Воспитание чувств у детей дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа) по теме
Воспитание чувств у детей дошкольного возраста предпологает закрепление дружеских отношений с другими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_chuvstv.docx | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание чувств у детей дошкольного возраста.
(консультация для родителей)
Сейчас много рассуждают о воспитании чувств у детей. Но как осуществить такое воспитание? Что конкретно следует для этого предпринять?
Надо сразу признать, что у нас нет точной и проверенной инструкции. Ведь воспитание чувств не пропишешь в форме рецепта на каждый день. Сколько раз в день поцеловать ребенка, приласкать его, сколько раз нахмуриться и повысить голос. Каждый ребенок с рождения - индивидуальное и неповторимое создание. То, над чем один малыш рассмеется, другого доведет до слез. Некоторые дети с пеленок отличаются «крутым нравом», а у иных глаза вечно на мокром месте. Кроме того, сама жизнь ежедневно создает множество ситуаций, когда нам приходится действовать без подготовки и долгих размышлений. Именно в таких неожиданных ситуациях более всего проявляется наше эмоциональное отношение к ребенку, И для него в дальнейшем в жизни лучшим уроком становится наше поведение в таких ситуациях.
В связи с этим можно сделать первый, самый общий, поучительный вывод. Он гласит, что воспитание чувств у ребенка происходит тогда, когда мы сами этого не осознаем, а не по заранее продуманному плану, когда мы намеренно создаем какую-либо ситуацию в воспитательных целях. Будничная жизнь, в которой мы ведем себя непосредственно, искренне — лучший воспитатель чувств.
Второй поучительный вывод гласит, что чем раньше начинается развитие эмоций, тем лучше. Неверно утверждение, что «чувствам придет черед в свое время, такой маленький ребенок все равно ничего не понимает и не воспринимает». Ведь уже в три года, когда ребенок, как правило, готов к поступлению в детский сад и впервые уходит из семьи в «общество», наступает иной этап эмоционального развития и возникают новые требования к воспитанию чувств. Дело не в том, что ребенок до той поры общался с детьми в яслях, в песочнице, у родственников и т.д., а в том, что до перехода из младенческого в дошкольный возраст он был еще недостаточно зрелым для общения, совместной игры, понимания другого ребенка, восприятия его как настоящего партнера. Да и понятие будущего для ребенка в этом возрасте слишком туманно — и отсюда естественный «эгоизм» этого периода. Ребенок, например, ни на минуту не может расстаться с дорогой ему вещью, потому что возможность получить ее обратно ему неясна. Отдавая ее другому ребенку, он как бы теряет ее навсегда и, естественно, не хочет с этим примириться. А мы терзаемся его эгоизмом. И, как правило, зря, потому что по мере взросления он придет к более правильному пониманию о вещах, времени и об отношении людей к нему самому. Отсюда третий поучительный вывод: надо учить детей принимать и отдавать, а также делиться тем, что имеешь!
Надо помнить о том, что недостаточно любить ребенка и заботиться о его благе, необходимо любить людей, доверять им, проявлять к ним симпатию. Если мы сами способны на это, то легко научим и своих детей и внуков.
Мы уже говорили, что нет универсального рецепта для воспитания чувств ребенка, но можно определить несколько правил.
Важно научить детей разделять радость других. Это одна из величайших жизненных ценностей. Кто умеет радоваться за других, будет много радоваться в жизни. Научиться этому просто, каждый день предоставляет множество возможностей. Зачем ждать праздника, чтобы вместе с ребенком приготовить приятные сюрпризы родным? Можно с ним вместе убрать в доме, приготовить ужин, сделать сувенир своими руками. Это будет приятно всем. Ведь сделано это не за награду, а просто так — из любви.
Воспитание чувств — отнюдь не только ласки и нежные вздохи над любимым существом. Любить кого-нибудь — означает предпринимать усилия для его блага, выдерживать и преодолевать неприятности во имя другого. Не следует, конечно, требовать от ребенка доказательств его любви, но надо осторожно и тактично внушать ему, что иногда придется и жертвовать своими удовольствиями ради удовольствия других. Шажок на этом пути — угощение своим шоколадом или конфетой. Потом поможем бабушке сделать покупки и ради этого оторвемся от своей игры, как бы хорошо нам не игралось. С дедушкой поработаем в саду, а папе будем подавать инструменты, которые ему нужны, передадим соседям просьбу мамы, хотя, что и говорить, вместо этих дел время можно провести гораздо приятнее. А уж такую мелкую неприятность, как укол, можно стерпеть из героизма и самоуважения, а не для того, чтобы порадовать маму и папу.
Воспитание чувств у детей дошкольного возраста предполагает закрепление дружеских отношений с другими детьми. Разумеется, дружба в этом возрасте еще непостоянна и неглубока, ссоры — обычное дело. Но именно эта ранняя дружба — основа более глубоких и прочных отношений в школьном возрасте и позже. Хорошо играть с другими детьми — означает вместе проводить время, радоваться, делиться игрушками. Таким путем ребенок осознает великую истину: самая большая радость в жизни — удовлетворение от общего дела, если оно удается. А удается оно лишь тогда, когда каждый вложит в него душу. Не надо высчитывать, кто сделал больше, кто меньше, но подчеркнем, что каждый должен внести свою лепту. Один делает одно, другой — другое, а в результате возникает, например, туннель в песке или удачная игра в дочки-матери.
Говоря о жизненной школе, нельзя забывать еще об одном неисчерпаемом источнике эмоционального созревания: совместные семейные ужины, минуты тепла и уюта, общие праздники. Хорошо, если семья хотя бы раз в день имеет возможность посидеть за общим столом, не отвлекаясь на рабочие дела или телевизор. Пусть каждый расскажет, как у него прошел день. Не беда, что дети многого не поймут. По тону нашего голоса, по интонации они прекрасно почувствуют нашу радость или огорчение, согласие или несогласие, нашу оценку событий. В эти минуты мы становимся самими собой. И это имеет куда большее воспитательное значение, чем любые мудрые назидания. И вовсе не идеален обычный порядок: ужин, вечерняя прогулка для малышей и марш в постель спать, чтобы взрослые могли хоть минутку отдохнуть. Именно эта совместная минута перед сном необычайно важна для воспитания ребенка.
Если нам удается стать свидетелями детских игр в семью, в дочки-матери, мы удивляемся точности, с какой дети копируют наши слова, жесты, хорошие и плохие привычки. Делают это они с большим чувством и техническим совершенством. Ребенок перенимает не только наши слова, но и наши убеждения. Он всерьез гневается или вальяжно рассуждает, тает от нежности или строго критикует, встает в гордую позу или опускает от безысходности руки. Дети перенимают не только наше отношение к близким людям, но и к людям вообще. Хороший пример исправит избалованного или эгоистичного ребенка. На удивление быстро можно вызвать враждебное отношение к одному из членов семьи, если произошли серьезная размолвка, развод и подобные события. Добрая бабушка за несколько дней станет чужой тетей только потому, что ребенок принял сторону матери, которая поссорилась с бабушкой. Стоит всегда помнить, что семейная жизнь чрезвычайно действенное воспитательное средство, и применять его следует разумно.
В процессе совместной жизни с родителями и другими членами семьи вырабатывается отношение детей к еде, удобствам, труду, отдыху. Наши заботы, надежды, планы, беседы за общим столом — неотделимая составляющая воспитания для будущей семейной жизни. Рядом с нами ребенок узнает о взаимоотношениях людей, перенимает и упражняется в них. Поскольку ничто в жизни не проходит бесследно, взаимоотношения повлияют позднее на собственную супружескую жизнь и будущих детей.
Одно из наиболее частых педагогических просчетов, которые допускают добрые любящие родители, — недостаточное внимание к индивидуальности ребенка, его склонностям, качествам, темпераменту, жизненной направленности.
Дети разные. Наше главное правило: если у разных детей надо воспитывать одинаковые положительные качества, чтобы добиться гармонического развития их личности, т.е. достичь единой педагогической цели, — надо с каждым обращаться немного иначе. Если ко всем подходить одинаково, применяя одни и те же воспитательные средства и методы, то кому-нибудь, возможно, это пойдет на пользу, на кого-то не повлияет, а на кого-то повлияет неблагоприятно, если не сказать — пагубно.
Каждый ребенок должен узнать и научиться многому: овладеть полезными навыками, научиться поведению в обществе, совместной работе, уважению к хорошим людям, выполнению долга, познать чувство ответственности и т.д. Все это не приходит само собой, но лишь вследствие сознательного, целенаправленного воспитания личности при полном уважении индивидуальности ребенка. Цель не в том, чтобы все дети были одинаковыми и одинаково себя вели, а в том, чтобы при всем разнообразии внешних данных и характеров все они достигли в жизни счастья и успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...
"Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста начинается с воспитания любви к малой Родине"
У каждого города своя история. Знать ее,чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств дошкольника. Изучение исторических документов, сбор необходимых данных для реализации проекта, подводит...
Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...
Выступление на педсовете «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе духовно-нравственного воспитания» на тему: «Особенности проблемы патриотического воспитания дошкольника»
Выступление на педсовете...
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «МУЗЫКА И ХОРЕОГРАФИЯ», А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Статья посвящена воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством образовательной деятельности на занятиях по физическому воспитанию, музыке и хореографии....