Адаптация детей раннего возраста
материал (младшая группа) по теме

Семенова Наталья Вячеславовна

Вся моя работа заключается для детей, ради детей и во благо детей. Ведь дети это наше будущее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Солнечногорский муниципальный район Московской области

Комитет по народному образованию

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида  №43

Юридический адрес: 141500, Московская область, г.Солнечногорск                                                                        тел/факс: 8(496)26-4-49-31

Микрорайон Рекинцо                                                                                                                                                      E-meI: sadik_43@mail.ru

Доклад на тему «Адаптация детей раннего возраста в дошкольном учреждении. Проектирование комфортной и гармоничной развивающей среды в группе.»

ВОСПИТАТЕЛИ:

_Семенова Н.В.______________

                                                                                                                                                                    Ф.И.О.  

                                     

                                                         Солнечногорск - 2013

   Адаптация детей раннего возраста к условиям    дошкольного учреждения.

  Начало посещения ребенком дошкольного образовательного учреждения – это момент его перехода в новую социальную среду, в которой действуют свои законы, нормы и правила. Не всем детям раннего возраста удается совершить этот переход быстро и тем более - безболезненно. Главная задача адаптации ребенка к условиям детского сада стоит перед взрослыми – родителями, педагогами-воспитателями и психологами.

  Важно разобраться на основе понимания общей картины психического развития ребенка от рождения до трех лет, что требуется от каждого из перечисленных взрослых. Три года – возраст, когда, с точки зрения отечественной психологии, с полной силой в поведении и эмоциях ребенка проявляются симптомы кризиса трех лет. Малыш активно отстаивает свою точку зрения, борется за признание окружающими его личности, его потребностей, желаний, интересов. Причем результаты этой борьбы зачастую противоположны предполагаемой цели, и являются для ребенка скорее негативными, приносящими вред ему же самому. От родителей требуется огромное терпение и выдержка, чтобы не вступить со своим ребенком в открытую борьбу под девизом: «Я все равно тебя сильнее и я тебя сломаю», и не дать ему навредить себе же.

  На фоне такой сложной психической жизни ребенка трех лет возникает необходимость его адаптации к новым социальным условиям – он приходит в детский сад, где незнакомые взрослые – воспитатели, педагоги, и много незнакомых детей, каждый из которых абсолютно уникален. Со всеми надо выстроить отношения, всех надо узнать, ко всем надо адаптироваться. Да еще и место новое: новый стол, новая кроватка, новые игрушки, новое место для прогулок, новые занятия. А главное – нет рядом мамы, папы и других родных людей, никто не поможет, надо все делать самому.

  От чего же зависит, справится ребенок с такой задачей или нет, и как быстро он адаптируется? Во-первых, каждый ребенок имеет индивидуальные особенности, такие как: тип нервной системы; тип темперамента; стиль эмоционального реагирования на введение запретов, норм и правил; характер; степень, сила и тип его привязанности к матери. Педагогам-воспитателям необходимо учитывать эти особенности каждого ребенка, иметь гибкий подход к детям, помочь ребенку освоиться в новой ситуации.

  Во-вторых, существует ряд психических структур, необходимых для адаптации ребенка к детскому саду, а именно:

- стабильный позитивный контакт ребенка с матерью, доверие ребенка по отношению к матери;

- сформированность у ребенка чувства «Я»;

- умеренное чувство зависимости от родителей;

- сформированность навыков самообслуживания;

- сформированность навыков общения с другими детьми;

- наличие навыков «послушания».

  В-третьих, существуют факторы, способствующие возникновению симптомов дезадаптации ребенка к условиям детского сада. Такими факторами являются: эмоциональный климат в семье, конфликты между родителями и (или) прародителями; эмоциональная нестабильность матери; отсутствие позитивного контакта с одним из родителей; стиль воспитания ребенка в семье; отношение родителей к детскому саду (это могут быть и негативные отзывы родителей о воспитателе, заведующем детским садом или о детском саде вообще, это может быть и невнимательное их отношение к тому, что происходит в детском саду, нежелание разбираться в ситуации конфликта, отстраненная позиция).

  В том случае, когда ребенок не справляется с задачей адаптации к новым условиям, мы можем наблюдать симптомы трудной адаптации, являющиеся для взрослых сигналом к действиям по оказанию усиленной помощи ребенку. Такими симптомами являются:

1. Нарушение положительного эмоционального состояния малыша, что сопровождается эмоциональной напряженностью, беспокойством или заторможенностью.

2. Ребенок много плачет, стремится к эмоциональному контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него.

3. Ребенок сторонится сверстников, испытывает трудности при установлении контакта с другими детьми.

4. Нарушение аппетита: малыш отказывается от еды, она может вызывать у него тошноту.

5. Нарушение сна (неспокойное, медленное засыпание; неустойчивый, беспокойный сон), в часы отдыха ребенок плачет.

6. Болезненно, бурно протекает разлука и встреча с родными: ребенок не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами.

7. Снижается активность малыша и по отношению к предметному миру. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом.

8. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску вирусного инфицирования, приводит к частым болезням.

  В качестве профилактики трудной адаптации ребенка к условиям детского сада родители могут предусмотреть ряд мероприятий. В первую очередь сами взрослые должны выбрать тот детский сад, который произведет на них благоприятное впечатление, составить себе представление о педагогическом коллективе, руководстве детского сада, а также познакомиться с будущими педагогами-воспитателями ребенка. Далее, начать постепенно приучать ребенка к необходимости посещения им детского сада: сначала показать ребенку его садик, затем привести его туда на очень короткое время (по договоренности с воспитателем), затем увеличивать время пребывания ребенка в детском саду. Родительское внимательное отношение к ребенку и терпеливое преодоление вместе с ним переходного периода из семьи в общество способствуют легкой адаптации ребенка к новым социальным условиям.

  Особое место в профилактике дезадаптации занимает работа психолога с детьми. Важно присутствие психолога во время приема новичков. Знакомясь с детьми, психолог может организовать цикл игровых занятий, направленных на профилактику дезадаптации.

  В случае недостаточности профилактических методов дезадаптации, при появлении симптомов трудной адаптации, необходимы действия по их преодолению. С целью преодоления трудной адаптации необходимо:

1. Тесное сотрудничество педагогов–воспитателей с родителями каждого ребенка, обсуждение причин затянувшегося периода адаптации ребенка к новым условиям и действий, направленных на помощь ребенку в преодолении симптомов дезадаптпции.

2. Коррекционно-развивающие занятия педагогов – воспитателей с детьми:

  Индивидуальные занятия. Например, на индивидуальном занятии при знакомстве с ребенком можно использовать игру: «Обведу карандашом руку твою и тебе подарю» - с целью установления с ним контакта. Взрослый просит ребенка разрешить обвести руку, раскрашивает ее и дарит рисунок ребенку. Если ребенку очень грустно, то можно поиграть в «Телефон» и позвонить маме, однако при этом нельзя допускать обмана, ребенок должен знать, что это игра. Можно предложить поиграть в «Лего»: построить дом, машину, детский сад.

  Групповые занятия:

- используются игры, направленные на стимуляцию общения, на организацию взаимодействия со сверстниками. Необходимо проиграть волнующую ребенка тему, почувствовать настрой ребенка и, стремясь к достижению положительных эмоций, снятию у ребенка напряжения. Например, можно обыграть ситуацию, когда утром все собираются по своим делам: кто на работу, кто в школу, кто в детский сад - каждый занят своим, но все взаимосвязаны жизнью, заботой, любовью.

- используются игры, направленные на познание себя и других. В этих целях можно применить технику поочередного напряжения и расслабления основных мышечных групп. Так, например, можно попросить детей согнуть пальцы рук («покажите, какие у вас сильные руки») и расслабить их («отдыхаем»), потом согнуть пальцы ног («покажите, какие у вас сильные ноги»), а затем расслабить их («отдыхаем»), потом напрячь живот («покажите, какой у вас сильный живот») и расслабить его («отдыхаем») и так далее. Можно предложить поиграть с мячиком (с маленьким массажным мячиком): «покатать мячик (быстро - медленно, сильно - слабо) по ладошке, по другой, правой ногой - по полу, левой ногой - по полу» и так далее.

- используются элементы метода направленной фантазии или визуализации, можно организовать сюжетную игру («Гуляем в парке, бегаем по лужайке... плаваем в речке, играем с водой, брызгаемся... лежим на песке - загораем...»).

- применяются техники художественной экспрессии, техники с использованием кукол и других игрушек, различные игровые техники.

3. Индивидуальная работа психолога с ребенком, направленная на коррекцию психического состояния ребенка, стабилизацию его эмоциональной сферы, преодолению страхов, повышению самооценки. Цель работы – укрепление (или выращивание) психических структур, необходимых для адаптации ребенка к новым социальным условия.

4. Работа психолога с родителями ребенка, направленная на прояснение причин возникновения дезадаптации, выявление наличия факторов, способствующих возникновению симптомов, и коррекцию детско-родительских (или семейных) отношений.

Итак, совместная помощь всех взрослых, окружающих ребенка – родителей, педагогов-воспитателей, психологов, делает возможным быструю и наиболее безболезненную адаптацию детей раннего возраста к условиям детского сада.

 Проектирование комфортной и гармоничной развивающей среды в группе.

 Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. Каждому коллективу дошкольного образовательного учреждения приходится искать ответ на вопрос: как создать эффективную предметную среду, стимулирующую развитие дошкольников?

 Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

 Предметно-развивающая среда в ДОУ;

 С учетом поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

 изучение и внедрение в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках Программы воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой);

 разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей;

 организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;

 создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);

 комфортных условий пребывания воспитанников, приближенных к домашним;

 содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды;

 приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

 Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций.

 Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

 При формировании предметно-развивающей среды необходимо:

избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;

 создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука"), роста и предметного мира взрослых (Г.Н. Любимова, С.Л. Новоселова);

 исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.

 В соответствии с воспитательной функциейнаполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

 Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.

 Позиции при взаимодействии –ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в глаза", установления оптимального контакта с детьми;

 Активности, самостоятельности, творчества– возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;

 Стабильности – динамичности,предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;

 Комплексирования и гибкого зонирования,реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;

 Эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;

 Эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);

 Открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному "Я");

 Половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

 Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

 С развитием мелкой моторики непосредственно связано развитие речи. Поэтому дидактический стол в группах раннего возраста является частью центра развивающих игр. В центре сенсомоторного развития "Мир под рукой" дети могут поиграть с пирамидками, разноцветными счетами, вкладышами, шнуровками и т. д. В дополнение к центру оформлены настенные панно для развития тактильных и зрительных ощущений.

 Игровые и развивающие центры в рамках группового пространства:

 сюжетно-ролевых игр "Мы играем";

 сенсомоторного развития "Мир под рукой";

 уединения "Мой маленький домик";

 конструирования "Маленькие строители";

 физкультурно-оздоровительный "Мы – спортсмены";

 театрализованный "Играем в театр";

 творчества "Талантливые пальчики";

 развития речи "Будем говорить правильно";

 групповой библиотеки "Здравствуй, книжка!";

 Игра – отражение опыта дошкольника. Она представляет собой глубокий, сложный процесс преобразования и усвоения почерпнутого ребенком из окружающей его среды. В игре дети стараются подражать взрослым.   Представленные в центре сюжетно-ролевых игр "Мы играем" игрушки максимально приближают дошкольников к предметам, окружающим их в быту (например, кухня, кровать, гардероб, гладильная доска, столик, кресло, игрушки, уголок ряженья). Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей при создании предметно-развивающей среды учитывались интересы мальчиков и девочек, подбирались необходимые атрибуты для полоролевых игр. Атрибутика для старших дошкольников более детализирована. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть надпись и картинка для узнавания игры. Дети самостоятельно определяют, какую игру выбрать.

 Особое внимание в ДОУ уделяется эстетическому оформлению помещений, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса. В интерьере всех возрастных групп сделана ставка на "одомашнивание" предметной среда.

 

 

 



Предварительный просмотр:

Солнечногорский муниципальный район Московской области

Комитет по народному образованию

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида  №43

Юридический адрес: 141500, Московская область, г.Солнечногорск                                                                        тел/факс: 8(496)26-4-49-31

Микрорайон Рекинцо                                                                                                                                                      E-meI: sadik_43@mail.ru

Доклад на тему «Адаптация детей раннего возраста в дошкольном учреждении. Проектирование комфортной и гармоничной развивающей среды в группе.»

ВОСПИТАТЕЛИ:

_Семенова Н.В.______________

                                                                                                                                                                    Ф.И.О.  

                                     

                                                       Солнечногорск - 2014

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы адаптации детей раннего возраста………………………………………………………………………………6

1.1. Проблема адаптации. Виды, способы адаптации в психолого-педагогических исследованиях……………………………………………………..6

1.2. Психологические особенности развития детей раннего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...13

1.3. Игра как фактор адаптации детей раннего возраста к ДОУ………………...18

Глава 2. Особенности исследования адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения………………………….25

2.1 Диагностический инструментарий исследования адаптации детей раннего возраста в ДОУ……………………………………………………………………...25

2.2. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ……………………………………………………………30

Заключение………………………………………………….………………………35

Список литературы…………………………………………………………………38

Приложения…………………………………………………………………………42


Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.

По данным официальной статистики заболеваемость среди детей от 1 года до 17 лет ежегодно увеличивается на 4-5%. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10% детей старшего дошкольного и 5% детей подросткового возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания. Поэтому ученые озадачены тем, чтобы определить причины этого и найти пути их устранения.

Одной из главных задач в работе коллектива дошкольного учреждения является поиск условий, которые могут оказать положительное влияние на успешность адаптации. Необходимо комфортному пребыванию в дошкольном учреждении – результат совместной деятельности, администрации, педагога-воспитателя, психолога дошкольного учреждения и родителей.

Всё это и определило выбор темы исследования: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения».

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения изучались отечественными и зарубежными исследователями (Н.М. Аксарина, Л.В. Белкина, В.

 Теплюк Р.В. Тонкова – Ямпольская, Е. Шмидт – Кольмер, А. Атанасова – Вукова и др.).

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы выявил противоречие между необходимостью изучения проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения и недостаточной теоретической её разработанностью и методической оснащённостью в профессиональной деятельности воспитателей ДОУ.

На основе противоречия нами была выделена проблема исследования: какова совокупность педагогических возможностей и условий, обеспечивающих эффективность адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Объект исследования: процесс адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Предмет исследования: условия адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Цель исследования: изучить особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Цель, объект, предмет, проблема, противоречие обусловили следующую гипотезу: своевременная и адекватная диагностика адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения позволит предложить эффективное психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач: 

  1. Изучить проблему адаптации, виды, способы адаптации в психолого-педагогических исследованиях;
  2.  Раскрыть психологические особенности развития детей раннего дошкольного возраста;
  3. Изучить особенности игры как фактора адаптации детей раннего возраста к ДОУ;
  4. Охарактеризовать диагностический инструментарий исследования адаптации детей раннего возраста к ДОУ и предложить психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

Для осуществления цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов:

  • теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
  • эмпирические: наблюдение, анкетирование, обобщение психолого-педагогического опыта;
  • методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных с их последующей интерпретацией.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы адаптации детей раннего возраста

1.1. Проблема адаптации. Виды, способы адаптации в психолого-педагогических исследованиях

В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что понятие адаптации, в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация - это и процесс, и результат, то есть определённая организация. С физиологической точки зрения, адаптация - это перестройка внутреннего динамического стереотипа в зависимости от изменения внешних условий. И.П. Павлов считал, что внешние условия жизни, вешняя среда есть внешний стереотип. «При изменении обычного образа жизни, - отмечал И.П. Павлов, - при прекращении привычных занятий возникают нарушения старого динамического стереотипа и трудности установки нового» При всех существующих различиях в трактовке адаптации неизменно выделяется главное - универсальный характер тенденции к установлению равновесия между компонентами реальных систем. Поэтому не случайно, что с течением времени понятие адаптации перешло в функциональную, а затем и в социальную психологию.

Важнейший вклад в разработку понятия адаптации внёс Жан Пиаже. Адаптация (от лат. adaptatio - приспособление), по Ж. Пиаже, обеспечивает равновесие между воздействием окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды»

Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта:

а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;

б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками

Ф.Б. Березин выделяет три основных этапа (фазы) физиологической адаптации:

  • первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий,
  • устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие (оптимальные) варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем
  • Адаптация рассматривается учеными с акцентом на различные ее сущностные характеристики, такие как:
  • особая форма отражения системами организма воздействий внешней и внутренней среды, выражающаяся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия
  • индивида, микроцикл ее развития;
  • формирование наиболее адекватных форм поведения к условиям имеющейся макросоциальной среды
  • Многие процессы адаптации могут иметь несколько направлений, в связи с этим Г.А. Балл выделяет еще две разновидности адаптации: внешняя и внутренняя.

Внешняя адаптация – это процесс адаптации, с помощью которого личность приспосабливается к внешним объективным проблемным ситуациям (может быть с сохранение проблемной ситуации или с ее устранением и т.д.). Внутренняя адаптация имеет такие разновидности:

1. адаптация, направленная на разрешение внутренних конфликтов и других внутренних проблем личности;

2. структурная

тация в широком смысле – приспособление ее механизма или комплекса ко всей структуре личности .

А.Остроухова определяет адаптированность как «уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Человек может быть гармоничен и адаптирован, либо дисгармоничен и дезадаптирован».

Дезадаптация — всегда психосоматическая (и души, и тела) и протекает в трех формах; невротической (неврозы), агрессивно-протестной и капитулятивно-депрессивной (психосоматические заболевания и нарушения поведения). Адаптивность зависит от индивидуальных особенностей личности ребенка. В индивидуальные особенности входят такие психологические свойства личности, как: способности, темперамент, эмоциональность .

По мнению А.А. Налчаджян «адаптивность человека обеспечивается эволюционно отобранными целесообразными врожденными способностями его натуры. Первой составляющей натуры человека, обеспечивающей адаптивность, являются инстинкты».

В натуре человека А.А. Налчаджян выделяет:

1) доминирующий инстинкт;

2) темперамент;

3) конституцию телосложения;

4) доминирующие эмоции (индивидуальный стиль эмоционального восприятия и реагирования;

5) половую принадлежность;

6) интеллектуальные способности

7) иерархию потребностей и ценностей, установок, определяющую жизненные цели, — и все эти составляющие обусловливают определенную степень адаптированности человека к жизни, обусловливают его судьбу.

Г. Селье отмечает, что «судьба человека во многом определяется уровнем его адаптивности — врожденной и приобретенной способности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Есть высоко-, средне и низко касаются темперамента, характера, способов поведения, манер» .

А.А. Налчаджян считает, что «личностное развитие ребенка начинается с рождения и завершается после окончания школы приобретением социально – психологической самостоятельности и независимости, а также чувства внутренней свободы, характерного для высокоразвитой личности. Личность – это совокупность психологических качеств человека, составляющая индивидуальность и определяющих его социальные поступки, поведение среди людей» .

Таким образом, анализ изученной литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод, что адаптация - это процесс и результат становления индивида социальной личностью. Наряду с широким толкованием адаптации как приспособление живого организма к условиям существования, данная категория употребляется в более узком смысле, когда проводится различие между понятиями социально-педагогическая, профессиональная адаптация и простое приспособлении организма к условиям внешней среды.


1.2. Психологические особенности развития детей раннего дошкольного возраста

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что ранний детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия. С психолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст, от одного года до трех лет.

По данным Е.О. Смирновой «этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым  ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы человеческого поведения» .

Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова считают, что «именно в раннем возрасте ребенок впервые открывает для себя тот замечательный факт, что все в мире людей имеет свое название. Через речь, которой ребенок практически овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Через речевое общение со взрослыми он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств».

Для ребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Направленная с конца раннего детства не только на окружающих людей, но и на самого себя, речь позволяет ребенку овладевать собственным поведением и собственными психическими процессами, делать их в определенной степени произвольно регулируемыми. Без речи невозможны были бы ни человеческое восприятие действительности, ни человеческое внимание, ни развитая память, ни совершенный интеллект. Благодаря речи между взрослым и ребенком возникает деловое сотрудничество, становится возможным сознательное, целенаправленное обучение и воспитание .

Смирнова Е. О. отмечает, что «в раннем дошкольном возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть формирование личного сознания .

Основными новообразованиями дошкольного возраста, являются:

1. Возникновение первого схематического абриса цельного детского мировоззрения. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которых укладывается непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже показал, что «у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы – результат деятельности людей».

Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию, строит собой, своим поведением и поступками выделяется как особая задача».

5. Возникновение личного сознания – возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т.п.). «В данном случае, - подчеркивают Л.Н. Галигузова и    Е.О. Смирнова, - речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений» .


1.3. Игра как фактор адаптации детей раннего возраста к ДОУ

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом изменяется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения. Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.).

Н.Д. Ватутина отмечает, что «повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения (с 1,5 до 3 лет), с одной стороны, и увеличение образовательной нагрузки – с другой, обусловливают сложность привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада».

К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендации родителям перед поступлением ребенка в детском саду за прошедший день (вместо надписей можно использовать рисунки) .

З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова отмечают, что «играя, дети знакомятся с окружающей средой, расположением предметов в ней. Так, например, в игре «Найди игрушку», отыскивая, игрушку они учатся ориентироваться в групповой комнате, спальне, узнавать предметы, принадлежащие конкретному ребенку. Так же загадывать местоположение игрушки через функции и особенности помещения («там моют посуду», через действия «лежит тихо, закрыв глаза») и т.д. Затем переходят к более тесному знакомству с детским садом и его персоналом. Педагог может провести экскурсии по саду, а потом экскурсии  в кабинеты специалистов».

Кроме того, педагог может проводить игры, направленные на сближение детей друг с другом. В игре «Раздувайся пузырь!!» Воспитатель предлагает всем детям сесть на стулья, расположенные полукругом, и спрашивает одного из них: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все – слышали!» Ребенок называл свое имя. Воспитатель берёт ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему ребенку и т.д. После того как все дети приглашены, образуется длинная цепочка. Воспитатель даёт руку ребенку, стоящему последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился! Как пузырь!» .

Для детей 2-3-х лет проводится игра на сближение «Чьи вещи?». Цель игры — закрепить знание имен работников детского сада. Для этого необходимо заготовить атрибуты различных профессий (градусник — медсестра, половник — повар, стиральный порошок — прачка, гармошка — музыкальный работник и т. д.). Воспитатель говорит, что к ним в группу приходили разные люди, и каждый из них забыл одну из своих вещей. Просит детей помочь разобраться, кому какая вещь принадлежит. Дети должны назвать не только профессию, но и имя хозяина вещи, например: “Этот градусник оставила Вера Александровна, наша медсестра”. Когда все вещи будут “опознаны”, можно раздать их детям, которые должны сыграть роль: медсестра измерит детям температуру, прачка постирает кукольную одежду, повар сварит и угостит всех вкусной кашей и т. д.

Чтобы поддержать эмоциональный тонус детей, Л. Пыжьянова предлагает использовать игры-развлечения. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети умели играть и действовать самостоятельно, а взрослый как дирижер, советчик, подсказывая и показывая, обогащал игру .

Часто проводится игра "Солнышко", которая позволяет получить от других "психологические поглаживания", столь необходимые каждому человеку для того, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным. Поэтому проводить ее нужно в обстановке доброжелательности, в окружении важных для ребенка людей. Идеально, если в этой игре будут принимать участие родители. Игра, вырабатывающие ответственность .

Требования к играм, проводимым в адаптационный период:

  • игры должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
  • не должны быть слишком длительными (лучше играть
  • с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);
  • должны использоваться копии реальных предметов,
  • а не их заместители;
  • всем детям предлагаются одинаковые предметы;
  • инициатором игры выступает взрослый .

Для формирования у детей положительного отношение к ситуации пребывания в ДОУ, А.С. Роньжина предлагает «подобрать игры-занятия, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с окружающими взрослыми детского сада. При составлении плана игр - занятий учитывается: принцип постепенного погружения и выхода из травмирующей ситуации (внутри упражнения, внутри занятия, внутри занятия, внутри коррекционной работы); начало, и конец занятия должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия.  В занятия включаются игры (упражнения, приемы), которые соответствуют задачам коррекционного этапа, этапа занятия, индивидуальным запросам каждого ребенка» .

Таким образом, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и те самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.


Глава 2. Особенности исследования адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

2.1 Диагностический инструментарий исследования адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Анализ литературы по проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения стал основанием экспериментального исследования.

Наше исследование проходило в детском дошкольном учреждении № 43 «Буратино», г. Солнечногорск, Московской области. В исследовании участвовали 16 детей раннего возраста (от 1 г. 9 мес. - до 2-х лет 9 мес.; 9 девочек и 7 мальчиков), посещающие ясельную группу.

С целью исследования адаптации детей раннего возраста к ДОУ, нами были проведены: наблюдение и анкетирование родителей.

Наблюдение проходило в течение 65 дней, результаты фиксировались в специальном протоколе. Затем составлялся индивидуальный лист педагогической и психологической адаптации, где оценивалось психоэмоциональное состояние детей (Приложение 1).

Затем было проведено анкетирование родителей, дети которых впервые пришли в ДОУ, с целью выявления состава семьи, внутрисемейных отношений и объективных условий воспитания ребенка в семье. Заполненные родителями анкеты представлены в приложении 2.

В результате наблюдений нами было выделено 3 группы детей с различным уровнем адаптации: дети  с легкой адаптацией, - средней тяжести и - тяжелой.  

Результаты оценки уровня адаптации детей исследуемой группы представлены в таблице 1.


Таблица 1

Результаты оценки уровня адаптации детей раннего возраста исследуемой группы

№ п/п

Фамилия, имя, ребенка

Кол-во дней

Уровень адаптации

1

Сева С.

7

Лёгкая

2

Юля Н.

6

Лёгкая

3

Аня С.

8

Лёгкая

4

Софья И.

5

Лёгкая

5

Павел П.

31

Средняя

13

Ксюша С.

62

Тяжёлая

14

Лена А.

9

Лёгкая

15

Стас С.

8

Лёгкая

16

Маша М.

3

Лёгкая

Таким образом, из таблицы 2 видно, что первую группу (лёгкой адаптации) составили 8 детей (50%), период адаптации – до 10 дней. Вторую группу (адаптации средней тяжести) составили 6 детей (37,5%), период адаптации – от 16 дней до 2-х месяцев. Третью группу (тяжёлой адаптации) составили 2 человека (12,5%), составили дети, адаптирующиеся к ДОУ свыше 2-х месяцев.

Результаты распределения уровня адаптации детей раннего возраста в исследуемой группе представлены в таблице 2.


Таблица 2

Результаты распределения уровня адаптации детей раннего возраста в исследуемой группе

Уровень адаптации

Исследуемая группа

Кол-во детей

%

Лёгкая адаптация

Адаптация средней тяжести

Тяжёлая адаптация

2

12,5%

Таким образом, из таблицы 2 видно, что уровень лёгкой адаптации выявлен у 50% детей. Эти дети быстро  выявлен у 12,5% детей. Эти дети трудно адаптировались и нуждаются в психолого-педагогической помощи при прохождении адаптации к ДОУ.

Результаты распределения уровня адаптации детей раннего возраста в исследуемой группе представлены графически на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты распределения уровня адаптации детей раннего возраста в исследуемой группе.

В результате анкетирования родителей было выявлено 7 семей с одним ребенком, в том числе неполные семьи.

Сопоставив данные наблюдения за детьми в период адаптации и анкетирования родителей было общения. Дети, в семьях которых 3 и более человек легко адаптируются к ДОУ.

Результаты анкетирования родителей и оценки зависимости процесса адаптации от количества человек в семье представлены графически на рисунке 1.

Рис.2. Результаты анкетирования родителей и оценки зависимости процесса адаптации от количества человек в семье.

Таким образом, в качестве примера рассмотрим течение адаптации у Матвея К. (1,9 г.) и Димы Ф. (2,3 г.). Период адаптации Матвея К. составил более 2-х месяцев, при этом сильная привязанность к отцу.

Таким образом, на основании результатов анкетирования мы выяснили, что отношения детей с близкими взрослыми играют ключевую роль не только в развитии когнитивных процессов, но и в самоощущении и самовосприятии ребенка, его личностном развитии. В

в психолого-педагогической помощи при прохождении адаптации к ДОУ. В этой связи, мы предложили психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ, что будет рассмотрено в следующем параграфе.


2.2. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Анализ экспериментальных данных нашего исследования в исследуемой группе в период адаптации показал, что проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна:

  • воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, часть из них испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями.
  • часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей.

Вместе с тем, научные исследования показали, что характер адаптации ребенка раннего возраста является ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей.

Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.

Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребенка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка.

Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.

Три фазы адаптационного процесса:

1. Острая фаза: частые соматические заболевания, нарушение сна, аппетита, снижение речевой и игровой активности (длится примерно 1 месяц).

2. Подострая фаза: все сдвиги первого месяца уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам, но общий фон развития замедлен (длится 3-5 месяцев).

Средняя степень: примерно 1 месяц, может быть заболевание 5 –7 дней, есть признаки психического стресса.

Тяжелая степень: 3 месяца – часто болеет, регрессия в развитии, может быть как физическое, так и психическое истощение организма (вялость, эмоциональные качели).

Очень тяжелая: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он – “несадовый” ребенок.

Значительно снизить напряженность острого периода адаптации возможно за счет выполнения нескольких правил: индивидуальный подход к каждой семье и своевременное информирование всех заинтересованных сторон.

Проблемой адаптации мы начинаем заниматься за 2-3 месяца до того, как ребенка приведут в детский сад. В основе нашей работы лежит, составленная мною модель взаимодействия специалистов ДОУ и семьи в период адаптации, а так же перспективный план психологического сопровождения всех участников проекта.

Начинать работу необходимо весной. Получив в марте от заведующей список детей, мы организуем “Первичное визитирование” (приложение 2) и приглашаем родителей с ребенком прийти на консультацию (приложение 4). О необходимости встречи с психологом родителей предупреждает заведующая. Проявляют ли родители заранее. Во время первой встречи психолог проводит не только консультацию, но и диагностику. Исследует развитие социальных навыков ребенка и определяет особенности семейного воспитания.

Хорошим подспорьем при знакомстве с семьей является анкетирование. Анкеты родители получают заранее при “Первичном визитировании” и приходят на встречу с уже заполненной анкетой, либо заполняют ее на первой встрече в кабинете.

Психолог, общаясь с ребенком, наблюдает, как малыш адаптируется к новой ситуации. Поведение ребенка в кабинете демонстрирует модель его типичного поведения по освоению нового пространства и установления отношений с новыми людьми. Ребенок всем своим поведением покажет, как он будет осваиваться в группе. Именно здесь можно увидеть проблемы малыша, но для этого нужно быть хорошим наблюдателем.

Диагностика развития социальных навыков ребенка проходит в два этапа.

1 этап – обеспечение эмоциональной безопасности ребенка, установление доверительных отношений.

2 этап – исследование развития социальных навыков.

По результатам беседы с родителями и результатам наблюдения за поведением ребенка складывается прогноз возможной его адаптации и основанный на прогнозе вывод о том, как лучше организовать переход от семейного к общественному воспитанию.


Заключение

Данная работа посвящена изучению адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Ее актуальность подтверждена не только исследованиями ученых и интересом психологов и воспитателей, но еще в большей степени волнением родителей за своих детей.

Воспитание в семье, общение со сверстниками, интимно-личностное взаимодействие с родителями – все это определяет процесс адаптации, от этого зависит дальнейшее приспособление и развитие детского организма. Именно поэтому, проблемы, затронутые в данном исследовании так важны.

В ходе анализа литературы по проблеме исследования было установлено, что:

1. Понятие адаптации, в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация - это и процесс, и результат, то есть определённая организация.

В период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных необходимо сделать по возможности более плавным.

2. Поступление подобраны игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с окружающими взрослыми детского сада.

4. Анализ литературы по проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения стал основанием экспериментального исследования.

Наше исследование проходило в детском дошкольном учреждении № 43«Буратино», г. Солнечногорск, Московской области. В исследовании участвовали 16 детей раннего возраста (от 1 г. 9 мес. - до 2-х лет 9 мес.; 9 девочек и 7 мальчиков), посещающие ясельную группу.

С целью исследования адаптации детей раннего возраста к ДОУ, нами были проведены: наблюдение и анкетирование родителей.

На основании результатов анкетирования мы выяснили, что отношения детей с близкими взрослыми играют ключевую роль не только в развитии когнитивных процессов, но процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Таким образом, продуманная организация адаптационного периода помогает детям безболезненно включиться в детский коллектив и чувствовать себя в нем спокойно и уверенно каждого ребенка и облегчить процесс адаптации.

Таким образом, цель исследования, заключавшаяся в изучении особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения, достигнута. Основные задачи решены. Гипотеза о том, что своевременная и адекватная диагностика адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения позволит предложить эффективное психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ, нашла своё подтверждение.

Проведённое исследование призвано помочь воспитателям и психологам детских дошкольных учреждений в практической работе по сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

Перспективным направлением может стать более углублённое исследование педагогических возможностей условий, обеспечивающих эффективность адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения и поиск новых направлений исследовательской деятельности в данной области.


Список литературы

  1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возрата / Ребенок в детском саду. – 2007. –№ 5. – С.49 – 53; № 6 – С.46 –51.
  2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Медицина, 2006. – 304 с.
  3. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. / Вопросы психологии. - № 1, - 2000. – С. 22-29
  4. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. Глава 4.  Особенности личности и психолого-педагогическая поддержка дезадаптированных детей и подростков. - М.: Просвещение, 1998. - 368с.
  5. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. -  Воронеж: Учитель. - 2008.  – 264с.
  6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.- Л.: Наука, 1998. - 270 с.
  7. Богуславская З.М. Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2001. – 189с.
  8. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад, - М.: Просвещение, 2000. – 216с.
  9. Внешняя среда и психологическое развитие ребенка. Под ред. Р.В. Тонковой – Ямпольской и др. – М.: Медицина, 1994. – 207 с.
  10. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. : Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца и др. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж. - М, 2003. – 144 с.
  11. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. – М.: Аркти. - 2007. – 248с.
  12. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести лет, - М.: Интор, 2006. – 157с.
  13. Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками в раннем возрасте. Вопросы психологии. - № 3. – 2005. – С 18-26.
  14. Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. –  Ростов – на – Дону, Феникс , 2008 . – 243с.
  15. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М.: Педагогика, 1999. - С. 220.
  16. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого – педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к  посещению детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – с.66 – 77.
  17. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск, 2000. - 192 с.
  18. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Т., Пиаже Ж. Педагогическое наследие. / Сост. В. М. Кларин.  - М.: Педагогика, 1997. – 414с.
  19. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – №1 – c.34 – 37.
  20. Лютова Е.К., Монина Т.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Речь. – 2008. – 164с.
  21. Лямина Г.М. В группу поступил новый ребенок. «Воспитание и развитие детей раннего возраста»: Пособие для воспитателей дет.садов. – М.: Просвещение, 2000. – 145с.
  22. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М.: Педагогика, 1991. - 278 с.
  23. Мельникова Н. Адаптация малышей к детскому саду //Дошкольное образование. - № 5 (77). - 2002. – С 31-45.
  24. Морозова Е. И. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями / Дошкольное воспитание. – 2002. – № 11. –с.10 – 14.
  25. Морозова Е.И. Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего (преддошкольного) возраста // Ж-л Альманах института коррекционной педагогики РАО. - № 4. - 2008. – С. 17-26
  26. Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. - Л.: Медицина, 1994. – 316с.
  27. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. (Формы, механизмы и стратегии). - Ереван, 1998. - 263 с.
  28. Остроухова А. Успешная адаптация / Обруч. - №  3. – 2008. – С. 16 – 18.
  29. Павлов И.П. Полное собрание сочинений, т.З, кн.2., - М.: Педагогика, 1999. – 354с.
  30. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное  развитие –  М.,  Мозаика Синтез, 2004. – 244с.
  31. Психологические аспекты адаптации ребенка к детскому учреждению. МГППУ. – М.: Акадения, 2007. – 189с.
  32. Психологический словарь /  Авт. – сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л.М. Балабанова; Под общ. ред. Ю.Л. Неймерова. – Ростов – на –Дону: Феникс, 2008. – 640 с.
  33. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. – № 2. - 2003. – С. 12-18.
  34. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Т.В. Галанова. – Ярославль: Академия Холдинг, 2008. – 187с.
  35. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ, сер.6, вып.3. - 1999. - №20. - С.74-79.
  36. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: - Книголюб. – 2009.  – 184с.
  37. Руденский Е.В. Концептуальные основы психологии адаптирующейся личности. – Новосибирск: Институт психологии личности. – М.: Педагогика, 2006. – 296с.
  38. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме: Пер. с англ. - М., 1990. - 254 с.
  39. Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. - М., Школа-Пресс, 2005. – 162с.
  40. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонковой – Ямпольской, Е. Шмидт – Кольмер, А. Атанасовой – Вуковой. – М.: Академия, 2000. – 208с.
  41. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2006.   – № 3, - № 4.  – С . 46 – 51.
  42. Шапарь В.Б. и др. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н\Д: изд-во Феникс, 2009. - 450 с.
  43. Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Комплексное сопровождение детей  дошкольного возраста – C – Петербург.:Речь, 2005. – 154с.
  44. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. – М.: Педагогика, 2001. - 221с.

Приложения

Приложение 1

ЛИСТ АДАПТАЦИИ

Фамилия, имя ребенка Сева С.

Возраст 1,11 Дата поступления 12 августа 2013

Адаптационные дни

1-й

2-й

3-й

4-й

8-й

Настроение

Аппетит:

Завтрак

Обед

Полдник

Сон:

Засыпание

Длительность

-

30 мин

-

30 мин

-

45 мин

+

30 мин

+

+

Активность:

В игре

В речи

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

Взаимоотношение с детьми

-

-

±

+

+

Взаимоотношения со взрослыми

-

-

+

+

+

Условные обозначения:

Положительно  +    Неустойчиво   ±     Отрицательное   -     Болел – б     Находился дома – Д


ЛИСТ АДАПТАЦИИ

Фамилия, имя ребенка Ксюша С.

Возраст  2,9  Дата поступления 14.09.2013

Адаптационные дни

1-й

2-й

3-й

4-й

8-й

16-й

32-й

64-й

Настроение

-

-

-

-

±

±

±

+

Аппетит:

Завтрак

Обед

Полдник

д

-

д

-

-

±

д

-

д

-

-

±

-

±

-

-

±

±

-

±

+

+

+

+

Сон:

Засыпание

Длительность

д

д

-

-

д

д

-

-

-

-

±

30 мин

±

1 час

+

весь т.час

Активность:

В игре

В речи

Взаимоотношение с детьми

Взаимоотношения со взрослыми

-

-

-

±

±

-

±

+

Условные обозначения:

Положительно  +    Неустойчиво   ±     Отрицательное   -     Болел – б     Находился дома – Д


Приложение 2

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.Ребенок  фамилия, имя С. Сева

2. Ф.И.О. родителей С. А.Н., С. Т.В.

3. Состав семьи (кто постоянно живет с ребенком) мать, отец, бабушка и дедушка

ребенок посещает детский сад 6 месяцев

14. Какие у ребенка отношения с детьми. Есть ли трудности (какие) не общителен

15. Индивидуальные особенности ребенка_____________________________

16. Что Вас беспокоит в ребенке капризы

17. Наличие нервно – психических и соматических заболеваний у родителей и родственников нет

Дата заполнения: 11.02.13

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.Ребенок  фамилия, имя М. Маша

2. Ф.И.О. родителей М. В.В., М А.Ю.

3. Состав семьи (кто постоянно живет с ребенком) мама, папа, бабушка, дедушка

4. Есть ли другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними  нет

5. К кому из членов семьи ребенок больше привязан маме, папе

6. Часто ли ребенок болеет нет

7. Основные виды игр и занятий дома лепка, рисование

8. Какие игрушки любит, кто их

детьми. Есть ли трудности (какие) нет, охотно со всеми играет

15. Индивидуальные особенности ребенка послушная, аккуратная

16. Что Вас беспокоит в ребенке не играет с куклами

17. Наличие нервно – психических и соматических заболеваний у родителей и родственников нет

Дата заполнения: 05.02.2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.

Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....

Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.

Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей,  а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материал...