Конспект занятия с использованием приемов мнемотехники "В стране насекомых".
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Цели:
· Формирование обобщённого понятия «насекомые»
· Активизация словаря детей словами : названия насекомых, их частей тела.
· Описание насекомых по схематической модели.
· Развитие умения выделять лишний предмет из четырех с обоснованием ответа
· Развитие образной речи;
· Умение отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку;
· Воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете.
Виды детской деятельности:
• игровая;
• коммуникативная;
• познавательно-исследовательская;
• изобразительная;
• двигательная.
Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций, игрушек; чтение природоведческой литературы; заучивание стихов о насекомых; отгадывание загадок о насекомых; просмотр мультфильмов.
Демонстрационный материал: предметные картинки насекомые (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза и т. д.) ; предметные картинки с изображением пробуждения природы; дидактическая игра «Четвертый лишний»; письмо от Незнайки.
Раздаточный материал: листы бумаги по одному на каждого ребенка, цветные карандаши по одному карандашу разных цветов на каждого ребенка.
Ход.
1. Введение в учебно - игровую ситуацию (мин)
Дети входят в группу под звуки природы (поют птицы, квакают лягушки, насекомые жужжат и стрекочут) (Садятся на коврик) .
Воспитатель:
- Ребята, по вашему мнению, в какое время года можно услышать эти звуки? (ответы детей) .
-Почему насекомых не видно зимой? (ответы детей) .
-Как начинает пробуждаться природа после того как заканчивается зима? (ответы детей) .
Воспитатель: с появлением первых листочков и цветов появляются и насекомые.
-Где можно увидеть насекомых? (ответы детей).
-А как бы вы назвали место, где живут все насекомые? (ответы детей) .
К нам пришло письмо с северного полюса от Умки, он никогда не видел насекомых. Попробуем рассказать ему о них.
2. Основная часть.
Ребенок, который отгадывает загадку, выставляет картинку на мольберт.
Отгадайте загадки.
Деловита, домовита,
Голос вовсе не сердитый,
Прожужжала мимо нас:
— Дорог летом каждый час! –
Не до разговора
Во время медосбора…
(Пчела)
(Картинка 1)
Посмотрите на пчелу, – какие части тела есть у неё? Чем же питается пчела? (Питается нектаром цветов).
Изумрудный вертолёт
У реки летает
Приоткрыв зелёный рот,
Комаров хватает.
(Стрекоза)
(Картинка 2)
-Рассмотрите стрекозу. Какие части тела есть у неё?
Чем она питается? (Оказывается стрекоза может напасть на мальков рыбы, питается комарами и личинками насекомых) .
На большой цветной ковер
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
(Бабочка)
(Картинка 3)
-А какие части тела есть у бабочки?
-Чем питается бабочка? (Питается нектаром цветов) .
Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту.
(Кузнечик)
(Картинка 4)
-Посмотрите внимательно и скажите, что есть у кузнечика (называем части тела, считаем ноги) .
-Как вы думаете, какую пользу и вред приносит кузнечик? (Кузнечик питается гусеницами, бабочками. Но так, же кузнечики приносят вред – так как поедают стебли злаковых растений, уничтожают листья винограда) .
Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно.
(Муравей)
(Картинка 5)
-Рассмотрите внимательно муравья. Какие части тела есть у него?
-Как вы думаете, какую пользу приносит муравей? (Муравьи рыхлят и удобряют почву - питаются соком растений, гусеницами, нектаром цветов, злаковыми). Какую кислоту выделяет муравей, которая используется в медицинских целях? (муравьиную)
Жук — жужжит, присев на ножки
Спинка — круглая, как ложка
Два крыла — в горошек
И летать, он — может
(Божья коровка)
(Картинка 6)
-Посмотрите на божью коровку, – какие части тела есть у неё? Чем же питается божья коровка? (Божья коровка спасает урожай, т. к. поедает тлю) .
Физминутка: Бабочка
Видишь, бабочка летает, Машем руками-крылышками.
На лугу цветы считает. Считаем пальчиком.
— Раз, два, три, четыре, пять. Хлопки в ладоши.
Ох, считать - не сосчитать! Прыжки на месте.
Задень, за два и за месяц. Шагаем на месте.
Шесть, семь, восемь, девять, десять. Хлопки в ладоши.
Даже мудрая пчела. Машем руками-крылышками.
Сосчитать бы не смогла! Считаем пальчиком.
Дальнейший просмотр картинок, демонстрирующий разнообразие мира насекомых. (Обратить внимание на паука у него 8 ног в отличие от других насекомых.)
Воспитатель: смотрите, у нас здесь зашифрованное письмо о насекомых. Как вы думаете, что обозначает каждое окошечко на схеме.
Дети рассматривают модель «Насекомые», определяют значение каждого окошечка: название, величина, цвет, части тела, их количество , голос, чем питаются, как передвигаются, жилище, как зимует, польза природе.
Воспитатель: представьте, что вы превратились в насекомое и рассказываете о себе.
Дети составляют рассказ от имени насекомого по схеме,
Воспитатель помогает наводящими вопросами: сколько у тебя крыльев, бабочка.А где ты прячешься зимой?, умеешь ли ты петь и т.д.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Выставляется 4 картинки на мольберт. Дети смотрят на них и исключают лишнее. Например:
• заяц, волк, лиса, муха (насекомое) ;
• коршун, кузнечик, воробей, синица (насекомое) ;
• божья коровка, богомол, заяц, стрекоза (дикое животное) ;
• паук, шмель, орел, комар (птица)
• палочник, богомол, гусь, таракан (домашняя птица) и т. д.
-Вы сейчас увидели множество различных насекомых, что у них общего (Голова, грудь, брюшко, шесть ног). Насекомые - это часть природы, а её надо беречь, любить и охранять. Находясь на природе - любуйтесь ею, восхищайтесь и заботьтесь о ней.
-А сейчас мы с вами пройдем к столам, на которых лежат листы бумаги и карандаши, и нарисуем любое насекомое, которое вам нравится. Потом в письме отправим ваши рисунки Умке.
3. Заключительная часть.
Вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас? (Ответы детей) .
А мне сегодня понравилось, какие вы были активные, как внимательно меня слушали.
А сейчас мы положим ваши рисунки в конверт и отправим их Умке. Чтобы он попал в страну насекомых и увидел, какие они бывают.
Молодцы ребята, спасибо вам большое! До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие психических процессов дошкольников с использованием приемов мнемотехники
Особенности развития психических процессов дошкольника. Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому- то и способствует мнемотехника. Задачи работы пе...
Обучение детей с ОНР пересказу с использованием приемов мнемотехники на занятиях по развитию связной речи
Система работы по обучению перессказу детей с речевыми нарушениями....
использование приемов мнемотехники для автоматизации звука Ль в связной речи
Пояснительная запискаВ...
Использование приемов мнемотехники в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.Поэтому педагогическое...
Проект "Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи"
Одной из основных целей логопедической работы с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать сре...
Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы воспитания ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении » в рамках проекта «Ресурсная школа» «Использование приемов мнемотехники, как средство развитие речи детей с ОВЗ»
Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек, стихов; при автоматизации и дифференциации звуков, образовании...
Сценарий мастер-класса для педагогов с использованием мультимедийной презентации по теме: "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"
Метод мнемотехники, как способ развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....