3 | Эмоционально отзывчивый | Эмоционально тонко чувствует переживания близких, детей, персонажей сказок, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей. Проявляет эмоциональное отношение к литературным произведениям, выражает свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа. Понимает скрытые мотивы поведения героев. Проявляет чуткость к художественному слову, чувствует ритм и мелодику поэтического текста. Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству |
4 | Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | Распределяет роли до начала игры и строит свое поведение, придерживаясь роли. Сопровождает игровое взаимодействие речью, соответствующей и содержанию, и интонационно взятой роли. Речь становится главным средством общения. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Может сочинять оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории и рассказывать их сверстникам и взрослым. Использует все части речи, активно занимается словотворчеством, использует синонимы и антонимы. Умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, ссылается на источник информации. Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Практические все звуки родного языка произносит без искажений |
5 | Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения | Проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять. Если при распределении ролей в игре возникают конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения, решает спорные вопросы и улаживает конфликты с помощью речи, убеждает, доказывает, объясняет. Понимает, что надо заботиться о младших, помогать им, защищать. Может сам или с небольшой помощью оценивать свои поступки и поступки сверстников. Соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду, на улицах города, в природе. В повседневной жизни сам, без напоминания со стороны взрослого пользуется «вежливыми» словами, знаком с этикетом, соблюдает элементарные нормы в детском саду и дома |
6 | Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту | Владеет элементарными навыками самообслуживания. Ориентируется в пространстве детского сада. Понимает смысл пространственных отношений (вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа…). Умеет устанавливать последовательность различных событий: что было сначала, что – позже, определять, какой сегодня день, какой был вчера, какой будет завтра. Способен конструировать по собственному замыслу; использовать схематические изображения для решения несложных задач, в строительстве, решать задачи-лабиринты. Проявляет образное предвидение. На основе пространственного расположения объектов может сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы его наглядного опыта. Может самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие |
7 | Имеющий первичные представления о себе, обществе, государстве, мире и природе | Знает и называет свои имя, фамилию, имена и отчества своих родителей. Знает, где и кем работают родители, как важен для общества их труд. Знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по дому. Может рассказать о своем родном городе, назвать улицу, на которой живет. Знает, что Россия – огромная многонациональная страна, а Москва – столица нашей Родины. Имеет представления о флаге, гербе, гимне России, о российской армии, о годах ВОВ, Дне Победы |
8 | Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности | Имеет навыки культурного поведения в детском саду, дома, на улице. Способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого, может выучить небольшое стихотворение. Может связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы, описать предмет, картину. Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие, сосредоточенно действовать в течение 1–25 минут. Проявляет ответственность при выполнении трудовых поручений, стремление радовать взрослых хорошими поступками |
9 | Овладевший необходимыми умениями и навыками | У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности |
Оценка уровней овладения интегративными качествами:
Высокий уровень – 3 балла. Средний уровень – 2 балла. Низкий уровень – 1 балл.
Диагностика освоения содержания Программы
воспитанниками __________ д/с № _______ группа № ________ (старшая, 5–6 лет) за 20____ / ____ учебный год
образовательной области «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
№ | Фамилия, имя ребенка | Виды деятельности | |||||||||||||||||||
Умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдает порядок | Владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, | Имеет начальные представления о составляющих здорового образа | Выполняет ходьбу и бег легко, ритмично, сохраняя правильную | Умеет лазать по гимнастической стенке до 2,5 м с изменением темпа | Может прыгать на мягкое покрытие с разбега | Выполняет упражнения на статическое | Умеет перестраиваться | Ходит на лыжах скользящим шагом Умеет произвольно плавать | Участвует | ||||||||||||
окт | май | окт | май | окт | май | окт | май | окт | май | окт | май | окт | май | окт | май | окт | май | окт | май | ||
1 | |||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||
3 |
1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты; 3 балла – соответствует возрасту;
2 балла – отдельные компоненты не развиты; 4 балла – высокий.
Диагностика освоения содержания Программы
воспитанниками __________ д/с № _____ группа № ____ (старшая, 5–6 лет) за 20____ / ____ учебный год
образовательных областей «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ», «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Наименование образовательных областей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Речевое развитие | Познавательное развитие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательная деятельность, конструктивно-модульная деятельность | Формирование целостной | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Имеет достаточно богатый словарный запас. в беседе, высказывать свое мнение | Умеет аргументированно и доброжелательно | Определяет место звука в слове. Умеет подбирать сованных), заменять слово другим, | Знает 2–3 программных стихотворения, 2–3 считалки, | Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения | Называет любимого детского писателя, любимые сказки, рассказы | Умеет анализировать образец постройки | Может планировать этапы создания собственной | Создает постройки по рисунку | Умеет работать коллективно | Считает в пределах 10. «сколько?», «который?» | Уравнивает неравные группы предметов | Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине), проверяет точность определений | Правильно пользуется количественными (до 10) | Размещает предметы различной величины (до 7–10) | Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам. Знает некоторые геометрических фигур | Называет утро, день, вечер, ночь, имеет представление | Различает и называет виды транспорта, предметы, в быту | Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны | Знает название родного города, поселка, страны, ее столицу | Называет времена года, их осо- бенности. Знает о вза- имодействии че- ловека с природой в разное время года, | |||||||||||||||||||||||
СГ | КГ | СГ | КГ | СГ | КГ | СГ | КГ | СГ | КГ | СГ | КГ | СГ | КГ | СГ | КГ | СГ | КГ | СГ | КГ | СГ | КГ | СГ | КГ | СГ | КГ | СГ | КГ | СГ | КГ | СГ | КГ | СГ | КГ | СГ | КГ | СГ | КГ | СГ | КГ | СГ | КГ | ||
1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты; 3 балла – соответствует возрасту;
2 балла – отдельные компоненты не развиты; 4 балла – высокий
Диагностика освоения содержания Программы
воспитанниками _________ д/с № ________ группа № ________ (старшая, 5–6 лет) за 20____ / ____ учебный год
образовательной области «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
№ | Фамилия, имя ребенка | Виды деятельности | |||||||||||||||||||||||
Игровая, коммуникативная деятельность | Элементарная трудовая деятельность | Формирование основ безопасного | |||||||||||||||||||||||
Договаривается | Умеет разворачивать содержание игры | В дидактических играх оценивает свои возможности | Объясняет правила игры сверстникам. | После просмотра спектакля может оценить игру актера, | Имеет | Умеет оформлять свой спектакль, используя разнообразные материалы (атрибуты, подручный | Самостоятельно одевается, раздевается, складывает, убирает одежду, сушит мокрые вещи, ухаживает | Поддерживает порядок в группе и на участке детского | Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду, на улице и в транспорте, знает и соблюдает | Различает виды специального транспорта, знает его назначение, понимает значение сигналов светофора, некоторые дорожные знаки, части дороги | Знает и соблюдает элементарные правила поведения | ||||||||||||||
окт | май | окт | май | окт | май | окт | май | окт | май | окт | май | окт | май | окт | май | окт | май | окт | май | окт | май | окт | май | ||
1 | |||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||
1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты; 3 балла – соответствует возрасту;
2 балла – отдельные компоненты не развиты; 4 балла – высокий
Диагностика освоения содержания Программы
воспитанниками __________ д/с № _______ группа № _______ (старшая, 5–6 лет)
за 20____ / ____ учебный год
образовательной области «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Виды деятельности | |||||||||||||||||||
№ | Фамилия, имя ребенка | Музыкальная деятельность | Изобразительная деятельность | ||||||||||||||||
Узнает песни по мелодии. | Может петь протяжно, четко произносить слова, начинать и заканчивать пение вместе с другими детьми, плавно, легким звуком петь в сопровождении музыкального инструмента | Выполняет ритмичные движения, отвечающие характеру изведения | Умеет выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении, «пружинка», подскоки, движения парами, кружение по одному | Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов, действует, не подражая другим детям; умеет играть на металлофоне простейшие мелодии по одному и в небольших группах | Различает произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративно-прикладное искусство, скульптура). Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, композиция). Знает особенности изобразительных материалов | Рисование. Создает изображения предметов с натуры, по представлению. Использует разнообразные композиционные решения, материалы. Использует различные цвета, оттенки. Выполняет узоры декоративно-прикладного искусства | Лепка. Лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы лепки. Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур. Создает изображения по мотивам народных игрушек | Аппликация. Изображает предметы и создает несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги | |||||||||||
окт | май | окт | май | окт | май | окт | май | окт | май | окт | май | окт | май | окт | май | окт | май | ||
1 | |||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||
3 |
1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты; 3 балла – соответствует возрасту;
2 балла – отдельные компоненты не развиты; 4 балла – высокий.
Анализ динамики развития детей по результатам диагностики (мониторинга)
Группа________________________Учебный год___________________
№ | Фамилия, имя | Уровень развития ребенка | ||||||||||
Начало года (октябрь) | Конец года (май) | |||||||||||
Ф | С-К | П | Р | Х-Э | Ф | С-К | П | Р | Х-Э | |||
1 | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ||
2 | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ||
3 | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ||
4 | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ | ○ |
Условные обозначения:
Ф – физическое развитие; – высокий уровень;
С-К – социально-коммуникативное развитие; – средний уровень;
П – познавательное развитие; ○ – низкий уровень.
Р – речевое развитие;
Х-Э – художественно-эстетическое развитие.
Индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка группы_________________________
Учебный год___________________________Воспитатели __________________________
№ п/п | Фамилия, имя | Основное направление развивающей работы | Цели, задачи развивающей работы | Основное содержание развивающей работы | Контрольные сроки | Результат |
1 | Игры, задания. | |||||
2 |
Литература:
- Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах, под ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой, С-П, 2014
- Планирование образовательной работы в ДОУ. Современные подходы, Н.Б.Вершинина, И.П.Плешакова, Волгоград, 2014
- Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО, К.Ю.Белая, М., 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации на тему: «Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях реализации ФГТ»
План Инновационные формы и методы работы в ДОУ.Концепция воспитательно – образовательной системы.Пути реализации интегрированного подхода.Взаимоотношения детей.Взаимоотношения с окружающей ...
Методическое сопровождение педагогов в условиях реализации ФГОС ДОО
Методическое сопровождение – это правильно организованные действия (процесс) по организации введения ФГОС в образовательном учреждении. Это – процесс, направленный на разрешение актуальных для педагог...
Методические подходы к проектированию документации педагога в условиях реализации ФГОС ДО
Методические рекомендации для педагогов ДОУ разработаны с учетом ФГОС ДО. Оновная задача-помочь педагогам ДОУ сориентироваться в технологии разработки планов, являющихся обязательной документацией дет...
«Методические подходы к проектированию документации педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Данные рекомендации разработаны на основе содержания федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основная задача- помочь педагогам образовательн...
Управление профессиональным развитием педагогов в условиях реализации ФГОС в учреждении дошкольного образования
Высокие темпы технологии, технических систем, которые применяются на производстве, в быту, в сфере досуга человека являются отличительной чертой современного мира. Сегодня дети обладают широкой информ...
Управление профессиональным развитием педагогов в условиях реализации ФГОС в учреждении дошкольного образования
Высокие темпы технологии, технических систем, которые применяются на производстве, в быту, в сфере досуга человека являются отличительной чертой современного мира. Сегодня дети обладают широкой информ...
План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»
План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»...