создание развивающей предметно - пространственной среды для развития ребенка
проект (подготовительная группа) на тему
Цель:создание развивающей предметно - пространственной среды для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_gruppa.docx | 25.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект:«Моя группа»подготовительная к школе группа №1 «Буратино».
Вид проекта: практико-ориентированный
Участники проекта: педагоги: О.К.Кирпиченкова, родители, воспитанники.
Продолжительность проекта:2015-2018 гг.
Цель:создание развивающей предметно - пространственной среды для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
Актуальность проблемы:
Предметный мир детства – это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности. Ни один ребёнок не может развиваться
полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществляется только при условии, что у ребёнка есть необходимые для этого соответствующие объекты и средства, сформированы способы действия. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребёнку найти занятия по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения,
Реформа деятельности дошкольных организаций касается и изменений развивающей среды ребёнка. Необходимо произвести новые изменения при сохранении лучших традиций системы, в рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования. Создание развивающей предметно-пространственной среды возможно при условии, если учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы.
Задачи:
1.Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно- пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования и в соответствии с возрастными возможностями детей.
2. Сформировать мобильную трансформируемую среду во всех помещениях группы в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3. Разнообразно использовать различные составляющие предметной среды (модули, детскую мебель, ширмы, маты и т.д.) пригодные для использования в разных видах детской активности.
4. Создать вариативность пространственной среды – различных пространств (для игры, конструирования, уединения…), материалов, игр, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала.
5. Продолжать соблюдать доступность детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
6.Обеспечить надёжность и безопасность использования всех элементов предметно – пространственной среды.
7.Создать условия для включения родителей в инновационную деятельность дошкольного учреждения.
Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды
•Конституция Российской̆Федерации;
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»;
• Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей».
Гипотеза:Если не организована развивающая предметно- пространственная среда, являющаяся частью целостной образовательной среды, то реализация индивидуального образовательного маршрута не будет целостным для каждого воспитанника ДОУ.
Принципы построения развивающей предметно- пространственной среды:
• взаимосвязанная деятельность всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, детей;
• поощрение самостоятельной, конструктивной активности детей;
• стабильности, динамичности;
• комплексирования и гибкого зонирования;
• индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
• сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
• открытости – закрытости;
• учёта половых и возрастных различий детей.
Инновационная модель современной развивающей предметно-пространственной среды должна включать следующие компоненты:
• Предметное содержание: игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование.
• Пространственную организацию: распределение группового пространства на центры.
• Развивающее (формирующее) содержание: формирование детской самостоятельности и активности.
• Изменение в зависимости от времени: изменение предметно- развивающей среды в зависимости от времени года, от приближающихся событий и т.д.
Функции развивающей предметно – пространственной среды:
Образовательная, развивающая, воспитывающая, стимулирующая, содержательно-насыщенная– включать средства обучения (в том числеϖ технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды:
Трансформируемой – обеспечивать возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональной - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, природных материалов в разных видах детской активности.
Доступной - обеспечивать свободный свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасной - все её элементы должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Вариативной – наличие различных пространств, материалов; периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Ожидаемые результаты по реализации проекта:
1. Создание целостной системообразующей развивающей среды группы с учётом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, детей.
2. Формирование модели современной развивающей предметно - пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО и Основной общеобразовательной программой дошкольного образования, реализуемой в дошкольном учреждении.
3. Алгоритмы использования материалов и оборудования в центрах детской активности в группе.
4. Позитивное отношение родителей к вопросам создания современной развивающей предметно-пространственной среды в группе и учреждении.
Этапы реализации проекта
1 этап: Подготовительный (2015 г.)
Цель: обеспечение основных информационных, организационных, методических и материально-технических условий для создания развивающей предметно-пространственной среды.
2 этап: Основной (2015-2017 гг.)
Цель: создание развивающей предметно - пространственной среды в группе в соответствии с ФГОСДО, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребёнка.
3 этап: Заключительный (2017-2018 гг.)
Цель: анализ деятельности по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе; предоставление опыта работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стажерская площадка на уровне района по теме: "Создание развивающей предметно-пространственной среды речевого развития в старшей группе ДОУ"
Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста....
Сетевой проект «Создание развивающей предметно - пространственной среды для развития самостоятельности и инициативности детей в разных видах деятельности»
ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПЕДАГОГОВ ДОО Г. КАНСКА...
Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»
Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...
Создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие ребенка
В статье рассказывается о деятельности ДОУ по изменению развивающей предметно-пространственной образовательной среды развития ребенка....
Создание развивающей предметно-пространственной среды-залог развития творческого потенциала детей,их одаренности и таланта индивидуальности.
ГБОУ№1793,9корпус...
Физическое развитие . Консультация «Создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности»
Консультация «Создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной ак...
Доклад к семинару "Создание развивающей предметно - пространственной среды для развития эмоционального интеллекта воспитанников" (апрель 2022 г.)
Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа является правильно организованная предметно - пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно - развивающая среда....