Представление педагогического опыта (элементы песочной терапии у детей младшего дошкольного возраста)
проект (младшая группа) на тему

Элина  Владимировна Трифонова

Опыт работы с детьми по рисованию песком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta_trifonovoy_e.docx35.25 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического  опыта Трифоновой Э.В. ,

воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения городского округа Саранск

«Детский сад №94»

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

«Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка».

К.Д. Ушинский

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетным направлением в работе любого дошкольного учреждения.

 Немаловажную роль при этом играет эмоционально- личностное благополучие ребенка. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, непонимания со стороны взрослых и сверстников приводит к формированию у ребенка  чувства тревожности, незащищенности, неуверенности в себе.

          У этих детей часто наблюдается низкий уровень речевого общения, они агрессивны, не умеют и не желают уступать друг другу, не хотят быть терпимее и доброжелательнее. Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений. Мы, взрослые, решаем, что можно, а что нельзя. И так и должно быть. Затем будет школа, где еще сильнее укрепится директива по отношению к личности ребенка, затем появятся взрослые социальные институты.... Это очень хорошо, это необходимо для его развития, для жизни в обществе, для сильной воли. Но полезно это будет при одном «но» - если наряду с ограничениями и правилами будет место, где ребенок сможет позволить себе просто быть: быть собой, быть творческим, мечтать, фантазировать, создавать! Именно такое сочетание приведет к тому, что вырастет творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, опираться на себя, ценить свое мнение, знать, что чудеса случаются... человек, не боящийся быть счастливым! Но как узнать, какие проявления эмоций полезны для ребенка, а какие нет? Как не навредить ребенку, поддерживая его порывы, ведь это может быть попустительством.. Как не избаловать его? Действительно, не так просто в этом разобраться, ведь мы часто опираемся только на свой детский опыт - как воспитывали нас...

Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе.

Такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для них форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты - предоставляет детям волшебница-песочница.

Песочница является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок, играючи, находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии  малыш неоднократно создает свой мир из песка - разрушает его - создает новый - и снова и снова...  благодаря  чему, уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения - это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит, - вы можете быть уверены, он справиться!

 Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

 

Песочница - это прекрасная развивающая среда для работы с детьми дошкольного возраста. Она даёт неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, волнением, радостью), позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребёнка. Удивительное происходит в том, что песочная сказочная страна - не что иное, как проекция внутреннего мира ребёнка.

Игры с песком - это и возможность обучения детей природному и ландшафтному конструированию. Из песка  и природных материалов (кусочков дерева, веток, камешков и т.п.) дети сооружают реки, долины, горы, озёра, туннели, мосты. Вдоль дорог возводятся строения и целые города, населяют их жителями (игрушками-фигурками людей и животных). Игры с песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию, позитивно влияют на эмоциональное состояние детей и взрослых и являются прекрасных средством для развития и саморазвития.                                                                                                                                                                      

Строя и разрушая, а затем снова воссоздавая сказочные замки или просто красивую картинку, ребёнок гармонизирует своё внутреннее состояние. 

Теоретическая база опыта.

Разработанная К.Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретическая основа песочной терапии. Создание песочных картин способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает человека в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».

Автор метода «Песочной терапии», швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальф, считает что «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребёнка.

Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта - композиции из фигурок, построений на подносе с песком.

Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии ребёнка (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции). Песочная терапия применяется как при работе с детьми, так и при работе со взрослыми.

В Швеции Шарлотта Бюлер разработала «тест мира», который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии.

Идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована Маргарет Ловенфельд в 1930 годах. М.Ловенфельд назвала свою методику -техника «построения мира». Техника «построения мира» была взята из «теста мира».

В 1950-х годах юнгианский психоаналитик Дора Кальфф, изучив методику «построения мира» начала разрабатывать юнгианскую «Песочную терапию», ставшую в впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии. Д.Кальфф вначале использовала песочную терапию с детьми, а затем и с взрослыми людьми.

Д.Кальфф положила в основу своего подхода к песочной терапии теорию К.Г. Юнга.

Сегодня метод песочной терапии используют в арт-терапии, гештальт-терапии, когнитивноповеденческой и семейной терапии, в детском психоанализе.

Для реализации данной инновационной работы имеется определенная теоретическая база:

М.Н. Заостровцева «Агрессивное поведение. Коррекция поведения дошкольников»

Журнал «Дошкольник» 2011 № 7

Журналы «Дошкольная педагогика»  2008г. №3, 5, 2011 г. №4,5.

Н.В. Микляева «Авторские методики и программы ДОУ: технология разработка и описания»

С. Д. Сажина « Составление  рабочих учебных программ для ДОУ»

Кузуб Н.В., Осипчук Э.И. «В гостях у песочной  Феи» М.: Сфера,2011

Грабенко Т.М. ,Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке.Песочная игротерапия»

СПб.:Институт         социальной педагогики и психологии»,1998

Грабенко Т.М.,Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии».СПб.:Речь,2005

Грабенко Т.М. ,Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.,Фролов Д.А. «Волшебная страна вокруг нас. Тренинг по сказкотерапии» М.:Речь,2005

Сапожникова О.Б.,Гарнова Е.В. «Песочная терапия в развитии дошкольников»-М.:Сфера,2014.

Зеленцова-Пешкова Н.В. «Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста»Санкт-Петеррбург:Детсво-Пресс,2015.

Технология опыта.

Цель:

  Главная цель песочной терапии – не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть, дать почувствовать ребенку нужным, общительным.

Объект исследования  процесс овладения детьми элементами песочной терапии.

Новизна опыта.

Содержание опыта ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости.

Новизна данной программы заключается в использовании художественного творчества как способа психологической работы с детьми.

  • Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известна с древних времен. К игре в песочнице дети начинают тянуться с полутора лет, и продолжаться этот процесс может неопределенно долго. Песок привлекает детей своей фактурой, текучестью и способностью бесконечно изменяться, создавая таким образом дополнительный акцент на тактильную чувствительность.
  • Песок является прекрасным материалом для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития моторики рук детей. При работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Использование именно этого материала позволяет существенно повысить мотивацию ребенка к занятиям, а также способствует более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов.

Задачи: 

1)Способствовать  развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью  совместной   игровой   деятельности.

2)Развивать тактильную чувствительность как основу   раскрепощения сознания детей.

3)Развивать все познавательные функции ( восприятие, внимание, память, мышление) речь.

4)Развивать интерес ребенка к экспериментальной деятельности, его любознательности.

Принципы реализации:

Системность:  в  течение учебного года работа по программе проводится систематически, в определённый день недели.

Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости в процессе занятий.

Личностно ориентированное взаимодействие: создание условий для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребёнка.

Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач: формирование таких знаний, умений и навыков, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми:  максимальное использование потенциала игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника.

Концептуальность.

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным.

     Игра с песком, как способ развития и самотерапии ребенка, известен уже давно.

 Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении.

Это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи.  Он проигрывает тревожащие  его ситуации, создает картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. Он приобретает опыт положительного разрешения жизненных ситуаций. И наступает момент, когда  я могу заметить в поведении ребенка изменения. Он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт.   Повышается мотивация ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

    Концептуальные подходы к содержанию программы  песочной терапии основаны на идеях гуманистической педагогики , принципах развития образования детей. Проведение мероприятий по программе реализуют потребности детей в творчестве, познании, самореализации, цели и смысле жизни, уважении, радости. Реализация программы обеспечит удовлетворение одной из важнейших потребностях каждого ребенка- быть здоровым, эмоционально благополучным.

Оптимальность и эффективность средств

  • Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные форм обучения.
    Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
    • Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, ваши нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу.
    • В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
    • В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
    • В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Непринужденная форма проведения развивающих занятий помогает заинтересовать детей и поддерживать устойчивый интерес на протяжении всего занятия.

Формы и средства работы

песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Но вся работа идет в три этапа

 

1)Диагностика.

С детьми  проводила разные виды диагностики:

А) эмоциональные проявления детей

Б) умение общения и взаимоотношения дошкольников со взрослыми и сверстниками, проявление активности, инициативности.

В) личностные проявления в разных видах деятельности.

2)Коррекционная работа с детьми включает в себя:

А)индивидуальные и групповые занятия

Б) исследовательская деятельность

В) проектная деятельность

Г) моделирование

Д) релаксация

3)В работе  с родителями используются:

Круглые столы,  посещение занятий, беседы, анкетирования,  деловые игры.

Виды деятельности дошкольников:

1) Ритуалы приветствия, игры – разминки. упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.

 2) Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, творческие работы.

Ожидаемый результат.

Реализация мероприятий , предусмотренных программой, позволит мне:

1.Стабилизировать  положительную динамику состояния эмоционального благополучия детей : они должны стать более коммуникативными, у них должно отсутствовать чувство тревожности, незащищенности, конфликтность..

2. У детей разовьются творческие способности.

3. В  детском саду создастся благоприятный психологический климат.

Анализ результативности.

  •   Осуществляется взаимосвязь обучения и творчества. Применяю интеграцию различных видов изобразительной и художественно-творческой деятельности: чтение художественных произведений, пение песен, слушание музыки.
  •   Удовлетворение потребности детей в коммуникации: позволяю общаться друг с другом, обмениваться впечатлениями, т.к. радость от содержательного общения, способствует обогащению их опыта, развитию творческих замыслов.
  •   Стабилизирование психоэмоционального состояния.
  •   Совершенствование координации движений, пальцевой моторики.
  •   Стимулирование развитие сенсорики, тактильно-кинестетической чувствительности.
  •   Развитие навыков общения и речи, пространственной ориентации.
  •   Стимулирование познавательных интересов и расширение кругозора. Разнообразить способы сотрудничества.
  •    Консультативная работа с родителями: знакомство и применение игр с песком дома.

Рекомендации по использованию.

Обобщение педагогического опыта реализовано в авторской программе по песочной терапии детей «Песочная фантазия». Обобщение и распространение результатов программы происходило посредством выступления на педсовете, были разработаны методические рекомендации, программа размещена в сети Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по песочной терапии для детей старшего дошкольного возраста "В поисках радуги".

Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и...

Конспект занятия по песочной терапии для детей старшего дошкольного возраста "Радуга - дуга".

Целью данного конспекта является гармонизация эмоционального состояния детей, коррекция негативных эмоциональных проявлений таких как тревога, страх, повышенный уровень агрессии....

НОД с элементами сказкотерапии и песочной терапии для детей среднего дошкольного возраста «ПОССОРИЛИСЬ - ПОМИРИЛИСЬ»

ЦЕЛЬ:Развить желание ценить своих друзей, любить их, заботиться о них, поддерживать доверительные отношения при помощи форм сказкотерапии, проявлять интерес к совместной деятельности с помощью техник ...

Конспект занятия по песочной терапиии для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятияпо развитию эмоциональной и познавательной сферысредствами песочной терапии для детей 5 – 6 лет Тема: «Солнечный мальчик»Цель: воспитывать доброе отношение к окружающим; развивать...

Статья на тему: «Песочная терапия для детей младшего дошкольного возраста в период адаптации».

Песочная терапия для детей - это прекрасная возможность для самовыражения, развития его творческих способностей , а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, пер...

Конспект игрового занятия с использованием упражнений песочной терапии для детей младшего дошкольного возраста; Тема: «Мы гуляем с колобком»

Этот конспект позволит любому воспитателю младшей группы ДОО провести со своими воспитанниками интересное занятие по окружающему миру в форме игры-эксперимента, закрепить с ними знание...

Конспект занятия с использованием метода песочной терапии для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Песочной феи»

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления р...