ПРОЕКТ «ПРОКАЗЫ МАТУШКИ ЗИМЫ»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Проект разработан с целью расширения представлений дошкольников о зимних природных явлениях через познавательно – исследовательскую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_raguzinoy.doc | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
МКУ «Центр информационно – методического обеспечения муниципальных образовательных учреждений» Лямбирского муниципального района
Районный конкурс «Новое образование»
ПРОЕКТ
«ПРОКАЗЫ МАТУШКИ ЗИМЫ»
Выполнила: воспитатель Рагузина Н.Р.
Лямбирь 2013 год
Содержание
- Проблема проекта
- Актуальность и новизна проекта
- Цель проекта
- Задачи проекта
- Тип проекта
- Предполагаемый результат
- Участники проекта
- Методы и приемы
- Продукты проекта
- Этапы реализации проекта
- План работы над проектом
- Значимость проекта
- Результат проекта
- Перспектива проекта
- Литература
- Приложения:
- открытое мероприятие для родителей и сотрудников ДОУ « В гости к Мороз Ивановичу»;
- картинки для составления рассказа об изменениях в живой и не живой природе;
- выставки: «Новогодняя игрушка», «Сладкие конфеты»
Проблема:
В природе все тесно связано между собой. И человек, который сам часть природы, тоже связан с окружающей средой.
Вмешательство человека в жизнь природы нельзя остановить. Но всем нам надо стремиться к тому, чтобы не причинять ей вред, и она как можно меньше страдала от нашего вмешательства. А для этого надо знать и любить природу, поэтому так важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формах отношениях к ней.
Актуальность и новизна проекта:
В рамках реализации годовой задачи ДОУ над формированием познавательно –исследовательской деятельности преобладающим фактором является научные исследования детей в рамках программного содержания.
К 5-6 годам ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров с взрослыми. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.
Цель:
Расширение представлений о зимних природных явлениях через познавательно – исследовательскую деятельность
Задачи проекта:
- Расширить представления о зимних природных явлениях через познавательно – исследовательскую деятельность;
- Закрепить знания детей об окружающем мире;
- Развивать воображение, мышление, наблюдательность;
- Формировать интерес к совместной деятельности со сверстниками;
- Создать положительный эмоциональный настрой.
Тип проекта – групповой, краткосрочный.
Предполагаемый результат:
- Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период.
- Воспитание бережного отношения к природе.
- Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.
- Распространение педагогического опыта работы
Участники проекта: Воспитатели группы, дети, родители (лица, их заменяющие), специалисты.
Методы и приемы (наглядные, словесные, игровые, практические):
- наблюдения
- опыты, эксперименты
- чтение художественной литературы
- беседы
- заучивание стихов, пословиц
- экскурсии
- игры
- слушание музыки.
Продукты проекта:
- Фотоальбом «Познавать интересно».
- Книги рассказов детей «Приметы зимы», «Кому нужна зима?».
- Альбом рисунков «Зима глазами детей».
- НОД для сотрудников ДОУ и родителей « В гости к Мороз Ивановичу».
- Выставка работ («Новогодняя игрушка», «Сладкая конфета»).
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап.
- Постановка цели, задач.
- Изучение методической литературы.
II. Основной этап.
1. Наблюдения с детьми
- Птицы зимой.
- Деревья.
- «Где зимуют почки?
- Деревья и кустарники.
- Участок нашей группы.
- «Зачем нам зима?»
2. Чтение художественной литературы
- «Поет зима, аукает…» С. Есенин
- «Зима» И. Суриков
- «Где зимуют почки?» Н. Павлова.
- «Есть в лесу под елкой хата» П. Воронько
- «Снегурочка» Р.Н.С.
- «Мороз Иванович» Одоевский
- «Снег – что это такое?» З. Трофимова
3. Рассматривание иллюстраций, картин
- Серия «Зимние забавы»
- Серия «Зимние праздники»
- Серия «Звери зимой»
- Серия «Художники о зиме».
4. Беседы
- «Зима и дети. Зимние забавы»
- «Если б не было зимы…»
- «Зачем людям зима?»
- «Зима в лесу».
5. Опытно - экспериментальные работы
- «Где прячутся листья?»
- «Насекомые зимой»
- «Какой бывает снег?»
- «Снег – вода – лед».
- Сравнение времени замерзание воды: в большой и маленькой формочках
- Сравнение скорости таяния снега и льда.
6. Музыкальные произведения (слушание)
- «Зимняя сказка»
- «Кабы не было зимы..»
- «Весёлая зима»
- «Новогодний ветер»
- «Раз морозною зимой»
- «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского.
7. Работа с родителями
- Творческое домашнее задание «Кому нужна зима?» (беседа-размышление)
- Запись рассказов «Приметы зимы»
- Запись рассказов «Кому нужна зима?»
- Рисуем дома с мамой «Зима»
- Рисуем дома с мамой «Красивые снежинки?»
- Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку
- Конкурс игрушки «Сладкая конфета»
III. Заключительный этап
- Заключительное мероприятие для родителей и педагогов д/с «В гости к Мороз Ивановичу».
- Выставки «Новогодняя игрушка», «Сладкие конфеты».
План работы над проектом
Направления деятельности | Содержание деятельности | Ресурсы | Исполнители | Сроки реализации |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Наблюдения с детьми | Птицы зимой | Кормушка, корм | Воспитатели, дети | 1-я неделя декабря |
Деревья | Участок группы, иллюстрации | Воспитатели, дети | 1-я неделя декабря | |
«Где зимуют почки? | Участок группы, иллюстрации | Воспитатели, дети | 1-я неделя декабря | |
Деревья и кустарники | Участок группы, иллюстрации | Воспитатели, дети | 2-я неделя декабря | |
Участок нашей группы | Участок группы | Воспитатели, дети | 2-я неделя декабря | |
«Зачем нам зима?» | Участок группы, иллюстрации | Воспитатели, дети | 2-я неделя декабря | |
Опытно - экспериментальные работы | «Где прячутся листья?» | Участок группы, иллюстрации | Воспитатели, дети | 1-я неделя декабря |
«Насекомые зимой» | Участок группы, иллюстрации | Воспитатели, дети | 1-я неделя декабря | |
«Какой бывает снег?» | Участок группы, иллюстрации | Воспитатели, дети | 2-я неделя декабря | |
«Снег – вода – лед» | Тазик, банка, марля (или бинт), формочки | Воспитатели, дети | 3-я неделя декабря | |
Сравнение времени замерзание воды: в большой и маленькой формочках | Формочки и песочные часы | Воспитатели, дети | 3-я неделя декабря | |
Сравнение скорости таяния снега и льда | Тазик, формочки, песочные часы | Воспитатели, дети | 3-я неделя декабря | |
Чтение художественной литературы | «Поет зима, аукает…» С. Есенин | Книга /произведение | Воспитатели, дети | 1-я неделя декабря |
«Зима» И. Су-риков | Книга /произведение | Воспитатели, дети | 1-я неделя декабря | |
«Где зимуют почки?» Н. Павлова. | Книга /произведение | Воспитатели, дети | 2-я неделя декабря | |
«Есть в лесу под елкой хата» П. Воронько | Книга /произведение | Воспитатели, дети | 2-я неделя декабря | |
«Снегурочка» Р.Н.С. | Книга /произведение | Воспитатели, дети | 3-я неделя декабря | |
«Мороз Иванович» Одоевский | Книга /произведение | Воспитатели, дети | 3-я неделя декабря | |
«Снег – что это такое?» З. Трофимова | Книга /произведение | Воспитатели, дети | 3-я неделя декабря | |
Рассматривание иллюстраций, картин | Серия «Зимние забавы» | Набор иллюстраций | Воспитатели, дети | 1-я неделя декабря |
Серия «Зимние праздники» | Набор иллюстраций | Воспитатели, дети | 1-я неделя декабря | |
Серия «Звери зимой» | Набор иллюстраций | Воспитатели, дети | 2-я неделя декабря | |
Серия «Худо-жники о зиме» | Набор иллюстраций | Воспитатели, дети | 3-я неделя декабря | |
Беседы | «Зима и дети. Зимние забавы» | Картины, иллюстрации | Воспитатели, дети | 1-я неделя декабря |
«Если б не было зимы…» | Воспитатели, дети | 1-я неделя декабря | ||
«Зачем людям зима?» | Картины, иллюстрации | Воспитатели, дети | 2-я неделя декабря | |
«Зима в лесу» | Картины, иллюстрации | Воспитатели, дети | 3-я неделя декабря | |
Музыкальные произведения (слушание) | «Зимняя сказка» | аудиозапись | Воспитатели, дети, музыкальный руководитель. | 1-я неделя декабря |
«Кабы не было зимы…» | аудиозапись | Воспитатели, дети, музыкальный руководитель. | 2-я неделя декабря | |
«Весёлая зима» | аудиозапись | Воспитатели, дети, музыкальный руководитель. | 2-я неделя декабря | |
«Новогодний ветер» | аудиозапись | Воспитатели, дети, музыкальный руководитель. | 2-я неделя декабря | |
«Раз морозною зимой» | аудиозапись | Воспитатели, дети, музыкальный руководитель. | 3-я неделя декабря | |
«Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского | аудиозапись | Воспитатели, дети, музыкальный руководитель. | 3-я неделя декабря | |
Работа с родителями | Творческое домашнее задание «Кому нужна зима?» /беседа-размышление/ | Воспитатели, дети, родители | 1-я неделя декабря | |
Запись рассказов «Приметы зимы» | план рассказа | Воспитатели, дети, родители | 1-я неделя декабря | |
Запись рассказов «Кому нужна зима?» | план рассказа | Воспитатели, дети, родители | 1-я неделя декабря | |
Рисуем дома с мамой «Зима» | Воспитатели, дети, родители | 2-я неделя декабря | ||
Рисуем дома с мамой «Кому нужна зима?» | Воспитатели, дети, родители | 2-я неделя декабря | ||
Рисуем дома с мамой «Красивые снежинки?» | Воспитатели, дети, родители | 2-я неделя декабря | ||
Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку | Родители, дети | 3-я неделя декабря | ||
Конкурс игрушки «Сладкая конфета» | Родители, дети | 3-я неделя декабря |
Теоретическая значимость проекта:
Систематизация и расширение имеющихся теоретических представлений о живой и не живой природе.
Практическая значимость проекта:
Воспитание у детей экологической культуры, фундамент которой составляет достоверные знания, практические умения, направленные на охрану живой и не живой природы.
Познавательная значимость проекта:
Содержание природоведческих знаний очень занимательно для детей, оно побуждает к сравнению, обобщению, развлечению, экспериментированию.
Результаты проекта.
- Расширился кругозор детей.
- Повысился процент детей с высоким и средним уровнем знаний об окружающем по теме «Зима».
- Повысился интерес родителей и воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.
Перспектива
Для расширения представлений о природных явлениях через познавательно- исследовательскую деятельность, для закрепления знания детей о живой и неживой природе планируется дальнейшая работа по теме «Весна».
ЛИТЕРАТУРА
- Алешина Н.В.Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.- М: Элизе Трейдинг, 2002
- Детский сад и семья [Текст] / под ред. Т.А. Марковой. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. – С. 207.
- Доронова, Т. О взаимодействии дошкольного образовательного уч-реждения с семьей [Текст] / Т. Доронова // Дошкольное воспита-ние. – 2000. - № 3. – С. 87-91.
- Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития [Текст]: Методическое руководство для работников дош-
кольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловье-
ва и др. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – С.5-22.
- Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
- И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. Детское экспериментирование, 2003.
- Концепция дошкольного воспитания.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. –М: ТЦ «Сфера», 2005.
- СД – О.Радынова «Слушанье музыки».
- Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
- Тюфанова И.В. «мастерская юных художников» Детство – Пресс, 2004.
- Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: экология для малышей. М: Книголюб, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект физкультурного досуга "Рады мы, проказам Матушки Зимы"
Программное содержание: Создать у детей веселое, бодрое, радостное настроение. Развивать у детей желание творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со ...
"Чудеса Матушки-Зимы". Опыты и эксперименты на прогулке в старшей группе.
Статья отражает опыт работы по организации образовательной деятельности детей на прогулке в соответствии с Федеральными требованиями; варианты интеграции образовательных областей. Представлены способы...
Презентация образовательного проекта в ДОУ "Белые странички матушки зимы"
Презентация проекта поможет педагогам ДОУ запланировать работу по теме "Зима" с детьми и родителями. По предлагаемым формам работы можно провести уникальную деятельность....
"Проказы матушки-Зимы"
Данный конспект был подготовлен с тем, чтобы в занимательгой форме систематизировать знания детей по теме "Дикие животные леса". Я постаралась единым сюжетом объединить много интересных заданий,...
Колядки - матушки зимы
Сценарий колядок для детей старшей и подготовительной групп...
Проект "Проказы зимы"
Развернутый конспект занятия "Проказы зимы"Главная приоритетная образовательная область "Речевое развитие"Образовательные области в интеграции: "Познательное развитие", "Физическое развитие", "Художес...
Прогулка зимой с детьми старшей группы детского сада "Проказы матушки Зимы"
Цель: формировать у детей представления об изменениях зимой в живой и неживой природе; воспитывать желание заботиться о птицах.Ход наблюденияНе видно в лесу тропинок,В тулупах кусты стоят.Уснувши...