Конспект игрового занятия с использованием упражнений песочной терапии для детей младшего дошкольного возраста; Тема: «Мы гуляем с колобком»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Этот конспект позволит любому воспитателю младшей группы ДОО провести со своими воспитанниками интересное занятие по окружающему миру в форме игры-эксперимента, закрепить с ними знание сказки «Колобок», при этом расширить представления детей о свойствах песка (сыпучий, на поверхности остаются следы, из мокрого можно лепить, а из сухого - нет), с параллельным развитием тактильно-кинетической чувствительности у деток и снятием их эмоционального напряжения (на что направлено использование песочной терапии).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект игрового занятия
с использованием упражнений песочной терапии
для детей младшего дошкольного возраста
Тема: «Мы гуляем с колобком»
Цель: развитие тактильно-кинетической чувствительности, снятие эмоционального напряжения; расширение представлений детей о свойствах песка (сыпучий, на поверхности остаются следы, из мокрого можно лепить, а из сухого - нет).
Задачи:
Образовательные: познакомить со свойствами песка; закреплять уже полученные знания и умения; активизировать и обогащать словарный запас;
Развивающие: развивать внимание, интерес к экспериментированию, познавательную активность и речь детей, мелкую моторику кистей рук, координацию движений, восприятие цвета; память, творческое воображение, логическое мышление; формировать умение делать выводы на основе проведенных опытов; развивать способности общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развивать творческие способности детей в рисовании на сухом песке и лепке из мокрого.
Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру, культуру общения в коллективе.
Необходимые материалы: сухой чистый песок, части картинки (секретика), игрушка «Колобок», большой плоский лоток, подносы, вода, стаканчики, маленькие резиновые мячики для каждого ребёнка.
Методы и приемы:
- практические: проведение опытов, для определения свойств песка;
- наглядные: наблюдение, рассматривание песка;
- словесные: беседы, загадки, стихи, д/и, объяснение, обсуждение;
- упражнения песочной терапии (п.т.):
Упражнение «Секретики»
Педагогом и ребенком поочередно готовятся «секретики», используя различные предметы (у нас части картинки), закапывают их в песке. А затем играющим предлагается по очереди найти «секретик».
Упражнение «Я пеку, пеку, пеку»
Ребенок «выпекает» из песка разнообразные изделия. Пирожки можно «выпекать» руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую.
Упражнение «Песочный дождик»
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в лоток, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Упражнение «Необыкновенные следы»
- «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
- «Бегут волки» - ребенок ладонями надавливает на песок.
- «Идут медвежата» - ребенок кулачками с силой надавливает на песок.
- «Ползут змейки» - ребенок расслабленными (напряженными) пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
Ход игры-эксперимента:
- Сюрпризный момент
– Ребята, давайте поздороваемся.
–Сегодня мы с вами отправимся в сказку, а хотите узнать в какую? Для этого нам нужно подойти к песочнице и постараться найти небольшой «секретик».
Упражнение п.т. «Секретики»
Кто нашел, давайте подойдем к столу и сложим картинку.
– Какая это сказка? Кто узнал? («Колобок» – отвечают дети)
Вкатывается колобок. Дети рассматривают колобка.
– Какой он? Как можно про него сказать? (круглый, румяный, веселый, мягкий) звучит музыка – «щебет птиц»
- Основная часть:
– А теперь ребята, до кого дотронется колобок тот и окажется в сказке (все садятся на коврик, около емкости с песком и катают друг другу игрушку).
– Начинается сказка:
Жили, были старик со старухой. Просит однажды старик:
– Испеки, старуха, колобок.
– Из чего испечь? У нас муки нет.
– Эх, старая! Ты по коробу посреби, по сусеку помети, авось муки и наберется. Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и набрала муки пригорши две. Замесила тесто, скатала из него колобок, изжарила в масле.
Опыт 1. «Месим тесто из песка»
– Ребята, давайте, и мы с вами попробуем испечь колобка.
– Подходите к песочнице.
Вот песок, вот песок, ну давай скорей дружок
Будем вместе мы играть и друг другу помогать
– Давайте и мы с вами попробуем слепить Колобка.
– Сначала замесим тесто.
– Сначала давайте попробуем слепить из сухого песка
Упражнение п.т. «Я пеку, пеку, пеку»
– Получилось? (не получается, он сухой, рассыпчатый).
Педагог обращает внимание на то, что во время «замешивания» руки должны быть напряжены (руки сильные, твердые, крепкие). Затем ручки отдыхают. Далее дети потряхивают руками и после отдыха выполняют упражнение еще раз.
– А теперь намочим его и попробуем еще раз (используется песок в подносах, а не в общем терапевтическом лотке).
– Получился Колобок? Молодцы!
Дети кладут колобков на край своих подносов.
Воспитатель: -А дальше в сказке: Положила, бабушка колобка на окошко остудить. Колобок полежал – полежал, да вдруг и скатился – с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, с крыльца во двор. И покатился дальше.
Опыт 2. «Ровненькая дорожка»
– Ребята, для того чтобы Колобок покатился нам нужно сделать для него ровненькую дорожку, давайте вы в лотке насыпете ровненькой полосочкой песочек-нарисуете дорожку Колобку
Упражнение п.т. «Песочный дождик»
(педагог показывает, дети повторяют, берут горсточку сухого песка и высыпают из кулочка струйкой)
- Получилась дорожка? Почему? Да песочек сыпался и рисовал! Когда песок сухой, он сыпучий. Вот и катится колобок по лесной дорожке. Вдруг навстречу колобку идет заяц. Покажите как зайчик идет… (кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях)
Упражнение п.т. «Необыкновенные следы» 1
Заяц говорит:
– Колобок, колобок, я тебя съем!
– Не ешь меня, косой. Я тебе песенку спою (повторяют хором):
Я по коробу скребен, по сусеку метен, в печку сажен. На окошке стужен.
Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, а от тебя, заяц, И подавно уйду!
И покатился дальше по дороге, только его заяц и видел!
Педагог: А теперь давайте покажем, как гулял Колобок.
Физкультминутка:
Солнце светит нам опять! | Руки разводят в сторону вверху |
Вышел колобок гулять. | Маршируют на месте |
Спрятался скорей за елку | Приседают, закрывают лицо ладонями |
Нет ли здесь лисы иль волка? | Выглядывают из-за ладоней |
Нет не видно ни кого | Качают головой, поднимают плечи |
Покачусь я далеко | Руки крутят «моторчик» |
Один, два, три, четыре, пять! | Встают и хлопают в ладоши |
Можно весело играть! | Прыгают или кружатся на месте. |
- Ну давайте продолжим; все садятся к лотку.
Катится колобок – а навстречу ему волк. Как ходит волк? (изображаем волка – движение ладонями по песку)
Упражнение п.т. «Необыкновенные следы» 2
Говорит волк: – Колобок, я тебя съем!
– Не ешь меня, серый! Я тебе песенку спою(повторяют хором):
Я по коробу скребен, по сусеку метен, в печку сажен. На окошке стужен.
Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, и от заяца ушёл,волк и подавно уйду!
– И покатился колобок дальше. Катится колобок – навстречу ему медведь (изображаем медведя – движение по песку кулачком)
Упражнение п.т. «Необыкновенные следы» 3
Говорит медведь:
– Колобок, колобок, я тебя съем!
– Не ешь меня, косолапый. Я тебе песенку спою (повторяют хором):
Я по коробу скребен, по сусеку метен, в печку сажен. На окошке стужен.
Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, и от заяца ушёл, и от волка ушёл, А от тебя и подавно уйду! Покатился колобок дальше
Катится колобок дальше, а навстречу ему лиса.
– Покажите на песке, как ходит лиса (изображаем лису – скольжение по песку волнообразными линиями).
Упражнение п.т. «Необыкновенные следы» 4
– Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький, пригоженький, румяненький!
«Танец Колобка»
– Обрадовался колобок, что его лиса похвалила и начал танцевать и петь; и мы с ним потанцуем! (дети выполняют танцевальные движения, звучит аудиозапись):
Я колобок, колобок, подрумяненный бок.
Я по коробу скребен, по сусеку метен, в печку сажен. На окошке стужен.
Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, и от зайца ушёл, и от волка ушёл, от медведя ушёл, а от тебя, Лиса, и подавно уйду! – Какая славная песенка, – сказала лиса.– Да вот беда – стара я стала, плохо слышу. Сядь ко мне на носок да пропой погромче. Испугался колобок, и укатился от лисы.
Упражнение: «Поможем Колобку спрятаться»
– Посмотрите, кто к нам бежит. Это колобок. Он прячется от лисы. Давайте ему поможем. Сначала колобок бежит по дорожке и скатывается с горки (прокатывают свои мячики по горке) Вот так, теперь будем прятать Колобка в песке (дети прячут в песок маленькие резиновые мячики).
- Релаксация: «Прощание с Колобком»
Дети сидят на коврике в кругу.
Воспитатель: Какие вы все молодцы! Спасли Колобка! Колобок благодарит вас и прощается с нами. Колобок поглаживает детей по голове, рукам, выражает свое восхищение, хвалит за занятие:
– Ксюша быстро нашла «секретик», Колобок хочет погладить ее по плечу…
– Молодец Данил! Он был внимательным, Колобок жмет ему руку..
– Умница Ева! Хорошо спрятала Колобка от лисы, он ее за это хочет обнять…
– Правильно изображала зверей Лиза. Ей Колобок говорит спасибо и гладит ее по головке!….
- Итог занятия:- Детки вам понравилась наша прогулка с Колобком? А что нового мы с вами узнали о песке, какой он?
Совместная деятельность с воспитателем | Самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями по теме игры-эксперимента | Достижения детей в игре-эксприменте |
Игровые моменты; проведения опытов-исследований; игра и физкультминутка; выводы-рефлексия | Наблюдения; рассуждения; подготовка к опытам; участие в экспериментах и инсцинировке сказки; выводы | Папка консультация на тему: «Что могут родители!» и «Методические рекомендации для родителей по проведении игр-экспериментов с детьми». | Расширены представления детей о свойствах песка; его сыпучести, о том, что из мокрого можно лепить, и то, что на нём можно рисовать |
Литература:
1.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие, адаптирующие игры / Т.М.Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева — СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия с использованием здоровье сберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Что нам осень принесла?»
Тема: Рассказывание на тему «Что нам осень принесла?». Рисование по замыслу.Цели: продолжать расширять и обогащать знания детей об овощах, учить различать их по вкусу, цвету, форме; подвес...
Конспект подгруппового занятия с использованием Здоровье сберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Культура речи: звук [р] в словах. Рисование на тему «Цветы на лугу».
Тема: Культура речи: звук [р] в словах. Рисование на тему «Цветы на лугу».Цели: учить передавать в рисунке характерные особенности весенних цветов: окраску, строение цветка, стебля, листьев, кра...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей младшего дошкольного возраста Тема: «В гостях у бабушки»
Тема: «В гостях у бабушки»Цель: Расширять представления детей о домашних животных (кошке, собаке, корове, лошади)Задачи:Образовательные:1. Дать элементарное представление о том, какую пользу при...
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей младшего дошкольного возраста Тема: «Профессии».
Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" для детей младшего дошкольного возраста.Тема "Профессии"....
КОНСПЕКТ игра-занятие по профориентации на железнодорожной дороге с детьми младшего дошкольного возраста Тема «Детям о профессии работника железной дороги»
Познакомить ребенка с профессиями работника железнодорожного транспортом.Формировать знания и представления детей о таком виде транспорта, как поезд, вокзал, их составляющие; особенно...
Конспект занятия с использованием метода песочной терапии для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Песочной феи»
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления р...