ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯ ДОШКОЛОНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
статья на тему

Квашнева Алевтина Олеговна

Проведен практический анализ психолого-педагогического развития детской одаренности в дошкольном образовательном учреждении. Показана стратегия и работа по созданию социально-психологических условий для успешного обучения и развития одаренного ребенка в ДОУ. Участие и достижение одаренных детей  ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kvashnevaa.o._.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯ ДОШКОЛОНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Квашнева Алевтина Олеговна,

педагог - психолог

МАДОУ «ЦРР – детский сад №123»Планета детства»

Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву,

на которой будут расти и процветать таланты

Генрих Нейгауз

Проведен практический анализ психолого-педагогического развития детской одаренности в дошкольном образовательном учреждении. Показана стратегия и работа по созданию социально-психологических условий для успешного обучения и развития одаренного ребенка в ДОУ. Участие и достижение одаренных детей  ДОУ.

Ключевые слова: Одаренные дети, виды одаренных детей интеллектуальная одаренность, академическая одаренность, творческая одаренность и психомоторная одаренность.

 Каждый ребенок уникален и имеет право развиваться в своем темпе, учиться по своей образовательной траектории. Это означает, что общество, а вслед за ним и образовательные учреждения несут перед одаренными детьми особую ответственность и обязаны сделать все возможное для того, чтобы такие дети могли полностью реализовать свои возможности  для собственного блага и на благо всего общества. Каждый талантливый ребенок должен быть замечен.

Одарённый ребёнок, в отличие от одарённого взрослого – несформированная личность, будущее которого неопределённо и способности которого должны открыться. Поэтому необходимо разглядеть и раскрыть росток одарённости, не дать ему потускнеть, помочь ребёнку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, т.к. их интеллектуальные и творческие достижения имеют не только личностный, а и социальный смысл.

Детский сад - первое общественное учреждение, появляющееся на жизненном пути ребенка. В нем он должен познать все тонкости общения с окружающими людьми, социализироваться. Содержание  дошкольного воспитания направлено на  передачу детям творческого опыта, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Одаренный ребенок - ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренность ребенка проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самостоятельный характер.

Под видами одаренности понимают ту область знаний или сферу жизни, в которой обозначились способности. Известно, что человек никак не может быть талантлив во всем. Если одна сфера деятельности ему оказывается очень близкой, то другие могут быть чрезвычайно далекими.

Психологи  выделяют: интеллектуальную, академическую, творческую, психомоторную одаренность и т.д.

Интеллектуальная одаренность (М.С. Холодкова) – это такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных ресурсов), которое обеспечивает возможность творческой, интеллектуальной деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов к разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям и т.д.

Академическая одаренность - особые способности к обучению. Дети легко учатся, не просто усваивают материал, но и свободно применяют его в различных ситуациях.

Творческая одарённость – это такое состояние индивидуальных психологических ресурсов, которое обеспечивает возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах творческой  деятельности по сравнению с другими (музыке, танцах, живописи)

Психомоторная или  спортивная одаренность проявляется в повышенной двигательной активности ребенка, ее разнообразии, стремлении овладеть сложно координированными движениями.

Стратегия работы с одаренными детьми в МАДОУ «ЦРР - детский сад № 123 «Планета детства» заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент, может быть, еще не проявившейся или не выявленной, а также развитие талантливых детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Работа с одаренными детьми в центре развития строится на следующих принципах:

  • принцип дифференциации и индивидуализации (высшим уровнем реализации, которых является разработка индивидуального маршрута одаренного или способного ребенка);
  • принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей – разных видов деятельности;
  •  принцип обеспечения свободы выбора дополнительных образовательных услуг;
  •  принцип возрастания роли вне образовательной  деятельности одаренных детей через кружки, секции, клубы по интересам;
  •   принцип усиления внимания в индивидуальной работе с детьми.

В целях создания системы выявления и отбора одаренных детей, педагоги знакомятся с научными данными о психологических особенностях одаренных детей, приемами целенаправленного педагогического наблюдения, ведется подбор и накопление в методическом кабинете литературы, необходимой для самообразования по этой теме.  

Для развития способностей и талантов детей в детском саду создана разнообразная система дополнительного образования, функционируют  следующие кружки:

  • «Танцевальный серпантин» (современный эстрадный танец);
  • «Озорной каблучок» (народный танец);
  • «Сюрприз» (детская йога, ушу);
  • «Семицветик» (изобразительная деятельность);
  • «А-Б-С» (английский язык);
  • «Дельфин» (синхронное плавание, водное поло);
  • «Белая ладья» (шахматы);
  • «Театральное мастерство»;
  • «Логоритмика» (занятия с логопедом и дефектологом);
  • «Планшет» (математическое развитие);
  • «Здоровячок» (корригирующая гимнастика);
  • «Пингвиненок» (мультипликация);
  • «Песенка» (вокал);
  • «ЭкоПриЗ» (опытно-экспериментальная деятельность);
  •  «Волжанка» (художественный труд).

Распределение детей по кружкам происходит на основе интересов и желаний детей. Затем проводится анкетирование родителей, педагогов и диагностика детей.

Для успешной самореализации детей были созданы разнообразные центры развития детей, которые функционируют на основе интегрированного подхода

Центр здоровья состоит из медицинского блока, кафетерия по приему кислородного коктейля, физкультурно-тренажерного и спортивного зала для занятий фитбол-гимнастикой, бассейна, двигательных центров «Классики» и «Твистер». В физкультурных залах дети имеют возможность удовлетворить потребности в психомоторной активности. Известно, что без движения не будет и умственного развития. Не редко мы встречаем детей, которые проявляют выдающиеся умения в спорте уже в дошкольном возрасте. В нашем ДОУ созданы условия для занятий ушу, йогой, синхронным плаванием и водным поло.

Центр экологического образования включает уличное пространство и помещения детского сада, где дети имеют возможность развивать академическую одаренность. Экологическая тропа с мини-метеостанцией, огородом, фруктовым садом «Катюша», дорожкой здоровья, газонами и клумбами для наблюдений и элементарного труда детей.

В здании детского сада оборудована лаборатория природы «ЭкоПриЗ» с уголком животных и растений. Здесь дети знакомятся с природой родного края, делают первые в жизни исследования и открытия. Для развития интеллектуальной одаренности приобретена электронная научная лаборатория «Наураша», в которой обеспечивается различные виды деятельности детей дошкольного возраста, через игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с различными материалами.

Центр художественно-эстетического развития детей включает в себя музыкально-хореографический и фольклорный залы, которые используются как для реализации основных образовательных программ ДОУ, так и для дополнительного образования. Здесь созданы условия для функционирования хореографических, вокальных и театральных кружков, в том числе экологической направленности.

В нашем учреждении создана студия творчества «Волшебная палитра». Для рисования используются не только мольберты и столы, но и специальная магнитная стена, покрытие которой обладает свойствами грифельной доски, на которой дети могут рисовать разными видами мелков.

Для развития творческих способностей детей также оборудована мультстудия «Пингвиненок». Здесь дошкольники примеряют на себя роли режиссеров, сценаристов, постановщиков… Как взрослые, осваивают азы мультипликационных профессий. Созданные детьми мультфильмы можно посмотреть в кинозале. В качестве «кресел» служат забавные подушки, изготовленные в процессе совместного творчества детей и родителей

Возможность выбора ребенком разнообразных видов деятельности способствует раскрытию индивидуальных творческих способностей.

Для решения образовательных задач дошкольников используется и  центр интеллектуального развития. Прежде всего, это мобильный класс «Интерландия», где созданы условия для доступа детей к электронным образовательным ресурсам. Интерактивные доска и стол служат средством для познавательного развития детей. Нетбуки и компьютер педагога объединены внутренней локальной сетью, что способствует быстрому обмену информацией между педагогом и ребенком.

С целью успешной социализации и развития интеллектуальной одаренности в детском саду создан центр семейного досуга - игровой интеллектуальный клуб «Эрудит». В распоряжении детей находятся современные развивающие игры: логические блоки Дьенеша, счетные палочки Куизинера, кубики Никитина, математические планшеты, головоломки, логические электронные игры, различные виды конструкторов, настольные  игры познавательного характера, в том числе экологические. Здесь можно поиграть в теннис, аэрохоккей, покататься на электромобилях.

В «Эрудите» проводятся игровые занятия шашко-шахматного клуба «Белая ладья». К работе в данном направлении привлечен тренер Саратовской Областной Шахматной Академии.

Также на базе МАДОУ «ЦРР - детского сада №123 «Планета детства» организован консультационный центр, где родители одаренных детей  могут получить рекомендации педагога-психолога и других специалистов ДОУ по развитию способностей детей.

Психологическое сопровождение кружковой деятельности  воспитанников заключается в использовании рефлексивных техник, которые являются важнейшей составляющей современных образовательных технологий.

Интеллектуальное развитие детей как в НОД, так и в режимных моментах чаще всего осуществляются через проектную деятельность. При реализации проектов используются новые образовательные технологии: ИКТ,ТРИЗ и т.д.

Важно, чтобы каждый ребенок нашел свое место в этой среде, был значим и успешен в том или ином виде деятельности, мог развиваться в соответствии со своими реальными потребностями. Поэтому внимание должно уделяться не только оптимизации образовательной среды через совершенствование образовательного процесса, но и обеспечению психологического здоровья  и комфорта детей.

Важным элементом сопровождения является развитие эмоционального мира ребенка через психологические тренинги, т.к. дети не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения.

Хочется отметить, что для одаренных детей очень важно проявлять свои таланты в различных мероприятиях, конкурсах. Наши дети успешно участвуют и занимают призовые места.

Наиболее значимые награды и иные достижения учреждения (за последние 2 года):

- Победители регионального конкурса «Многообразие вековых традиций» (2015г.)

- 1 место в Танцевальном марафоне хореографических коллективов «Народный танец – зеркало культуры» (2015 г.)

- Победитель онлайн видео-конкурса при Уполномоченном по правам ребенка в Саратовской области «Новогоднее обращение будущего губернатора» (2016 г.)

- 3 место в районном конкурсе проектов «Гагаринская эра» (2016 г.)            

- Победители Открытого городского соревнования по робототехнике «Легоробот» (2017 г.)

- Победители районных фестивалей-конкурсов «Звуки вальса тихонько коснулись души», «Новогодний перепляс» (2017 г.)

- Победители районного фестиваля творческих коллективов «Если б не было войны» (2017 г.)

- Победители районного конкурса «Удивительный мир кино» (2017 г.)

- Победители ежегодного Всероссийского экологического детского фестиваля

- Победители ежегодного Областного фестиваля детских экологических театров образовательных учреждений под девизом «Через искусство к земной планете»

 - Победители ежегодного Межрегионального конкурса «Наследники традиций»

- Победители ежегодного районного конкурса смотра строя и песни «Защитники Отечества»

- Победители регионального конкурса «Эко-сказка» (2017 г.)

- 1 место в региональном онлайн-конкурсе совместной деятельности педагогов и родителей воспитанников ДОУ «Наша дружная семья – ДОУ, папа, мам, Я!» на базе ГАУ ДПО «СОИРО» (2017 г.)

Благодаря победам наших воспитанников центр развития ребенка «Планета детства» в 2016 г. стал лауреатом Всероссийского конкурса «100 лучших ДОУ России» и победителем регионального этапа конкурса субъектов РФ на лучшие модели ДО, обеспечивающие доступность ДО для всех детей, включая модели раннего развития детей (2017 г.)

Литература:

1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. Пособие для воспитателей и родителей – 3-е изд. – М.: МПСИ, Флинта, 2004. – 144 с.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002. – 320 с.

3. Кулемзина А.В. Одаренный ребенок как ценность современной педагогики. – М.,  2004. – 264 с.

4.Одаренность и возраст: Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учебное пособие / Под ред. А.М. Матюшкина. – М., 2004. – 192 с.

5. Где растут таланты? / под общ. ред. Свирской Л.В,. Роменской Л.А. – М.: Обруч, 2014. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по итогам исследовательской деятельности «Психолого-педагогические подходы обучения одаренных детей»

.В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в психологических и педагогических кругах. Многочисленные исследования особенностей развития одаренных дете...

Работа с одаренными детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения

Данная статья раскрывает организацию работы педагогического коллектива МДОУ "Детский сад "Белоснежка" г. Надыма" в обеспечении условий для поддержки и развития одаренных дошкольников, в создании предп...

Программа сопровождения одаренных детей в условиях дошкольного учреждения

В программе содержится диагностический материал по выявлению одаренных детей....

Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанник...

Психолого-педагогическая деятельность по оптимизации процесса успешной адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Психолого-педагогическая деятельность по оптимизации процесса успешной адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения....

Направления психолого-педагогической деятельности педагогов первой младшей группы для успешного процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. 2. Формирование у ребенка чувства уверенности. 3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правила...