Предметно - пространственная среда в ДОУ.
материал на тему
Предварительный просмотр:
Предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства МКДОУ, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
В учреждении детского сада имеется музыкально-спортивный зал, медицинский кабинет, кабинет заведующего, старшего воспитателя, кабинет учителя-логопеда, кабинет специалиста по кадрам, кабинет бухгалтера.
Пищеблок расположен в здании, имеются складское помещение.
На территории детского сада оборудованы участки для прогулок, имеются разнообразные постройки для развития творческой и игровой деятельности.
Разбиты цветочные клумбы.
При организации развивающей предметно – пространственной среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов ее построения:
1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
2. Использование помещений спальни.
3. Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная,
2) познавательная,
3) речевая,
4) художественно-эстетическая,
5) физическая.
При построении предметно – пространственной развивающей среды учитывались следующие принципы:
1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2. принцип активности, самостоятельности, творчества;
3. принцип стабильности, динамичности;
4. принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
7. принцип открытости – закрытости;
8. принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Центры активности организованы в каждой группе по следующим направлениям.
Центры ДОУ «Березка».
«Центр познавательного развития»
«Центр занимательной математики», или «Игротека»
«Центр безопасности»
«Центр воды и песка»
«Лаборатория», или «Центр экспериментирования»
«Центр природы»
«Центр конструирования»
«Центр социально-коммуникативного развития»
«Центр патриотического воспитания»
«Центр физического развития»
«Центр дежурства»
«Центр игры»
«Центр театра»
«Центр ряженья»
«Центр музыки»
«Центр книги», или «Центр речевого развития»
«Центр изодеятельности», или «Центр художественно-эстетического развития»
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
ПОМЕЩЕНИЙ
Вид помещения | Основное предназначение | Оснащение |
Кабинет заведующего МКДОУ
| - индивидуальные консультации; - беседы с педагогическим, медицинским, обслуживающим персоналом и родителями | - Библиотека нормативно – правовой документации; - Компьютер, телефон, факс. - Документация по содержанию работы в МДОУ (охрана труда, приказы, документы по ППБ, договоры с организациями и пр.) |
Методический кабинет | - осуществление методической помощи педагогам; - организация консультаций, педсоветов, семинаров и других форм повышения педагогического мастерства | - дидактические и методические материалы для организации работы с детьми по различным направлениям; - библиотека педагогической, методической и детской литературы; - библиотека периодических изданий; - демонстрационный, раздаточный материал для занятий; - игрушки, муляжи; - документация по содержанию работы в МКДОУ (годовой план, тетрадь протоколов педсоветов, работа по аттестации, результаты диагностики детей и педагогов, информация о состоянии работы по реализации программы); - компьютер, принтер,проектор. |
Медицинский кабинет | - осмотр детей; - консультации медсестры, врачей; - оказание первой медицинской помощи; - плановая вакцинация | - медицинское оборудование для осмотра детей, оказания первой медицинской помощи; - шкаф с документацией (медицинские карты детей и т.п.); - информационные папки для родителей и сотрудников по профилактике различных заболеваний |
Кабинет логопеда | - индивидуальные и групповые занятия; - консультации для педагогов, родителей | - необходимый наглядный материал для работы с детьми; - библиотека специальной коррекционной литературы; |
Музыкальный зал | - музыкальные занятия; - утренняя гимнастика; - развлечения, тематические досуги; - театральные представления, праздники; - родительские собрания и прочие мероприятия для родителей | - полки для используемых музыкальным руководителем пособий, игрушек, атрибутов; - музыкальный центр, пианино;
|
Физкультурный зал | - физкультурные занятия; - утренняя гимнастика; - физкультурные досуги; - спортивные мероприятия; | спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания; - спортивные атрибуты;
|
Коридоры МКДОУ | информационно-просветительская работа с сотрудниками МДОУ и родителями | - визитка МКДОУ; - стенды для родителей; - стенды для сотрудников (административные вести, охрана труда, пожарная безопасность). |
Прогулочные участки
| - игровая деятельность; - самостоятельная двигательная деятельность; - физкультурное занятие на улице; - трудовая деятельность;
| - прогулочные площадки для детей всех возрастных групп; - игровое, функциональное, (навесы, столы, скамьи) и спортивное оборудование; - физкультурная площадка; - клумбы с цветами. |
Групповые комнаты
| - проведение режимных моментов; - совместная и самостоятельная деятельность; - непосредственно образовательная деятельность в соответствии с образовательной программой | - детская мебель (столы, стулья) для практической деятельности, соответствующая ростовым показателям; - микроцентры для разнообразных видов детской деятельности (в соответствии с направлениями развития); - библиотека программно - методической литературы; - различные картотеки |
Спальные помещения | - дневной сон; - корригирующая гимнастика после сна | - спальная мебель; - тактильные дорожки |
Приемные комнаты (раздевалки) | - проведение режимных моментов; - совместная и самостоятельная деятельность; - информационно-просветительская работа с родителями | - детские шкафчики для одежды; - информационные стенды для родителей; - выставочные стенды детского творчества; - прогулочный инвентарь, игрушки, атрибуты; - инвентарь для трудовой деятельности |
Умывальные, туалетные комнаты | - проведение режимных моментов; - совместная и самостоятельная деятельность | - детские шкафчики и крючки для индивидуальных принадлежностей (полотенце); - сантехническое оборудование (в соответствии с возрастом детей); - шкаф для уборочного инвентаря помощника воспитателя, чистящих, дезинфицирующих средств |
Буфетная, Кухонное помещение | - проведение режимных моментов (питание, питьевой режим) проведение режимных моментов (режим питания) | - наборы столовых приборов, соответствующие количеству детей и нормам СанПиН; - наборы посуды, соответствующие количеству детей и нормам СанПиН; - шкаф для моющих, дезинфицирующих средств - оборудование для приготовления пищи; - шкафы для хранения кухонных принадлежностей; - оборудование для обработки и хранения продуктов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."
Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."
Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...
Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»
Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...
Консультация для педагогов " Предметно - пространственная среда в группе раннего возраста по ФГОС” тема: «Предметно – пространственная среда в группе раннего возраста по ФГОС ДО»
laquo;Предметно – пространственная среда в группе раннего возраста по ФГОС ДО» (уголок конструирования и математики)...
Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе в соответствии с ФГОС ДО»Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе в соответствии с ФГОС ДО»
Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе в соответствии с ФГОС ДО»...