Проект Чудеса Матушки Зимы
проект (старшая группа) на тему
Познавательно-исследовательский в старшей группекомпенсирующейнаправленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chudesa_matushki_zimy.docx | 185.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Чудеса
Матушки – Зимы
Сердюкова И.В.
Январь 2016 год
Проект «Чудеса Матушки – Зимы»
Участники: Дети старшей группы компенсирующей направленности, родители, музыкальный работник.
Сроки реализации проекта: одна неделя с 20 – по 26 января.
Тип проекта:
- по числу детей – групповой
- по доминирующему методу – познавательно-исследовательский
- по образовательным областям - Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
- по продолжительности – средней продолжительности.
Актуальность: В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений развития и образования детей является познавательное развитие, а одним из целевых ориентиров является проявление любознательности, стремление наблюдать, экспериментировать. Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. Проект познакомит детей с разными свойствами снега и льда при опытах с целью развития интереса к познавательно-исследовательской деятельности. Ребёнок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой в ходе наблюдений, игр и экспериментирований. Проект «Чудеса Матушки – Зимы» позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение работать в коллективе. Данный проект учит детей видеть красоту окружающего мира, даёт пережить радость открытий, побед и успеха.
Цель: Развитие познавательного интереса к зимним явлениям природы.
Задачи:
1. Образовательные:
- расширить знания детей о зиме, его признаках;
- знакомить с явлениями неживой природы: морозы, сильные ветры, идёт снег, метут метели, замёрзли водоёмы. Знакомить со свойствами снега и льда: белый, холодный, хрустящий, рассыпчатый, пушистый, липкий, прозрачный, хрупкий, скользкий, мокрый;
- формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования со снегом и льдом;
- формировать представления детей о безопасном поведении зимой во время прогулки;
- расширять и активизировать словарный запас детей;
2. Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, познавательную активность, инициативу;
- развивать речь, память, внимание;
- развивать творческие способности детей, побуждать детей участвовать в лепке поделок из снега;
- развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности.
3. Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью других детей (одеваться зимой тепло; опасно есть снег; нельзя кидать снег в лицо другим);
- воспитывать умение замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т. д.
Ожидаемые результаты:
- расширение знаний детей о зиме;
- формирование любознательности, развитие интереса к наблюдению за объектами и явлениями природы;
- формирование познавательных действий и положительной мотивации к экспериментированию;
- развитие творческих способностей детей;
- приобщение детей к здоровому образу жизни;
- формирование активности и заинтересованности в образовательном процессе детей у родителей.
Обеспечение интеграции образовательных областей:
Физическое развитие: Совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами. Развивать физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, мелкую моторику рук, поддерживать интерес детей к зимним видам спорта, к активному здоровому образу жизни. Знакомить с основами здорового образа жизни, прививать навыки культуры общения и культуры поведения, формировать умение одеваться по сезону на улицу.
Социально – коммуникативное развитие: формировать навык ролевого поведения при проведении игр и умение объединяться в игре со сверстниками, считаться с интересами товарищей; приучать самостоятельно готовить свое рабочее место к НОД и убирать его после НОД; формировать навыки безопасного поведения при проведении подвижных игр, забав.
Познавательное развитие: Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Научить самостоятельно находить их и устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных. Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, развивать наблюдательность, мышление, внимание, познавательную активность.
Речевое развитие: Уточнить признаки зимы. Упражнять в составлении предложений, рассказов, описания картин на тему «Зима». Активизировать словарь по данной теме.
Художественно – эстетическое развитие: Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты зимней природы в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах. Закреплять навыки работы с кистью, ножницами и бумагой, развивать мелкую моторику;
продолжать развивать интерес к музыке, развивать песенное творчество, совершенствовать музыкальную память, способствовать развитию навыков ритмичного движения, поощрять творческую активность, эмоциональную отзывчивость.
Взаимодействие с родителями:
- Оформление папки – передвижки «Наблюдаем за снегом»
- Консультация для родителей «Зимние травмы».
- Оформление фотовыставки «Не боимся мы мороза»
Ожидаемые результаты:
- расширение знаний детей о зиме;
- формирование любознательности, развитие интереса к наблюдению за объектами и явлениями природы;
- формирование познавательных действий и положительной мотивации к экспериментированию;
- развитие творческих способностей детей;
- приобщение детей к здоровому образу жизни;
- формирование активности и заинтересованности в образовательном процессе детей у родителей.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный – изучение методической литературы, Интернет-ресурсов, постановка цели, задач, разработка проекта, выбор форм и методов работы с детьми, определение содержания работы, изучение условий для проведения проекта, определение и формулировка ожидаемых результатов.
- Организационный – НОД, досуг, беседа, подвижные игры и упражнения, наблюдения в природе, опыты со снегом и льдом, художественное творчество детей, оформление наглядной агитации для родителей.
- Результативный – организация выставки детского творчества «Снежинка», «Зимняя картинка», «Зимняя береза», «Морозные узоры» оформление фотоотчета - стенгазета, презентация проекта.
План проведения проекта «Чудеса Матушки – Зимы».
Среда
- Беседа «Что такое снег?»
- Наблюдение за тем как идет снег.
- Пальчиковая гимнастика «Белый пух»
- Чтение «Встреча зимы» И. Никитин
- Опыты «Почему снег мягкий?», «Где лучики?»
- Подвижная игра «Мороз – Красный нос»
- Дидактическая игра «Сложи снежинку»
- Художественное творчество «Снежинка» - лепка
- Слушание «Танец снежинок» Чайковский
Четверг
- Беседа «Что такое лед?»
- Наблюдение за ледяными узорами на стекле.
- Пальчиковая гимнастика «Зимой»
- Чтение «Первый снег» Е. Трутнева
- Опыты «Сравнение: свойства снега и льда»
- Подвижная игра «Катание на санках»
- Дидактическая игра «Найди две одинаковые снежинки»
- Художественное творчество «Снежинка» - рисование
- Слушание «Вальс снежинок» из мультфильма Анастасия
Пятница
- Беседа «В чем смысл пословицы «Мороз не велик, да стоять не велит»»
- Наблюдение за формой снежинок.
- Пальчиковая гимнастика «Пришла зима»
- Чтение «Четыре художника «Зима»
- Опыты «Почему снег греет?», «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?»
- Подвижная игра «Попади в цель снежком»
- Дидактическая игра «Сложи снеговика»
- Художественное творчество «Зимняя картинка» аппликация
- Слушание «Метель» Г. Свиридов
Понедельник
- Беседа «Растут ли деревья зимой?»
- Наблюдение за деревьями
- Пальчиковая гимнастика «Елочка»
- Чтение «Снегурочка» РНС
- Опыты «Ледяной дом», «Ледяной секретик»
- Подвижная игра «Ловишка со снежком»
- Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
- Художественное творчество «Зимняя береза» рисование
- Слушание «Зимняя сказка»
Вторник
- Беседа «За что ты любишь зиму?»
- Наблюдение за погодой
- Пальчиковая гимнастика «Снеговик», «Мы во двор пришли гулять»
- Чтение «Летят снежные пушинки» В. Архангельский
- Опыты «Замерзание жидкостей», «Откуда берется иней?»
- Подвижная игра «Два Мороза»
- Дидактическая игра «Когда это бывает?»
- Художественное творчество «Морозные узоры» аппликация
- Слушание «Почему медведь зимою спит»
Достигнутые результаты
- дети имеют представление о зиме, её признаках, знают о свойствах снега и льда;
- дети проявляют интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы, научились замечать изменения в природе;
- расширилась познавательная активность детей, они с интересом проводили опыты;
- развились творческие способности детей в продуктивной и в музыкально-художественной деятельности;
- дети стали более раскрепощёнными и самостоятельными;
- дети и родители знакомы с правилами безопасного поведения на природе зимой;
- родители были вовлечены в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепилась заинтересованность в сотрудничестве с детским садом;
- дана положительная оценка родителей о проведённой работе.
Используемая литература:
- «От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2014.
2. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И. Е. Аверина. – 4-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 144 с.
3. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
4. Организация исследовательской деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : АРКТИ, 2008. — 64 с.
Приложение 1
Пальчиковая гимнастика
Белый пух
Сыплет белый, снежный пух. - Плавно опускаем кисти рук
сверху вниз.
Устилает все вокруг. - Разводим руки в разные стороны
Пух на шапках - Поочередно загибаем пальцы.
Пух на шубках,
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно — ух! - Щекочем себя и встряхиваемся.
Кто щекочет — пух! - Ладошки перед собой, дуем на них.
Ветер тучу-мельницу - Крутим ручками, словно мельница
в одну сторону
Крутит во весь дух, - Крутим ручками в другую сторону.
И на землю стелется
Белый-белый пух. Встряхиваем ладошки
Зимой
Снег пушистый лег на ветки - Изображаем деревья: поднимаем руки,
растопыриваем пальцы, изображая ветви дерева
И гулять бегут все детки. - Указательный и средний пальцы обеих рук
«бегут» по столу, как ножки
Лепят бабу под окном, - Делаем «колечки» правой и левой рукой
и устанавливаем их одно над другим
Дружно катят снежный ком. - Соединяем кончики пальцев рук так,
чтобы получились «шарики»
Лыжи, - Скользить по столу ладонями вперед-назад.
Санки - Ладони положить на стол вплотную друг к другу
и совершать синхронные движения вперед-назад.
И коньки - Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад
по столу в противофазе.
Мчатся наперегонки.
Пришла зима
Пришла зима. Развести руки в стороны, показывая вокруг себя
Стало холодно. Обхватить руками себя за плечи и поежиться
Ударили морозы. Стукнуть правым кулаком по левой ладони
Реки покрылись льдом. Вытянуть руки перед грудью и развести их
в разные стороны
Пошел снег. Руки поднять вверх, а затем
плавными зигзагообразными движениями, не спеша, опускать их
вниз
Он падал белыми пушистыми хлопьями на землю, Изобразить сугробы
На дома, Соединить руки у себя над головой так,
чтобы получилась «крыша»
На деревья, Согнуть руку в локте и поднять ее, пальцы
растопырить, изобразив ветви дерева
На людей. Положить руки себе на голову
Ёлочка
Зелененькая елочка Ладони расположены под углом друг к другу,
пальцы переплетены и выпрямлены.
Колючие иголочки. Руки перед собой, пошевелить пальчиками
Ветки распушила Руки опустить и потрясти ими
Снежком припорошила Погладить себя обеими руками
Снеговик
Мы слепили снежный ком - лепим двумя руками комок,
Шляпу сделали на нем - соединяем руки в кольцо и
кладем на голову,
Нос приделали и вмиг - приставляем кулачки к носу,
Получился снеговик - обрисовываем двумя руками
фигуру снеговика.
Мы во двор пришли гулять
Раз, два, три, четыре, пять - Загибаем пальчики по одному
Мы во двор пришли гулять. - «Идём» по столу указательным и
средним пальчиками
Бабу снежную лепили, - «Лепим» комок двумя ладонями
Птичек крошками кормили, - «Крошим хлеб»
С горки мы потом катались, - Проводим указательным пальцем
правой руки по ладони левой руки
А ещё в снегу валялись. - Кладём ладошки на стол то одной
стороной, то - другой
И снежками мы кидались - Имитируем движения по тексту
Все в снегу домой пришли. - Отряхиваем ладошки
Съели суп - Движения воображаемой ложкой
И спать легли. - Кладём ладошки под щёчку.
Приложение 2
«Встреча зимы» И. Никитин
Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.
...В полдень дождь перестал
И, что белый пушок,
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, -
Где угодно гуляй:
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, -
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
«Первый снег» Е. Трутнева
Что такое за окном?
Он про снег сказать хотел
Сразу в доме посветлело!
И про то, что зиму встретил.
Это снег лежит ковром,
Нарядилась и рябина
Самый первый, самый белый!
В белый праздничный наряд.
Вот о чем всю ночь свистел
Только гроздья на вершине
За моим окошком ветер!
Ярче прежнего горят.
«Четыре художника «Зима» Георгий Скребицкий
Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень; сошлись да и заспорили: кто из них лучше рисует? Спорили-спорили и порешили в судьи выбрать Красное Солнышко: «Оно высоко в небе живёт, много чудесного на своём веку повидало, пусть и рассудит нас».
Согласилось Солнышко быть судьёй. Принялись живописцы за дело.
Первой вызвалась написать картину Зимушка-Зима.
«Только Солнышко не должно глядеть на мою работу,— решила она.— Не должно видеть её, пока не закончу».
Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день всё кругом разукрасила.
Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам — то тут, то там свою волшебную картину исправит.
Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да и сдул белую шапку. Нужно её снова надеть. А вон меж кустов серый зайчишка крадётся. Плохо ему, серенькому: на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься.
«Оденься и ты, косой, в белую шубку,— решила Зима,— тогда уж тебя на снегу не скоро заметишь».
А Лисе Патрикеевне одеваться в белое незачем. Она в глубокой норе живёт, под землёй от врагов прячется. Её только нужно покрасивее да потеплее нарядить.
Чудесную шубку припасла ей Зима, просто на диво: вся ярко-рыжая, как огонь горит! Поведёт лиса пушистым хвостом, будто искры рассыплет по снегу.
Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!»
Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.
А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.
И на рябинку, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.
Под деревьями Зима расписала весь снег узором разных следов и следочков. Тут и заячий след: спереди рядом два больших отпечатка лап, а позади — один за другим — два маленьких; и лисий — будто по ниточке выведен: лапка в лапку, так цепочкой и тянется; и серый волк по лесу пробежал, тоже свои отпечатки оставил. А вот медвежьего следа нигде не видать, да и не мудрено: устроила Зимушка-Зима Топтыгину в чаще леса уютную берлогу, сверху укрыла мишеньку толстым снеговым одеялом: спи себе на здоровье! А он и рад стараться — из берлоги не вылезает. Поэтому медвежьего следа в лесу и не видать.
Но не одни только следы зверей виднеются на снегу. На лесной полянке, там, где торчат зелёные кустики брусники, черники, снег, будто крестиками, истоптан птичьими следочками. Это лесные куры — рябчики и тетерева — бегали здесь по полянке, склёвывали уцелевшие ягоды.
Да вот они и сами: чёрные тетерева, пёстрые рябчики и тетёрки. На белом снегу как все они красивы!
Хороша получилась картина зимнего леса, не мёртвая, а живая! То серая белка перескочит с сучка на сучок, то пёстрый дятел, усевшись на ствол старого дерева, начнёт выколачивать семена из сосновой шишки. Засунет её в расщелину и ну клювом по ней колотить!
Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина седой чародейки — Зимы. Можно её и Солнышку показать.
Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины... А под его ласковым взглядом всё кругом ещё краше становится.
Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.
Чудесная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь.
Любуется Солнышко картиной Зимы, любуется месяц, другой — глаз от неё оторвать не может.
Всё ярче сверкают снега, всё радостнее, веселее кругом. Уж и сама Зима не в силах выдержать столько тепла и света. Приходит пора уступать место другому художнику.
«Ну что ж, поглядим, сумеет ли он написать картину краше моей,— ворчит Зима.— А мне пора и на отдых».
Приступил к работе другой художник — Весна-Красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?
Вот стоит перед ней лес — хмурый, унылый.
«А дай-ка я разукрашу его по-своему, по- весеннему! »
Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветви берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные серёжки.
День за днём всё наряднее пишет свою картину Весна.
На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы.
Ещё рисует день и другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И на лесной опушке, тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.
Посреди луговины уже зеленеет трава. А на самых сырых местах, как золотые шары, распустились цветы калужницы.
Всё оживает кругом. Почуя тепло, выползают из разных щёлок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле зелёных берёзовых веток. Первые пчёлы и бабочки летят на цветы.
А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждой из них Весна-Красна придумала важное дело. Вместе с птицами строит Весна уютные гнёздышки.
Вот на сучке берёзы, возле ствола,— гнездо зяблика. Оно как нарост на дереве — сразу и не заметишь. А чтобы сделать его ещё незаметнее, в наружные стенки гнезда вплетена белая берёзовая шкурка. Славное получилось гнёздышко!
Ещё лучше гнездо у иволги. Точно плетёная корзиночка, подвешено оно в развилке ветвей.
А длинноносый красавец зимородок смастерил свой птичий домик в обрывистом берегу реки: выкопал клювом норку, в ней и устроил гнёздышко; только выстлал его внутри не пухом, а рыбьими косточками и чешуёй. Недаром же зимородка искуснейшим рыболовом считают.
Но, конечно, самое замечательное гнёздышко придумала Весна-Красна для одной маленькой рыжеватой птички. Висит над ручьём на гибкой ольховой ветке бурая рукавичка. Соткана рукавичка не из шерсти, а из тонких растений. Соткали её своими клювами крылатые рукодельницы — птички, по прозвищу ремезы. Только большой палец у рукавички птицы не довязали; вместо него дырочку оставили — это вход в гнездо.
И много ещё других чудесных домишек для птиц и зверей придумала затейница Весна!
Бегут дни за днями. Неузнаваема стала живая картина лесов и полей.
А что это копошится в зелёной траве? Зайчата. Им отроду всего только второй день, но какие уже молодцы: во все стороны поглядывают, усами поводят; ждут свою мать-зайчиху, чтобы их молоком накормила.
Этими малышами и решила Весна-Красна закончить свою картину. Пусть Солнышко поглядит на неё да порадуется, как всё оживает кругом; пусть рассудит: можно ли написать картину ещё веселее, ещё наряднее?
Выглянуло Солнышко из-за синей тучки, выглянуло и залюбовалось. Сколько оно по небу ни хаживало, сколько дива-дивного не видывало, а такой красоты ещё никогда не встречало. Смотрит оно на картину Весны, глаз оторвать не может. Смотрит месяц, другой...
Давно уже отцвели и осыпались белым снегом цветы черёмухи, яблонь и груш; давно уже на месте прозрачной весенней лужи зеленеет трава; в гнёздах у птиц вывелись и покрылись пёрышками птенцы; крохотные зайчата уже стали молодыми шустрыми зайцами...
Уж и сама Весна не может узнать своей картины. Что-то новое, незнакомое появилось в ней. Значит, пришла пора уступить своё место другому художнику-живописцу.
«Погляжу, нарисует ли этот художник картину радостней, веселей моей,— говорит Весна.— А потом полечу на север, там ждут меня не дождутся».
Приступило к работе Жаркое Лето. Думает, гадает, какую бы ему картину нарисовать, и решило: «Возьму-ка я краски попроще, да зато посочнее». Так и сделало.
Сочной зеленью расписало Лето весь лес; зелёной краской покрыло луга и горы. Только для речек и для озёр взяло прозрачную, ярко-синюю.
«Пусть,— думает Лето,— в моей картине всё будет спелым, созревшим». Заглянуло оно в старый фруктовый сад, поразвесило на деревьях румяные яблоки, груши, да так постаралось, что даже ветви не выдержали — наклонились до самой земли.
В лесу под деревьями, под кустами рассадило Лето много-много разных грибов. Каждому грибку своё место облюбовало.
«Пускай в светлом березняке,— решило Лето,— растут подберёзовики с серыми корешками в коричневых шапочках, а в осиннике — подосиновики». Их нарядило Лето в оранжевые и жёлтые шапочки.
Немало ещё самых различных грибов появилось в тенистом лесу: сыроежки, волнушки, маслята... А на полянах, будто цветы расцвели, раскрыли свои ярко-красные зонтики мухоморы.
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.
Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.
«Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика.
Глядит, а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».
Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный... Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.
Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.
Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, свезла на гумна, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.
Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток... А там, глядишь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы — лебеди; летят, машут крыльями, словно платками, шлют прощальный привет родным местам.
Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся.
Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука — в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу — сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.
Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут, к зиме готовятся, некогда им даром время терять.
Спешит, торопится Осень, всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листвы. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.
Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее.
Довольна Осень своей работой, можно её и Красному Солнышку показать.
Выглянуло Солнышко из-за сизой тучки, и под его ласковым взглядом сразу повеселела, заулыбалась хмурая картина Осени.
Словно золотые монетки, заблестели на голых сучьях последние листья берёз. Ещё синее стала река, окаймлённая жёлтыми камышами, ещё прозрачней и шире — заречные дали, ещё бескрайней — просторы родной земли.
Смотрит Красное Солнышко, глаз оторвать не может. Чудесная получилась картина, только кажется, будто что-то в ней не закончено, будто ждут чего-то притихшие, омытые осенним дождём поля и леса. Ждут не дождутся голые ветви кустов и деревьев, когда придёт новый художник и оденет их в белый пушистый убор.
А художник этот уже недалеко. Уже настаёт черёд Зимушке-Зиме новую картину писать.
Так и трудятся по очереди четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. И у каждого из них по-своему хорошо получается. Никак Солнышко не решит, чья же картина лучше. Кто наряднее разукрасил поля, леса и луга? Что красивее: белый сверкающий снег или пёстрый ковёр весенних цветов, сочная зелень Лета или жёлтые, золотистые краски Осени?
А может быть, всё хорошо по-своему? Если так, тогда волшебникам-живописцам и спорить не о чем; пусть себе каждый из них рисует картину в свой черёд. А мы посмотрим на их работу да полюбуемся.
«Летят снежные пушинки» В. Архангельский
Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями! Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками. Маленькие льдинки в высоком небе - это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой - в снежинки. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья.
Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок
Получается снежок.
Мы деревья побелили -
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Налетел ветерок
И умчался весь снежок.
Приложение 3
Опыты
Опыт № 1. Почему снег мягкий?
Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.
Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.
Ход. Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?
Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.
Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит.
Опыт № 2. Где лучики?
Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.
Ход. Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.
Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.
Опыт № 3 Сравнение свойств снега и льда
Презентация
«Определение цвета».
- Какого цвета снег? (белый)
- Какого цвета лёд? (бесцветный)
Если ребенок называет: белый, голубой, серый - покажите ему эти цвета и сравните их со льдом.
«Определение прозрачности».
Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Под снегом не видно. Значит лёд прозрачный, а снег - непрозрачный).
«Определение хрупкости» (по возможности провести на улице)
Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лёд? Я «случайно» уронила лёд, что с ним случилось? (он раскололся, он - хрупкий).
«Воздействие температуры».
Давайте посмотрим на снег и лёд, которые были в стаканах. Что с ними случилось пока мы играли? (Они растаяли) Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под действием мороза.
Опыт № 4 Почему снег греет?
Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.
Материал. Лопатки, две бутылки с тёплой водой.
Ход. Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло) .
Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.
Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.
Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим.
Опыт № 5. Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?
Цель. Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).
Материалы. Подносы для снеговых фигурок.
Ход. На прогулке спросить у детей, где живут Дед Мороз и Снегурочка? (Там, где холодно – на Севере; им хорошо, когда холодно). Предложить детям вылепить маленькие фигурки Деда Мороза и Снегурочки, и внести их в группу. Деда Мороза закутать меховой тканью, а Снегурочку оставить на подносе. Через несколько минут Снегурочка станет таять, а Дед Мороз будет таким же прочным, каким его принесли. Дети высказывают предположения: шуба защищает от тепла комнаты, снежный Дед Мороз не растаял. Дети выясняют, что Дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах и тем самым, спасаются от тепла.
Вывод. Одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.
Иногда после вьюжной, холодной погоды, вдруг заиграет яркое солнце. Снег становится мокрым, тяжёлым. Из такого снега можно слепить всё что угодно.
Опыт № 6 Ледяной дом
Цель. Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.
Материал. Лопатки, свеча, вода, ведёрки.
Ход. Опираясь на знание детей о жителях Севера, предложить им построить небольшой ледяной дом на участке детского сада. Для этого, каждый ребёнок должен сделать несколько «кирпичей» из снежного «теста» (снег и вода). Кирпичи укладываются в ряд, а каждый ряд должен быть на 3-4 кирпичика меньше. Так получается полусфера. Когда постройка будет готова, зажечь внутри неё свечу; кирпичики немного подтают и прочно скрепятся между собой. Постройку можно использовать для сюжетно-ролевых игр.
Вывод. Из снега можно построить даже дом, используя воду и лопатки.
Опыт № 7 Ледяной секретик
Цель. Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.
Материал. Заранее подготовленный «ледяной секретик», картинки с различными ситуациями детей на льду (дети находятся на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают).
Ход. Загадать детям загадку: «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно». (Лёд).
Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом надпись. Вместе читают: «Будь осторожен на льду!». Дети отмечают, что читать легко, так как лёд прозрачный. Предлагает достать записку из-под льда. Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки.
Вывод. Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.
Дети старшего дошкольного возраста часто задают вопросы, откуда берутся: снег, дождь, роса, иней. Можно объяснить это на опыте. А сначала прочитать стихотворение А. Калинчук «Зима»:
Стоят деревья в инее –
То белые, то синие.
Столбами синеватыми
Стоят дымки над хатами.
И всё на свете в инее –
То белое, то синее.
Опыт № 8 Замерзание жидкостей
Цель: Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.
Материал: Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.
Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.
Вывод. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительное время замерзания.
Опыт № 9. Откуда берётся иней?
Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.
Материал. Термос с горячей водой, тарелка.
Ход. На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.
Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Чудеса Матушки-Зимы". Опыты и эксперименты на прогулке в старшей группе.
Статья отражает опыт работы по организации образовательной деятельности детей на прогулке в соответствии с Федеральными требованиями; варианты интеграции образовательных областей. Представлены способы...
Презентация образовательного проекта в ДОУ "Белые странички матушки зимы"
Презентация проекта поможет педагогам ДОУ запланировать работу по теме "Зима" с детьми и родителями. По предлагаемым формам работы можно провести уникальную деятельность....
ПРОЕКТ «ПРОКАЗЫ МАТУШКИ ЗИМЫ»
Проект разработан с целью расширения представлений дошкольников о зимних природных явлениях через познавательно – исследовательскую деятельность....
Опыты "Чудеса Матушки Зимы"
Детское эксперементирование очень важно для образовательного процесса, а еще детям просто нравится проводить различные опыты. Здесь собраны самые интересные из них....
Проект « Забавы Матушки Зимы» (проект совместной деятельности воспитателей, родителей и детей)
проект совместной деятельности воспитателей, родителей и детей...
Проект «Проделки Матушки – Зимы»
В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений развития и образования детей является познавательное развитие, а одним из целевых ориентиров является проявление любознательности, стремление наблюдать, э...
Краткосрочный (недельный) проект «Проводы матушки-Зимы»
Недельный краткосрочный проект...