Учите детей читать
статья на тему

Информация к размышлению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchite_detey_chitat.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учите детей читать

Уже давно в различных СМИ поднимался вопрос о том, что сегодняшние дети очень  мало читают, либо не читают вообще. Чаще они сидят за компьютером (если он есть), перед  телевизором, слушают незамысловатую музыку. А если что-то и привлекает их внимание, то в основном это обычное развлекательное чтиво  – сборники анекдотов, комиксы, манги. Некоторые родители радуются, если видят в руках ребёнка сказочные истории типа «Гарри Поттера», «Властелина колец» и т.д. Иногда детям  по необходимости  приходиться открывать  произведения из школьной программы, но если учитель не заинтересован в хорошем ведении предмета, то и ученики не особо стараются вчитываться. Сегодня это стало почти нормой. Мнение субъективное, но  тоже имеет право на жизнь.

         Конечно, нельзя утверждать, что дети не читают вовсе. Но хотелось бы знать, что могут предложить им родители. Не раз приходилось слышать и самой убеждаться в том, что изобилие детской литературы на самом деле только кажущееся. Стоит немного присмотреться, чтобы понять – полки заставлены книжками, многократно переизданными, а содержание некоторых произведений не всегда дотягивает до высокого  художественного уровня. Пройдясь глазами  по полкам  магазинов,  можно увидеть, что предпочтения отдаются  энциклопедиям,  красочным сборникам русских народных сказок, обязательным считается присутствие сборника  «Гарри Поттер и …» (почему бы рядом с ним не разместить все сказочные повести  А. Волкова,  а не продавать  их по две-три книжки,  причём идущих не по порядку),  здесь же различные детские детективы и фантастика.  

Настораживает и то, что на прилавках мало книг современных детских авторов.  Можно подумать, сейчас в нашей стране и не пишет никто для детей. Оказывается – пишут. Вот только их, прежде чем продать, ещё «раскручивать» надо, а кому это сейчас  нужно? Издательства стараются выпускать проверенную продукцию  уже известных авторов,  потому что так и проще, и быстрее,  и дополнительных затрат не требует. В свою очередь, мелкие оптовики и магазины не берут  «незнакомый товар», так как не знают, смогут ли его продать. Вот и получается, что хочешь – не хочешь, у покупателя выбор невелик; в поисках нужной книжки приходиться обойти не один магазин, несколько раз приходить к новым завозам и возвращаться домой разочарованным.

Проведя небольшой опрос родителей, водящих детей в детский сад, я обнаружила не слишком радостную картину. На вопрос «Как часто приобретаете книги для детей?», многие ответили «Как получится», был даже ответ «Раз в год».  Зная, что у большинства родителей есть дети посещающие школу, в начале опроса был сделан соответствующий акцент на то, чтобы во внимание брали интересы не только младших детей, но и старших. Выяснилось,  что почти все родители предпочитают покупать книги известных отечественных детских писателей (хотя мы знаем немало прекрасных зарубежных авторов). 90%  приобретаемых книг - это сказки, вместе с ними 40%  отдано энциклопедиям, чуть меньше  книгам с рассказами о животных и природе. Рассказы о школе, о детях занимают  чуть больше 10% тех книг, которые формируют домашнюю детскую библиотеку. Впрочем,  не у всех она сформирована, эта библиотека, а некоторые взрослые (судя по ответам опросника)  вообще не считают нужным иметь её дома. А если в такой  семье дети проводят свободное время за компьютером, то о каком самостоятельном чтении вообще может идти речь.

Соглашусь со словами одного папы-родителя, который считает, что самая главная ответственность  за воспитание в детях любви к хорошей литературе лежит на плечах родителей. Дошкольные учреждения и школы должны поддерживать эту любовь, но чаще именно они ставят перед собой такую важную задачу и стараются выполнять её.

На самом деле, отношение к  современной детской литературе начинает потихоньку меняться. Проводятся конкурсы, призванные выявлять новых  талантливых писателей;  распространяются по школьным  библиотекам бесплатные  сборники произведений авторов-победителей,  чтобы знакомить детей с их произведениями на внеклассном чтении. Появляются интернет-сайты для детей, которые стараются предоставить качественный литературный материал, опираясь на возраст ребёнка.  Но даже это - только малая капля, не способная пока изменить положение  современной детской литературы.

Уважаемые родители, давайте всё же посмотрим, что читают наши дети, чем они интересуются. С самых малых лет ребёнок должен видеть, что дома любят и уважают книгу. Конечно, сказка стоит у родителей на первом месте, но не нужно зацикливаться только на русских.  Знакомьте ребёнка и со сказками других народов, ведь они все отличаются друг от друга персонажами, стилем изложения, местом действия, наконец. Помниться,  мне, например, очень нравились вьетнамские…  Детям младшего и среднего школьного возраста полезно читать произведения о детях, о школе. Обычно авторы с юмором, без нотаций дают детям информацию о дружбе, взаимопомощи, уважении к взрослым и к пониманию собственных ошибок на примере героев. Детям нравится читать такие произведения, и они будут перечитывать их много раз. Не бойтесь предложить ребёнку и более серьёзные вещи. Если вы считаете, что сын или дочь смогут понять смысл рассказа или повести, но по каким-то причинам отказываются читать (книжка толстая, значит, трудное что-то), не поленитесь начать читать книгу вслух. Интересный сюжет может разбудить у ребёнка  желание самому дочитать её до конца.

И вообще, практикуйте чтение вслух даже тогда, кода дети уже бегло умеют читать сами. Таким образом, вы не только будете знакомить их с чем-то новым, но и развивать слуховое внимание. А ведь это ещё и прекрасная тренировка для ребёнка – заниматься своими делами и слушать, пытаясь  понять смысл и сохранить информацию в памяти. И, конечно же, не стоит  забывать про рассказы о животных и природе. Они обязательно должны присутствовать на каждой домашней книжной полочке. Не забудьте сюда добавить библиотеку приключений (помните, как мы раньше зачитывались Ж.Верном, М.Ридом, Р.Хаггардом?), почитайте ещё раз с ребёнком фантастику Беляева, Г. Уэллса. У вас появится общий интерес, вы сможете легко узнать, что нравиться ему читать, а что – нет.  Если ребёнок научится читать хорошую литературу, он и потом не перестанет этого делать, потому что хорошая книга станет неотъемлемой частью его жизни.  

Хотелось бы, чтоб взрослые более ответственно подходили к вопросу духовного воспитания своих детей, не отмахивались бы по принципу «зачем читать, если можно по телеку это посмотреть?». Хорошая книга призвана воспитывать лучшие человеческие качества, которые обязательно потом проявятся.

.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как правильно учить детей читать"

Не для никого уже не секрет, что к первому классу ребенок уже должен уметь читать! Если же ребенок таковым навыком не владеет, то ему очень тяжело усваивать новый материал на уроке, поскольку педагог ...

Как правильно учить детей читать.

Рекомендации родителям дошкольников по изучению букв, слитному чтению слогов и слов, предостережение от ошибок....

"Учим детей читать"

Чтобы научиться читать и писать. Ребёнок должен правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном синтетическом процессе одновременно принимают уч...

УЧИМ ДЕТЕЙ ЧИТАТЬ

Материал будет полезным для воспитателей,логопедов и родителей....

"С какого возраста учить детей читать и писать"

Важно вовремя научить детей основам грамотности! Предлагаю некоторые практические советы....

Чем опасно раннее развитие детей. Когда можно учить детей читать.

Материал содержит психологические аспекты раннего развития детей. Поможет определиться родителям в вопросах обучения детей чтению.   Мы говорим об опасной тенденции чрезмерно раннего (до 5 с...