Методический материал опыта работы по теме семинара – практикума «Использование элементов гибкого планирования в познавательном развитии младших дошкольников»
методическая разработка

Методический материал опыта работы по теме семинара – практикума

«Использование  элементов гибкого планирования в познавательном развитии младших дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo_opyt_raboty_elementy_gibkogo_planirovaniya.docx34.73 КБ

Предварительный просмотр:

Методический материал опыта работы по теме семинара – практикума

«Использование  элементов гибкого планирования в познавательном развитии младших дошкольников»

Старший воспитатель: Дышлюк Евгения Петровна

1 слайд и 2 слайд

Добрый день, уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас! Сегодня в рамках   педагогической мастерской  мы познакомим   вас  с   приемами использования  элементов гибкого  планирования в познавательном развитии младших дошкольников.

3 слайд

                         Что же такое гибкое планирование?

Планирование - это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.

Гибкое планирование – это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов.  Гибкое планирование образовательного процесса нацелено на равновесие между собственной активностью ребенка и активностью взрослого, обогащающего ребенка опытом и поддерживающего его усилия по освоению мира и реализации собственного потенциала.

Педагог вправе сам выбирать, как планировать работу с детьми. Главное – учитывать требования ФГОС и выстраивать образовательную деятельность так, чтобы каждый ребенок в группе чувствовал себя комфортно и уверенно, мог проявлять инициативу, самостоятельность и развивать творческие способности. То есть важно учитывать не только возрастные, но и индивидуальные интересы и возможности воспитанников.

ФГОС ДО и Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» трактует: «необходимо идти от детей, следуя их интересами и потребностями в познании окружающего мира».

4 слайд

               Цель гибкого планирования:

  • развитие индивидуальных  способностей каждого ребенка
  •   помощь педагога в самореализации воспитанника
  •   поддержка детской инициативы

       

          Как мы решили перейти на гибкое планирование? Образовательную деятельность  мы организуем по инновационной программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, Комаровой и Дорофеевой, где предлагается новый формат совместной деятельности взрослых и детей  - пространство детской реализации, образовательное событие, утренний круг, который проводится в форме развивающего общения. Это начало дня, когда дети и педагог собираются все вместе, чтобы поделиться впечатлениями, узнать, что сегодня будет интересного, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах в группе.  И вечерний круг – проводится в форме рефлексии – обсуждение с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Утренний и вечерний круг в теплое время можно проводить на улице.

       Так, в ходе заседания методического объединения педагоги нашего ДОУ выдвинули и обосновали формы гибкого планирования с детьми по своим группам. Детско-взрослый план может зарождаться во время проведения утреннего круга или детского совета (в старших группах).

Информативный и визуальный план может выглядеть в виде «Модели 3-х вопросов», «Паутинки», «Ежедневное планирование».

Можно обсуждать с детьми, например,

- Сегодня мы поговорим о правилах нашей группы

- Сегодня вспомним правила нашей группы

- Правила нашей группы:

* Мы заботимся о себе

* Мы хорошо относимся к окружающим

* Мы заботимся о детском саде и группе.

- Сегодня мы поговорим, что узнали на этой неделе

Планировать  можно по центрам активности детей и по режимным моментам.

Рассмотрим формы организации Гибкого планирования, которые можно использовать в организации деятельности с детьми:

5 слайд

«Модель трех вопросов»

Чтобы определить уровень знаний воспитанников по выбранной теме и  выяснить, что именно им интересно, воспитатель использует модель трех вопросов: «Что мы знаем?», «Что  хотим узнать?», «Что сделать, чтобы узнать?», «Как я могу это узнать?». Важно, чтобы все дети участвовали в беседе и отвечали на вопросы. С помощью этой технологии воспитатель также помогает детям выбрать способы, как получить интересующую их информацию, и совместно с ними обсуждает возможные формы предстоящей работы.

Воспитатель дословно записывает высказывания детей и под каждой фразой указывает их имена.
Эта информация позволяет определить:

  • что дети уже знают и что хотят узнать;
  • какова направленность их интересов;
  • чем дети будут заниматься в ближайшее время;
  • каких результатов можно ожидать;
  • какие материалы понадобятся.

Таким образом, в ходе утреннего круга ребята самостоятельно выбирают интересную для них деятельность и способы, как они будут ее осуществлять, – чем будут заниматься. Участие в совместном обсуждении учит их  не  только делать выбор, но и дает возможность проявить фантазию, изобретательность, развивает коммуникативные навыки. Все воспитанники в этот момент вовлечены в образовательную ситуацию.

«Паутинка» – педагог оформляет план вместе с детьми

Хорошо использовать это в старших группах и в проектной деятельности)

После того как дети выбрали тему, воспитатель разворачивает перед ними лист формата А3 с разметкой, которую он нанес заранее, до утреннего сбора. По периметру листа – названия центров активности в группе. В середине листа педагог пишет тему и иллюстрирует ее рисунком или картинкой. От темы проводит стрелки к названиям центров активности, которые будут «работать» на тематической неделе. Под названием каждого центра дети рисуют или приклеивают картинки,
чем они планируют заниматься.

Как правило, в первый день тематической недели дети отражают в плане-паутинке не все виды деятельности, которыми будут заниматься. Выбранная тема «работает» в группе от недели до месяца. В течение этого времени воспитатель предлагает детям дополнять план-паутинку: «У кого из вас появились новые идеи? Что еще можно сделать в центрах?». Также в течение недели меняются не только содержание деятельности детей в центрах активности. Измениться может сама тема недели.
В конце утреннего сбора воспитатель вывешивает план-паутинку и модель трех вопросов на доске – на видном месте в группе. Здесь в течение тематической недели проходит каждый утренний сбор. Красочные планы-паутинки помогают детям самим проверить, все ли задуманное они выполнили.

«Ежедневное планирование» - включает в себя:

- совместная деятельность педагога  и детей

- самостоятельная деятельность детей

- прогулочная площадка

- развивающая пространственная среда

Важно сказать об образовательном продукте:

Образовательный продукт  гибкого планирования – всегда направлен на решение вопросов выстраивания образовательного процесса от интереса ребенка. Дети живут настоящим, им важно и интересно, что происходит с ними, вокруг них именно в настоящий момент. Поэтому деятельность должна быть наполнена детским смыслом и при этом состоять из последовательных шагов взрослых и детей.

Продукт имеет практическую направленность в том, что совместное планирование повышает мотивацию детей к активному участию в образовательной деятельности, позволяет детям осознанно выбирать не только вид деятельности, но и средства, форму, результат и партнеров

Педагогическая копилка

Актуальность. Гибкое планирование образовательного процесса нацелено на равновесие между собственной активностью ребенка и активностью взрослого, обогащающего ребенка опытом и поддерживающего его усилия по освоению мира и реализации собственного потенциала.

Переход на гибкое планирование нам так же трактует ФГОС ДО и Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где говорится о том, что необходимо идти от детей, следуя их интересами и потребностями в познании окружающего мира.

Педагог вправе сам выбирать, как планировать работу с детьми. Главное – учитывать требования ФГОС и выстраивать образовательную деятельность так, чтобы каждый ребенок в группе чувствовал себя комфортно и уверенно, мог проявлять инициативу, самостоятельность и развивать творческие способности. То есть важно учитывать не только возрастные, но и индивидуальные интересы и возможности воспитанников.

         Сегодня планирование образовательной деятельности – это не жесткая матрица регламентированных действий педагога и исполнительных действий детей, а система разворачивания во времени различных инициатив детей, актуальных для них здесь и сейчас. Жизнь группы не расписана в перспективном плане на полугодие, на год, она формируется непосредственно всеми участниками образовательных отношений и включает разнообразие форм, видов и результатов детской деятельности, тем самым реализуя принцип ФГОС о разнообразии детства.

Проблемы очевидны: противоречивость содержания перспективного и календарного планов, излишняя детализация календарных планов вследствие переписывания педагогами многочисленных источников и т.п. Все это превращает планирование в трудоемкую деятельность, требующую значительных временных затрат. Как следствие, планы педагогов либо носят отписочно-схематичный характер, либо слишком объемны, что не позволяет видеть перспективу, сравнивать содержание по различным временным отрезкам. Трудоемкость процесса планирования увеличивает нагрузку, что, конечно, никак не способствует повышению качества образовательного процесса в ДОО.  Кроме того, не хватает личных компетенций, чтобы четко и доступно донести детям их роль в этом важном деле и ту ответственность, которую они на себя берут, предлагая свои идеи.

Продукт направлен на решение вопросов выстраивания образовательного процесса от интереса ребенка. Дети живут настоящим, им важно и интересно, что происходит с ними, вокруг них именно в настоящий момент. Поэтому деятельность должна быть наполнена детским смыслом.

Продукт представляет собой технологию гибкого планирования, состоящих из последовательных шагов взрослых и детей

Продукт имеет практическую направленность в том, что совместное планирование повышает мотивацию детей к активному участию в образовательной деятельности, позволяет детям осознанно выбирать не только вид деятельности, но и средства, форму, результат и партнеров

Продукт предназначен для совместного планирования детей и педагогов.

Что такое гибкое планирование?

 Планирование - это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.

Гибкое планирование - это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов. 

   13.12.2021 педагоги ДОУ приняли участие в методическом объединении «Педагогическая мастерская», где вели бурное обсуждение темы «Гибкое планирование: созвучие планов взрослых и детей». В детском саду назрела необходимость в проведении такого мероприятия. Ведь привычная нам классическая форма планирования значительно уступает гибкой.

   Гибкое планирование образовательного процесса нацелено на равновесие между собственной активностью ребенка и активностью взрослого, обогащающего ребенка опытом и поддерживающего его усилия по освоению мира и реализации собственного потенциала.

   Переход на гибкое планирование нам так же трактует ФГОС ДО и Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где говорится о том, что необходимо идти от детей, следуя их интересами и потребностями в познании окружающего мира.

   Озвучиванию данной темы в нашем детском саду способствовала информация, полученная в режиме онлайн с IV Красноярской краевой научно-практической конференция по дошкольному образованию «Современный детский сад: созвучие планов взрослых и детей». Вопросы наших педагогов совпали с вопросами, полученными в ходе опроса педагогов Красноярского края:

-        Как ежедневно планировать дела, учитывая злобу ближайшего развития каждого ребенка?

-        Может ли быть общий план у воспитателей и узких специалистов?

-        Все ли праздники страны и мира должны отражаться в планах воспитателей и узких специалистов?

-        Можно ли жить без календарно - тематического планирования в детском саду, в группе?

-        Как учить детей планированию?

-        Как удержать педагогические задачи, когда каждый ребенок выбирает, чем заниматься?

-        Как встроить план ребенка в план воспитателя и наоборот?

-        Как правильно, один план для себя, а другой для методиста?  и др.

   В ходе заседания методического объединения педагоги выдвигали и визуализировали формы гибкого планирования с детьми. По их мнению, детско-взрослый план может зарождаться во время проведения утреннего круга, детского совета. Информативный и визуальный план может выглядеть в виде «плаката 3-х вопросов», «паутинки», «кластера», формата «план-дело-анализ».

   Познакомившись с опытом работы детского сада №18 г. Зеленогорска, где практику гибкого планирования представляла старший воспитатель Кутузовой Ю.В., стало понятно, что для совместного детско - взрослого планирования отводится целая «стена планирования», на которой расположены: модель недели, линейный календарь, модель режима дня, календарь событий, гибкое расписание, информационные листки, листы фиксации общих дел, листы планирование личных дел.

   В ходе обсуждения стало понятно, что гибкое планирование вполне решает задачи классического планирования: содержательность, определенность, управляемость, «изучение будущего и набросок плана действия», цельное звено любой деятельности, постановка целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов.

   Вполне возможно, что на следующий учебный год, одной из приоритетных задач нашего ДОУ может стать переход на гибкое планирование, который повлечет за собой глобального изменения уклада нашего учреждения. Переход на гибкое планирование - процесс трудоемкий и длительный по времени. Для перехода требуются новые знания, знакомство с новыми для нас методиками, работа над своим самообразованием, а главное мотивационная готовность менять и меняться самим. Нам предстоит вспомнить и изучить новые технологии и методики: технологию педагогического наблюдения, технология «предписьмо», теорию конструктивизма, зону ближайшего и актуального развития ребенка Л.С. Выготского, технологию игровой деятельности Е.Е. Кравцовой, реджио – педагогику,   хорошо понимать, что такое целевые ориентиры и т.д.

Особенности совместного планирования

с детьми младшего дошкольного возраста

Уважаемые коллеги! Начну с того, что многие считают детский совет и планирование с детьми младшего дошкольного возраста нереальностью. Так думают и некоторые педагоги и родители. Поясню, почему у меня сложилось такое мнение. Во-первых, я сама прошла когда-то через это сомнение, а во-вторых, из конкретных примеров. Последнее время мы часто принимаем гостей из других образовательных организаций, которые приходят к нам за новым опытом. И поверьте, каждый раз, когда наши гости выходят из групп младшего дошкольного возраста, то обязательно кто-нибудь шепотом да произнесет: «Нет, не может быть, да что бы в младших группах и такое… вот я понимаю старших, там да. А с этих-то что возьмешь, они же даже толком разговаривать не умеют, а тут планируют они. Так мы и поверили…». Я уже сказала, что и сама испытывала подобные сомнения.

Работала до этого с детьми старшего дошкольного возраста, и мы могли с детьми творить любые чудеса. А набрав ясли, с которыми я ранее никогда не сталкивалась, была уверена, что для детей этого возраста главное – забота о питании, чистоте и эмоциональном благополучии. Да, в период адаптации – это приоритет. Но постепенно я поняла, что и с моими малышами можно многое сделать. Первый вопрос, который я задала себе: идеи у меня есть, а доступно ли это детям моей группы? Второй – на кого мне ориентироваться? На самого разговорчивого, или того, кто еще не то что говорить не умеет, а даже передвигается с трудом? В первом случае я не могу лишить возможности ребенка познать большее, во втором лишить возможности получать информацию, доступную именно для него. Разброс в развитии детей очень большой. И для каждого должно быть свое, доступное и понятное. И все зависит от моего мастерства, умения выстроить диалог на уровне развития моей группы. Мы начали проводить утренний круг, где сначала, конечно, говорила больше я, но меня радовало уже то, что дети кивали мне, выражали свои эмоции доступными звуками. Это означало, что они меня слышат и понимают. А это и есть диалог.

В программе «Вдохновение» есть понятие мотивированного продавливания темы недели. Это, по сути, подведение детей к какому- то содержанию на интересном для них материале. Увидели на прогулке синичек – возник разговор о зимующих птицах. И на всю неделю у нас хватило интереса к этой теме. Ребенок принес в группу новую игрушку, подаренную ему родителями на день рожденья, и каждому захотелось рассказать о своей любимой игрушке. Вот и тема недели. То есть толчком к выбору темы всегда является какой-то мотивирующий аспект. Никогда не предлагаю тему на пустом месте. Сегодня наша группа уже младшая. И выбор темы делаем вместе с детьми. Прошу их рассказать об интересных событиях, новых книжках, увиденных мультфильмах, поездках. Из таких разговоров рождается интересная тема для всех. Еще раз повторюсь: все зависит от воспитателя, от нашего умения подхватить желание ребенка высказаться, терпеливо выслушать и поддержать проявление зачатков инициативы.

Утренний круг, детский совет – это замечательные технологии вовлечения детей в планирование своей жизни в группе. Надо лишь больше наблюдать и выявлять их интересы, подбрасывать интересные идеи. Отправной точкой рождения темы может стать ситуация, возникшая во время игры, прогулки, взаимодействия с развивающей предметно-пространственной средой группы. Вот конкретный пример.

Приношу в группу картинку осеннего леса. Заинтересовавшись, дети спрашивают, а кто там живет? А что они делают? А им не холодно? А куда они деваются зимой? Эти вопросы определяют содержание предстоящей недели, и мы отправляемся в поход в осенний лес, который сами и создаем в своей группе. Уровень и объем содержания планируется с учетом интереса детей. Возник интерес к тому, что белка сушит на зиму грибы, и я приношу пакетик сухих грибов, потому что мои ребята не представляют, что такое сушеный гриб. Честно сказать, сама бы я не додумалась, что это надо объяснять детям  младшей группы. Вопрос об этом возник у ребенка. Он никогда не видел сушеных грибов. Вот вам и маленькие и несмышленые. В заключении хочу сказать все еще сомневающимся коллегам: больше доверяйте своим детям, верьте в них, учитесь наблюдать и выявлять их интересы, и тогда совместное планирование в младших группах не будет казаться вам чем-то запредельно сложным. А если все еще не верите – приглашаю к нам на детский совет. Совместное планирование как средство формирования детской активности и инициативы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы по теме: Детский туризм как средство экологического и познавательного развития детей дошкольного возраста.

Представлен опыт работы по организации эколого-туристической деятельности с детьми старшего дошкольного возроста. Раскрываются оспекты организации сотруднечества с семьей в раммках реализации данного ...

Сообщение из опыта работы на методическом объединении «Преемственность дошкольного и начального уровней образования в процессе познавательного развития младших дошкольников посредством использования проектной технологии»

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Поэтому решение задачи  преемственности дошкольного и начального уровней образования относится к числу ...

Обобщение опыта работы по теме «Музыкально-дидактические игры и пособия как средство развития интереса дошкольников к восприятию музыки»

Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на развитие личности ребенка. Через приобщение к музыкальному искусству в дошкольнике активизируется творческий потенциал, происходит развитие и...

Сообщение из опыта работы на тему: «Внедрение понятия Экологической тропы, как формы экологического воспитания младших дошкольников».(для воспитателей)

Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно детей дош...

Сообщение из опыта работы на тему: «Внедрение понятия Экологической тропы, как формы экологического воспитания младших дошкольников».(для воспитателей)

Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно детей дош...

«Театрализованная деятельность, как эффективное средство развития речи дошкольников» Презентация опыта работы на зональном семинаре -практикуме

Театрализованная деятельность один из   самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Развивать речь детей в дет...

Сообщение из опыта работы «Преемственность дошкольного и начального уровней образования в процессе познавательного развития младших дошкольников посредством использования проектной технологии"

laquo;Преемственность дошкольного и начального уровней образования в процессе познавательного развития младших дошкольников посредством использования проектной  технологии». &la...