Речевое развитие детей раннего и младшего возраста.
консультация на тему
Консультация для воспитателей, раскрываются вопросы развития речи детей раннего и младшего возраста через использование малых фольклорных жанров (потешек).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для воспитателей | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы в речевом развитии детей – одна из наиболее частых причин обращении родителей (законных представителей) за помощью к воспитателям и другим специалистам детского сада, что подтверждает уверенность педагогов и психологов в том, что речь является одним из важнейших факторов и основой для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей начиная с раннего возраста.
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что в ожиданиях родителей, обращённых к детскому саду, наибольшее место занимает воспитание («сад решит вопросы в воспитании»). Таких семей, как правило 70%.
По мнению педагогов, проблемы развития речи детей раннего возраста прежде всего связаны с отсутствием или нехваткой времени у родителей на развивающее общение с детьми. Большинство пап и мам – служащие, поэтому в утренние часы, собираясь на работу, положительный эмоциональный контакт с ребёнком, как правило, отсутствует или ещё страшнее – заменяется грубостью, агрессией, излишней неадекватной требовательностью. В вечерние часы, на фоне общей усталости и «заорганизованности», родители, общаясь с ребёнком, часто не в состоянии вникнуть в содержание речи малыша, а тем более активизировать её.
Особое внимание со стороны специалистов требуют семьи, в которых культивируется потребительское отношение детей к взрослому. Жертвенная преданность взрослых членов семьи, в которой подрастает ребёнок, сказывается и на общении с ним, Родителям нужно объяснять, как вредно излишнее сюсюканье.
Общий анализ семей воспитанников групп раннего возраста выявил недостатки ежедневного взаимодействия в семьях. А оно должно быть построено на взаимном уважении взрослых и детей. Для этого требуется отказаться в речи при общении от глаголов повелительного наклонения: дай, замолчи, уйди. В общении недопустимо прибегать к нецензурной брани, сленгу и т.п. Родителям и другим членам семьи также нужно отказаться от формализма в оценки речи детей («ещё маленький», «скоро заговорит»).
Родителям необходимы знания по организации общения, взаимодействия детей друг с другом. Актуален для них вопрос: «Как научить малышей речевому этикету?»
Отсутствие у родителей знаний о том, как организовать и провести простейшие игры, направленные на развитие речи и мышления, указывает на необходимость создания в детских садах условий для новых форм работы со взрослыми: не родительские собрания, а тренинги, игры, праздники и т.д.
Родители зачастую не знают, какое влияние оказывает развитие мелкой моторики рук на речь. Поэтому в семьях дети мало или вообще не пользуются разнообразными художественными материалами для рисования, лепки, аппликации.
В беседах с детьми родители редко обращаются к созерцанию природы, недостаточно часто знакомят с произведениями искусства, не говорят о красоте природы и искусства.
В работах посвящённым вопросам речевого развития детей, период до трёх лет признан исключительным. Так чешский педагог-гуманист Ян Амос Каменский (1592-1672), наблюдая за детьми в материнской школе, доказал, что развивать речь ребёнка, нужно с самого рождения, беседуя с ним. В руководстве «Материнская школа, или О заботливом воспитании юношества в первые шесть лет» педагог рассказывает, что для лучшего усвоения материала особое значение имеют поэзия и пение: «Как только ребёнок начинает понимать слова, то вместе с тем начинает любить созвучие и ритмы».
В.Ф. Одоевский (1804-1869) одной из важнейших ступеней развития на подходе к первоначальной стадии школьного образования называл ранний детский возраст. В труде «Наука до науки. Книжка дедушки Иринея» он говорит, что к четырём годам ребёнок уже должен воспитываться словом воспитателя, поступками. Дидактические игры с детьми Одоевский представлял, как форму обучения, которая поможет развитию умения учиться.
Немецкому педагогу Фридриху Фребелю (1782-1852) принадлежит идея соединения обучения и игры. Его система воспитания младенцев вызвала интерес педагогов России.
К.Д. Ушинский (1824-1871), непосредственно знакомившийся с работой детских садов и детских приютов за границей, увидел, что стремлениям и наклонностям детей раннего и младшего возраста отвечают такие игры и занятия, как, например, движения с песнями в такт, складывание из палочек и соломинок, лепка из глины и т.п.
К.Д. Ушинский видел в игре, как самом главном виде детской деятельности большой потенциал развития детской речи. Но при этом он выступил с критикой фребелевсской системы, потому что обнаружил, что на занятиях не оказалось места развитию детского творчества. То есть по-прежнему преобладающим фактором оставалось обучение.
Детская писательница и педагог Е.Н. Водовозова (1844-1923), автор книги «Умственное развитие детей от первого появления сознания до 8-го возраста», как ученица и последовательница идей Ушинского, обучение, воспитание и развитие у маленького ребёнка речи и мышления видела в неразрывном соединении чувственного опыта получаемого в процессе наблюдения, и материнского слова и её любви: «Чем чаще вы будете наталкивать ребёнка на наблюдения, тем чаще он будет спрашивать вас о различных предметах….» легко таким образом дать много неопределённых представлений, но тогда чуждою останется сама сущность явления. Мы же должны стремиться, чтобы при наблюдении развивался ум, находчивость, сочувствие к окружающему миру».
Развитие ребёнка раннего и младшего возраста по мнению Е.Н. Водовозовой, должно быть связано с обязательным комплексом физических упражнений. Прогулки – замечательное время для бесед, которые построены на наблюдении, и для выполнения комплекса упражнений, которые она советует матерям и наставникам подбирать сообразно с возрастными возможностями малыша, давая при этом образец выполнения.
Чтение и рассказывание сказок, различных произведений художественной литературы и фольклорного материала в том числе и пение с детьми музыкальных произведений, народных и классических, Е.Н. Водовозова квалифицировала, как наиболее интересный для всех участников педагогического процесса способ организации речевых занятий с детьми.
В дидактике детских садов, с момента их появления в России в 19 веке, были предприняты попытки создания программы по формированию речевых навыков. Известный общественный деятель в области дошкольного воспитания Е.И. Тихеева (1866-1944) разработала методику развития речи, которая построена на систематическом обучении и заключается в накоплении содержания речевого материала, совершенствовании сенсорных представлений об окружающем, укреплении речевого аппарата, работе над структурой и формой речи. Будучи одним из создателей дошкольной педагогики, она предложила методику проведения различных видов занятий по развитию речи с использованием таких методов и методических приёмов, как, например, выполнение поручения взрослого, рассматривание картинок с названием предметов, занятия по звукопроизношению, упражнения на развитие слуха и голоса и т.д.
В трудах педагога, профессора Н.М. Аксариной (1899-1979), проведшей ряд исследований по воспитанию и обучению детей раннего возраста, были определены задачи работы по развитию речи и предложены пути решения проблем раннего возраста (приложение №1).
В наши дни в дошкольных учреждениях с группами различных вариативных форм по воспитанию и развитию детей раннего возраста воспитатели к проблемам развития речи относят и потерю интереса взрослых участников педагогического процесса к чтению.
В семьях детям читают мало или совсем не читают. Воспитателям необходимо объяснять родителям, как важно читать детям. Большую пользу приносят мероприятия, направленные на повышение активности пап и мам, с тем чтобы они ежедневно читали ребёнку произведения художественной литературы и фольклора.
В условиях вариативности форм дошкольных учреждений, работающих с детьми раннего возраста, особое значение для родителей и воспитателей приобретают способы приобщения малышей к чтению художественной литературы по достижению ими трёхлетнего возраста. К трём годам у детей уже может сформироваться умение слушать художественное произведение без опоры на иллюстративное сопровождение – как важнейшее условие развития фантазии и воображения.
Развитие посредством чтения возможно только при участии взрослого. Дети раннего и младшего возраста испытывают особую потребность в общении, поэтому данный возрастной период может оказаться решающим в формировании будущего читателя.
Практически в каждой группе детского сада есть семьи, в которых детям начинают читать с раннего возраста. К трём годам они хорошо знают сказки и стихотворения, которые традиционно рекомендуются для чтения младшим дошкольникам. А есть семьи, в которых родители уже начинают читать детям художественные произведения большого объёма: сказочные повести, природоведческую литературу. Но есть ещё одна группа детей, которым вообще ничего не читают. Такие дети, как правило, испытывают огромную потребность в общении. А слушать чтение или рассказывание художественного произведения - для них яркое и незабываемое событие.
Органически соединяют в себе поэзию и игру такое произведение устного народного творчества, как потешка. Она изображает картины крестьянского быта и природы, то, что было близко и понятно адресатам, маленьким деревенским жителям, для которых они и сочинялись. Создававшийся веками поэтический репертуар малых фольклорных форм сохранился благодаря возникновению книжной культуры и стал её неотъемлемой частью.
Изображаемые события и персонажи в песенках и потешках в сочетании с реальностью, находясь в обыденном состоянии, постепенно преображают её, и в результате реальность оказывается включённой в фольклорно-образный мир. Поэтизация обычных предметов и явлений подчёркивает их достоверность и одновременно с этим возвышает. Что необходимо педагогам в процессе подготовки к чтению малых жанров фольклора?
Прежде всего, иметь в библиотеке детского сада книгу с малыми жанрами фольклора, иллюстрированную художниками, мастерами книжной графики. Например, книгу с иллюстрациями Ю.А. Васнецова или альбомы с репродукциями его иллюстраций к фольклорным произведениям. Работы художника можно рассматривать бесконечно долго и каждый раз, словно впервые, удивляться его способности органически соединять декоративную живопись и детский рисунок.
Если малыши не адаптированы к чтению книги, то знакомства их с малыми жанрами фольклора педагог начинает с рассказывания и одновременно проведения игровых действий. Самый известный вариант игровых потешек – «ладушки». Начиная легко массировать центр ладошки ребёнка, педагог тем самым побуждает распрямить его кулачок. Взяв кисть малыша, прикладывает его ладошку, к своей ладони и приговаривает: «Ладушки, ладушки испекли оладушки!» Постепенно игра усложняется. Ладошка малыша на время отстраняется от ладони воспитателя, а затем опять прикладывается. Движения должны совпадать с ритмом стиха. Так, ладони воспитателя и ребёнка соединяются на слова «ладушки» и разъединяются: «испекли оладушки» и т.п. По мере освоения малышом данных игровых действий воспитатель берёт в руки уже обе ладошки и играет с ребёнком.
Детям часто нравится, когда им не просто читают текст потешки, а поют его. Характерная особенность жанра потешек – особое подчёркивание художественной природы языка, словесная игра, стремление к выявлению забавного, яркого в звучании слов. Много рифмовок, созвучий, повторов, «выдуманных» слов: «тук-тук-ту-ру-рук», «тень-тень-потетень», «чики-чики-чикалочки», «трынцы-волынцы».
Поэтому другой вариант: начинать знакомство с произведениями художественной литературы через пение потешек, к которым уже существует мелодия («Как на тоненький ледок», «Заинька» и тд.)
После того, как дети научатся соотносить текст потешки с игровым действием, педагог устраивает знакомство с книгой: приглашает к ней в гости. Книжный уголок оформляется в виде сказочной избушки. Педагог в вежливой форме приветствует Избушку, поочерёдно берёт книги, открывает каждую и обращается к знакомым детям образам. Например, на иллюстрации Ю.А. Васнецова к потешке «Ладушки» в центре картины изображён маленький ребёнок – вряд ли кто-то не узнает этот образ.
При рассматривание иллюстраций воспитатель выделяет характерные для данного изображения и текста потешки детали. акцентирует на них внимание детей, вовлекает их в беседу, а потом в игровое действие. Например предлагает позвать (гуль-гуль-гуль) и покормить птичек (постучать по ладошке указательным пальчиком); показать, где грачи смогут построить гнездо; спрашивает, что можно посоветовать маме малыша, если погода испортится (поиграть с малышом в ладушки и т.д.)
Создав таким образом ситуацию, в которой дети словно очутились среди героев хорошо известных им произведений, педагог предлагает каждому ребёнку взять в руку книгу (хорошо, если в книжном уголке есть так называемые книжки-малютки) и проговорить вместе с ним (или самостоятельно), кого они увидели.
Как осуществлять чтение?
Воспитатель называет жанр художественного произведения, автора (если есть), название («Расскажу потешку «Дедушка Ежок»).
Рассказав или прочитав потешку, показывает малышам иллюстрации к ней (например Ю,А. Васнецов).
Помогает детям вспомнить и назвать всех персонажей с опорой на иллюстрацию в книге или на листе из альбома.
Чтение потешки должно быть многократным. При повторном чтении воспитатель обращается к детям. Например, «Помогите дедушки….». Малыши с помощью воспитателя повторяют слова потешки.
При следующем чтении воспитатель помещает репродукцию с иллюстрациями Ю.А. Васнецова в групповой комнате и приглашает детей рассмотреть её. По окончании рассматривания картинки воспитатель читает или поёт текст потешки. Во время повторного чтения для предупреждения переутомления детей должна обязательна произойти смена деятельности. Это может быть подвижная игра, основанная на самостоятельных, творческих и комплексных заданиях с опорой на художественное произведение и т.п.
Как уже говорилось, очень хорошо начинать чтение малых жанров фольклора с потешек, которые по своей структуре имеют большой арсенал словесно-изобразительных средств. Чтение детям раннего возраста стимулирует процесс слушания. Например, в малых жанрах фольклора используются разнообразные средства поэтической фонетики: аллитерация, ассонанс, звукоподражание (приложение № 2). При чтении нужно их обязательно подчеркнуть и выделить.
Как уже было сказано выше, повторное чтение детям третьего года жизни предполагает разнообразие форм работы: малыши каждый раз как бы по-новому слышат уже знакомое произведение.
Одной из форм повторного чтения детям может стать инсценировка художественного произведения. Инсценировку произведений малых жанров фольклора можно считать одним из важнейших средств в организации чтения в группах раннего возраста.
Основная задача предложенной методики – помочь воспитателям, работающим с большой группой детей, многие из которых впервые пришли в детский сад, сделать так, чтобы ежедневное пребывание ребёнка вдали от родных и близких тем не менее стало не тоскливым и безнадёжным времяпрепровождением в стенах общественного учреждения, а наполнилось яркими впечатлениями, в том числе ив результате встречи с необыкновенными друзьями – героями детских книг.
Театральное искусство вообще представляет собой синтез литературы, музыки, изобразительного искусства, танца. Инсценирование художественного произведения и показ спектакля детям – это всегда что-то необычное, праздничное.
В инсценировках потешек воспитатели могут использовать различные виды кукольных театров. Путём создания игровых ситуаций при показе мини-спектаклей создаются условия:
- для проговаривания детьми слов художественного произведения во время просмотра;
- для общения малышей со взрослым, который от лица участника спектакля обращается к ним;
- для игр детей с персонажами инсценировки после просмотра спектакля.
Прежде чем начать показ инсценировки малых жанров фольклора, воспитатель показывает детям главного героя будущего спектакля. Дети рассматривают игрушку (театральную куклу), по просьбе педагога и с его помощью придумывают имя. Педагог даёт краткую характеристику персонажа: добрый, весёлый, красивый и т.д. Затем предлагает детям вспомнить другие произведения с участием сказочного образа.
Такой приём очень часто необходим, потому что при инсценировке малых жанров фольклора, в которых нет диалога, а лишь простое развёртывание сюжетного действия, зачастую предельно сжатого, педагог вводит этот образ в качестве рассказчика, что позволяет, в свою очередь, объединить два произведения в один спектакль.
Ни с чем не сравнимую радость у детей вызывает предложение участвовать в инсценировке. Наряжаясь, они старательно выговаривают слова своей роли, повторяют несложные действия вслед за педагогом, участвуют в обсуждение образа, и, самое главное, постепенно учатся импровизировать: домысливать, досказывать, то есть фантазировать, сочинять.
После чтения, инсценировки художественных произведений педагог в разных формах образовательной деятельности организует игры детей с игрушками, героями спектаклей. Там же он проводит беседы с детьми. Цель таких бесед – определить, как была воспринята сказка или другое художественное произведение, какой герой больше всего запомнился и т.д.
Если дети никогда не были в театре, то перед началом спектакля педагог объясняет им, что по окончании показа нужно поблагодарить «актёров» (аплодировать) и показывает как это делается.
Приложение № 1
Таблица практического материала.
Проблемы развития речи детей раннего возраста | Задачи работы по развитию речи детей раннего возраста | Пути решения проблем развития речи детей раннего возраста |
В речи ребёнка много императива (глаголов повелительного наклонения). Он употребляет в речи слова - «паразиты», сленг, нецензурную лексику. Недостаточно используют речь, а слова заменяет жестами. Не вступает в речевой контакт со взрослыми или другими детьми. Не принимает участия в беседе или не повторяет слова при разучивании стихотворного текста. | Специальная организация внешней среды, наличие пособий, способствующих сенсорному развитию детей. Меры по формированию более устойчивого внимания с постепенной активизацией внимания произвольного (роль внимания значительна в психической деятельности детей и является одним из важных условий их развития) Укрепление слуха и способности слухового сосредоточения (как существенное условие развития речи). Обогащение восприятия и расширение ориентировки в окружающем (благотворное влияние этих факторов на развитие речи). Создание необходимых условий для развития игровой деятельности ( игра требует максимально возможного применения речи). | Обеспечить детей различными (в зависимости от возраста) игрушками, дидактическими пособиями (их активное, целенаправленное использование развивает речь). Стимулировать общение с малышами в семье и в детском саду. Постепенно развивать внимание к слушанию речи взрослого и сверстников, к выполнению какого-либо действия по предложению взрослого, воспитывать умение подчинять свои действия определённым правилам. Создавать условия для бодрого, эмоционально-положительного состояния воспитанников. Формировать и обогащать положительные чувства и предупреждать негативные переживания детей. Проводить занятия по развитию речи и расширению круга представлений: организованное наблюдение, показы-инсценировки, рассказывание по картинам, беседы. Поддерживать самостоятельную деятельность детей. |
Приложение № 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль общей и мелкой моторики в речевом развитии детей раннего и младшего возраста
В консультации раскрывается понятие мелкая моторика, ее роль в речевом развитии ребенка. Многообразие способов правильного формирования звукопроизношения. А именно: пальчиковая гимнастика,лепка,рисова...
"Речевое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами логоритмики"
Цель проекта: Формирование речи детей раннего и младшего дошкольного возраста путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом....
Методическая шкатулка. Семинар "Инновационные технологии в речевом развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста"
Инновационная деятельность является вкладом в развитие гармонически развитой личности - это наше будущее....
.Программа по речевому развитию детей раннего и дошкольного возраста в рамках образовательной области «Речевое развитие» «От «А» до «Я».
Разработанная Программа связана с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ и является нормативно-управленческим документом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим сист...
ИНДИКАТОРЫ НОРМАТИВНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Речь –умение правильно, то есть в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в ...
Мастер-класс "Развитие речевой активности детей раннего и младшего возраста с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ"
Мастер-класс«Развитие речевой активности детей раннего и младшего возраста с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия фо...
Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста
Учеными доказано, что в последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. В наше время наметился снижающийся уровень бытовой культуры: широкое распространение получили низкопробная ли...