БОЖЬИ КОРОВКИ (с 2 лет)
Цель: снятие мышечного напряжения, выразительности движений, произвольности. Ход: - Ребята, давайте сами превратимся в божьих коровок. Мы вокруг себя покружились. И в божьих коровок превратились. - Божьи коровки, покажите мне ваши головки, носики, ротики. Ручки-крылышки, ножки, животики (кружатся, показывают названные части тела). - Замечательно! А теперь мы поиграем в игру «Божьи коровки и ветер». Светит солнышко, божьи коровки ползают по листочкам (дети встают на четвереньки и ползают по полу). - Подул злой холодный ветер, перевернул жучков (дети переворачиваются на спину, шевелят расслабленными ногами и руками). Если психолог наблюдает у кого-то из детей напряженные, скованные, резкие движения, то он может поглаживанием и легким встряхиванием помочь ребенку снять излишнее напряжение. - Подул добрый теплый ветерок, помог перевернуться жучкам (дети снова встают на четвереньки и ползают). Игра повторяется 2-3 раза. -Теплый ветер подул сильнее, поднял божьих коровок в воздух, и они полетели. (Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бегают, плавно машут руками, жужжат) - Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки! (дети бегут в объятия к психологу или воспитателю). | ЛИСТОПАД (с 2 лет)
Цель: снятие мышечного напряжения, выразительности движений, произвольности.
Ход: представьте, что вы - кленовые листочки. Пришла осень - пора листопада, ветер сорвал листочки с деревьев, и они закружились в воздухе. Покажите, как танцуют листочки на ветру (дети, изображая полет листьев, плавно движутся под музыку).
Психолог читает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Листопад, листопад, Кружатся, изображая листочки. Листья желтые летят, Подбрасывают листочки вверх. Под ногой шуршат, шуршат, Ходят по листочкам. Скоро станет голым сад. Ложатся на пол и слушают музыку. |
МЯЧИКИ (с 2 лет)
Цель: развитие выразительности движений, произвольности и речи.
Ход: 1 вариант. Психолог, рассказывая стихотворение «Мой веселый звонкий мяч», поочередно кладет ладонь на голову каждого ребенка. Дети, почувствовав касание, подпрыгивают на месте. На слова: «не угнаться за тобой» - дети убегают от психолога к воспитателю (родителям). Игра повторяется - и дети убегают от воспитателя (родителей) в объятия психолога. 2 вариант. Психолог предлагает «мячам» поиграть в прятки. Он читает стихотворение «Мой веселый звонкий мяч». Дети прыгают. На слова: «не угнаться за тобой» - дети разбегаются по группе и прячутся. Психолог ищет детей. Найденный ребенок должен сказать, где он прятался (под столом, за креслом, в углу и т.п.). Игра повторяется 2-3 раза.
|
ЕЖИК (с 2 лет)
Цель: развитие эмпатии, выразительности движений, произвольности и речи. Ход: выбирается ребенок, который будет изображать ежа. Он садится и обхватывает руками колени (или ложится и сворачивается калачиком). Психолог и остальные дети встают вокруг него и поют песенку.
Шли по лесу не спеша. Вдруг увидели ежа. - Ежик, ежик, — мы друзья, Дай погладить нам тебя.
Все наклоняются и ласково прикасаются к «ежику». Игра повторяется 2-3 раза. Чтобы каждый ребенок побывал в роли ежа, можно предложить сесть в центр круга сразу нескольким детям.
|
Потешка «ПРОГУЛКА В ЛЕС» (с 2 лет)
Цель: развитие выразительности движений, произвольного контроля. Ход: психолог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.
По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке Шагают наши ножки, Шагают наши ножки По камушкам, по камушкам, По кочкам, по кочкам По маленьким листочкам, В ямку — бух! | Движутся обычным шагом
Движутся большими шагами
Выполняют прыжки с продвижением вперед Движутся мелкими шажками Приседают на корточки |
С целью развития произвольного контроля за действиями психолог обращает внимание детей на то, что нужно приседать на корточки, а не просто садиться на ковер или падать на колени.
| Потешка «КАРУСЕЛИ» (с 2 лет)
Цель: развитие выразительности движений, произвольного контроля, речи, сплоченности. Ход: психолог раздает детям «билеты». Девочки получают желтые прищепки, а мальчики - синие. Дети самостоятельно прикрепляют прищепки на одежду. Психолог обращается к каждому из детей с вопросами: «Какого цвета у тебя билет? Почему?» Дети отвечают: « У меня желтый билетик, потому что я девочка. У меня синий билетик, потому что я мальчик». Психолог показывает «карусель» (обруч с желтыми и синими лентами), предлагает детям подойти к тем лентам, которые совпадают по цвету с их «билетиками». Дети выбирают себе ленты и называют их цвет. Дети, взявшись за ленты, встают в круг. Психолог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним. Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели, А потом, потом, потом, Все бегом, бегом, бегом! Тише, тише, не спешите, Карусель остановите! Раз, два, раз, два!
Закружилась голова! | Идут медленно.
Идут быстрее. Бегут. Переходят на шаг. Останавливаются. Берутся руками за голову, наклоняют голову вправо-влево. Делают вращательные движения головой. |
|
Потешка «СНЕГОВИК» (с 2 лет)
Цель: развитие выразительности движений, произвольного контроля. Ход: психолог задает вопросы: «Какое сейчас время года? А чем вы занимаетесь зимой на улице? Катаетесь на санках, лепите снеговиков. А зайчиков вы умеете лепить? Я вас научу. Давайте соберем побольше снега - и начнем лепить». Все делают вид, что сгребают снег ладошками. Психолог рассказывает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют за ним. Мы слепили снежный ком Ушки сделали потом
И как раз вместо глаз Угольки нашлись у нас Зайка вышел как живой: Он с хвостом и головой За усы не тяни Из соломинок они: Длинные, блестящие, Словно настоящие | Имитируют лепку. Изображают уши, прикладывая кисти рук к голове. Подносят к глазам указательный и большой пальцы, соединенные в кольцо. Ритмично хлопают в ладоши. Приседают, качают головой. Показывают усы, грозят указательным пальцем. Ритмично хлопают в ладоши.
|
|
ЛИСА И ЗАЙЦЫ (с 2 лет)
Цель: развитие выразительности движений, произвольного контроля.
Ход: психолог показывает игрушечную лису и говорит: - Сейчас вы превратитесь в зайчат. Зайчикам нужно быть осторожными, ведь где-то притаилась лиса. Пока звучит музыка, вы прыгайте, веселитесь, но как только музыка остановится и вы услышите слова: «Лиса идет», сразу приседайте и сидите тихо. Кто пошевелится, того лисичка увидит. Психолог включает и выключает музыку несколько раз, по окончании игры хвалит детей: Некоторым детям сложно сдержать желание убежать, спрятаться, им трудно сидеть неподвижно, молча. Психолог может предупредить малышей, что сидеть нужно тихо, пока он не сосчитает до трех.
|
Потешка «ПУЗЫРИ» (с 2 лет)
Цель: развитие выразительности движений, произвольного контроля. Ход: Дети садятся в круг. Психолог поет песенку «Ладушки-ладошки» и показывает движения. Дети повторяют за ним. Ладушки - ладошки, звонкие хлопошки Хлопали в ладошки, хлопали немножко Да.. Пену мешали, пузыри пускали Пузыри летали, деток забавляли Да Кулачки сложили, кулачками били «Тука-тука, тука-тук!» «Тука-тука, тука-тук!» Да. Ладушки плясали, Деток забавляли, Так они плясали, деток забавляли Да Ладушки устали, ладушки поспали Баю-баю-баюшки баю-баю-ладушки Да… | Ритмично хлопают в ладоши.
Кладут ладони на колени. Имитируют движения.
Кладут ладони на колени. Складывают ладони в кулачки. Стучат кулачками друг о друга. Сжимают и разжимают кулачки. Кладут ладони на колени. Ритмично хлопают в ладоши.
Кладут ладони на колени., Кладут ладони, сложенные «лодочкой» под правую, затем под левую щеку. Кладут ладони на колени. |
| ПУЗЫРЬ (с 2 лет)
Цель: развитие выразительности движений, произвольного контроля. Ход: все берутся за руки и встают в маленький круг. Психолог рассказывает стишок и не спеша отступает назад. Дети повторяют за ним.
Надувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся!
Круг расширяется, пока психолог не скажет: «Лопнул пузырь!» Тогда все хлопают в ладоши, хором говорят: «Хлоп!», сбегаются в маленький круг и снова берутся за руки. Игра повторяется 2-3 раза.
|
Потешка «МУЗЫКАНТЫ» (с 2 лет)
Цель: развитие выразительности движений, произвольности. Ход: дети садятся на стульчики и повторяют за психологом слова и движения.
На пианино: ля-ля-ля, Так музыканты играют. На барабанах: бам, бам, бам, Так музыканты играют. А на трубе: ду-ду-ду, Так музыканты играют.. А колокольчики: динь, динь. динь, Так музыканты играют. А на гармошке: тра-ля-ля, Так в детском саду мы играем. … | Шевелят пальцами.
Шлепают ладонями по коленям
Изображают игру на трубе
Встряхивают расслабленными кистями рук
Сводят и разводят кулачки
|
|
МИШУТКА (с 2 лет) Цель: развитие эмпатии, выразительности движений, произвольности и речи. Ход: В игре используется мягкая игрушка «Мишка». Психолог от имени игрушки задает детям вопросы: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мишка. А фамилия моя - Топтыгин. А как вас зовут? Дети называют свои имена и фамилии, пожимают «Мишке» лапку. - Ребята, а вы знаете, где я живу? А где я сплю зимой? Правильно, в лесу, в берлоге. Давайте возьмемся за руки и встанем в круг - это будет моя берлога. Кто хочет быть медвежонком и вместе со мной спать в берлоге? Ребенок, играющий роль медвежонка, берет Мишку, ложится в центр круга и закрывает глаза. Психолог и остальные дети водят вокруг него хоровод и поют: Медвежонок, медвежонок спит в своей берлоге. Громко не кричите, Мишку не сердите, - Тихо подходите, ласково будите. Дети и психолог подходят к «медвежонку» и «будят» его (аккуратно, ласково прикасаются к нему, гладят). «Медвежонок» открывает глаза и улыбается. -Мишка проснулся, друзьям улыбнулся, сладко потянулся. Все поднимают вверх сначала левую, потом правую руку, встают на носочки. Игра повторяется 2-3 раза. Чтобы каждый ребенок побывал в роли медвежонка, можно предложить лечь в круг сразу нескольким детям. |
Потешка «СНЕГ» (с 2 лет)
Цель: развитие выразительности движений, произвольности и речи. Ход: Дети садятся на стульчики. Психолог рассказывает стишок и показывает движения. Дети повторяют за ним. Как под горкой Снег, снег И на горке Снег, снег, А под снегом Спит Медведь,
Тише, тише,
Не шуметь.
| Подставляют ладонь под кулачок. Опускают руки, шевелят пальцами. Кладут ладонь на кулачок. Опускают руки, шевелят пальцами. Подставляют ладонь под кулачок. Кладут ладони, сложенные «лодочкой», под щеку. Разводят руки в стороны, переступают с ноги на ногу. Подносят к губам указательный палец одной, затем другой руки. Грозят указательным пальцем.
|
| НЕПОСЛУШНЫЕ МЫШАТА (с 2 лет)
Цель: развитие выразительности движений, произвольности и речи. Ход: Давайте с вами поиграем. Я буду мамой-Мышкой, а вы будете непослушными мышатами, мышками-шалунишками, будете делать все наоборот. (Чтобы дети лучше вошли в образ, можно нарисовать им косметическими карандашами розовые носики и черные усики). Непослушные мышата Маму слушать не хотят Ножками потопайте Ручками похлопайте Головкой покивайте Со мною поиграйте
|
Нет, нет, нет! Нет, нет, нет! Нет, нет, нет! Нет, нет, нет!
| - Ах, какие озорные, непослушные мышата! Со мною не играйте.- Будем, будем, будем! Головкой не кивайте.- Будем, будем, будем! Ножками не топайте.- Будем, будем, будем Ручками не хлопайте.- Будем, будем, будем! |
Топают ногами. Кивают головой. Прыгают на месте. Хлопают в ладоши. |
|
МЫШКИ И ЧАСЫ (с 2 лет)
Цель: развитие выразительности движений, чувства ритма, произвольности и речи. Ход: Вышли мыши как-то раз Посмотреть, который час. Раз, два, три, четыре! Мыши дернули за гири, Раздался тут страшный звон: Бим, бом, бим, бом! Убежали мыши вон!
| Идут на четвереньках к часам, шлепая ладошками по полу в ритм стиха. «Дергают за гири» правой рукой. «Дергают за гири» левой рукой. Закрывают ладонями уши. Ритмично хлопают в ладоши. Отползают на четвереньках (спиной вперед) к своим стульчикам. |
Игра повторяется 2-3 раза. Психолог следит, чтобы дети выполняли движения в соответствии с ритмом стиха. Можно усложнить игру: читать стихотворение то быстрее, то медленнее, делать неожиданные паузы.
|
КОШКА И КОТЯТА (с 2 лет)
Цель: развитие выразительности движений, произвольности и речи. Ход: - Давайте поиграем, я буду мамой-кошкой, а вы – котятами (чтобы дети лучше вошли в образ, можно нарисовать им косметическими карандашами розовые носики и черные усики). - Котята, скоро мы пойдем гулять во двор. Во дворе живет собака, вы должны уметь защищаться. Сейчас мы будем учиться шипеть и выпускать коготки. Все садятся на корточки, сжимают пальцы в кулаки, произносят: «Ш-ш-ш», затем разжимают кулаки, разводят пальцы («показывают коготки») И произносят: «Мяу». Упражнение повторяется 2-3 раза. - Пора выходить на прогулку. Будьте внимательны, а когда услышите слово «собака», защищайтесь, как я вас учила. Дети ходят на четвереньках по группе. По сигналу «Собака! » дети выполняют вышеописанное упражнение. Игра повторяется 2-3 раза.
|
КОШКА И КОТЯТА 2 вариант (с 2 лет) Цель: развитие выразительности движений, произвольности и речи. Ход: психолог: «Котята заигрались с бабочкой и не заметили, как убежали из своего двора. Они потерялись. Уже наступал вечер. Котята замерзли (дети съеживаются), проголодались (поглаживают животики). Где-то неподалеку залаяли собаки (тревожно оглядываются по сторонам). Им стало страшно. «Где же наша мама?» - спрашивают котята (разводят руками, спрашивают: «Где же наша мама?», говорят, что им страшно)». Психолог: «Вдруг котята услышали мяуканье мамы-кошки. Они очень обрадовались (изображают чувство радости)» Котята побежали на мамин голос (передвигаются на четвереньках). Но вот перед ними ручей (останавливаются), а мама кошка стоит за ручьем (мяукают). Котята потрогали лапкой воду («трогают воду» руками и ногами) - холодный ручей («стряхивают холодные капельки»), смотрят вниз (опускают голову вниз) - глубокий ручей (качают головой), посмотрели на другой берег (подносят руку к глазам, всматриваются вдаль) - широкий ручей (качают головой). Расстроились, загрустили котята (изображают грусть). «Что же нам делать?» - думают они (разводят руками, спрашивают: «Что же нам делать?»). Психолог: «Вы сможете переплыть ручей! Плывите ко мне! Смелее!» Один из детей ложится на животик и ползет к психологу (4-5 метров). Все его подбадривают. Психолог садится на колени, раскрывает объятия и встречает ребенка. Ребенок говорит «Я молодец, я переплыл ручей!» Все ему аплодируют. Упражнение выполняется поочередно всеми детьми. На детско-родительском занятии дети ползут к своим родителям. | Потешка «БОЖЬЯ КОРОВКА» (с 2 лет)
Цель: развитие выразительности движений, произвольности.
Ход: психолог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Божья коровка, Улети на небо, Принеси нам хлеба, Черного и белого, Только не горелого!
| Ритмично покачивают ладонями. Делают взмахи перекрещенными кистями рук. Машут кистями рук на себя. Ритмично хлопают в ладоши. Грозят указательным пальцем.
|
|
ДОЖДИК И СОЛНЫШКО (с 2 лет)
Цель: развитие выразительности движений, произвольности, сплочения.
Ход: дети ходят по комнате, изображая, что собирают листья. Как только психолог включает кассету со звуками дождя или дает команду «Дождик!», - дети бегут под большой зонт, который держит кто-нибудь из взрослых, и прячутся так, чтобы всем хватило места. Психолог может барабанить пальцами по поверхности зонта, имитируя звук дождя, слегка обрызгивать его из пульверизатора. Шум дождя прекращается или звучит команда «Солнышко!» - дети выбегают из-под зонта. Игра повторяется 2-3 раза. На детско-родительском занятии дети «прячутся от дождя» под зонтами своих родителей.
|
|