Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений «Методические подходы к проектированию документации педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
методическая разработка на тему

Данилина Елена Александровна

На основании приказа МО и Н РТ от23.04.14г.  № 2295/14 «О внедрении ФГОС ДО»  наше дошкольное учреждение  вошло в список ДОО – пилотных площадок по внедрению ФГОС ДО по Чистопольскому муниципальному району.

 

Рекомендации разработаны на основе  содержания федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.  Основная задача - помочь педагогам  образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования , сориентироваться  в технологии разработки планов, являющихся обязательной документацией современного   детского сада. Материал представлен в виде  таблиц и моделей и сопровождается краткими комментариями, что поможет  читателям  составить собственное мнение о возможностях его реализации в практике  дошкольной  организации.

В данной брошюре представлены образцы  проектирования документации педагога дошкольного учреждения:

·        комплексно—тематический план

·        план  воспитательно—образовательной работы

·        оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для воспитателей  дошкольных учреждений «Методические подходы к проектированию документации педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

                                                      Е.А. Данилина, старший воспитатель,  МБДОУ «Детский сад

                              общеразвивающего вида № 6» “Жемчужинка”

                           Чистопольского муниципального района РТ

На основании приказа МО и Н РТ от23.04.14г.  № 2295/14 «О внедрении ФГОС ДО»  наше дошкольное учреждение  вошло в список ДОО – пилотных площадок по внедрению ФГОС ДО по Чистопольскому муниципальному району.

Рекомендации разработаны на основе  содержания федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.  Основная задача, которую ставили перед собой  авторы—составители, - помочь педагогам  образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования , сориентироваться  в технологии разработки планов, являющихся обязательной документацией современного   детского сада. Материал представлен в виде  таблиц и моделей и сопровождается краткими комментариями, что поможет  читателям  составить собственное мнение о возможностях его реализации в практике  дошкольной  организации.

Авторы надеются, что предложенные  технологии разработки и составления  планов работы будут полезны практикам и помогут им успешно решить проблемы.

В данной брошюре представлены образцы  проектирования документации педагога дошкольного учреждения:

  • комплексно—тематический план
  • план  воспитательно—образовательной работы
  • оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики.

Комплексно—тематический план

Комплексно—тематический план  группы разрабатывается на основе  общеобразовательной программы ДОУ, составленной на основе ФГОС ДО на переходный период.

Комплексно—тематический план  направлен на реализацию пяти образовательных областей и определяет организацию воспитательно - образовательного процесса  в учреждении. План дополняется региональными особенностями, которые обогащают, углубляют и конкретизируют содержание задач федерального компонента. В ДОУ в соответствии с нормативно – правовыми документами  МО и Н РТ реализуется  «Региональная программа дошкольного образования» Р.К.Шаеховой  и Программа «Обучение русскоязычных детей татарскому языку в детском саду» З.М.Зариповой.

Комплексно—тематический план  состоит из 4 частей, отражает основную часть ООП и вариативную (РК (региональный компонент) + компонент ОО):

1 часть - Перспективное планирование образовательной деятельности

2 часть - Перспективное планирование совместной деятельности взрослого и детей

3 часть – План взаимодействия с семьями воспитанников

4 часть – Организация предметно –  пространственной развивающей среды группы.

1 часть включает в себя описание образовательной деятельности, которая построена на комплексно – тематическом принципе с учётом интеграции образовательных областей. Образовательный процесс подразделён на темы, которые рассчитаны на одну неделю. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический принцип построения обучения позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, а также компонент ОО.

2 часть решает программные образовательные задачи при проведении режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

3 часть содержит плановые мероприятия разнообразной направленности  и содержания по работе с семьями воспитанников, и тематические мероприятия по реализации темы недели.

4 часть раскрывает содержание ППРС  группы (пособия, материалы, оборудование) с описанием её  функционального назначения, условий  расположения.  Описывает виды и содержание деятельности детей.

Комплексно—тематический план охватывает  следующие определенные направления развития и образования детей

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание (игра).

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.

Формирование основ безопасности.

2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Приобщение к социокультурным ценностям.

Формирование элементарных математических представлений.

Ознакомление с миром природы.

3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Развитие речи.

Художественная литература.

4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Приобщение к искусству.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

Конструктивно-модельная деятельность.

Музыкально-художественная деятельность.

5.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Физическая культура.

Образовательные области национально-регионального компонента согласуются с требованиями федерального компонента и реализуются посредством интеграции его в ОД и совместную деятельность воспитателей и детей.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

Региональный компонент в разделе «Приобщение к социокультурным ценностям» реализуется через обогащение представлений о жителях города, района, республики,  истории города, района, республики, их отражении в народном творчестве (мифы, сказки, легенды), используя рассказы о людях, города, района, республики; экскурсии и целевые прогулки. Региональный компонент также реализуется через обогащение представлений о климатических особенностях края, неживой природе, животном и растительном мире, экологической обстановке  с использованием рассказов о родной природе, бесед, экскурсий и т.п.

Содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности

и саморегуляции, развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Региональный компонент реализуется через  «Региональную программу дошкольного образования» Р.К.Шаеховой.  

Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов  различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 Региональный компонент реализуется через внедрение в практику работы ДОУ УМК «Татарча сөйләшәбез» - «Говорим по-татарски» (под ред. З. М. Зариповой). Форма обучения: специально организованные занятия, начиная со средней группы, на основе современных образовательных технологий. Средства обучения: игра, игровые упражнения, демонстрационные и раздаточные материалы, анимационные сюжеты, сказки, мультфильмы, комплекты аудио- и видео пособия; техническое оборудование.  В процессе специально организованного обучения на занятиях и индивидуальной работе у воспитанников должны сформироваться первоначальные умения и навыки практического владения татарским языком в устной форме.  Дошкольники должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух в пределах изученных тем; задавать вопросы; выражать просьбу, желание, потребности.

Знакомство с книжной культурой реализуется через ознакомление с местным фольклором, писателями и поэтами Республики Татарстан, их художественными произведениями.

Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на приобретение опыта в двигательной деятельности, развитие физических качеств, правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики, правильное выполнение основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции  в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение  его элементарными нормами и правилами.

Региональный компонент включает в себя ознакомление детей с видами спорта, популярными в Республике Татарстан и городе, спортивными традициями и праздниками.

Содержание образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» направлено на развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Региональный компонент включает ознакомление детей с достижениями современного искусства и традиционной народной культуры Республики Татарстан, изучение специфики народного декоративно-прикладного искусства, обучение детей росписи вылепленных изделий по мотивам татарского народного искусства, включает в себя ознакомление с народными музыкальными инструментами; ознакомление с музыкальными  произведениями о городе и республике.

Схема комплексно—тематического плана

                                                                                                                      Утверждено и введено….

                                       

Комплексно—тематический план _________ группы

           

                                                                                                                        Принят на педсовете…...

 

Содержание

1 часть - Перспективное планирование ОД:

ОО«Познавательное развитие»

ОО«Социально – коммуникативное развитие»

ОО«Речевое развитие»

ОО«Физическое развитие»

ОО«Художественно – эстетическое развитие»

2 часть - Перспективное планирование совместной деятельности взрослого и детей

3 часть – План взаимодействия с семьями воспитанников

4 часть – Организация предметно –  пространственной развивающей среды группы  

                                                                                                 Перспективное планирование ОД

Образовательная область «Познавательное развитие»

ФЭМП 

Литература

Кол-во часов 

Тема, цель

Интеграция

УМК (Лексический минимум)

Лит., оборуд.

Сентябрь    1 неделя,   Тема недели «……..»

 

 

Конструирование если нужно

 

 

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Приобщение к социокультурным ценностям.

Ознакомление с миром природы.

Литература

Кол-во часов

Тема, цель

Интеграция

УМК (Лексический минимум)

Лит., оборуд.

Сентябрь    1 неделя,   Тема  недели «……..»

 

 

 

 

 

 

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие речи. Художественная литература. 

Литература

Кол-во часов

Тема, цель

Интеграция

УМК (Лексический минимум)

Лит., оборуд.

Сентябрь    1 неделя,   Тема недели «……..»

 

 

ХЛ если нужно

 

 

Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»

Изобразительная деятельность. Рисование. 

Литература

Кол-во часов

Тема, цель

Интеграция

УМК (Лексический минимум)

Лит., оборуд.

Сентябрь    1 неделя,   Тема недели«……..»

 

 

 

 

 

Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»

Изобразительная деятельность. Лепка/аппликация

Литература

Кол-во часов

Тема, цель

Интеграция

УМК (Лексический минимум)

Лит., оборуд.

Сентябрь    1 неделя,   Тема недели  «……..»

 

 

 

 

 

Образовательная область «Физическое развитие»

Физическая культура

Литература

Кол-во часов

Тема, цель

Интеграция

УМК (Лексический минимум)

Лит., оборуд.

Сентябрь    1 неделя,   Тема недели «……..»

 

 

 

 

 

 

                             Перспективное планирование совместной деятельности взрослого и детей

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание (игра). 

Литература

Цель 

Дата

Основная часть

Вариативная часть

Направления развития

Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие.

Речевое развитие

Художественно-
эстетическое развитие

РК(региональный компонент)

Компонент ДОУ (приоритетное направление)

Сентябрь   Тема недели «…..»

 

1 неделя

Игра малой (средней, высокой) подвижности «Узнай по голосу»

….

Индивидуальная игра «Учитель и ученики»

 ….

Дидактическая игра «Где лево, где пра-

во?»

…...

Рисование «Здравствуй, это я!»

 

м/ф

слушание

1 дид

1 с-р

1 подв

м/ф

слушание

 

Игровой проект «….»

Тема «…..»

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.

Литература

Цель

Мероприятие

УМК (Лексический минимум)

РК

 

Сентябрь     1неделя, Тема «………»

 

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Формирование основ безопасности.

Литература

Цель

Мероприятие

УМК (Лексический минимум)

 РК

Сентябрь     1неделя, Тема «………»

 

 

 

 

  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Речевое РАЗВИТИЕ»

Художественная литература

Литература

Цель

Мероприятие

УМК (Лексический минимум)

 РК

Сентябрь     1неделя, Тема «………»

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Художественно – эстетическое РАЗВИТИЕ»

Конструктивно – модельная деятельность

Литература

Цель

Мероприятие

УМК (Лексический минимум)

РК

 

Сентябрь     1неделя, Тема «………»

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Художественно – эстетическое РАЗВИТИЕ»

Музыкально-художественная деятельность (план  досуговой деятельности ).

Цель

Виды
мероприятия

Названия + РК

Даты

Цели

Праздники

 

Тематические праздники и развлечения

 

Театрализованные представления

 

Музыкально-литературные развлечения


Народное  
творчество

 

Концерты                

Спортивные развлечения

 

КВН
и викторины

 

Забавы

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Физическое РАЗВИТИЕ»

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Литература

Цель

Мероприятие

УМК (Лексический минимум)

 РК

Сентябрь     1неделя, Тема «………»

 

 

 

 

ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

на _________ учебный год

Основная часть

Вариативная часть

Плановые мероприятия

разнообразной направленности
и содержания

Тематические мероприятия (итоговые мероприятия по теме недели с детьми и родителями)

РК

Компонент ДОУ

Дата

Направление,
тема

Форма
проведения

Дата

 Тема

Форма проведения

Сентябрь    1 неделя     Тема недели “…..”

Организация предметно –  пространственной развивающей среды группы.

Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:

· Зона умеренной активности: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы», «Центр занимательной математики», «Центр патриотического воспитания»;

· Зона средней активности: «Центр конструирования», «Лаборатория», «Центр социально-эмоционального развития», «Центр ИЗО-деятельности», «Центр безопасности»;

· Зона повышенной активности: «Центр двигательной активности», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры», «Центр дежурства».

Основная часть

Вариативная часть

содержание ППРС

(пособия, материалы, оборудование)

РК

компонент ДОУ

(приоритетное направление)

В такой последовательности  заполняются все таблицы.  Материал распечатывается, хранится в скоросшивателе.

Рассматривается  и утверждается на педсовете.

В течение учебного года педагог может корректировать и дополнять  план.


План   воспитательно—образовательной работы

(календарное планирование)

План  воспитательно – образовательной работы с детьми – документ, по которому работают  два сменных педагога, т. е планирование должно быть совместным и основываться на календарно – тематическом плане.

 Вашему вниманию предлагается первый вариант составления плана, предложенный коллективом МБДОУ № 6 г. Чистополь. В плане учтены режимные моменты: утро; день; вечер; прогулка (утренняя, вечерняя), отражается основная часть программы и вариативная часть, через реализацию  регионального компонента и компонента ДОУ. Предусмотрено чередование  организованной и самостоятельной деятельности детей. План пишется на календарный месяц. Работа с родителями прописывается в конце плана на весь месяц. Данный план позволяет охватить все темообразующие факторы. В план можно вносить коррективы и дополнения, учитывая специфические особенности конкретной возрастной группы и профессиональную компетентность педагогов.

Жёстких требований к ведению этого документа нет, поэтому он может существовать в любой удобной  для педагога форме.

Сентябрь

1-я неделя. Тема «ОСЕНЬ»

День недели

Основная часть

Вариативная часть

РК (региональный компонент) + УМК (активный словарь)

Компонент ДОУ

Понедельник

Прием детей

Индивидуальные беседы.

Тема «Как (имя ребенка) провел(а) лето»

Утренняя гимнастика. ОРУ для всех групп мышц (планируется два раза в месяц)

Беседа со всеми детьми:

•  о том, что делали вчера;

•  какие планы на сегодня;

•  пожелания детей (чем хотели бы заняться).

Тема «Наши планы на неделю в детском  саду и в группе»

Проговаривание, повторение потешки (скороговорки, стихотворения, чистоговорки).

Разучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила…»

Работа по формированию КГН.

Игровая ситуация «Чистые ладошки»

Занятия (ОД)

1.тема, цель

2.тема, цель

Утренняя прогулка

Содержание:

•  наблюдение за сезонными изменениями

•  труд: помощь взрослым в уборке опавших листьев

•  подвижные игры: «Третий лишний»

•  индивидуальная работа по развитию основных движений (цель: совершенствовать навык прыжка с продвижением вперед); упражнение: прыжки на двух ногах до флажка

•  конструирование башни из песка

•  свободная деятельность (под контролем педагога) 

•  работа над звукопроизношением: учить подбирать слова на звуки [б] –[б’], различать звуки между собой

•  разучивание, повторение стихов, потешек, песен

Возвращение с прогулки

Формирование КГН и навыков самообслуживания.

Игровая ситуация «Какие привычки у Незнайки?»

Закрепление ЗУН по методикам.

Игровые ситуации: «Придумай сам», «Подбери пару»

Работа по воспитанию культуры поведения за столом

в обед.

Цель: закреплять навыки культуры поведения за столом и пользования столовыми приборами

Релаксация перед сном:

•  прослушивание музыкальной композиции: П. И. Чайковский «Времена года» («Сентябрь»)

•  чтение художественной литературы: чтение русской народной сказки «Лиса и кувшин» в обраб. О. Капицы

Вторая половина дня

Гимнастика пробуждения. Комплекс № 1:

1. «Потягушки»;

2. «Жуки»;

3. «Качели»;

4. «Махи на боку»;

5. Дыхательное упражнение

Закаливающие процедуры.

Умывание прохладной водой

Профилактические мероприятия.

Зарядка для глаз

Воспитание КГН, навыков самообслуживания и взаимопомощи при одевании.

Цель: закреплять навыки самостоятельного одевания и застегивания «липучек» и молнии

Воспитание культуры поведения во время полдника.

Цель: закреплять умение детей оказывать частичную посильную помощь в сервировке стола

Текущие и дополнительные дела (мероприятия) в группе

  • Ремонт книг и коробок из-под настольно-печатных игр  
  • Уборка в группе или в  уголке
  • Изготовление подарков ко дню рождения именинников, к празднику  

Вечерняя прогулка

Содержание:

  • наблюдение «Что изменилось на улице вечером?»
  • труд
  • подвижные игры: «Совушка»,  …..
  • индивидуальная работа по развитию основных движений (цель: продолжать учить прыгать на двух ногах с продвижением вперед); упражнение «Зайцы»
  • конструирование  из песка
  • свободная деятельность (под контролем педагога)
  • разучивание, повторение стихов, потешек, песен: повторение стихотворения А. Плещеева «Осень наступила…»

Вписываются дидактические, подвижные игры, беседы, рассказы о родном крае, чтение худ. литературы, просмотр мультфильмов и сюжетов на татарском языке и т. п.

Активный словарь татарского языка

Планируется проектная детятельность, допобразование.

Работа с родителями

Основная часть

Вариативная часть

Плановые мероприятия разнообразной направленности
и содержания

Тематические мероприятия

(по итогам недели)

РК

Компонент ДОУ

Сентябрь

Составление социально – демографического паспорта семьи

 Беседа «Все о детском питании»

1 неделя   тема «День знаний»

Консультация «Обучение татарскому языку в ДОУ»

«Подарки первоклассникам от малышей»

Мастерская детей, педагогов

Родительское собрание «Задачи развития и воспитания детей 6–7 лет»

2 неделя   тема «До свидания, лето!»

«Путешествие в лето» Фото отчет

«Как я провел лето» Выставка рисунков

Папка – ширма «Обучение старших дошкольников развитию речи в домашних условиях»

Консультация «Как эффективно подготовить ребенка к школе»

Папка - передвижка «Осень – яркая пора»

 3 неделя   тема  «Мой город, мой район»

Выставка детских рисунков «По улицам и тропкам родного города»

Спортивное развлечение «Тебе, мой город, посвящаю свои спортивные рекорды»

Книга – ширма «Чистополь – родной город»

Беседа «Азбука дорожного движения»

4 неделя  тема «Правила и безопасность дорожного движения»

Консультация "Развитие речи дошкольников в играх".

«Правила безопасности» Фото галерея

Оценка  индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики

При реализации Программы может проводиться оценка   индивидуального развития детей (п.3.2.3 ФГОС ДО). Она  связана с оценкой   эффективности педагогических действий и с их дальнейшим планированием. Проводиться диагностика педагогическим работником на основе бесед, наблюдений, анализа продуктов детской деятельности, диагностических заданий.

Показателями диагностики являются целевые ориентиры дошкольного образования, заявленные в ФГОС ДО  и в ООП ДОУ.

Оценка индивидуального развития проводиться педагогами  один раз в год (в мае месяце) на основании приказа руководителя. В начале учебного года (октябрь месяц) в рабочем порядке проводится промежуточная диагностика для составления индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка группы.

Оценка  индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (для каждой возрастной группы) состоит из:

  • диагностики промежуточных результатов формирования социально – нормативных возрастных характеристик
  • диагностики освоения содержания Программы воспитанниками по пяти образовательным областям
  • анализа динамики развития детей по результатам диагностики (мониторинга)
  • индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка группы.

Образцы карт диагностики представлены для старшего дошкольного возраста.


ДИАГНОСТИКА ПРОМЕЖУТОЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНО-НОРМАТИВНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК (интегративных качеств)

в группе № _________ (старшая, 5–6 лет)

за 20____ / ____ учебный год     Воспитатели (Ф. И. О.)_________

№ п/п

Фамилия, имя
ребенка

Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений

Физически
развитый,

овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

Любознательный, активный

Эмоционально отзывчивый

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия
со взрослыми
и сверстниками

Способный к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах
деятельности

Способный решать интеллектуальные
и личностные задачи
(проблемы), адекватные возрасту

Имеющий первичные представления о себе,
о природном и социальном мире

Овладевший

необходимыми умениями

и навыками

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

1

2

3

4

5

6

7

8

Описание оптимального уровня овладения интегративными качествами

1

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Владеет соответствующими возрасту основными движениями. Проявляет интерес к участию в п/и и физических упражнениях. Проявляет желание участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах. Пользуется физкультурным оборудованием в свободное время. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает правила поведения во время еды, умывания. Имеет элементарные представления о ценности и составляющих здорового образа жизни: правильном питании, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены. Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений. Начинает проявлять умение заботиться о своем здоровье

2

Любознательный, активный

Использует различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, экскурсии). Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре. Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию

3

Эмоционально отзывчивый

Эмоционально тонко чувствует переживания близких, детей, персонажей сказок, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей. Проявляет эмоциональное отношение к литературным произведениям, выражает свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа. Понимает скрытые мотивы поведения героев. Проявляет чуткость к художественному слову, чувствует ритм и мелодику поэтического текста. Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству

4

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Распределяет роли до начала игры и строит свое поведение, придерживаясь роли. Сопровождает игровое взаимодействие речью, соответствующей и содержанию, и интонационно взятой роли. Речь становится главным средством общения. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Может сочинять оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории и рассказывать их сверстникам и взрослым. Использует все части речи, активно занимается словотворчеством, использует синонимы и антонимы. Умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, ссылается на источник информации. Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Практические все звуки родного языка произносит без искажений

5

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

Проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять. Если при распределении ролей в игре возникают конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения, решает спорные вопросы и улаживает конфликты с помощью речи, убеждает, доказывает, объясняет. Понимает, что надо заботиться о младших, помогать им, защищать. Может сам или с небольшой помощью оценивать свои поступки и поступки сверстников. Соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду, на улицах города, в природе. В повседневной жизни сам, без напоминания со стороны взрослого пользуется «вежливыми» словами, знаком с этикетом, соблюдает элементарные нормы в детском саду и дома

6

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи

(проблемы), адекватные возрасту

Владеет элементарными навыками самообслуживания. Ориентируется в пространстве детского сада. Понимает смысл пространственных отношений (вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа…). Умеет устанавливать последовательность различных событий: что было сначала, что – позже, определять, какой сегодня день, какой был вчера, какой будет завтра. Способен конструировать по собственному замыслу; использовать схематические изображения для решения несложных задач, в строительстве, решать задачи-лабиринты. Проявляет образное предвидение. На основе пространственного расположения объектов может сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы его наглядного опыта. Может самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие

7

Имеющий первичные представления о себе, обществе, государстве, мире и природе

Знает и называет свои имя, фамилию, имена и отчества своих родителей. Знает, где и кем работают родители, как важен для общества их труд. Знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по дому. Может рассказать о своем родном городе, назвать улицу, на которой живет. Знает, что Россия – огромная многонациональная страна, а Москва – столица нашей Родины. Имеет представления о флаге, гербе, гимне России, о российской армии, о годах ВОВ, Дне Победы

8

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Имеет навыки культурного поведения в детском саду, дома, на улице. Способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого, может выучить небольшое стихотворение. Может связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы, описать предмет, картину. Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие, сосредоточенно действовать в течение 1–25 минут. Проявляет ответственность при выполнении трудовых поручений, стремление радовать взрослых хорошими поступками

9

Овладевший необходимыми умениями и навыками

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности

Оценка уровней овладения интегративными качествами:

Высокий уровень – 3 балла.           Средний уровень – 2 балла.            Низкий уровень – 1 балл.

Диагностика освоения содержания Программы
воспитанниками __________ д/с № _______ группа № ________ (старшая, 5–6 лет)   за 20____ / ____ учебный год

образовательной области «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»


п/п

Фамилия, имя

ребенка

Виды деятельности

Умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдает порядок
в своем шкафу. Сформированы навыки опрятности, личной
гигиены

Владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой,
ножом

Имеет начальные представления о составляющих здорового образа
жизни, факторах, разрушающих здоровье.
Знает о значении ежедневных физических упражнений, соблюдении режима дня

Выполняет ходьбу и бег легко, ритмично, сохраняя правильную
осанку и темп

Умеет лазать по гимнастической стенке до 2,5 м с изменением темпа

Может прыгать на мягкое покрытие
в обозначенное место, в длину с места
(не < 80 см),

с разбега
(не < 100 см),
в высоту
с разбега
(не < 40 см),
прыгать через короткую
и длинную
скакалку

Выполняет упражнения на статическое
и динамическое равновесие

Умеет перестраиваться
в колонну
по трое, четверо, равняться,
размыкаться в колонне,
шеренге,
выполнять
повороты направо, налево,
кругом

Ходит на лыжах скользящим шагом
на расстояние около 2 км, ухаживает
за лыжами. Умеет кататься на самокате.

Умеет произвольно плавать

Участвует
в упражнениях
с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей

окт

май

окт

май

окт

май

окт

май

окт

май

окт

май

окт

май

окт

май

окт

май

окт

май

1

2

3

1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;                3 балла – соответствует возрасту;

2 балла – отдельные компоненты не развиты;                                4 балла – высокий.

Диагностика освоения содержания Программы
воспитанниками __________ д/с № _____ группа № ____ (старшая, 5–6 лет) за 20____ / ____ учебный год

образовательных областей «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ», «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

№ п/п

Фамилия, имя

ребенка

Наименование образовательных областей

Речевое развитие

Познавательное развитие

Познавательная деятельность, конструктивно-модульная деятельность

Формирование целостной
картины мира и первичного представления о себе, социальном
и природном мире

Имеет достаточно богатый словарный запас.
Может участвовать

в беседе, высказывать свое мнение

Умеет аргументированно и доброжелательно
оценивать ответ, высказывание сверстника.
Составляет по образцу рассказы по сюжетной
картине, набору картин

Определяет место звука в слове. Умеет подбирать
к существительному несколько прилагательных
(согла-

сованных), заменять слово другим,
сходным по значению (синонимом)

Знает 2–3 программных стихотворения, 2–3 считалки,
2–3 загадки. Называет жанр произведения

Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения

Называет любимого детского писателя, любимые сказки, рассказы

Умеет анализировать образец постройки

Может планировать этапы создания собственной
постройки, находить конструктивные решения

Создает постройки по рисунку

Умеет работать коллективно

Считает в пределах 10.
Отвечает на вопросы

«сколько?», «который?»

Уравнивает неравные группы предметов
двумя способами (удаление и добавление)

Сравнивает предметы

на глаз

(по длине, ширине,

высоте, толщине), проверяет точность определений
путем наложения или приложения

Правильно пользуется количественными
и порядковыми числительными

(до 10)

Размещает предметы различной величины (до 7–10)
в порядке возрастания, убывания их длины,
ширины, высоты, толщины

Выражает словами местонахождение предмета по отношению

к себе,

к другим предметам. Знает некоторые
характерные особенности

геометрических фигур

Называет утро, день,

вечер, ночь, имеет представление
о смене частей суток. Называет текущий день недели

Различает и называет виды транспорта, предметы,
облегчающие человеку труд

в быту

Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны

Знает название родного

города, поселка, страны, ее столицу

Называет времена года,

их осо-

бенности. Знает о вза-

имодействии че-

ловека

с природой в разное время

года,
о значении солнца, воздуха и воды для человека,
животных, растений. Бережно относится к природе

СГ

КГ

СГ

КГ

СГ

КГ

СГ

КГ

СГ

КГ

СГ

КГ

СГ

КГ

СГ

КГ

СГ

КГ

СГ

КГ

СГ

КГ

СГ

КГ

СГ

КГ

СГ

КГ

СГ

КГ

СГ

КГ

СГ

КГ

СГ

КГ

СГ

КГ

СГ

КГ

СГ

КГ

1

1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;                3 балла – соответствует возрасту;

2 балла – отдельные компоненты не развиты;                                4 балла – высокий

Диагностика освоения содержания Программы
воспитанниками _________ д/с № ________ группа № ________ (старшая, 5–6 лет)   за 20____ / ____ учебный год

образовательной области «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»


п/п

Фамилия, имя

ребенка

Виды деятельности

Игровая, коммуникативная деятельность

Элементарная трудовая

деятельность

Формирование основ безопасного
поведения

Договаривается
с партнерами, во что и как играть,
о правилах игры, подчиняется данным правилам игры

Умеет разворачивать содержание игры
в зависимости от количества играющих детей

В дидактических играх оценивает свои возможности
и без обиды воспринимает проигрыш

Объясняет правила игры сверстникам.
Сам соблюдает правила игры

После просмотра спектакля может оценить игру актера,
используемые средства художественной выразительности
и элементы художественного оформления постановки

Имеет
в творческом опыте несколько ролей, сыгранных
в спектаклях в детском саду
и в домашнем театре

Умеет оформлять свой спектакль, используя разнообразные материалы (атрибуты, подручный
материал,
поделки)

Самостоятельно одевается, раздевается, складывает, убирает одежду, сушит мокрые вещи, ухаживает
за обувью. Выполняет обязанности дежурного по столовой

Поддерживает порядок в группе и на участке детского
сада. Выполняет поручения по уходу за животными и растениями
в уголке природы

Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду, на улице и в транспорте, знает и соблюдает
элементарные правила дорожного движения

Различает виды специального транспорта, знает его назначение, понимает значение сигналов светофора,

некоторые дорожные знаки, части дороги

Знает и соблюдает элементарные правила поведения
в природе, бережно относится к природе

окт

май

окт

май

окт

май

окт

май

окт

май

окт

май

окт

май

окт

май

окт

май

окт

май

окт

май

окт

май

1

2

1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;                3 балла – соответствует возрасту;

2 балла – отдельные компоненты не развиты;                                4 балла – высокий

Диагностика освоения содержания Программы
воспитанниками __________ д/с № _______ группа № _______ (старшая, 5–6 лет)
за 20____ / ____ учебный год

образовательной области «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Виды деятельности


п/п

Фамилия, имя

ребенка

Музыкальная деятельность

Изобразительная деятельность

Узнает песни по мелодии.
Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня), звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка…). Различает высокие и низкие звуки в пределах квинты

Может петь протяжно, четко произносить слова, начинать и заканчивать пение вместе с другими детьми, плавно, легким звуком петь в сопровождении

музыкального

инструмента

Выполняет ритмичные движения, отвечающие характеру
музыки,
самостоятельно меняя их
в соответствии с двухчастной формой музыкального про-

изведения

Умеет выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении, «пружинка», подскоки, движения парами, кружение по одному
и в парах.
Может выполнять движения с предметами

Самостоятельно инсценирует

содержание песен, хороводов, действует, не подражая другим детям;

умеет играть на металлофоне простейшие мелодии по одному и в небольших группах

Различает произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративно-прикладное искусство, скульптура). Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, композиция). Знает особенности изобразительных материалов

Рисование.

Создает изображения предметов с натуры, по представлению. Использует разнообразные композиционные решения, материалы.

Использует различные цвета, оттенки. Выполняет узоры
по мотивам

декоративно-прикладного искусства

Лепка. Лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы лепки. Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур. Создает изображения по мотивам

народных

игрушек

Аппликация. Изображает предметы и создает несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги

окт

май

окт

май

окт

май

окт

май

окт

май

окт

май

окт

май

окт

май

окт

май

1

2

3

1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;                3 балла – соответствует возрасту;

2 балла – отдельные компоненты не развиты;                                4 балла – высокий.

Анализ динамики развития детей по результатам диагностики (мониторинга)

Группа________________________Учебный год___________________


п/п

Фамилия, имя
ребенка

Уровень развития ребенка

Начало года (октябрь)

Конец года (май)

Ф

С-К

П

Р

Х-Э

Ф

С-К

П

Р

Х-Э

1

2

3

4

Условные обозначения:

Ф – физическое развитие;                                                                                            – высокий уровень;

С-К – социально-коммуникативное развитие;                                                         – средний уровень;

П – познавательное развитие;                                                                                – низкий уровень.

Р – речевое развитие;

Х-Э – художественно-эстетическое развитие.

Индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка группы_________________________

Учебный год___________________________Воспитатели __________________________

п/п

Фамилия, имя
ребенка

Основное направление развивающей работы
(например, сенсорное воспитание,
формирование основ экологической
культуры, развитие основных
движений и т. д.)

Цели, задачи

развивающей

работы

Основное

содержание

развивающей работы

Контрольные сроки

Результат

1

Игры, задания.

2

Литература:

  1. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах, под ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой, С-П, 2014
  2. Планирование  образовательной работы в ДОУ. Современные подходы, Н.Б.Вершинина, И.П.Плешакова, Волгоград, 2014
  3. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО, К.Ю.Белая, М., 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации на тему: «Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях реализации ФГТ»

План Инновационные формы и методы работы  в ДОУ.Концепция воспитательно – образовательной системы.Пути реализации интегрированного подхода.Взаимоотношения детей.Взаимоотношения с окружающей ...

Методическое сопровождение педагогов в условиях реализации ФГОС ДОО

Методическое сопровождение – это правильно организованные действия (процесс) по организации введения ФГОС в образовательном учреждении. Это – процесс, направленный на разрешение актуальных для педагог...

Методические подходы к проектированию документации педагога в условиях реализации ФГОС ДО

Методические рекомендации для педагогов ДОУ разработаны с учетом ФГОС ДО. Оновная задача-помочь педагогам ДОУ сориентироваться в технологии разработки планов, являющихся обязательной документацией дет...

«Методические подходы к проектированию документации педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Данные рекомендации разработаны на основе  содержания федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.  Основная задача- помочь педагогам  образовательн...

Управление профессиональным развитием педагогов в условиях реализации ФГОС в учреждении дошкольного образования

Высокие темпы технологии, технических систем, которые применяются на производстве, в быту, в сфере досуга человека являются отличительной чертой современного мира. Сегодня дети обладают широкой информ...

Управление профессиональным развитием педагогов в условиях реализации ФГОС в учреждении дошкольного образования

Высокие темпы технологии, технических систем, которые применяются на производстве, в быту, в сфере досуга человека являются отличительной чертой современного мира. Сегодня дети обладают широкой информ...

План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»

План работы методического объединения педагогов  Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»...