Инновационный педагогический опыт воспитателя по теме «Театр – познание через игру»
статья (старшая группа) на тему
Хотелось бы поделиться инновационным опытом с воспитателями, которые работают по теме: "Театрализованная деятельность в детском саду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный педагогический опыт воспитателя
структурного подразделения «Детский сад «18 комбинированного вида»
МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Аргамаковой Натальи Александровны
по теме «Театр – познание через игру»
Актуальность и перспективность опыта.
Инновационная работа Аргамаковой Натальи Александровны выполнена на одну из актуальных тем как театрализованная игра - одна из самых демократичных и доступных видов искусства, которая позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием речи, воображения, фантазии, инициативности.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Театрализованная игра помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Концептуальность.
Новизной и отличительной особенностью педагогического опыта является формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение всегда имеет нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребёнка, приобщает к духовным ценностям. Театрализованные игры развивают эмоциональную сферу, заставляют ребёнка сочувствовать персонажам.
Наличие теоретической базы опыта.
Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрализовано-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, учёных, методистов – Н.Карпинской, А.Николаичевой, Л.Фурминой, Л.Ворошниной, Р.Сигуткиной, И.Реуцкой, Л.Бочкарёвой, И.Медведевой, Т.Шишовой и др. Под театрализованными играми учёные понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям». Одно из первых и наиболее популярных пособий для воспитателей по использованию разных видов кукольного театра было разработано Т.Н. и Ю.Г.Караманенко. Благодаря выходу этого пособия, а затем – работы Г.Генева, арсенал средств педагогического воздействия на детей дошкольного возраста обогатился разными видами театров, что повысило активность привлечения самих детей к театрализованной деятельности. Е.Трусовой было установлено, что театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.
В дальнейшем, благодаря специальным педагогическим исследованиям, проведённым Л.Ворошниной, Н.Карпинской, Л.Фурминой и др., было установлено следующее.
Самостоятельно в театрализованные игры даже дети дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают игры-драматизации по предложению воспитателя и под его руководством (Л.Фурмина). Но, если с первой младшей группы дети с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, потешки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, будут заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная (Р.Сигуткина). Было установлено, что дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное (Н.Карпинская). А в старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам художественно-образной выразительности (Кофман). В этом же возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр.
Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея состоит в том, что если в работе с детьми дошкольного возраста обеспечить систему использования театрализованных игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни, максимально-познавательная активность детей, комплексное решение всех задач относительно развития психически познавательных процессов, целесообразную частность планирования в течении года игр-драматизации в пределах задач всестороннего развития, учитывая принципы индивидуализации и дифференциации – всестороннее развитие детей дошкольного возраста в театрализованных играх будет эффективно.
Автором доказана оптимальность и эффективность выбранных средств. В результате работы в группе у детей воспитывается эмоционально-положительное отношение к театру, формируется устойчивый интерес к театрализованной деятельности; обогащается речь детей за счёт образных выражений, активизируется словарь ребёнка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи; у детей формируется навык общения. Аргамаковой Натальей Александровной разработаны и проведены: серии занятий, театрализованные игры и упражнения, игры на развитие речи.
Для самостоятельной театрализованной деятельности в группе созданы благоприятные условия: развивающая среда способствует возникновению интереса к театрализованным играм. В группе организован уголок для театрализованных игр и представлений. В театральном уголке собраны различные виды театров (би-ба-бо, пальчиковый театр, на фланелеграфе, ложечный, плоскостной); реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (ширма для кукольного театра, маски). Есть уголок ряженья, где дети могут самостоятельно подобрать себе костюм. В литературном уголке хранится детская художественная литература. Создан уголок искусств для самостоятельной художественной деятельности.
Теоретическая значимость работы состоит в изучении психолого-педагогической и методической литературы по проблеме организации театрально-игровой деятельности в детском саду.
Практическая значимость работы заключается в формировании у детей представлений о театре, театрализованных играх; создании предметно-развивающей среды, способствующей развитию интереса к театрализованной деятельности; развитие у детей художественно-речевых исполнительских способностей выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, воспитание у детей положительных черт характера.
Результативность опыта.
Результативность опыта подтверждена наличием заметной динамики в развитии детей, отражённой в результатах конкретного обследования. Сравнительный анализ по данному направлению свидетельствует о снижении у детей тревожности, застенчивости, закрытости. Играя в театр, дети становятся раскрепощёнными, совершенствуются их артистические навыки, дети могут создавать образ персонажей, используют различные средства выразительности: мимику, жесты. У детей обогащается словарь за счёт образных выражений, активизируется словарь ребёнка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи, у детей формируется навык общения. А главное – театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Возможность тиражирования.
Опыт работы можно использовать в практической работе детских образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования.
Наличие обоснованного числа приложений.
В работе Натальи Александровны представлено достаточное количество приложений, которые наглядно иллюстрируют эффективность использования различных материалов и пособий в формировании у дошкольников представления о театре, о развитии творческих способностей средствами театрального искусства.
Подтверждение.
НОД: «Матрешка в гостях у малышей», «Ах, эти русские сказки», «В гостях у сказки», «Чудо-ложки», «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», «Наш веселый колобок», «Путешествие в страну вежливости».
Досуги: «Детское сердце открыто для дружбы», «Как собака друга искала», «Театр вежливости», игровая викторина по стихам А.Л.Барто.
.
Беседы: «Знакомство со сказочными героями», «Ряженье в костюмы», «Чем хороши театрализованные игры?», «Театры бывают разные» и др.
Театрализованные игры: «Кто в гости пришёл?», «Весёлые зайчата», «Представьте себе», «Кого боится зайка?», «Волшебное представление», «Если весело живётся», «Продолжи фразу и покажи» и др.
Собрания и консультации для родителей: «Театральная деятельность в детском саду», «Организация домашнего театра», «Пальчиковый театр своими руками», «Театр – наш друг и помощник» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/30/picture-234980-1509351662.jpg)
Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Исаевой Флоры Вялиулловны по теме "Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику"
Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, спос...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/13/picture-265833-1371126309.jpg)
Инновационный педагогический опыт воспитателя "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру"
Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Байбиковой Клары Растямовны по т...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/17/picture-384977-1389973686.jpg)
Инновационный педагогический опыт воспитателя«Приобщение детей к традициям и культуре мордовского народа через устное народное творчество»
Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/06/picture-257184-1386339977.jpg)
Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/15/picture-464477-1631733562.jpg)
Инновационный педагогический опыт воспитателя Арсентьевой Натальи Викторовны по теме «ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С БАСНЕЙ»
Литературное развитие ребенка это – понимание образной художественной речи, богатство словарного запаса и чувство языка, эмоциональное реагирование на поэтическое слово, способность мыслить словесно-х...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-175265-1485884057.jpg)
Инновационный педагогический опыт Воспитателя средней группы Пурахиной Светланы Александровны. МДОУ детский сад «Алёнушка» по проблеме: «Экологическое воспитание детей через труд в
Актуальность опыта:...
Педагогический опыт «Театр – познание через игру»
Инновационная работа выполнена на одну из актуальных тем как театрализованная игра - одна из самых демократичных и доступных видов искусства, которая позволяет решать многие актуальные проблемы ...