"С какого возраста учить детей читать и писать"
консультация (подготовительная группа) на тему

Напылова Светлана Геннадьевна

Важно вовремя научить детей основам грамотности! Предлагаю некоторые практические советы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

С какого возраста учить детей читать и писать?

Подготавливая ребёнка к школе, важно помнить о том, чем он станет заниматься, будучи уже первоклассником. Наиболее значительные навыки, которые школа даёт ребёнку – это умение читать, писать и считать.

Многие родители полагают, что этому не следует учить ребёнка заранее. Однако в действительности это не так. Мы можем привести, по крайней мере, три аргумента в пользу раннего обучения ребёнка чтению и письму, хотя следует иметь ввиду, что научиться читать для ребёнка гораздо легче, чем писать.

  1. Большинство детей, собирающихся в школу, читать уже умеют. Поэтому вполне может случиться, что ваш ребёнок окажется одним из немногих нечитающих в классе, что, конечно, сразу же отбросит его в ряды плохо успевающих.
  2. Традиционная программа несколько запаздывает по отношению к естественному развитию ребёнка: многие исследователи полагают, что учить ребёнка чтению следует, как только он начал говорить. Период чувствительности и интереса к этой деятельности приходится на возраст 2-3-4х лет и часто угасает, будучи парализованным.
  3. В школе учат одновременно не только читать, но и писать, а хорошие навыки чтения являются необходимой предпосылкой для обучения грамотности. Чтение – это и прекрасный способ организовать досуг вашего ребёнка с пользой для его общего развития. Чем раньше он начнёт читать, тем выше шанс того, что он вырастет образованным человеком.

А, теперь, как это лучше делать:

Необходимое условие обучения чтению – это умение соотносить звуковой и зрительные ряды, т.е. представлять себе, как звук и слово могут выглядеть на бумаге и, наоборот,  привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся. Это предполагает наличие сформированной способности к различению, как звуков, так и зрительных изображений, особенно тех, которые являются составными частями букв. умение писать представляет собой ещё более сложный навык, включающий способность к зрительному запоминанию, умение концентрировать внимание и наличие хорошо сформированной тонкой моторики рук.

Для начала необходимо также объяснить ребёнку, что звук и буква, цифра и число – это не одно и то же. Важно сказать, что люди между собой договорились писать одни и те же слова одинаково, чтобы им было легче понимать друг друга. Прочитайте детям  сказки Р.Киплинга «Как было написано первое письмо», «Как была придумана первая азбука». Побеседуйте по их содержанию.

Итак, ребёнку уже ясно, для чего нужно уметь читать, писать и считать, но ещё не понятно, как этому научиться. Начать можно с упражнений на развитие фонематического слуха.

Что же такое фонематический слух?

В отличие от звуковысотного (музыкального), направленного на различение звуков разной высоты, фонематический слух «обслуживает» различение фонем – частичек слова, имеющих смысловое содержание, обладающих значением. В некоторых восточных языках (их называют тоническими) одни и те же звуки, произнесённые на разной высоте, обозначают разные предметы. В русском языке не так – фонемы постоянны, не зависят от тембра и высоты звука. Тем не менее, нужно научиться не путать между собой фонемы, различающиеся одним звуком, понимать смысл ударения в словах и значение смыслообразующих частиц – суффиксов, префиксов и т.д.

Очень важно научить ребёнка анализировать то, что он слышит, и изображать это в буквах.

В дошкольном возрасте ребёнок вполне готов к тому, чтобы усвоить грамматический ряд языка, научиться узнавать звуки,  как в начале, так и в конце и, что труднее всего, в середине слова. Некоторые сложности возникают лишь у детей с логопедическими недостатками, при которых они могут путать различные звуки. Чаще всего в дошкольном возрасте дети звонкие звуки глухими (вместо «дом» - «том»), звук «Р» - на звук «Л» и обратно (вместо «три» - «тли»), звук «М» на «Н» и обратно, свистящие шипящими (вместо «здорово» - «ждорово») и др. в этом случае важно сосредоточиться на специальных упражнениях по звуковому различению.

В любом случае – не бойтесь и постарайтесь не упустить время научить ребёнка основам грамотности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся грамотно читать и писать.

Даны приемы для запоминнания образа буквы ....

ФГОС не будет учить ребенка читать и писать, он научит его учиться

Работа логопеда удивительна и уникальна... корректируя речь, логопед возвращает ребенку роскошь человеческого общения, дает ему возможность активно жить в обществе, успешно учиться в ш...

Как правильно учить ребенка читать и писать?

Как правильно учить ребенка читать и писать?...

Как правильно учить ребенка читать и писать

Данная статья поможет родителям избежать ошибок при обучении ребёнка чтению и письму....

Нужно ли учить детей читать,считать и писать в детском саду?

Статьи для родителей и воспитателей дошкольных учереждений....

Презентация для родителей "Как правильно учить детей читать и писать"

В данной презентации родителям в помощь предлагается материал по обучению детей грамоте....

Презентация "Как правильно учить детей читать и писать"

В презентации содержатся материалы в помощь родителям по подготовке детей к обучению грамоте....