"Учим детей читать"
методическая разработка по логопедии на тему
Чтобы научиться читать и писать. Ребёнок должен правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном синтетическом процессе одновременно принимают участие разные психические способности ребёнка.
Зрительное, пространственное восприятие помогает ребёнку узнать и отличать буквы между собой, ориентироваться на листе бумаги, определять направления слева направо, сверху вниз.
Зрительное внимание, память способны удерживать в поле зрения ребёнка необходимый объём зрительного материала, запоминать начертания и порядок следования букв друг за другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Учим детей читать»
Как учить
Учитель-логопед
Современные родители хотят видеть своего ребёнка умным. Одарённым, способным покорить воображение близких, знакомых умением читать и считать чуть ли ни с младенчества. Сегодняшняя школа тоже диктует свои условия: «Ребёнок должен читать», и читать хорошо». Как же помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма (выкладыванию слов и предложений из букв разрезной азбуки?
Чтобы научиться читать и писать. Ребёнок должен правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном синтетическом процессе одновременно принимают участие разные психические способности ребёнка.
Зрительное, пространственное восприятие помогает ребёнку узнать и отличать буквы между собой, ориентироваться на листе бумаги, определять направления слева направо, сверху вниз.
Зрительное внимание, память способны удерживать в поле зрения ребёнка необходимый объём зрительного материала, запоминать начертания и порядок следования букв друг за другом.
Слуховое восприятие (речевой слух, внимание и память помогают различать звуки речи, удерживать в памяти их последовательность.
Кинестетическое (мышечное) восприятие необходимо для формирования произносительных образов звуков, при проговаривании текста про себя во время письма.
В дошкольном возрасте формируется способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы между собой, что позволяет ребёнку:
- услышать и правильно повторить звук, определив правильность его произнесения;
- соотнести услышанный звук с соответствующей буквой;
- правильно подобрать букву к звуку, который он сам теперь произносит или
произносит «про себя»;
- написать букву и правильно прочитать.
При освоении языкового анализа и синтеза ребёнок должен уметь:
- выделять заданный звук из потока звуков, в слоге и слове, слог из слова, слово из
предложения;
- соединять звуки в слог;
- составлять из слогов слово, из слов предложения.
Конечно, учить читать и писать ребёнка должен специалист, но многие мамы хотят сами научить этому своего малыша. Ниже для успешного обучения ребёнка 4х лет дано несколько советов.
1. Поиграйте с каждым звуком. Начинайте ознакомление с гласных звуков, предложив их пропеть, протянуть, прокричать. При произнесении гласных звуков воздух проходит свободно, не встречая преград. Сравните их с произнесением согласных, предложив пропеть. Протянуть звуки [ п], [н]. Их нельзя пропеть, протянуть, прокричать, они согласны, чтобы их не пели, не кричали, их так и называют – согласные. Название букв произносите коротко, как звуки: Б[ б], П[ п], М [м], а не Мэ, Пэ.
2. Учите ребёнка слушать каждый звук и выделять его из потока других звуков.
Задания:
- хлопни, когда услышишь звук [ а] среди других звуков;
- когда услышишь в слоге заданный звук;
- найди и назови картинки, в названии которых услышишь заданный звук;
- хлопни, когда услышишь заданный звук в слове;
- когда один и тот же звук ты услышал во всех произнесённых словах?
- что могли бы рассказать о себе звуки [ а], [ о], [ и], [п ], [ б] при встрече друг с другом?
И так со всеми звуками.
3. Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук. Объясните ребёнку, что звук мы произносим и слышим, а букву, которая обозначает этот звук, мы видим А – А – А .
Вопросы и задания:
- какой звук я произнесла?
- как ты определил, что это звук[ а]?
- да. Ты его услышал. А вот буква А, которая обозначает произнесённый мной звук. На что она похожа? Давай слепим её из пластилина, нарисуем, выложим её из палочек.
- сколько и каких палочек нужно для буквы А?
- одинаковой длины или разной?
- найди и покажи эту букву среди других букв;
- зачеркни все буквы А.
И так со всеми буквами.
4. Учите слушать и определять место нахождения звука в слове. Объясните ребёнку, что слово можно обозначить полоской, разделив её на три части (начало, середина и конец полоски будут обозначать начало, середину и конец слова) .
Вопросы и задания:
- звук обозначь цветным квадратиком; гласный, например, красным;
- произнеси слово автобус;
- какой первый звук в этом слове? (звук [ а]) ;
- какой это звук? (гласный.) ;
- обозначь его красным квадратиком. Куда ты положишь красный квадратик в нашем слове? (в начале слова.)
5. Далее переходите к обозначению согласных звуков.
Вопросы и задания:
- ты уже знаешь, что есть гласные и согласные звуки. Послушай и скажи, одинаково ли
звучат эти согласные
звуки: [ п] –[пь], [т] – [ть];
- как произносятся первые звуки? (твёрдо.) ;
- а вторые звуки? (мягко.) ;
- произнеси твёрдые и мягкие звуки в словах пушинка, пёрышко;
- твёрдые согласные звуки обозначь синим цветом – они произносятся твёрдо;
- мягкие звуки обозначь зелёным цветом – они произносятся мягко;
-вспомни слова, которые начинаются на один и тот же звук, только в одном случае он
твёрдый, а в другом – мягкий (лук – люк) .
6. Теперь ваш ребёнок знает, что согласные звуки бывают твёрдыми, как камень, и мягкими, как травка., столько и слогов. Предложите ему послушать звуки, закрыв уши ладошками: [ п] –[б] ; [т] – [д] ; [с] –[ з] .
Вопросы:
- когда произносишь первый звук с закрытыми ушками, что-нибудь слышишь? (ничего.)
Значит это не только твёрдый согласный, он ещё и глухой звук;
- Когда произносишь второй звук с закрытыми ушками, что слышишь? Правильно, как
будто звенит в у ушах, как колокольчик. Мы знаем, что это звук согласный, твёрдый и
теперь узнали, что он звонкий.
Когда ребёнок научится слышать и выделять заданный звук, находить и определять место заданного звука в слове, можно переходить к слиянию звуков и образованию слогов.
7. Покажите ребёнку разницу в произнесении слов и отдельных звуков, Объясните ему, что в нашей речи звуки «дружат», «держатся» друг за друга, поэтому при чтении они не рассыпаются.
Обучение чтению надо начинать с чтения слогов. Если это закрытый слог, необходимо объяснить, что первый звук произносится протяжно, а второй коротко – АП. Если открытый слог. Ребёнок должен сложить губы так, как будто хочет произнести первый звук и сразу второй – ПА.
8. Обратите внимание ребёнка на то, что когда согласные «дружат» с гласными звуками [ а], [о], [ у], [ ы], [ э], все согласные, кроме [ ч], [ щ] - твёрдые; когда согласные «дружат» с гласными звуками [ и], [е], [ ё], [ ю], [я], все согласные, кроме [ж], [ш ], [ ц ] – мягкие.
Без согласных не получается слога, а без слога не получится слова. Запомните правило: сколько в слове гласных, столько и слогов, Вместе с ребёнком поиграйте, поделите слова на слоги, отхлопывая в ладоши каждый слог, тем самым можно показать ребёнку, что слова бывают длинные и короткие (мак, ма-ши-на) .
Запомните:
• Звуки [ ж], [ш], [ ц] - всегда твёрдые;
• Звуки [ ч], [ щ] – всегда мягкие;
• Звук [ й] – мягкий согласный.
9. Все гласные второго ряда [ е], [ё], [ ю], [ я] произносите кратко, не растягивая.
Поиграйте в игру «Волшебные звуки» и покажите ребёнку, как с помощью гласных согласные из твёрдых превращаются в мягкие и наоборот, кроме перечисленных выше звуков.
10. Соединяя слоги в слова, обратите внимание ребёнка на то, что слово нужно произносить плавно, не деля их при произношении на слоги.
11. Читая с ребёнком первые слова, подчёркивайте и смысловую сторону прочитанного.
Обучая детей чтению, не забывайте об очень важном моменте – развитии мелкой моторики, что необходимо для успешного обучения ребёнка письму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как правильно учить детей читать"
Не для никого уже не секрет, что к первому классу ребенок уже должен уметь читать! Если же ребенок таковым навыком не владеет, то ему очень тяжело усваивать новый материал на уроке, поскольку педагог ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/30/picture-491737-1417352472.jpg)
Как правильно учить детей читать.
Рекомендации родителям дошкольников по изучению букв, слитному чтению слогов и слов, предостережение от ошибок....
Учите детей читать
Информация к размышлению....
УЧИМ ДЕТЕЙ ЧИТАТЬ
Материал будет полезным для воспитателей,логопедов и родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/27/picture-857773-1480259380.jpg)
"С какого возраста учить детей читать и писать"
Важно вовремя научить детей основам грамотности! Предлагаю некоторые практические советы....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/11/picture-1426568-1665470199.jpg)
Чем опасно раннее развитие детей. Когда можно учить детей читать.
Материал содержит психологические аспекты раннего развития детей. Поможет определиться родителям в вопросах обучения детей чтению. Мы говорим об опасной тенденции чрезмерно раннего (до 5 с...