Методический семинар Из опыта работы Тема: "Ознакомление с окружающим миром старших дошкольников, как средство познавательного развития."
методическая разработка (средняя, старшая группа) на тему

Коротова Ирина Петровна

В работе с дошкольниками по познавательному развитию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей.

Диагностика познавательного развития старших дошкольников показала, что уровень сформированности познавательных знаний повысился в отношении к окружающему миру.

Это позволило сделать вывод о том, что разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня по ознакомлению с окружающим миром старших дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективен.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx99.09 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД «ЯСЕНЬ»

С.ИМ. 9 ЯНВАРЯ ОРЕНБУРГСКОГО РАЙОНА

N:\Восстан флеха\норма логотит.jpg

Конкурс

профессионального мастерства

 работников системы образования

Оренбургской области

«Учитель Оренбуржья-2016»

Методический семинар

Из опыта работы

Тема: "Ознакомление с окружающим миром старших дошкольников,

как средство познавательного развития."

воспитателя высшей квалификационной категории

МБОУ «Начальная школа - детский сад «Ясень»

Коротовой Ирины Петровны

С.им. 9 Января

2016 год

Мир, развёртывающийся перед глазами ребёнка огромен и велик. Ребёнка интересует всё, но ему ещё трудно понять о взаимосвязи и взаимодействия, существующие между сложными явлениями окружающей действительности.

Малыш познаёт мир по-своему, на эмоционально-чувствительной основе, что доступно его пониманию.

В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы нравственности, появляется интерес к живой и неживой природе. На основе опыта у детей складываются свои предпочтения, стремления: разузнать, подойти, потрогать.

Дети пытливые исследователи окружающего мира. Эта способность заложена в них от рождения. Однако взрослым необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми в познании окружающего мира, сохраняя свою значимость и для последующего освоения действительности.

Познавательное развитие - это не только накопление впечатлений, расширение чувственного опыта, но и умение ориентироваться в окружающем мире и увеличение объёма знаний об окружающем мире.

Познавательное развитие дошкольников подразумевает:

  •  овладение теми средствами и способами познания, которые используются на житейском уровне;
  •  овладение средствами и способами написания окружающего мира языком букв, цифр, живописи, движений и т.д.;
  •  развитие интеллектуальных эмоций, которые возникают в ходе интеллектуальных процессов и способствуют их протеканию;
  •  знакомство детей с разными сферами действительности, расширение их опыта познавательной активности, также тех видов опыта, которые связаны с познанием различных сфер деятельности в частности, развитие естественного - социального опыта.

Практика свидетельствует, что невозможно обучение и восприятие без пробуждения у детей интереса к окружающей жизни их собственной деятельности.

Для того чтобы правильно начать работу и осуществлять её на протяжении долгих лет, надо уметь оценивать исходящий уровень познания, его темпы, результаты на каждом возрастном этапе. Проведя анализ высказываний об исследовании А.С. Запорожцем ориентировочной реакции ребёнка на дальнейшую познавательную деятельность:

любопытство-любознательность - интерес.

Анализ этого убеждения привёл нас к выводу, что всякий интерес является познавательным и в тоже время он глубоко эмоционален.

Ребёнок стремится к деятельности, которая его интересует и значительно легче, и успешнее преодолевает трудности в овладении заинтересовавшей его деятельности. Только эмоциональное и познавательное отношение, т.е. радость познания, ведёт к интересу. Важно, чтобы мотивы, побуждающие ребёнка, исходили от самой деятельности, от объекта, лиц связанных с этой деятельностью.

Для того чтобы знать, как воспитывать познавательный интерес у детей, прежде всего, необходимо выяснить, с чем пришли дети в детский сад, как развиваются их интересы, что противодействует их формированию. Необходимо провести наблюдение за детьми по таким критериям:

  •  внимание ребёнка к предмету;

эмоциональное состояние ребёнка (удивление, недоумение, озабоченность);

  •  эмоциональное отношение к предмету;
  •  действия, направленные на лучшее распознание предмета, понимание его функционального познания.

Под влиянием терпеливого, доброжелательного и положительного отношения к детям только можно увидеть первые проблески внимания, любопытства, проявляются первые признаки любознательности.

Для того чтобы, говоря словами К.Д.Ушинского, открыть сердце к знанию, к учению, к овладению деятельностью, необходимо создать почву для создания интереса. На основании длительных наблюдений, педагогических экспериментов, мы убедились, что первым шагом, без которого невозможно положительное воздействие, является завоевание воспитателем доверия и расположения ребёнка. Это помогает привлечь внимание у детей к окружающему, создать положительное отношение ко всему, что его окружает.

Только на собственном примере можно научить детей видеть и узнавать хотя бы то, что непосредственно, близко окружает его, чтобы это первоначальное знание помогло бы ребёнку ближе познакомиться с предметами, явлениями. Это может достигаться исключительно доброжелательным, сочувственным и ласковым отношением взрослого к ребёнку, и внимательным, заинтересованным отношением взрослого к окружающим предметам.

Эмоционально выражая своё удивление, восхищение, заинтересованность по поводу окружающих живых и неживых предметов, явлений природы, человеческого труда, необходимо заинтересовывать детей. У детей появится любопытство, которое постепенно станет деятельным.

Вот здесь то познавательный интерес становится важным стимулом воспитания качеств личности: целенаправленности, целеустремлённости, настойчивости, стремлению к завершению деятельности.

Для того чтобы познавательная деятельность увлекала и интересовала детей, нельзя забывать о построении развивающей среды.

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми.

Поэтому в группе необходимо создать среду, обстановку, чтобы заинтересовать ребёнка к различным видам деятельности.

Для достижения цели в познавательном развитии детей задача педагога воспитывать у детей, прежде всего любознательность к окружающей жизни, вызывать интерес к основным видам деятельности, т.к. окружающая среда всегда располагает к познанию.

Красочные игрушки, пособия, занимательность занятий выполняют необходимую функцию привлечения внимания. Благодаря такому оформлению пособий и занятий у детей пробуждается положительное отношение к занятиям, обучению.

Однако это не только отправной момент, подлинный интерес развивается лишь в процессе активной, особым образом организованной педагогом деятельности ребёнка. Дальнейшее обогащение знаниями, умениями происходят при положительном отношении к самой деятельности в ходе специально организованных занятий, экскурсий, прогулок, игр.

Некоторые темы можно объединить с занятиями по ИЗО, лепки, аппликации, т.к. познание окружающей действительности происходит у детей постоянно. Нельзя выделить определённое место или момент в режиме дня, где не проводилась бы работа по развитию ребёнка.

Условия, формы и методы содержания, тематическое планирование по ознакомлению с окружающим миром старших дошкольников

Раздел

Тема

Программное

Содержание

Методы и Приёмы

Форма

проведения

1

«Мир

природы»

«Осень»

«Зима»

«Весна»

«Лето»

Характерные особенности объектов. Взаимосвязи и взаимодействия организмов со средой обитания.

Беседы Наблюдения Вопросы Игровые действия Художественное слово

Экскурсия

Занятия

Наблюдения

2

«Наш дом Земля»

«Земля наш дом»

«Экологи - кто они?» «Земля и другие планеты»

Формирование понятия «Планета Земля - живая и её надо беречь».

Приобщение к окружающему миру.

Наблюдения

Вопросы

Беседы

Показ

Художественное слово

Занятия

Посещение

планетария

Наблюдения

3

«Человек

главное

чудо

природы»

«Главное у

человека -

здоровье»

«Мои

родители»

«Человек и его

особенности»

Формировать познавательный интерес к человеку, к его особенностям, к семье.

Моделирование

Вопросы Беседы Наблюдения Художественное слово

Занятия

4

«С чего

начинается

Родина»

«Я-россиянин» «Мой край»

«Моя страна многонациональна»

Расширять интерес к окружающему миру, воспитывать любовь к родному краю, Родине, людям.

Художественное слово Просмотр картин и иллюстраций Беседы Вопросы Загадки

Занятия

Экскурсии

5

«Эксперимен

тирование»

«Исследование предметов по образцу» «Самостоятельное исследование»

«Исследование

проекта»

Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи. Учить выражать свои мысли.

Наблюдения

Моделирование

Экспериментирование Вопросы Загадки Показ опытов

Опытническая работа Занятия Самостоятельная деятельность

«Экспериментирование»

Задачи воспитания и образования:

  1. Формировать        у детей умение устанавливать причинно- следственные связи.
  2.  Учить детей        выражать свои мысли, обозначать словами собственные исследования, действия.
  3.  Формировать        познавательный интерес, любознательность, желание найти ответ.

Виды экспериментирования:

  1.  Самостоятельное исследование предметов.
  2.  Исследование по образцу.
  3.  Исследование - проект.
  4.  Специально организованное на занятии.

Примерный план занятий детского экспериментирования:

  1. Как получить        очищенную воду:        кипячение, фильтрация,

замораживание, очищение марганцовкой.

  1.  Зачем проветривать комнату. Оборудование: банки, спички, блюдце, бумага.
  2.  Сделать отпечатки пальцев, нанести губную помаду на подушечки, затем на бумагу. Сравнить с отпечатками других детей.
  3.  Сделать костюм скелета. Нарисовать силуэт костей на бумаге, соединить их со свитером и штанами с помощью булавок (скелет может двигаться).
  4.  Определить вкус без помощи обоняния. Оборудование: 4 чашки (1- с солью, 2- лимон, 3- сок, 4- сахар). Зажми нос и попробуй каждую (чувство вкуса).
  5.  Осязание - «Чудесный мешочек».
  6.  Слух - «Узнай вазу по звону».
  7.  Что может произойти с зубами, если за ними не ухаживать? Взять яйцо, сваренное вкрутую, положить в раствор уксуса. Что произойдёт с яйцом, то и происходит с зубами.
  8.  Послушать сердце в состоянии покоя и дать ему нагрузку. Сделать прибор с помощью трубки и воронки.
  9.  Определить реакцию зрачков на различное освещение. Рассмотреть глаза друг друга в тёмном помещении и светлом.
  10.  Опыт «Мариотта». Карточка - на ней нарисован в верхнем левом углу крест, а в правом нижнем - два круга: маленький и большой. Ребёнку предлагают посмотреть одним глазом на крест, второй закрыт ладошкой. Затем переменно приближать и удалять карточку, не переводя взгляд с креста. Один из кругов перестанет быть видимым. Это значит, что изображение попало на слепое пятно.
  11.  Определение связи с носоглоткой. Набрать воздух и плотно закрыть * рот, а указательными пальцами закрыть уши и выдохнуть воздух, не открывая рот. При этом закрыть нос по принципу «прищепки».
  12.  Необходимость слюны для ощущения вкуса пищи. Нужно вытереть язык и дать попробовать: соль, сахар и т.д. Сухой язык вкуса не ощущает.
  13.  Наливать, переливать, отмеривать воду (то же можно делать с песком).
  14.  Взбивать воду сильной струёй из резиновой груши.
  15.  Закручивать рукой «воронку» в воде.
  16.  Стряхивать капли с мокрых рук на поверхность воды или бумаги.
  17.  Дуть на воду, подгоняя плавающие предметы.
  18.  Набирать воду в ладони, пропуская её сквозь пальцы или, напротив, удерживая её в плотно сжатых руках.
  19.  Наполнять пипеткой разные углубления (форма для льда, мыльницы).
  20.  Перегонять капли воды по восковой бумаге, собирая их в одну большую или разделяя на множество маленьких.
  21.  С силой вытряхнуть воду из сосуда с узким горлышком (флакон из под духов).
  22.  Погружать в воду флаконы с притёртыми или неплотно закрытыми крышками.
  23.  Измерять время наполнения с неплотно притёртой крышкой.
  24.  Использование флакона с притёртыми крышками в качестве поплавков.
  25.  Просевать песок, выталкивать камешки и мелкие предметы из песка, путём встряхивания.
  26.  Окрашивать песок (перетирая его с цветным мелом).
  27.  Заполнять слоями окрашенного песка прозрачные ёмкости.
  28.  Составлять коллекции окрашенного песка, закрепляя его скотчем.

Примерный перечень игрушек и материалов для развития экспериментирования:

  •  прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма;
  •  мерные ложки (можно из детского питания);
  •  сита и воронки;
  •  резиновые игрушки разного объёма;
  •  половинки мыльниц, форма для изготовления льда;
  •  резиновые перчатки;
  •  пипетки с закруглёнными концами, шприцы без игл;
  •  гибкие пластиковые или резиновые трубочки, соломка для коктейля;
  •  безопасные гигиенические красящие, пенящиеся детские шампуни, растворимые, ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки);
  •  взбивалка, деревянные лопатки, шпателя для размешивания;
  •  клеёнчатые фартуки;
  •  нарукавники;
  •  щётка-смётка, савок;
  • тазик, тряпочки;        
  •  детский крем.

          На территории МБОУ "Ясень" прошлым летом мы вместе с родителями на участке открыли метеоплощадку. Установили  осадкомер, ветряной рукав, солнечные часы, термометр. Ребята с удовольствием посещают площадку и могут самостоятельно снять показания  температуры воздуха ,определить силу ветра ,кол-во осадков, глубину снежного покрова. В теплый период года исследования и экспериментирование проводили на улице. С песком, водой, почвой, растениями.

          В своей работе стараюсь использовать новые технологии  и ИКТ .Так же собрала картотеку игр ,стихотворений ,загадок, опытов и экспериментов.

          Опыты провожу как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:

• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.

• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.

• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.

• стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое

• ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.

• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.

• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.

   Вместе с детьми мы «превращали» воду в сказочные льдинки, искали воду в овощах и фруктах,  делали вывод, что вода не белое как молоко, а прозрачная, без запаха ,может растворять вещества, находили воздух в пустом пакете, в баночке с водой и в комочке земли ,изучали камни, песок ,глину выяснили ,что на глинистой почве растения не растут ,что она удерживает воду и т. д.

   Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать? », обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет если, учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.

  Воспитанники моей группы принимали участие в районном конкурсе «Юный исследователь.» Защищали свои проекты.

Важно воспитать у детей смелость и способность действовать самостоятельно при встрече с тем или иным препятствием. Уметь оценить правильность выполнения задания и также самостоятельно исправить ошибки. Взрослый не осуществляет прямого обучения, способного затормозить или отрицательно повлиять на самостоятельность ребенка.

В выборе методов и способов выполнения заданий. Поэтому каждое правильное решение ребенок  осознает как свою «победу». активной, самостоятельной, творческой личности.

  В заключении хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева : «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

В своем дошкольном образовательном учреждении мы будем стараться давать своим детям способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит в дальнейшем ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование познавательных знаний об окружающем мире, которые дают не только чёткие и ясные знания, но и раскрывают перед ним расширяющие горизонты познания.

В работе с дошкольниками по познавательному развитию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей.

Диагностика познавательного развития старших дошкольников показала, что уровень сформированности познавательных знаний повысился в отношении к окружающему миру.

Это позволило сделать вывод о том, что разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня по ознакомлению с окружающим миром старших дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективен.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"...

Отчет о работе с родителями в старшей группе на тему «Ознакомление детей с окружающим миром»

Отчет о работе с родителями в старшей группе на тему «ознакомление детей с окружающим миром»...

Методическая разработка .Публичное представление педагогического опыта «Формы, методы и средства в работе по ознакомлению с окружающим миром с детьми с задержкой психического развития»

laquo;Формы, методы и средства в работе по ознакомлению с окружающим миром с детьми с задержкой психического развития»Актуальность. Земля – это часть нашего маленького, красивого и единст...