Программа дополнительного образования «Волшебный мир театра»
рабочая программа на тему
Добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми-логопатами можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать театрализованную деятельность при организации фронтальных занятий. Организация занятий в форме театральной игры более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_volshebnyy_mir_teatra.doc | 292 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 города Тюмени
ПРИНЯТА
Протокол заседания педагогического
совета от 18 декабря 2015 г № 2
УТВЕРЖДАЮ
заведующий МАДОУ д/с №61 г. Тюмени
_______________ С.В. Захарова
18 декабря 2015 г.
ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Волшебный мир театра»
Тюмень, 2014
Оглавление
1. Пояснительная записка
2. Учебный план
3. Учебно – тематический план
4. Ожидаемые результаты
5. Содержание программы
6. Мониторинг сформированности умений и навыков детей
7. Методические рекомендации
8. Работа с родителями
9. Материально-техническое обеспечение программы
10. Приложения
11. Список литературы
Пояснительная записка
Добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми-логопатами можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать театрализованную деятельность при организации фронтальных занятий. Организация занятий в форме театральной игры более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Помимо задач, направленных на развитие речи, в занятиях предусматриваются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза, т.е. осуществляется подготовка к обучению грамоте. Все это, благодаря специфике детского возраста, легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры. По мере того как развертываются действия по сюжету, дети, играя, постигают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква», закрепляют правильное употребление звуков в произношении пословиц и поговорок, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.
Организационно-сюжетная основа фронтальных занятий может быть беспредельно разнообразной. Все зависит от желания и возможностей педагога, его готовности к экспромтам. Вот некоторые варианты организации занятий с использованием:
• сказочных сюжетов;
• элементов фольклора;
• воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;
• литературных персонажей;
• известных и придуманных игр;
• элементов сюжетно-дидактической игры;
• сюжетных и пейзажных картин;
• специально изготовленных пособий — рисунков, коллажей, мозаик, панно;
• настольно-печатных игр;
• сюжетов и героев мультфильмов.
При этом не обязательно использовать только общеизвестные сюжеты и темы. Сюжет можно придумать самим полностью либо использовать основу сюжета и развивать его по ходу занятия, если позволяют возможности совместного экспромта и творчества логопеда и детей.
Занятия лучше строить на придуманных сюжетах. Например, в одних действуют персонажи знакомых сказок «Золушка» (звук л), «Приключения Колобка» (звуки л, л'), «Наш гость Чипполино» (звук ч), «Три поросенка» (звуки н, н'); в других — герои мультфильмов «Клад кота Леопольда» (звуки л, л'); в третьих — вымышленные герои сюжетов «Полет на звездолете» (звуки з, з'), «Путешествие в Голубую страну» (звук л), «Наш гость — инопланетянин» (звуки л, л'). В некоторых занятиях дети сами становятся действующими лицами сюжетов: «Путешествие звуков с, ш», «Как звук р к нам попал», «Похищение буквы в» (звуки в, в'). Иногда дети являются участниками миниспектаклей: «В горнице» (звук ц), «Почтальон Печкин принес посылку» (звук ч). В занятиях, построенных в игровой форме путешествий, поездок и экскурсий, — «Путешествие по Северу» (звуки л, л', р, р'), «Путешествие в Санкт-Петербург» (звуки р, р'), дети сами являются исполнителями, самостоятельно выбирают транспорт, маршрут, фантазируют «на привалах» и т.д. Эти занятия расширяют кругозор детей.
Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, способствуют:
• развитию всех компонентов речи;
• формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза;
• развитию познавательных процесов;
• развитию творческих способностей детей;
• воспитанию нравственно-эстетических чувств.
Сюжетно-тематические занятия обращены к душе ребенка, его чувствам. Они пробуждают в детях доброту, учат понимать, «что такое хорошо и что такое плохо», вызывают желание совершать хорошие поступки, воспитывают чувство прекрасного.
Занятия театрализованной деятельностью помогают и в решении такой важной проблемы, как адаптация ребёнка к школе. По данным педагогов и психологов, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67—69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность ставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность.
Данная программа предполагает поддерживать тесный контакт с родителями детей, привлекая их к изготовлению костюмов, разучиванию ролей, проведению экскурсий по ознакомлению с театрами города.
Цель – формирование правильного звукопроизношения, выразительности речи и коммуникативных навыков дошкольников в процессе овладения театральным мастерством
Задачи:
1. Создать условия способствующие раскрепощению, проявлению своего «Я», воображения, творческой фантазии и словотворчества; преодолению двигательной неловкости детей.
2. Развивать подвижность артикуляционного аппарата, работу лицевых мышц.
3. Развивать слухоречевую память и фонематическое восприятие, мимику, мелодико-интонационные и просодические компоненты речи (ритм, ударения, интонация).
4. Вырабатывать чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью.
5. Совершенствовать навык правильного произношения звуков в связных текстах, пополнять словарный запас детей
6. Развивать эстетические способности детей, сферы чувств, соучастия, сопереживания;
7. Формировать у детей навыки общения и коллективного творчества, умение согласовывать свои действия с другими детьми.
Занятия проводятся с сентября по май два раза в неделю во второй половине дня как дополнительные к основной образовательной программе. Продолжительность занятий с детьми 5-6 лет 25-30 минут в соответствии с возрастом.
Учебный план
№ п/п | Название раздела | Количество часов | |
2 год | 3 год | ||
1 | Театральная игра | 8 | 8 |
2 | Ритмопластика | 5 | 5 |
3 | Культура и техника речи | 5 | 6 |
4 | Основы театральной культуры | 5 | 4 |
5 | Работа над спектаклем | 41 | 41 |
6 | Диагностика | 4 | 4 |
Всего: | 68 | 68 |
Учебно – тематический план
(старшая группа 5 – 6 лет)
№ п/п | Тема | Программное содержание | Содержание индивидуальной работы | Колич. занятий |
Сентябрь | ||||
1 | Диагностика | 2 | ||
2 | Давайте познакомимся | Дать детям представление о театре, о занятиях, рассказать о правилах поведения. Формировать устойчивый интерес к театральному искусству. | Формирование монологической речи (рассказы детей от имени героя) | 2 |
3 | Великое театральное царство. | Формировать представление о театре, как о виде искусства. Рассказывать об особенностях театрального искусства. Знакомить детей с видами театрального искусства. | Учить составлять предложения с заданными словами. | 1 |
4 | Играем в спектакль | Знакомить детей с театральной терминологией. Воспитывать представление в театральных профессиях. | 1 | |
5 | Посещение театра кукол | 1 | ||
6 | По следам сказки | Вспомнить и проинсценировать с детьми сказку «Репка». | Учить строить простейший диалог | 1 |
Октябрь | ||||
7 | По следам сказки | Вспомнить и проинсценировать с детьми сказку «Колобок». | Учить строить простейший диалог | 1 |
8 | Вместе весело играть. | Приобретать навыки и развивать умения действовать в коллективе. Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность. | Упр. на развитие внимания «» | 3 |
9 | Веселая гимнастика. | Учить развивать правильную интонационную выразительность, дыхание. | Учить делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы. | 2 |
10 | Весёлые сочинялки | Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. | Развивать связную речь (диалогическую) | 2 |
Ноябрь | ||||
11 | Знакомство со сказкой | Чтение нового литературного произведения | Развивать дикцию, добиваться разнообразия интонации | 1 |
12 | Распределение ролей | Учить детей дружно и согласованно договариваться, соизмерять свои возможности | Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом | 1 |
13 | Этюды | Учить сочинять этюды по сказкам | Развивать навыки действий с воображаемыми предметами; | 3 |
14 | Забавные чистоговорки. | Формировать навыки правильного звукообразования. Игры со словами | Развивать интонационную выразительность речи. | 1 |
15 | Язык жестов. Мимика. | Развивать умение пользоваться разнообразными жестами. | Развивать умение пользоваться разнообразными жестами. | 1 |
16 | Психогимнастика. | Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью. Воспитывать чувство уверенности в себе. | Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой. | 1 |
Декабрь | ||||
17 | В гостях у сказки | Разыгрывание отдельных диалогов с использованием шапочек-масок и пальчикового театра, перчаточных кукол. | Развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, таинственно) | 2 |
18 | Пластическая импровизация. | Развивать пластическую выразительность ( ритмичность, быстроту реакции координацию движений) воображение. | Учить запоминать заданные позы | 2 |
19 | Репетиции | Работа над целостной постановкой спектакля | Закреплять знание детьми текста персонажей. Учить выразительно, с эмоциями передавать диалогическую часть текста. Добиваться самостоятельности, инициативы в выборе средств для передачи образа, естественности, непринужденности и артистизма в театрализованном действии | 3 |
20 | Премьера спектакля | 1 | ||
Январь | ||||
21 | Театральные игры | Развитие внимания, наблюдательности, памяти, быстроты реакции. Игры «Поварята», «Весёлые обезьянки» | Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которыми являются дети | 1 |
22 | Действия с воображаемыми предметами | Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене согласовано Игры «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем», «Раз, два, три - догони», «День рождения» | Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными или нафантазированными сюжетами, предлагаемыми обстоятельствами, эмоциями. | 2 |
23 | Разыгрывание этюдов | Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов Этюды «Покупка театрального билета», «Утешение» | Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которыми являются дети | 1 |
Февраль | ||||
24 | Культура и техника речи | Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей Творческие игры со словами «Сочини сказку», «Ручной мяч», «Испорченный телефон» | Развивать умение пользоваться разнообразными жестами | 2 |
25 | Театральная игра «Кругосветное путешествие» | Дать детям возможность проявит себя в предлагаемых обстоятельствах; развивать чувства правды, веры в вымысел и смелость, сообразительность, воображение и фантазию | Учить декламировать стихотворный текст тест от лица разных сказочных героев. | 2 |
26 | Ритмопластика | Развивать умение детей равномерно размещаться по площадке; двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах Игры «Конкурс лентяев», «Гипнотизёр» | Учить двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах | 2 |
27 | Культура и техника речи | Продолжать совершенствовать речевой аппарат; учить детей пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито. Игры «Спать хочется», «Шутка» | Учить детей пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито. | 2 |
Март | ||||
28 | Чтение новой пьесы | Прочитать и обсудить пьесу | Формирование монологической речи | 1 |
29 | Обсуждение пьесы | Учить детей высказывать своё мнение о прочитанной пьесе (книге), увиденном спектакле | Формирование монологической речи | 1 |
30 | Работа над эпизодами Распределение ролей | Учить детей дружно и согласованно договариваться, соизмерять свои возможности | Учить строить простейший диалог | 2 |
31 | Репетиция эпизодов | Работать над техникой речи детей. Развивать воображение, память, фантазию, внимание детей. | Учить правильно расставлять логические ударения в фразах | 2 |
32 | Театральная игра «Любитель - рыболов» | Учить детей свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами. | Учить детей координировать свои действия с товарищами. | 2 |
Апрель | ||||
33 | Культура и техника речи | Продолжать совершенствовать речевой аппарат, произносить фразы с разными интонациями. | Проигрывать фрагменты сказки, | 1 |
34 | Ритмопластика | Развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую выразительность. | Развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую выразительность | 1 |
35 | Репетиция эпизодов пьесы | Применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности. Разучивать текст пьесы, добиваться общения героев. | Инсценировать отдельные эпизоды. | 6 |
Май | ||||
36 | Театральная игра «Метелица» | Учить детей ориентироваться в окружающей обстановке, развивать внимание и наблюдательность, действовать с воображаемыми предметами | Учить детей действовать с воображаемыми предметами | 1 |
37 | Репетиция пьесы | Добиваться от участников спектакля органичного существования на сцене. Обращать внимание детей на знание и произношение поэтического текста | Формировать умение отражать свои впечатления в словесной форме. | 2 |
38 | Сводная репетиция | Совершенствовать интонацию, отработать коллективный танец | Развивать чёткое, правильное произношение гласных и согласных звуков | 1 |
39 | Репетиция финала | Закреплять мизансцены, хоровую декламацию четверостиший | Учит детей бесшумно брать и добирать дыхание, пользоваться интонацией. | 1 |
40 | Премьера | 1 | ||
41 | Диагностика | Выявление уровня сформированности умений и навыков детей в рамках программных требований | 2 | |
Итого: |
(подготовительная группа 6 –7 лет)
№ п/п | Тема | Программное содержание | Содержание индивидуальной работы | Колич. занятий |
Сентябрь | ||||
1 | Диагностика | 1 | ||
2 | Что такое театр | Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров (драматический, кукольный, музыкальный) | Формирование монологической речи (рассказы детей о посещении театров) | 2 |
3 | Театральные профессии | Познакомить детей с профессиями: актёр, режиссёр, художник , композитор; термином - декорации. | Упр. на развитие памяти «Запомни и опиши внешний вид любого ребенка» | 1 |
4 | Весёлые сочинялки | Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. | Развивать связную речь (диалогическую) | 2 |
5 | Посещение театра | Воспитание зрительской культуры Активизация словаря: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, актёр, сценарист | 1 | |
6 | Игровой стречинг | Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, дикцию. Игры «Мыльные пузыри», «Удивлённый бегемот» | Развитие артикуляционного аппарата | 1 |
Октябрь | ||||
7 | Техника речи | Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивлённо. Игры: «Сочини предложение», «Фраза по кругу» | Учить правильно расставлять логические ударения | 2 |
8 | Техника речи | Учить строить диалоги. Игра «Давай поговорим» | Учить строить диалоги. | 2 |
9 | Знакомство с пьесой | Учить детей высказывать своё мнение. Дополнить сказку эпизодами. | Развивать воображение через словотворчество | 2 |
10 | Распределение ролей | Учить детей дружно и согласованно договариваться, соизмерять свои возможности | Учить запоминать заданные позы, | 2 |
Ноябрь | ||||
11 | Работа над спектаклем Ритмопластика | Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность | Показ и отработка движений героев произведения | 4 |
12 | Работа над спектаклем Отработка диалогов | Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей. | Отработка диалогов героев произведения | 4 |
Декабрь | ||||
13 | Работа над спектаклем Техника речи | Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Учить следить за выразительностью образа. | Развитие интонационной выразительности речи | 4 |
15 | Сводная репетиция | Учить ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке. | Развивать умение пользоваться жестами, мимикой. | 2 |
16 | Премьера спектакля | 1 | ||
17 | Обсуждение спектакля | Учить анализировать, делать выводы | Способствовать повышению самооценки детей | 1 |
Январь | ||||
18. | Ритмопластика | Развивать умение пользоваться жестами. | Развивать умение пользоваться жестами. | 2 |
19 | Психогимнастика | Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой. Самоконтроль, самооценка. Игры «Жадный пёс», «Разные лица» | Воспитывать чувство уверенности в себе | 2 |
Февраль | ||||
20 | Посещение театра | Воспитание зрительской культуры Активизация словаря: драматург, пьеса, режиссёр, постановка, костюмер, пантомима. | 1 | |
21 | Игровой стречинг | Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами. Игры «Передай позу», Что мы делали не скажем | Развивать находчивость, фантазию, воображение | 2 |
22 | Ритмопластика | Показ образов животных с помощью выразительных пластических движений | Развивать выразительность движений | 2 |
23 | Разыгрывание этюдов | Этюды для передачи различных чувств. | Учить выразительно читать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями. | 2 |
24 | Творческая деятельность | Упражнять детей в самостоятельном подборе движений для передачи игрового образа, пользуясь мимикой, жестом | Учить произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями | 1 |
Март | ||||
25 | Знакомство с пьесой | Учить детей высказывать своё мнение. Дополнить сказку эпизодами. | Развивать воображение через словотворчество | 2 |
26 | Распределение ролей | Учить детей дружно и согласованно договариваться, соизмерять свои возможности | Учить запоминать заданные позы, | 2 |
27 | Работа над спектаклем Ритмопластика | Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность | Показ и отработка движений героев произведения | 4 |
Апрель | ||||
28 | Работа над спектаклем Отработка диалогов | Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей. | Отработка диалогов героев произведения | 4 |
29 | Работа над спектаклем Техника речи | Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Учить следить за выразительностью образа. | Развитие интонационной выразительности речи | 4 |
Май | ||||
30 | Сводная репетиция | Учить ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке. | Развивать умение пользоваться жестами, мимикой. | 2 |
31 | Премьера спектакля | 1 | ||
32 | Обсуждение спектакля | Учить анализировать, делать выводы | Способствовать повышению самооценки детей | 1 |
33 | Творческая мастерская | Развивать умение самостоятельно изготавливать атрибуты к празднику | Учить договариваться, действовать согласованно | 1 |
34 | «Это вы можете» | Развлекательная программа (творческие задания на танцевальное и музыкально-игровое творчество импровизированного характера) | Способствовать повышению самооценки детей | 1 |
35 | Мониторинг | Выявление уровня сформированности навыков в рамках программных требований | 2 | |
Итого: |
Ожидаемые результаты
К концу учебного года дети 5-6 лет должны уметь:
- запоминать заданные позы,
- запоминать и описывать внешний вид любого ребенка,
- делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы.
- произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
- выразительно читать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
- составлять предложения с заданными словами.
- строить простейший диалог,
- действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.
Знать 5—8 артикуляционных упражнений.
К концу учебного года дети 6- 7 лет должны уметь:
- произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
- ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
- коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.
- создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
- запоминать заданные режиссером мизансцены.
- находить оправдание заданной позе.
- сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
- менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
- произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах.
- произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
- прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
- строить диалог с партнером на заданную тему.
- составлять предложение из 3—4 заданных слов.
- подобрать рифму к заданному слову.
- сочинить рассказ от имени героя.
- составлять диалог между сказочными героями.
Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
Знать и четко произносить в разных темпах 8—10 скороговорок.
Знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов.
Содержание программы
Программа состоит из пяти разделов, работа над которыми продолжается в течение двух лет, т.е. с детьми старшей (5—6 лет) и подготовительной (6—7 лет) групп ДОУ.
1-й раздел — «Театральная игра» — направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.
2-й раздел — «Ритмопластика» — включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
3-й раздел — «Культура и техника речи» — объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида:
- Дыхательные и артикуляционные упражнения.
- Дикционные и интонационные упражнения.
- Творческие игры со словом.
4-й раздел — «Основы театральной культуры» — призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:
- Особенности театрального искусства.
- Виды театрального искусства.
- Рождение спектакля.
- Театр снаружи и изнутри.
- Культура зрителя.
5-й раздел — «Работа над спектаклем» — является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:
- Знакомство с пьесой.
- От этюдов к спектаклю.
Методические рекомендации
Театральные занятия проводятся со всеми детьми старшей и подготовительной групп без какого-либо отбора. Оптимальное количество детей на театральных занятиях — 12—16 человек. Если в группах их больше, то целесообразно делить каждую возрастную группу на две подгруппы, но не менее 10 человек в каждой.
Занятия желательно проводить в просторном, регулярно проветриваемом зале. Для выполнения творческих заданий удобно пользоваться мягкими объемными модулями различной конфигурации. Необходимо также наличие музыкального инструмента (фортепиано) и аудиотехники.
Форма одежды облегченная, предпочтительно спортивная; обязательна мягкая балетная обувь или чешки.
Занятия проводятся 2 раза в неделю в утреннее или вечернее время продолжительностью от 20 до 30 мин в зависимости от возраста детей. Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 30 мин.
Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Помогает создать условия, способствующие раскрепощению, проявлению своего «Я», воображения, творческой фантазии и словотворчества; преодолению двигательной неловкости детей. Если игра для ребенка — это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театральная игра — это шаг к искусству, начало художественной деятельности.
Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Занятия проводятся в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении.
Основным принципом развивающей деятельности педагога является расширение возможностей ребенка, работа в «зоне его ближайшего развития» (Л.С. Выготский), а не тактика доступности.
В основу реализации театрально-игровой методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостнее атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, том ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.
Занятия могут быть построены по самым разным сценариям и зависимости от таких факторов, как время занятий, погодные условия, психическое состояние и настроение детей. Они могут начинаться или с музыкальных и немузыкальных пластических игр и упражнений, или с занимательных игр, в результате которых дети делятся на необходимое педагогу для дальнейшей работы количество групп (команд). С этой же целью можно использовать веселые считалки, когда дети без помощи педагога выбирают водящего или участников очередного задания или этюда.
Деление программы на пять разделов, ориентируясь на психологические особенности возраста, весьма условно, поскольку не всегда возможно определить границы перехода от одного к другому.
Существуют общие для всех разделов задачи, например: развитие воображения, произвольного внимания, памяти, активизация ассоциативного и образного мышления.
Если на первом году занятий первоочередными задачами являлись умение владеть своим телом, координировать движения, ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с партнерами, то в дальнейшем большее внимание уделяется формированию культуры и техники речи, активизации познавательных процессов. Дети учатся моделировать свое поведение, вспоминать и восстанавливать полученные ранее впечатления, ощущения и чувства.
На втором году перед дошкольниками ставятся более сложные задачи и проблемы, увеличивается количество упражнений и творческих заданий, повышаются требования к качеству их исполнения.
Мониторинг сформированности умений и навыков детей.
№ п\п | Ф.И.ребенка | Основные принципы драматизации | Основные навыки театрального мастерства. | ||||||||||
Устойчивый интерес (любовь) к театральному искусству. | Умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле | Владение выразительностью речи | Способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое. | Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц. | Умение вживаться в создаваемый образ, постоянно совершенствуя его. Находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения. | ||||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 |
Высокий уровень –
Средний уровень -
Низкий уровень
Характеристика уровней.
Высокий уровень - творческая активность ребенка, его самостоятельность , инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительной его выполнения без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность ( во у всех видах музыкальной деятельности).
Средний уровень - эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в деятельность. Но ребенок затрудняется в выполнения задания. Требуется помощь взрослого, дополнительное объяснение, показ, повтор.
Низкий уровень - малоэмоционален, не активен, равнодушен; спокойно, без интереса относиться к театральной деятельности. Не способен к самостоятельности.
Работа с родителями
Планируемые мероприятия | 9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Презентация программы на родительском собрании | + | + | ||||||||
Изучение репертуаров ведущих театров города | + | + | ||||||||
Совместное посещение театра | + | + | ||||||||
Индивидуальные консультации | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Открытые мероприятия (показ спектаклей) | + | + | ||||||||
Изготовление костюмов сказочных героев. Конкурс на лучший костюм | + | |||||||||
Оформление фотоальбома «В театр всей семьёй» | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Собеседование с родителями по результатам мониторинга сформированности умений и навыков в рамках программных требований | + | + | ||||||||
Материально – техническое обеспечение
№ п/п | Материалы и оборудование | Количество |
1 | Магнитофон | 1 шт. |
Аудиоматериалы: | ||
2 | CD «Малыш у реки» | 1 шт. |
3 | CD «Малыш в лесу» | 1 шт. |
4 | CD «Малыш в деревне» | 1 шт. |
Видеоматериалы: | ||
5 | DVD «Сказки Пушкина» | 1 шт |
6 | DVD «Сказки Чуковского» | 1 шт. |
7 | DVD «Русские народные сказки» | 1 шт. |
8 | Пальчиковый театр | 2 шт. |
9 | Перчаточный театр | 2 шт. |
10 | Настольный театр | 4 шт. |
11 | Куклы Би-ба-бо | |
12 | Театр матрёшки | 1 шт. |
13 | Ширма настольная | 1 шт. |
14 | Теневой театр | 1 шт. |
15 | Костюмы для взрослых | По количеству персонажей |
16 | Костюмы для детей | По количеству персонажей |
17 | Музыкальные инструменты | |
Приложения
План работы над сказкой
I
1. Чтение сказки.
2. Показ музыкальных номеров.
3. Беседа по содержанию.
II.
1. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки.
2. Чтение сказки по ролям.
III.
1. Работа с ведущим ребенком.
2. Знакомство со вступлением.
IV.
1. Работа с артистами:
а) выразительное чтение;
б) игровые движения;
в) мимика.
2. Знакомство с рисунком танцев.
V.
1. Индивидуальная работа по ролям с фонограммой.
2. Разучивание танцев.
3. Закрепление.
VI.
1. Работа над танцами.
2. Работа с фонограммой.
VII.
1. Объединенная репетиция для всех участников спектакля. 2. Закрепление.
VIII.
Генеральная репетиция.
IX.
Премьера.
Общие правила кукловождения
1. Куклу следует держать на определенном уровне по отношению к ширме. Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться на уровень своей высоты.
2. Когда кукла выполняет движения, ее руки должны быть прижаты к туловищу.
3. Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти руки. Следует помнить, что талия куклы приходится как раз на запястье руки.
4. Отводя куклу на второй план, надо поднимать ее выше.
5. Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить ее, согнув в запястье, а потом уже опереть запястье на то место, куда сажается кукла. Когда сидевшая ранее кукла встает, она тоже должна сначала наклониться вперед, а потом выпрямиться и одновременно приподняться до выпрямленного положения.
Если у куклы нет ног, нужно, сажая ее на край ширмы, на место воображаемых колен поставить снизу свободную руку, прикрыв ее одеждой куклы.
6. Движения куклы и слова должны быть обращены к определенному объекту внимания.
7. Говорящая кукла должна подчеркивать наиболее важные слова движениями головы или рук.
8. Когда одна кукла говорит, остальные должны быть неподвижны: иначе непонятно, кому принадлежат слова.
9. Характер актера передается кукле.
Развитие моторики рук, необходимой для свободного кукловождения
1. «Флажок»: большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.
2. «Птички»: большой палец поочередно соединять с остальными.
3. «Гнездо»: соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать.
4. «Цветок»: то же, но пальцы разъединить.
5. «Пчела»: вращать указательным пальцем правой руки, а затем — левой и одновременно обеими.
6. «Лиса и заяц»: левая рука — «лиса» медленно крадется, правая — «заяц» убегает.
7. «Паук»: согнутые пальцы медленно передвигать по столу.
8. «Улитка»: положить правую руку, сжатую в кулак, на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их.
9. «Ловкие пальцы»: хорошенько разгладить скомканный лист бумаги двумя руками, потом — одной.
10. «Ножницы»: указательным и средним пальцами руки имитировать стрижку ножницами, остальные пальцы сжать в кулак.
Артикуляционная гимнастика
1. Покусайте кончик языка — «мама шинкует капусту».
2. Сделайте языком кольцо, заведя его под верхние зубы.
3. Язык, как жало змеи.
4. Язык, как тоненькая иголочка — «ставим укольчики» поочередно в каждую щеку.
5. Почистите верхние и нижние зубки языком.
6. Закройте глаза, представьте ночь — «сели на лошадку и поехали». Цокайте.
7. Достаньте кончиком языка нос.
Воспитатель гладит детей, у которых получилось упражнение.
8. Надуйте губы. Улыбнитесь, не открывая зубы.
9. Погладьте зубками губы.
10. Натяните губы на зубы, широко открыв рот.
11. Нарисуйте надутыми губами солнце.
12. Представьте, что заводите мотоцикл — поехали. На пути — гора. Взбирайтесь (усиливается звук). Теперь спускайтесь. Остановитесь.
13. Язык поднимите кверху:
Ша-ша-ша,
Наша шуба хороша.
14. — Здравствуйте, котята!
— Мяу, мяу.
— Здравствуйте, телята!
— My, му, му.
— Здравствуйте, мышата!
— Пи, пи, пи.
— Здравствуйте, лягушки!
— Ква, ква, ква.
15. Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
А сейчас я — дудочка,
Дудочка-погудочка.
Мне понравилось играть,
Повторю-ка все опять.
16. «Возьмитесь» за меня глазами.
Скороговорки на развитие дикции
1. Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
2. Книга книгой, а мозгами двигай.
3. Волки рыщут — пищу ищут.
4. Везет Сенька Саньку
С Сонькой на санках.
Вопрос: кто где находится?
Санки — скок!
— Сеньку с ног!
Почему? (Он шел впереди.)
Саньку — в бок,
Соньку — в лоб,
Все — в сугроб.
5. Курочка по зернышкам
Кудах-тах-тах,
Уточка — кря-кря-кря,
Индюшонок — фалды-балды,
Кисонька — мяу-мяу,
Собачка — гав-гав,
Поросенок — хрюки-хрюки,
Коровенка — муки-муки,
Лошаденка — ноки-ноки.
6. Лыжи, ужонок, кружок, утюжок,
Рожица, жук, моржонок, флажок.
7. Виноград, трава, топор,
Шар, крапива, помидор,
Сковородка, ранец, груша,
Крыша, радуга, Каркуша.
8. Маша шла, шла, шла
И игрушки нашла:
Кошку , матрешку, шишку, мартышку,
Мышку, машинку, катушку, лягушек, -
Кто потерял столько игрушек.
9. Утром, присев на зеленом пригорке,
Учат сороки скороговорки:
Картошка, картонка, карета, картуз,
Карниз, карандаш, карамель, карапуз.
10. Жук, над лужею жужжа, Ждал до ужина ужа.
11. В перелеске перепел Перепелку перепел.
Развитие интонационной выразительности
1. Исполнить песенку Козы из сказки «Волк и семеро козлят»: сначала голосом Козы, потом — Волка.
Козлятушки, ребятушки,
Отомкнитеся, отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла...
2. Прочитать следующие стихи: удивительно, насмешливо, недоумевая:
Кумушка, послушай!
Вправду, кроме шуток,
Открывают школу
Для утят-малюток.
Л. Фурмина
3. Произнести фразы: «Оторвали мишке лапу», «Побежал еж по комнате» и «Это моя бабушка» — так, чтобы каждый раз, благодаря изменению ударного слова, менялась по смыслу и вся фраза.
4. Предложить ребенку попросить у друга игрушку: вежливо, нетерпеливо, с обидой, умоляя и т.д.
5. Предложить ребенку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» Л.Н. Толстого так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает и как они относятся к тому, о чем спрашивают.
6. Предложить двум детям исполнить сценку, где они от лица любого из персонажей (зайца, лисы, медведя и т.д.) задают друг другу вопросы и отвечают на них с соответствующим отношением друг к другу.
1 -й ребенок
— Ты кто?
— Нет, не заяц ты.
— Нет, не заяц.
— Нет, не заяц.
— Нет, не заяц.
— Ты? Ты мышонок.
— Да, ты мышонок.
— Я лягушонок?
— Не лягушонок я.
— Ну, ладно, и ты заяц, и я заяц. Не будем ссориться. Я ведь пошутил.
2-й ребенок
— Я заяц.
— Нет, заяц!
— Нет, заяц!
— Нет, заяц.
— А кто же тогда я?
— Я мышонок?
— Ладно, пусть я буду мышонок. Зато ты — лягушонок.
— Да, ты лягушонок.
— Нет, лягушонок.
Упражнения для развития памяти
1. Дети сидят в кругу, слушают любое классическое произведение. Воспитатель выносит «волшебную палочку». Дети передают ее по кругу друг другу, произнося какое-нибудь слово или фразу о прослушанной музыке. При этом они не должны повторяться.
Выигрывает ребенок, после которого никто больше ничего не может сказать.
2. Разыгрывается любая сценка или проводится инсценировка песни. Зрители делятся на благодарных зрителей и критиков. Высказывают свое мнение.
Затем разыгрывается сценка, после которой зрители меняются ролями: благодарные зрители становятся критиками.
3. Игра с пением (проводится без музыкального сопровождения). Дети стоят в кругу, музыкальный руководитель — в центре с мячом. Он задает вопрос, напевая, затем кидает мяч любому ребенку, который должен ответить, поймав мяч и вернув его назад. При этом следует сохранять единый темп от начала до конца игры.
Примерные вопросы (ответы).
Кто сочиняет музыку? (Композитор.)
Кто главный в оркестре? (Дирижер.)
Кто играет на скрипке? (Скрипач.)
Кто исполняет музыку? (Музыкант.)
Как называют спектакль, где все время поют? (Опера.)
4. Дети предварительно разбиваются на три группы, рассчитавшись на «до, ре, ми». Каждая группа получает конверт с изображением недорисованного лица. На отдельном столе лежат изображения отсутствующих деталей (рот, брови, глаза, губы).
Прослушав музыку, дети должны на столе собрать лицо, выражение которого отражает характер, а затем изобразить его.
5. Один ребенок разглядывает второго, пока воспитатель считает до десяти, потом отворачивается и дает его словесный портрет. При повторе счет можно уменьшить до семи.
6. Идут двое детей. Один — впереди, другой — позади, в точности повторяя движения первого, как тень. Потом дети меняются ролями.
7. Один ребенок принимает любую позу, все остальные должны ее повторить.
8. Дети сидят полукругом. Первый ребенок говорит любое слово, второй его повторяет и произносит свое слово, третий повторяет два первых слова, добавляя свое и т.д. Кто забыл, выбывает из игры.
Если все дети правильно запомнили слова, то проигравший — взрослый.
При этом необходимо быть внимательным, не произносить лишних звуков, смотреть друг на друга.
9. «Фотограф»: двое детей запоминают порядок лежащих на столе предметов. Взрослый считает от одного до десяти, накрывает предметы платком, перемешивает их. Дети должны разложить предметы в том же порядке.
10. Дети должны нарисовать два одинаковых изображения. Второй рисунок создается по памяти.
11. Трое детей замирают в неопределенных позах. Все остальные должны запомнить позы и скопировать любую из трех.
Упражнения на воображение
1. Ребята, представьте, что вы — художники. Руки — это кисти. Обмакнули их в голубую краску и рисуем небо, вслушиваясь в музыку.
А теперь — в желтую краску, рисуем солнце — круги. Нарисуем полянку. Она у нас какого цвета? (Зеленого.) Рисуем.
Носом вдыхаем запах: чем пахнет? (Цветами.) А какими? (Ромашками.) Рисуем.
Послушайте: ветер шумит веточками дерева — какого? (Березы.) Рисуем.
Итак, мы в лесу, на полянке. Представьте, что вы — цветочки. Раннее утро, солнышко выглянуло. Цветок еще спит, но вот поднимается, пошевелил листочками — это пальцы. Прислушаемся. Слышите? Ручей бежит.
2. А сейчас правильно подышим: правую руку положите на живот, а левую — на пояс. Живот — это воздушный шарик. Медленный вдох — выдох — «ниточка у шарика плавно распускается».
Вдох — правая рука вперед, в кулачок. Открыли кулачок, а там — маленькое перышко. Выдох — дунули на него, оно улетело.
Испугались внезапного треска сучьев — быстрый вдох. А оказывается, ничего страшного. Медленный выдох — свобода.
Вдох, и едем на лифте: первый этаж, второй, третий, четвертый, пятый, шестой — все, приехали. Все вы доехали? Кто на каком этаже сделал остановку? Теперь едем вниз.
3. Идем во фруктовый сад (ходят по залу, звучит музыка с четким ритмом). Вдыхаем аромат яблок. Пытаемся достать яблоки на дереве (поднимают сначала левую руку вверх, потом — правую). Еще раз пытаемся достать яблоки (подпрыгивают на месте, руки по очереди вверх).
Как же достать яблоки? (Делают полуприседания, руки в стороны — вниз.)
Нужно подставить лестницу и залезть на нее (имитируют подъем на лестницу).
Срываем яблоки и кладем их в ведро (имитируют сбор яблок).
Отдыхаем (спускаются и садятся, закрыв глаза, на ковер).
4. Дети слушают музыку. Затем выбирают сообща костюмы — игрушку или иллюстрацию, характерные для прослушанного произведения. Если оно им неизвестно, то сами придумывают ему название. Затем надевают костюмы и импровизируют несложный танец.
Театральные этюды
Задачи: развивать воображение детей, обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.
1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама — простили, улыбнулись.
2. Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).
3. Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.
4. Я работник сладкий, Целый день на грядке: Ем клубнику, ем малину, Чтоб на всю наесться зиму... Впереди арбузы — вот!..
Где мне взять второй живот?
5. На носочках я иду — Маму я не разбужу.
6. Ах, какой искристый лед, А по льду пингвин идет.
7. Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки.
8. У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает детей, которые берут их и благодарят его. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.
9. Жадный пес Дров принес, Воды наносил, Тесто замесил, Пирогов напек, Спрятал в уголок И съел сам.
Гам, гам, гам!
10. Мама сердито отчитывает своего сына, промочившего ноги в луже.
11 Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор.
12 Снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает слабость и недомогание.
13- Корова, тщательно пережевывающая первую весеннюю травку, спокойно, с наслаждением.
14. Был у зайца дом как дом. Под развесистым кустом, И доволен был косой:
— Крыша есть над головой! — А настала осень,
Куст листочки сбросил, Дождь как из ведра полил, Заяц шубу промочил. Мерзнет заяц под кустом:
— Никудышный этот дом!
15. Шерсть чесать — рука болит, Письмо писать — рука болит, Воду носить — рука болит, Кашу варить — рука болит,
А каша готова — рука здорова.
16. У забора сиротливо Пригорюнилась крапива. Может, кем обижена? Подошел поближе я,
А она-то, злюка, Обожгла мне руку.
17. Шар надутый две подружки Отнимали друг у дружки.
Весь перецарапали! Лопнул шар, А две подружки посмотрели
— Нет игрушки, сели и заплакали...
18. Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
— Как же быть без хруста,
Если я — капуста.
19. Полюбуемся немножко,
Как ступает мягко кошка.
Еле слышно: топ-топ-топ.
Хвостик книзу: оп-оп-оп.
Но, подняв свой хвост пушистый,
Кошка может быть и быстрой.
Ввысь бросается отважно,
А потом вновь ходит важно.
Список литературы
- Андреева М. Дождик песенку поет. - М., 1981. Андреева М., Шушкина 3. Первые шаги в музыке. - М., 1993. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1991. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений: Сборник нормативно-правовых документов / Ред.-сост. Р.Б.Стеркина. - М., 1997.
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в деском саду: игры, упражнения, сценарии.2-е изд. Перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Волкова Л. Играйте вместе с нами. - М., 1982. Генов Г.В. Театр для малышей. - М., 1968. Дубянская Е. Нашим детям. - М., 1975. Дубянская Е. Подарок нашим малышам. - М., 1975. Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. - М., 1996.
- Караманенко Т.Н. Кукольный театр в детском саду. - М., 1960.
- Караманенко Т.Н., Караманенко ЮЛ. Кукольный театр - дошкольникам. -М., 1982.
- Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. - М., 1976. - Ч. I—II. Коренева Т. В мире музыкальной драматургии: Методическое пособие по ритмике. - М., 1996. - Ч. I.
- Кукловская Н. Музыкально-ритмические движения в детском саду. - Киев, 1968.
- Маханева М.Д. Театрализованный занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003 .
- Нам весело: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. -М., 1973.
- Петрова Т.И., Петрова Е.С., Сергеева Е.Л. Театрализованные игры в детском саду: разработка занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М: Школьная пресса. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12.
- Современные проблемы театрально-творческого развития школьников. - М., 1989.
- Щеткин А.В. театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет \ под редакцией О.Ф.Горбуновой. – М.: Мозаика- Синтез. 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Волшебные краски"
Програма дополнительного образования по ИЗО деятельности для воспитателей ДОУ, педагогов допонительного образования, расчитана на детей дошкольного возраста. Построена на основе использования нетради...
Программа дополнительного образования «Волшебные ладошки», для детей 5–6 лет
Пояснительная записка.Количество кружковых занятий в год: 28Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий 25 минут.Срок обучения: 1 год.Направленность: художественно-эстетическая....
программа дополнительного образования художественной направленности "Театр"
модифицированная программа художественной направленности предназначена для дополнительной образовательной деятельности в ДОУ, для развития творческих способностей детей...
Программа дополнительного образования «Волшебный мир бумаги» в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» воспитанников средней группы (4-5 лет) Срок реализации программы: 1 год.
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей. Учебная пр...
Мониторинг освоения программы дополнительного образования «Волшебный мир театра» на начало и конец 2019-2020 учебного года
Мониторинг кружка...
Программа дополнительного образования "В мире театра" для детей подготовительной группы 6-7 лет
Программа дополнительного образования "В мире театра" для детей подготовительной группы 6-7 лет...