Основы мнемотехники
статья на тему
Предварительный просмотр:
Мнемотехника - это система приемов и методов для запоминания информации. Мнемотехника (или как её еще называют мнемоника) использует для запоминания мысленное упорядочивание (расположение) запоминаемой информации и связывание её между собой с помощью ассоциаций. Для расположения и связывания используются возможности мышления (особенного образного), воображения, внимания.
Основные мнемонические приемы
Прикладной арсенал современной мнемотехники состоит из большого набора унифицированных приёмов запоминания. Среди основных мнемонических приемов и методов можно выделить следующие:
- Буквенный код. Образование смысловых фраз из начальных (или целенаправленно присвоенных) букв запоминаемой информации.
- Ассоциации. Нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией.
- Рифмы. Создание рифмованных пар слов или даже небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал.
- Созвучие. Запоминание терминов или иностранных слов с помощью созвучных уже известных слов или словосочетаний.
- Метод римской комнаты. Присвоение запоминаемым объектам отдельных мест в хорошо известной вам комнате.
- Метод смысловой рисунок
- Метод ассоциаций
Метод смысловой рисунок
Создаётся «зрительный каркас (скелет, план)», по которому можно «прогуливаться» в произвольном порядке и с произвольной точки.
Примеры:
- Запоминание стихотворения
Каждая строка (либо несколько строк) обозначается (кодируется) своим поясняющим шаблоном-«иероглифом» (графическим символом, схематическим рисунком). Для кодирования процесса/объекта (смысла) используются стандартные либо самостоятельно придуманные ассоциативные символы (лучше запоминаются первые возникшие ассоциации, связанные с запоминаемым объектом). Расположение кодирующих символов — обычно последовательно слева направо либо сверху вниз. При ручной прорисовке символов активизируется также и моторная память, что увеличивает запоминание.
Если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно всего лишь соотнести это (найти ассоциативную связь) с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение.
Тони Бьюзен "Суперпамять"
Особенность памяти
Человек лучше всего запоминает те факты, которые связаны между собой и с уже имеющимися у человека сведениями. Чтобы что-то запомнить нужно просто связать разные факты в одно целое. Связи могут быть самыми разными, главное, чтобы они что-то значили для человека. Значили - в широком смысле этого слова. Какое-то воспоминание, смешная история, анекдот, только что, придуманный поворот событий, который никогда не произойдет. Главное - чтобы они выделялись на общем фоне, были уникальными для человека, запоминающего материал.
Ассоциативный метод
Одним из способов запоминания является ассоциативный метод. Он и его варианты встречается также под другими названиями: метод цепочки ассоциаций, метод ассоциативных связей, цепной метод запоминания. Метод может использоваться для запоминания последовательности слов, чисел, телефонов, дат. Умение использовать этот метод окажется полезным для работы с другими методами, например рассматриваемым позже методом мест.
Суть метода в том, что между двумя словами или объектами устанавливается связь, которая создает из предметов не имеющих между собой ничего общего единое целое.
Что такое ассоциации?
Под ассоциацией понимается такая связь между объектами или явлениями в психике человека, которая при появлении в сознании одного из объектов, включенных в ассоциацию, влечет появление другого объекта. В ассоциации могут участвовать два и более объектов.
Как создавать ассоциации?
Если связи между объектами нет, то ее необходимо придумать. Связь может быть любой: сказочной, фантасической, абсурдной, смешной. Чем более необычную связь вы сможете придумать, тем лучше сможете запомнить эти объекты. Рассмотрим некоторые примеры.
- Чердак - Конница - представьте всадников, ожидающих на чердаке, сигнала к атаке на чердаке. Раздается сигнал трубы и всадники на конях, с трудом пролазят через чердачное окно. Затем кони по кошачьи высматривают место для спуска и прыгают с крыши. С криками ура конница устремляется в атаку.
- Стекло - Козлы - два козла несутся навстречу друг другу. Когда растояние между ними оказывается совсем небольшим, чья-то добрая душа успевает вставить между ними стекло - чтобы козлы ненароком не повредили друг друга. Они с грохотом ударяются рогами о стекло, которое выдерживает их удар, с недоумением пожимают плечами и расходятся, оставляя за спиной звенящее стекло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы работы по развитию связной речи на основе мнемотехники у детей с ОНР
В этом материале показана поэтапная работа по обучению детей умению составлять простые рассказы (описательные, творческие). Материал является результатом двухлетнего совместного творче...
ИГРЫ НА ОСНОВЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
В этой статье раскрывается важность использования мнемотехники в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи и ее влияние на память, внимание и речь детей....
Картотека дидактических игр на ознакомление с основами мнемотехники
Игра «Что изменилось?»Задача: развивать зрительную память и внимание детей, научить их запоминать последовательность картинок или детали сюжетной картинки.Оборудование. I вариант:...
Картотека дидактических игр на ознакомление с основами мнемотехники
Игра «Что изменилось?»Задача: развивать зрительную память и внимание детей, научить их запоминать последовательность картинок или детали сюжетной картинки.Оборудование. I вариан...
Картотека дидактических игр на ознакомление с основами мнемотехники
Даны дидактические игры на развитие психических процессов с основами мнемотехники....
Картотека дидактических игр на ознакомление с основами мнемотехники, направленных на развитие познавательной активности детей
Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей ребенка дошкольного возраста. Память - это психический процесс, который проявляется в способности человека сохраня...
Создание интерактивных игр на основе мнемотехники и применение их на практике
Как известно, дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Формирование связ...