Проект Чудеса Матушки Зимы
проект (старшая группа) на тему

Сердюкова Ирина Васильевна

Познавательно-исследовательский в старшей группекомпенсирующейнаправленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chudesa_matushki_zimy.docx185.11 КБ

Предварительный просмотр:

G:\Фотографии\Новогодние\рамка.jpg

Проект

 

           Чудеса

 Матушки – Зимы

Сердюкова И.В.

Январь 2016 год

Проект «Чудеса Матушки – Зимы»

Участники: Дети старшей группы компенсирующей направленности, родители, музыкальный работник.

Сроки реализации проекта: одна неделя с 20 – по 26 января.

Тип проекта:

  • по числу детей – групповой
  • по доминирующему методу – познавательно-исследовательский
  • по образовательным областям - Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
  • по продолжительности – средней продолжительности.

Актуальность: В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений развития и образования детей является познавательное развитие, а одним из целевых ориентиров является проявление любознательности, стремление наблюдать, экспериментировать. Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. Проект познакомит детей с разными свойствами снега и льда при опытах с целью развития интереса к познавательно-исследовательской деятельности. Ребёнок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой в ходе наблюдений, игр и экспериментирований. Проект «Чудеса Матушки – Зимы» позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение работать в коллективе. Данный проект учит детей видеть красоту окружающего мира, даёт пережить радость открытий, побед и успеха.

Цель: Развитие познавательного интереса к зимним явлениям природы.

Задачи:

1. Образовательные:

- расширить знания детей о зиме, его признаках;

- знакомить с явлениями неживой природы: морозы, сильные ветры, идёт снег, метут метели, замёрзли водоёмы. Знакомить со свойствами снега и льда: белый, холодный, хрустящий, рассыпчатый, пушистый, липкий, прозрачный, хрупкий, скользкий, мокрый;

- формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования со снегом и льдом;

- формировать представления детей о безопасном поведении зимой во время прогулки;

- расширять и активизировать словарный запас детей;

2. Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, познавательную активность, инициативу;

- развивать речь, память, внимание;

- развивать творческие способности детей, побуждать детей участвовать в лепке поделок из снега;

- развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности.

3. Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью других детей (одеваться зимой тепло; опасно есть снег; нельзя кидать снег в лицо другим);

- воспитывать умение замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т. д.

Ожидаемые результаты:

- расширение знаний детей о зиме;

- формирование любознательности, развитие интереса к наблюдению за объектами и явлениями природы;

- формирование познавательных действий и положительной мотивации к экспериментированию;

- развитие творческих способностей детей;

- приобщение детей к здоровому образу жизни;

- формирование активности и заинтересованности в образовательном процессе детей у родителей.

Обеспечение интеграции образовательных областей:

Физическое развитие: Совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами. Развивать физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, мелкую моторику рук, поддерживать интерес детей к зимним видам спорта, к активному здоровому образу жизни. Знакомить с основами здорового образа жизни, прививать навыки культуры общения и культуры поведения, формировать умение одеваться по сезону на улицу.

Социально – коммуникативное развитие: формировать навык ролевого поведения при проведении игр и умение объединяться в игре со сверстниками, считаться с интересами товарищей; приучать самостоятельно готовить свое рабочее место к НОД и убирать его после НОД; формировать навыки безопасного поведения при проведении подвижных игр, забав.

Познавательное развитие: Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Научить самостоятельно находить их и устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных. Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, развивать наблюдательность, мышление, внимание, познавательную активность.

Речевое развитие: Уточнить признаки зимы. Упражнять в составлении предложений, рассказов, описания картин на тему «Зима». Активизировать словарь по данной теме.

Художественно – эстетическое развитие: Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты зимней природы в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах. Закреплять навыки работы с кистью, ножницами и бумагой, развивать мелкую моторику; 

продолжать развивать интерес к музыке, развивать песенное творчество, совершенствовать музыкальную память, способствовать развитию навыков ритмичного движения, поощрять творческую активность, эмоциональную отзывчивость.

Взаимодействие  с родителями:

  • Оформление папки – передвижки «Наблюдаем за снегом»
  • Консультация для родителей «Зимние травмы».
  • Оформление фотовыставки «Не боимся мы мороза»

Ожидаемые результаты:

- расширение знаний детей о зиме;

- формирование любознательности, развитие интереса к наблюдению за объектами и явлениями природы;

- формирование познавательных действий и положительной мотивации к экспериментированию;

- развитие творческих способностей детей;

- приобщение детей к здоровому образу жизни;

- формирование активности и заинтересованности в образовательном процессе детей у родителей.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный – изучение методической литературы, Интернет-ресурсов, постановка цели, задач, разработка проекта, выбор форм и методов работы с детьми, определение содержания работы, изучение условий для проведения проекта, определение и формулировка ожидаемых результатов.
  2. Организационный – НОД, досуг, беседа, подвижные игры и упражнения, наблюдения в природе, опыты со снегом и льдом, художественное творчество детей, оформление наглядной агитации для родителей.
  3. Результативный – организация выставки детского творчества «Снежинка», «Зимняя картинка», «Зимняя береза», «Морозные узоры» оформление фотоотчета - стенгазета, презентация проекта.

        

           План проведения проекта «Чудеса Матушки – Зимы».

                                                 Среда

  1. Беседа «Что такое снег?»
  2. Наблюдение за тем как идет снег.
  3. Пальчиковая гимнастика «Белый пух»
  4. Чтение «Встреча зимы» И. Никитин
  5. Опыты «Почему снег мягкий?», «Где лучики?»
  6. Подвижная игра «Мороз – Красный нос»
  7. Дидактическая игра «Сложи снежинку»
  8. Художественное творчество «Снежинка» - лепка
  9. Слушание «Танец снежинок» Чайковский

                                        Четверг

  1.   Беседа «Что такое лед?»
  2. Наблюдение за ледяными узорами на стекле.
  3. Пальчиковая гимнастика «Зимой»
  4. Чтение «Первый снег» Е. Трутнева
  5. Опыты «Сравнение: свойства снега и льда»
  6. Подвижная игра «Катание на санках»
  7. Дидактическая игра «Найди две одинаковые снежинки»
  8. Художественное творчество «Снежинка» - рисование
  9. Слушание «Вальс снежинок» из мультфильма Анастасия

                                               Пятница

  1.  Беседа «В чем смысл пословицы «Мороз не велик, да стоять не велит»»
  2. Наблюдение за формой снежинок.
  3. Пальчиковая гимнастика «Пришла зима»
  4. Чтение «Четыре художника «Зима»
  5. Опыты «Почему снег греет?», «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?»
  6. Подвижная игра «Попади в цель снежком»
  7. Дидактическая игра «Сложи снеговика»
  8. Художественное творчество «Зимняя картинка» аппликация
  9. Слушание «Метель» Г. Свиридов

                                              Понедельник

  1. Беседа «Растут ли деревья зимой?»
  2. Наблюдение за деревьями
  3. Пальчиковая гимнастика «Елочка»
  4. Чтение «Снегурочка» РНС
  5. Опыты «Ледяной дом», «Ледяной секретик»
  6. Подвижная игра «Ловишка со снежком»
  7. Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
  8. Художественное творчество «Зимняя береза» рисование
  9. Слушание «Зимняя сказка»

                                          Вторник

  1. Беседа «За что ты любишь зиму?»
  2. Наблюдение за погодой
  3. Пальчиковая гимнастика «Снеговик», «Мы во двор пришли гулять»
  4. Чтение «Летят снежные пушинки» В. Архангельский
  5. Опыты «Замерзание жидкостей», «Откуда берется иней?»
  6. Подвижная игра «Два Мороза»
  7. Дидактическая игра «Когда это бывает?»
  8. Художественное творчество «Морозные узоры» аппликация
  9. Слушание «Почему медведь зимою спит»


   

        Достигнутые результаты

        

- дети имеют представление о зиме, её признаках, знают о свойствах снега и льда;

- дети проявляют интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы, научились замечать изменения в природе;

- расширилась познавательная активность детей, они с интересом проводили опыты;

- развились творческие способности детей в продуктивной и в музыкально-художественной деятельности;

- дети стали более раскрепощёнными и самостоятельными;

- дети и родители знакомы с правилами безопасного поведения на природе зимой;

- родители были вовлечены в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепилась заинтересованность в сотрудничестве с детским садом;

- дана положительная оценка родителей о проведённой работе.

Используемая литература:

  1. «От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2014.

2. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И. Е. Аверина. – 4-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 144 с.

3. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

4. Организация исследовательской деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : АРКТИ, 2008. — 64 с.

               

Приложение 1

Пальчиковая гимнастика

Белый пух

Сыплет белый, снежный пух. - Плавно опускаем кисти рук

сверху вниз.

Устилает все вокруг. - Разводим руки в разные стороны

 Пух на шапках - Поочередно загибаем пальцы. 

Пух на шубках,

Пух на бровках,

Пух на губках.

Как щекотно — ух! - Щекочем себя и встряхиваемся.

Кто щекочет — пух! - Ладошки перед собой, дуем на них.

Ветер тучу-мельницу - Крутим ручками, словно мельница

в одну сторону

Крутит во весь дух, - Крутим ручками в другую сторону. 

И на землю стелется

Белый-белый пух. Встряхиваем ладошки

Зимой

Снег пушистый лег на ветки - Изображаем деревья: поднимаем руки,

                                  растопыриваем пальцы, изображая ветви дерева

И гулять бегут все детки. - Указательный и средний пальцы обеих рук

                                  «бегут» по столу, как ножки

Лепят бабу под окном, - Делаем «колечки» правой и левой рукой

                                  и устанавливаем их одно над другим

Дружно катят снежный ком. - Соединяем кончики пальцев рук так,

                                 чтобы получились «шарики»

Лыжи, -                  Скользить по столу ладонями вперед-назад.

Санки -            Ладони положить на стол вплотную друг к другу

                              и совершать синхронные движения вперед-назад.

И коньки - Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад

                                  по столу в противофазе.

Мчатся наперегонки.

Пришла зима

Пришла зима.                       Развести руки в стороны, показывая вокруг себя

Стало холодно.                      Обхватить руками себя за плечи и поежиться

Ударили морозы.                         Стукнуть правым кулаком по левой ладони 

Реки покрылись льдом.          Вытянуть руки перед грудью и развести их

                                                 в  разные стороны

Пошел снег.                        Руки поднять вверх, а затем  

          плавными зигзагообразными  движениями, не спеша, опускать их

             вниз                                                                                                       

Он падал белыми пушистыми хлопьями  на землю,        Изобразить сугробы

На дома,                  Соединить руки у себя над головой так, 

                                  чтобы   получилась «крыша»

На деревья,             Согнуть руку в локте и поднять ее, пальцы

                                 растопырить, изобразив ветви дерева

На людей.                   Положить руки себе на голову

 Ёлочка

Зелененькая  елочка           Ладони расположены под углом друг к  другу,

                                              пальцы переплетены и выпрямлены.

Колючие иголочки.            Руки перед собой, пошевелить пальчиками

Ветки распушила               Руки опустить и потрясти ими

 

Снежком припорошила      Погладить себя обеими руками      

Снеговик

Мы слепили снежный ком - лепим двумя руками комок,

Шляпу сделали на нем - соединяем руки в кольцо и

                                          кладем на голову,

Нос приделали и вмиг - приставляем кулачки к носу,

Получился снеговик - обрисовываем двумя руками

                                       фигуру снеговика.

Мы во двор пришли гулять

Раз, два, три, четыре, пять - Загибаем пальчики по одному

Мы во двор пришли гулять. - «Идём» по столу указательным и

                                                    средним пальчиками

Бабу снежную лепили, - «Лепим» комок двумя ладонями

Птичек крошками кормили, - «Крошим хлеб»

С горки мы потом катались, - Проводим указательным пальцем

                                                   правой руки по ладони левой руки

А ещё в снегу валялись. - Кладём ладошки на стол то одной

                                               стороной, то - другой

И снежками мы кидались - Имитируем движения по тексту

 Все в снегу домой пришли. - Отряхиваем ладошки

Съели суп - Движения воображаемой ложкой

И спать легли. - Кладём ладошки под щёчку.

Приложение 2

«Встреча зимы» И. Никитин

Поутру вчера дождь 
В стёкла окон стучал, 
Над землёю туман 
Облаками вставал. 

...В полдень дождь перестал 
И, что белый пушок, 
Начал падать снежок. 

Ночь прошла. Рассвело. 
Нет нигде облачка. 
Воздух лёгок и чист, 
И замёрзла река. 

Здравствуй, гостья-зима! 
Просим милости к нам 
Песни севера петь 
По лесам и степям. 

Есть раздолье у нас, - 
Где угодно гуляй: 
Строй мосты по рекам 
И ковры расстилай. 

Нам не стать привыкать, - 
Пусть мороз твой трещит: 
Наша русская кровь 
На морозе горит!

«Первый снег» Е. Трутнева

Что такое за окном? 
Он про снег сказать хотел 
Сразу в доме посветлело! 
И про то, что зиму встретил. 
Это снег лежит ковром, 
         Нарядилась и рябина 
Самый первый, самый белый! 
         В белый праздничный наряд. 
      Вот о чем всю ночь свистел 
        Только гроздья на вершине 
       За моим окошком ветер! 
        Ярче прежнего горят.

«Четыре художника «Зима» Георгий Скребицкий

Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень; сошлись да и заспорили: кто из них лучше рисует? Спорили-спорили и порешили в судьи выбрать Красное Солнышко: «Оно высоко в небе живёт, много чудесного на своём веку повидало, пусть и рассудит нас».

Согласилось Солнышко быть судьёй. Принялись живописцы за дело.

Первой вызвалась написать картину Зимушка-Зима.

«Только Солнышко не должно глядеть на мою работу,— решила она.— Не должно видеть её, пока не закончу».

Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день всё кругом разукрасила.

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам — то тут, то там свою волшебную картину исправит.

Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да и сдул белую шапку. Нужно её снова надеть. А вон меж кустов серый зайчишка крадётся. Плохо ему, серенькому: на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься.

«Оденься и ты, косой, в белую шубку,— решила Зима,— тогда уж тебя на снегу не скоро заметишь».

А Лисе Патрикеевне одеваться в белое незачем. Она в глубокой норе живёт, под землёй от врагов прячется. Её только нужно покрасивее да потеплее нарядить.

Чудесную шубку припасла ей Зима, просто на диво: вся ярко-рыжая, как огонь горит! Поведёт лиса пушистым хвостом, будто искры рассыплет по снегу.

Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!»

Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.

И на рябинку, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.

Под деревьями Зима расписала весь снег узором разных следов и следочков. Тут и заячий след: спереди рядом два больших отпечатка лап, а позади — один за другим — два маленьких; и лисий — будто по ниточке выведен: лапка в лапку, так цепочкой и тянется; и серый волк по лесу пробежал, тоже свои отпечатки оставил. А вот медвежьего следа нигде не видать, да и не мудрено: устроила Зимушка-Зима Топтыгину в чаще леса уютную берлогу, сверху укрыла мишеньку толстым снеговым одеялом: спи себе на здоровье! А он и рад стараться — из берлоги не вылезает. Поэтому медвежьего следа в лесу и не видать.

Но не одни только следы зверей виднеются на снегу. На лесной полянке, там, где торчат зелёные кустики брусники, черники, снег, будто крестиками, истоптан птичьими следочками. Это лесные куры — рябчики и тетерева — бегали здесь по полянке, склёвывали уцелевшие ягоды.

Да вот они и сами: чёрные тетерева, пёстрые рябчики и тетёрки. На белом снегу как все они красивы!

Хороша получилась картина зимнего леса, не мёртвая, а живая! То серая белка перескочит с сучка на сучок, то пёстрый дятел, усевшись на ствол старого дерева, начнёт выколачивать семена из сосновой шишки. Засунет её в расщелину и ну клювом по ней колотить!

Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина седой чародейки — Зимы. Можно её и Солнышку показать.

Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины... А под его ласковым взглядом всё кругом ещё краше становится.

Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.

Чудесная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь.

Любуется Солнышко картиной Зимы, любуется месяц, другой — глаз от неё оторвать не может.

Всё ярче сверкают снега, всё радостнее, веселее кругом. Уж и сама Зима не в силах выдержать столько тепла и света. Приходит пора уступать место другому художнику.

«Ну что ж, поглядим, сумеет ли он написать картину краше моей,— ворчит Зима.— А мне пора и на отдых».

Приступил к работе другой художник — Весна-Красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?

Вот стоит перед ней лес — хмурый, унылый.

«А дай-ка я разукрашу его по-своему, по- весеннему! »

Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветви берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные серёжки.

День за днём всё наряднее пишет свою картину Весна.

На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы.

Ещё рисует день и другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И на лесной опушке, тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.

Посреди луговины уже зеленеет трава. А на самых сырых местах, как золотые шары, распустились цветы калужницы.

Всё оживает кругом. Почуя тепло, выползают из разных щёлок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле зелёных берёзовых веток. Первые пчёлы и бабочки летят на цветы.

А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждой из них Весна-Красна придумала важное дело. Вместе с птицами строит Весна уютные гнёздышки.

Вот на сучке берёзы, возле ствола,— гнездо зяблика. Оно как нарост на дереве — сразу и не заметишь. А чтобы сделать его ещё незаметнее, в наружные стенки гнезда вплетена белая берёзовая шкурка. Славное получилось гнёздышко!

Ещё лучше гнездо у иволги. Точно плетёная корзиночка, подвешено оно в развилке ветвей.

А длинноносый красавец зимородок смастерил свой птичий домик в обрывистом берегу реки: выкопал клювом норку, в ней и устроил гнёздышко; только выстлал его внутри не пухом, а рыбьими косточками и чешуёй. Недаром же зимородка искуснейшим рыболовом считают.

Но, конечно, самое замечательное гнёздышко придумала Весна-Красна для одной маленькой рыжеватой птички. Висит над ручьём на гибкой ольховой ветке бурая рукавичка. Соткана рукавичка не из шерсти, а из тонких растений. Соткали её своими клювами крылатые рукодельницы — птички, по прозвищу ремезы. Только большой палец у рукавички птицы не довязали; вместо него дырочку оставили — это вход в гнездо.

И много ещё других чудесных домишек для птиц и зверей придумала затейница Весна!

Бегут дни за днями. Неузнаваема стала живая картина лесов и полей.

А что это копошится в зелёной траве? Зайчата. Им отроду всего только второй день, но какие уже молодцы: во все стороны поглядывают, усами поводят; ждут свою мать-зайчиху, чтобы их молоком накормила.

Этими малышами и решила Весна-Красна закончить свою картину. Пусть Солнышко поглядит на неё да порадуется, как всё оживает кругом; пусть рассудит: можно ли написать картину ещё веселее, ещё наряднее?

Выглянуло Солнышко из-за синей тучки, выглянуло и залюбовалось. Сколько оно по небу ни хаживало, сколько дива-дивного не видывало, а такой красоты ещё никогда не встречало. Смотрит оно на картину Весны, глаз оторвать не может. Смотрит месяц, другой...

Давно уже отцвели и осыпались белым снегом цветы черёмухи, яблонь и груш; давно уже на месте прозрачной весенней лужи зеленеет трава; в гнёздах у птиц вывелись и покрылись пёрышками птенцы; крохотные зайчата уже стали молодыми шустрыми зайцами...

Уж и сама Весна не может узнать своей картины. Что-то новое, незнакомое появилось в ней. Значит, пришла пора уступить своё место другому художнику-живописцу.

«Погляжу, нарисует ли этот художник картину радостней, веселей моей,— говорит Весна.— А потом полечу на север, там ждут меня не дождутся».

Приступило к работе Жаркое Лето. Думает, гадает, какую бы ему картину нарисовать, и решило: «Возьму-ка я краски попроще, да зато посочнее». Так и сделало.

Сочной зеленью расписало Лето весь лес; зелёной краской покрыло луга и горы. Только для речек и для озёр взяло прозрачную, ярко-синюю.

«Пусть,— думает Лето,— в моей картине всё будет спелым, созревшим». Заглянуло оно в старый фруктовый сад, поразвесило на деревьях румяные яблоки, груши, да так постаралось, что даже ветви не выдержали — наклонились до самой земли.

В лесу под деревьями, под кустами рассадило Лето много-много разных грибов. Каждому грибку своё место облюбовало.

«Пускай в светлом березняке,— решило Лето,— растут подберёзовики с серыми корешками в коричневых шапочках, а в осиннике — подосиновики». Их нарядило Лето в оранжевые и жёлтые шапочки.

Немало ещё самых различных грибов появилось в тенистом лесу: сыроежки, волнушки, маслята... А на полянах, будто цветы расцвели, раскрыли свои ярко-красные зонтики мухоморы.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.

«Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика.

Глядит, а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный... Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.

Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, свезла на гумна, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.

Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток... А там, глядишь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы — лебеди; летят, машут крыльями, словно платками, шлют прощальный привет родным местам.

Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся.

Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука — в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу — сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.

Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут, к зиме готовятся, некогда им даром время терять.

Спешит, торопится Осень, всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листвы. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.

Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее.

Довольна Осень своей работой, можно её и Красному Солнышку показать.

Выглянуло Солнышко из-за сизой тучки, и под его ласковым взглядом сразу повеселела, заулыбалась хмурая картина Осени.

Словно золотые монетки, заблестели на голых сучьях последние листья берёз. Ещё синее стала река, окаймлённая жёлтыми камышами, ещё прозрачней и шире — заречные дали, ещё бескрайней — просторы родной земли.

Смотрит Красное Солнышко, глаз оторвать не может. Чудесная получилась картина, только кажется, будто что-то в ней не закончено, будто ждут чего-то притихшие, омытые осенним дождём поля и леса. Ждут не дождутся голые ветви кустов и деревьев, когда придёт новый художник и оденет их в белый пушистый убор.

А художник этот уже недалеко. Уже настаёт черёд Зимушке-Зиме новую картину писать.

Так и трудятся по очереди четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. И у каждого из них по-своему хорошо получается. Никак Солнышко не решит, чья же картина лучше. Кто наряднее разукрасил поля, леса и луга? Что красивее: белый сверкающий снег или пёстрый ковёр весенних цветов, сочная зелень Лета или жёлтые, золотистые краски Осени?

А может быть, всё хорошо по-своему? Если так, тогда волшебникам-живописцам и спорить не о чем; пусть себе каждый из них рисует картину в свой черёд. А мы посмотрим на их работу да полюбуемся.

            «Летят снежные пушинки» В. Архангельский

Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями! Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками. Маленькие льдинки в высоком небе - это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой - в снежинки. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. 
     Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья. 
    Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха. 


Мы снежинки, мы пушинки, 
Покружиться мы не прочь. 
Мы снежинки - балеринки, 
Мы танцуем день и ночь. 
Встанем вместе мы в кружок 
Получается снежок. 
Мы деревья побелили - 
Крыши пухом замели. 
Землю бархатом укрыли 
И от стужи сберегли. 
Налетел ветерок 
И умчался весь снежок.
 

Приложение 3

Опыты

 Опыт № 1.   Почему снег мягкий?

 

Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.

Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Ход. Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?

Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит.

Опыт № 2. Где лучики?

Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.

Ход. Дать детям понаблюдать за ветром.  Отметить его силу и направление при помощи вертушек.  Спросить  у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.

Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.

Опыт № 3 Сравнение свойств снега и льда

Презентация

«Определение цвета».

- Какого цвета снег? (белый)
- Какого цвета лёд? (бесцветный)
Если ребенок называет: белый, голубой, серый - покажите ему эти цвета и сравните их со льдом.

«Определение прозрачности».

Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Под снегом не видно. Значит лёд прозрачный, а снег - непрозрачный).

«Определение хрупкости» (по возможности провести на улице)

Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лёд? Я «случайно» уронила лёд, что с ним случилось? (он раскололся, он - хрупкий).

«Воздействие температуры».

Давайте посмотрим на снег и лёд, которые были в стаканах. Что с ними случилось пока мы играли? (Они растаяли) Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под действием мороза.

Опыт № 4 Почему снег греет?

 Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

Материал. Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Ход. Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло) .

Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим.

Опыт № 5. Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?

 Цель. Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

Материалы. Подносы для снеговых фигурок.

Ход. На прогулке спросить у детей, где живут Дед Мороз и Снегурочка? (Там, где холодно – на Севере; им хорошо, когда холодно). Предложить детям вылепить маленькие фигурки Деда Мороза и Снегурочки, и внести их в группу. Деда Мороза закутать меховой тканью, а Снегурочку оставить на подносе. Через несколько минут Снегурочка станет таять, а Дед Мороз будет таким же прочным, каким его принесли. Дети высказывают предположения: шуба защищает от тепла комнаты, снежный Дед Мороз не растаял. Дети выясняют, что Дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах и тем самым, спасаются от тепла.

Вывод. Одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.

Иногда после вьюжной, холодной погоды, вдруг заиграет яркое солнце. Снег становится мокрым, тяжёлым. Из такого снега можно слепить всё что угодно.

Опыт № 6 Ледяной дом

Цель. Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.

Материал. Лопатки, свеча, вода, ведёрки.

Ход.  Опираясь на знание детей о жителях Севера, предложить им построить небольшой ледяной дом на участке детского сада. Для этого, каждый ребёнок должен сделать несколько «кирпичей» из снежного «теста» (снег и вода). Кирпичи укладываются в ряд, а каждый ряд должен быть на 3-4 кирпичика меньше. Так получается полусфера.  Когда  постройка будет готова, зажечь внутри неё свечу; кирпичики немного подтают и прочно скрепятся между собой. Постройку можно использовать для сюжетно-ролевых игр.

Вывод. Из снега можно построить даже дом, используя воду и лопатки.

Опыт № 7 Ледяной секретик

Цель. Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.

Материал. Заранее подготовленный «ледяной секретик», картинки с различными ситуациями детей на льду (дети находятся  на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают).  

Ход. Загадать детям загадку: «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно». (Лёд).

Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом надпись. Вместе читают: «Будь осторожен на льду!». Дети отмечают, что читать легко, так как  лёд прозрачный.  Предлагает достать  записку  из-под  льда.  Дети отламывают кусочки льда, и  выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки.

Вывод. Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.

Дети старшего дошкольного возраста часто задают вопросы, откуда берутся: снег, дождь, роса, иней. Можно объяснить это на опыте. А сначала прочитать стихотворение А. Калинчук «Зима»:

                Стоят деревья в инее –

                То белые, то синие.

                Столбами синеватыми

                Стоят дымки над хатами.

                И всё на свете в инее –

                То белое, то синее.

Опыт № 8 Замерзание жидкостей

Цель: Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Материал: Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.

Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод.  После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.

Вывод. Жидкости  замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительное время замерзания.

Опыт № 9. Откуда берётся иней? 

Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Материал. Термос с горячей водой, тарелка.

Ход. На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.

E:\проект зима\image (1).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чудеса Матушки-Зимы". Опыты и эксперименты на прогулке в старшей группе.

Статья отражает опыт работы по организации образовательной деятельности детей на прогулке в соответствии с Федеральными требованиями; варианты интеграции образовательных областей. Представлены способы...

Презентация образовательного проекта в ДОУ "Белые странички матушки зимы"

Презентация проекта поможет педагогам ДОУ запланировать работу по теме "Зима" с детьми  и   родителями. По предлагаемым формам работы можно провести уникальную деятельность....

ПРОЕКТ «ПРОКАЗЫ МАТУШКИ ЗИМЫ»

Проект разработан с целью расширения представлений дошкольников о зимних природных явлениях через познавательно – исследовательскую деятельность....

Опыты "Чудеса Матушки Зимы"

Детское эксперементирование очень важно для образовательного процесса, а еще детям просто нравится проводить различные опыты. Здесь собраны самые интересные из них....

Проект « Забавы Матушки Зимы» (проект совместной деятельности воспитателей, родителей и детей)

проект совместной деятельности воспитателей, родителей и детей...

Проект «Проделки Матушки – Зимы»

В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений развития и образования детей является познавательное развитие, а одним из целевых ориентиров является проявление любознательности, стремление наблюдать, э...