Конспект по нравственно – патриотическому воспитанию «Александр Невский герой - защитник» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: Дать детям представление о князе Александре Невском, как о герое-защитнике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aleksandr_nevskiy_voin_geroy.docx | 31.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»
Конспект
по нравственно – патриотическому воспитанию
«Александр Невский герой - защитник»
в подготовительной к школе группе
Воспитатель:
Алонова Любовь Дмитриевна
г.о. Электрогорск
2020г.
Цель: Дать детям представление о князе Александре Невском, как о герое-защитнике.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать чувство гордости к верному сыну Отечества – великому русскому полководцу Александру Невскому, горячо любящего свой народ и Родину;
- Учить воспринимать и анализировать репродукции картин; отвечать на вопросы.
Развивающие:
- Развитие самостоятельного мышления, речи, внимания, памяти;
- Развивать коммуникативные навыки, умение вести диалог.
Воспитательные:
- Воспитывать чувства патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей.
Активизация словаря: Александр Невский, Ледовое побоище, правое дело, дружина…
Предварительная работа. Беседы: «Детство Александра Невского», «Почему князя Александра, называют Невским?», «Ледовое побоище», «Духовный подвиг Александра Невского», «Святой князь Александр Невский».
Рисование «Мой герой – защитник».
Материалы:
Готовые разрезные элементы для сборки, различной формы и цвета щиты, клей, кисточки для клея, фланелевые салфетки, клеёнки для всех детей.
Оборудование:
Презентация, выставка детских работ «Мой воин - герой», стенд с выставкой «оружия и доспехи» воина Древней Руси. Костюмы для трех русских богатырей, вооруженные мечами и на «конях».
Ход
Дети встают напротив воспитателей свободно на ковре.
Воспитатель: Ребята поздоровайтесь с гостями. А теперь посмотрите на меня. Какие профессии вызнаете?
(Ответы детей.) (Музыканты, строители, учителя, врачи, водители и др.)
Воспитатель: Есть самая почетная и важная профессия. О представителях этой профессии говорят такие слова: сильные, храбрые, выносливые, мужественные, честные, бесстрашные. Догадались, о ком я говорю?
(Ответы детей.) (О военных.)
Воспитатель: Что является главным в этой профессии?
(Ответы детей.) (Защита Родины от врагов.)
Воспитатель: Наша родина большая и красивая, много в ней озер и рек. Послушайте как красиво поэты говорят стихи о просторах нашей родины.
Воспитатель приглашает ребенка, который становиться перед детьми и гостями полу разворотом к экрану. Дети спиной к гостям смотрят на экран.
Ребенок читает стих.
Слайд № 2. Люблю тебя моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
Слайд № 3. За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей!
Слайд № 4. Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Слайд № 5. Люблю все то, что называют
Одним широким словом «Русь»!
Слайд № 6. Пустой.
Воспитатель: С древних времен наши предки защищали нашу землю, Святую Русь, нашу Родину от захватчиков. Защитник – это смелый человек, который готов всё сделать, чтобы защитить свою Родину, даже отдать за неё жизнь. Ребята, а какие пословицы вы знаете о Родине и её героях – защитниках? Нам в этом поможет мяч. Встаньте в круг.
Игра «Продолжи пословицу».
(Дети встают в круг, воспитатель с мячом в руках стоит в центре круга. Воспитатель начинает пословицу и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен продолжить ее. Если ребенок затрудняется, другой ребенок может ему помочь).
Воспитатель: Если дружба велика, (Дети продолжают) будет Родина крепка.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Жить – Родине служить.
Счастье Родины дороже жизни.
За правое дело сражайся смело.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Нет ничего краше, чем Родина наша.
Сам погибай, а товарища выручай.
Все за одного, один за всех – тогда и в деле будет успех.
Слайд №7. На экране появляется картина «Три богатыря»
Воспитатель: Ребята посмотрите на экран. Кого вы видите?
(Ответы детей.) «Три богатыря».
Воспитатель одевает на детей шлемы.
Дети из круга разворачиваются на экран, перед ними трое детей в шлемах, «на конях».
Воспитатель: У нас в гостях русские богатыри, они пришли рассказать вам о «своем князе».
(Чтение стихотворения С. Погорелова «Александр Невский» с элементами инсценировки. (Второй воспитатель одевает детей). Выходят три мальчика в костюмах русских богатырей, вооруженные мечами на коне.)
1 «богатырь»:
Князь Александр – победой Невской
Прославлен, честью озарен.
Коварный враг, безумный дерзкий,
Не раз разбит и усмирен.
2 «богатырь»:
Путь его жизни прям и ясен
За Русь, за святость алтарей,
И зло бежало восвояси
От рук его богатырей.
3 «богатырь»:
Князь благоверный, грозный воин,
Правитель мудрый и святой,
Народной памяти достоин
За подвиг праведный земной.
Дети, переодевшись, присоединяются к остальным ребятам. Все дети встают свободно перед воспитателем.
Воспитатель: Мы говорим: «Вот идет защитник Отечества, а как мы об этом узнаем?»
(Ответы детей.) (По военной форме.)
Воспитатель: Сейчас я проверю хорошо ли знаете, как выглядел богатырь. Послушайте внимательно цепочку слов и объясните ответ используя слова «потому что».
Дидактическая игра «Что лишнее?».
(Воспитатель предлагает детям прослушать цепочку слов, выделить из каждой «лишнее» слово и объяснить, почему оно не подходит к заданной группе слов. Дети отвечают развернутым предложением, используя союз «потому что».)
Воспитатель: Шлем, кепка, кольчуга, щит.
(Ответы детей.) (Лишнее слово кепка, потому что - это современный головной убор, а кольчуга, шлем и это доспехи богатырей).
Воспитатель: Меч, булава, мяч, палица,
(Ответы детей.) (Не подходит слово мяч, потому что - это игрушка, а меч, ножны и палица - это оружие для защиты).
Воспитатель: Стрелы, гантели, боевой топор, копье,
(Ответы детей.) (Не подходит слово автомат, потому что - это спортивный инвентарь, а стрелы, щит и копье - это древнее оружие).
Слайд №8. На экране появляется картина «Александр Невский»
Дети поворачиваются к экрану перед воспитателем №1.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Кто здесь изображен. Догадались?
(Ответы детей.) (Александр Невский).
Воспитатель: Правильно. Вы уже знакомы с Александром Невским. А кто помнит почему его зовут так?
(Ответы детей.) (Александр Невский одержал победу в сражение над шведами на реке Неве).
Воспитатель: Сквозь время имя славное неся, чтит князя Невского Россия вся. Я предлагаю вам составить описательный рассказ по этой картине об Александре Невском. Вы можете воспользоваться подсказкой.
(Перед детьми на мольберте выстроена мнемотаблица. Описывает картину один желающий ребенок. Все дети повернуты лицом в сторону мольберта и на экран.
Работа с иллюстрацией князя Александра Невского в доспехах по картине П. Д. Корина).
(Ответы детей.)
На картине изображен воин в доспехах.
Над головой воина развивается флаг.
На флаге лик святого.
Этот воин – русский князь. Александр Невский.
На нем одеты металлическая кольчуга, рукавицы, плащ.
На ногах – высокие сапоги.
На голове - шлем с защитной сеткой.
В крепких, сильных руках князя оружие – меч.
Он твёрдо стоит на страже своей Родины.
Воспитатель: Глядя на его черты лица, мы можем сказать, что Александр Невский готов на подвиг, готов дать отпор врагу чтобы защитить родную землю.
Слайд №9. Пустой.
Воспитатель: А, как вы думаете, вот Александр Невский умный, находчивый справился он бы в одиночку с вражеской силой? Кто ему помогал?
(Ответы детей.) (Не справился бы один. Ему помогали воины. Его дружина).
Воспитатель: Правильно. У князя была дружина. У хорошо знающих свое дело дружины, была железная дисциплина, воины слушались своего военачальника. А, мы с вами дружные ребята? Давайте попробуем быстро как дружинники построится.
У меня в руках три карточки, по сигналу я поднимаю карточку с прямоугольником – вы строитесь в шеренгу. Поднимаю карточку с кругом – вы строитесь в круг. Карточка с квадратом – в шеренгу. Приготовились.
Подвижная игра «Построй шеренгу, круг, колонну»
(Дети свободно ходят в разных направлениях по площадке. В соответствии с сигналом стараются быстро построиться в колонну, шеренгу, круг. Надо указать заранее, в каком месте можно встать в колонну или шеренгу. Круг желательно строить вокруг какого-нибудь ориентира. Строиться нужно быстро, не толкаясь, находя своё место, соблюдать равнение в колонне, шеренге).
Воспитатель: Благодаря вот таким сплоченным товарищам как вы ребята Александр Невский со своей дружиной прогнал шведов на реке Неве. Посмотрите на экран, как это было.
Слайд №10. «Бой на реке Неве».
(На экране появляется презентация картины бой на реке Неве. Дети смотрят на экран. Воспитатель читает стих «Невская победа»).
Воспитатель:
Слайд №10. Утром, только рассвело, залетали стрелы.
Зря вас, шведы, занесло в русские пределы.
Сто приплыло кораблей и пять тысяч войска.
Только русской нет сильней доблести геройской.
Слайд №11. Шли в атаку с трёх сторон русские дружины.
Враг к Неве был оттеснён натиском лавины.
Некто дрался, топором лишь вооружённый.
Причинив большой урон, пал, копьём сражённый.
Слайд №12. Александр копьём достал Биргера в забрало.
Клич победный прозвучал: Александру слава!
Пал подрубленный шатёр. Рыцарские флаги
Повалились. Как костёр загорелся лагерь.
Слайд №13. Кто-то въехал на коне на корабль шведский.
Сжёг флот вражеский в огне Александр Невский.
Темнота уберегла рыцарей остатки.
Невским нарекла молва князя после схватки.
Слайд №14. Пустой.
Воспитатель: Ребята, послушайте строчки из стихотворения. На Чудском озере сверкает лёд. Побоище кровавое идёт. О каком бое идет речь?
(Ответы детей.) («Ледовое побоище»).
Воспитатель: О доблестных подвигах наших защитников народ складывал о них песни, былины, сказки, художники писали их на своих картинах и все это дошло и до наших дней. Посмотрите, перед вами «Ледовое побоище».
(На экране появляется презентация картины бой Чудском озере «Ледовое побоище»).
Слайд №15. «Ледовое побоище».
На Чудском озере сверкает лёд.
Побоище кровавое идёт.
Сам Александр Невский возглавляет бой.
Ливонский орден шёл на нас войной.
Слайд №16. Может мы и проиграли б то сраженье,
Но нашёл князь мудрое решенье.
Из-за засады мы атаковали с ходу
И рыцари тогда ушли под воду.
Слайд №17. Такой тяжёлый был у них доспех.
То Александра Невского успех.
Тонул соперник, изнывал.
Народ его наш добивал.
Слайд №18. На льду повсюду кровь и грязь.
Так одержал победу князь.
Над неприятелем жёсткая расправа.
Отчизне нашей и героям — слава!
Слайд №19. На экране появляется картина «Александр Невский»
Воспитатель: Ребята, давайте споем песню «Слава герою!» и посвятим ее памяти Александра Невского.
(Музыкальная деятельность детей и музыкального работника. Дети встают полукругом к гостя).
Слайд №20. Пустой.
Воспитатель: Мы приготовили для вас небольшую выставку. Есть шлем, кольчуга, меч и даже плащ. А щита нет. Ведь щит для воина – символ чести, по русской традиции – это и верный защитник на поле боя. Вы помните, как выглядит щит Александра Невского? Предлагаю вам пройти к столам и с помощью готовых элементов собрать и склеить правильной формы щит с нужным изображением.
Дети, подходя к столу сообщаются и собирают щит. Готовый, собранный щит устанавливается на выставочной доске.
(Ответы детей.) (Щит Александра Невского – красный на нем изображен лев).
Слайд №21. На экране появляется Александр Невский со щитом.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы внимательны и наблюдательны.
Слайд №22. Пустой.
Релаксация:
(Обратить внимание детей на выставку детских работ «Мой герой - защитник»).
Воспитатель: Вы нарисовали замечательных защитников. Посмотрите на свои работы, подумайте и скажите, какой он ваш герой?
(Дети передают друг другу меч - как символ защитника и перечисляют качества героя).
(Ответы детей.) (Смелый, мужественный, отважный, решительный. Герой должен служить примером для других людей. Уметь дружить. Герой должен знать цель и идти к ней. И т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД Образовательная область «Познание» Тема: «Защитники Отечества» подготовительная к школе группа
Тема: «Защитники Отечества»Цель: Расширять знания детей о защитниках Отечества.Программные задачи:1.Образовательные: Познакомить с разными родами войск (пехота, моряки, в...
«День защитника Отечества» подготовительная к школе группа.
Сценарий спортивного развлечения...
Спортивный досуг к Дню защитника Отечества подготовительной к школе группы компенсирующей направленности «Богатырские забавы»
Формировать представления детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырей защищавших земли русской, желание им подражать Воспитание чувства патриотизма, развитие...
Музыкально - логопедический досуг посвященный 23 февраля Дню Защитника Отечества (подготовительная к школе группа)
Музыкально - логопедический досуг посвященный 23 февраля Дню Защитника Отечества...
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая родина» для детей подготовительной к школе группы
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая родина»для детей подготовительной к школ...
Открытое занятие по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Богатыри – защитники земли русской» в средней группе.
Открытое занятие по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Богатыри – защитники земли русской» в средней группе....
Методическая разработка занятия по познавательному развитию «Святой защитник земли Русской князь Александр Невский» с использованием ИКТ подготовительная к школе группа
Конспект занятияпо познавательному развитию «Святой защитник земли Русской князь Александр Невский»с использованием ИКТподготовительная к школе группа...