Инновационный педагогический опыт Воспитателя средней группы Пурахиной Светланы Александровны. МДОУ детский сад «Алёнушка» по проблеме: «Экологическое воспитание детей через труд в
методическая разработка (старшая группа) на тему
Актуальность опыта:
1. Это важно для разностороннего, развития;
2. Этот вид деятельности способствует развитию умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
3. Существует проблема бережного и заботливого отношения к природе.
4. Низкая активность детей к трудовым действиям.
5.Отсутствие элементарных трудовых навыков.
6. Отсутствие знаний детей о труде взрослых.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационный педагогический опыт
Воспитателя средней группы Пурахиной Светланы Александровны.
МДОУ детский сад «Алёнушка»
по проблеме: «Экологическое воспитание детей
через труд в природе».
« Радость труда в природе – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство». В. А. Сухомлинский.
Актуальность опыта: 1. Это важно для разностороннего, развития; 2. Этот вид деятельности способствует развитию умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. 3. Существует проблема бережного и заботливого отношения к природе. 4. Низкая активность детей к трудовым действиям. 5.Отсутствие элементарных трудовых навыков. 6. Отсутствие знаний детей о труде взрослых.
Труд детей в природе является методом экологического и трудового воспитания. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. Труд в природе имеет большое образовательное значение. В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития. В дошкольной педагогике и психологии нет однозначного мнения по поводу выделения труда как самостоятельной деятельности ребенка в силу специфичности конечного продукта такой деятельности. Так, В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова и другие утверждают, что рано говорить о труде дошкольника как об особом самостоятельном виде деятельности, однако выделяют отдельные трудовые задания. Трудовая деятельность ребенка-дошкольника всегда содержит элемент игры, подражание жизни взрослых. В любом случае «труд в природе» традиционно считается неотъемлемой составной частью ознакомления дошкольников с окружающим миром. Я очень люблю природу, очень бережно отношусь к ней, моё увлечение выращивать цветы и овощи на приусадебном участке. Именно поэтому, работая в детском саду воспитателем я выбрала экологическое направление. С большим удовольствием работаю в этом направлении, на участке детсада мы разработали небольшой огород и цветник. Я считаю, что проблема трудового воспитания детей дошкольного возраста остается актуальной и обуславливает выбор темы опыта: «Экологическое воспитание детей через труд в природе». Поэтому, мною были определены цель, задачи и содержания деятельности.
Цель: создание системы работы по данной проблеме. Задачи: 1.Создать условия для качественного осуществления трудового воспитания детей. 2. Способствовать формированию знаний о способах трудовых действий, развитию трудовых навыков и умений по уходу за растениями и животными. 3. Формировать эмоциональное отношение к труду в природе. 4. Содействовать развитию положительных взаимоотношений между детьми в процессе трудового взаимодействия. Решение данных задач возможно в процессе реализации ФГОС. Образовательных направлений, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие. Я считаю, что решению задач по экологическому воспитанию детей через труд в природе, будет способствовать: предметно-развивающая среда, которая представлена уголком природы.
Концептуальность. Концептуальность моего опыта определяется следующими принципами и приёмами. 1.Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду в природе. 2. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности 3. Содействие си сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений 4. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. 5.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности 7. Принцип развивающего образования (системности и последовательности); 9. Принцип новизны (использование новейших информационных технологий. 10. Принцип интеграции. Формы организации труда в природе. Труд детей в природе организуют в форме: 1.Индивидуальных поручений. (Весь процесс труда ребёнок выполняет сам). 2.Коллективного труда.( Коллективный труд в природе дает возможность формировать трудовые навыки и умения у всех детей группы). 3.Дежурства. (Дежурство предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей). Гигиенические требования к организации труда в природе. а. труд в природе должен быть посильным. б. необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. в. орудия труда должны быть абсолютно безопасными соответствовать росту и силам ребенка.
Новизна опыта. Новизна опыта состоит в создании единой системы работы по организации трудового воспитания дошкольников, построенной на субъектно-субъективных отношениях ребенка и взрослого в условиях ДОУ. Труд в природе имеет свою специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста.
Наличие теоретической базы опыта. Моя инновационная и педагогическая деятельность, осуществляемая имеет достаточное теоретическое обоснование, основанная на анализе программ. Свою работу с детьми дошкольного возраста стараюсь строить в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Изучение разных программ, методических пособий и передового педагогического опыта великих педагогов прошлого времени: Г. Песталоцци, Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, а также учёных нашего времени Р.С. Буре «Учите детей трудится», состоит в развивающейся позиции ребенка «я сам», «я могу», «я научусь», «я умею». П.Г. Саморуковой «Работа с дошкольниками на участке», очень важно научить ребенка выбирать рациональные способы трудовой деятельности, которые обеспечат результативность данного вида деятельности. Л.В. Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду» Методическое пособие учитывает принцип интеграции – взаимосвязи разных видов деятельности, – так как трудовое воспитание должно пронизывать всю жизнь ребенка. С.Н. Николаевой «Юный эколог». Эта программа создана на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. Она включает две подпрограммы, помогает тем самым одновременно решать вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих.
Педагогическая идея. Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Я поставила перед собой задачу не только научить детей видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в её создании.
Практическая значимость. Одним из наиболее близких видов труда является трудовая деятельность в уголке природы. В нашей группе в центре природы много цветов все они соответствуют программе. Цветы учат наблюдать и сравнивать. Уход за растениями в начале года осуществлялся мною в присутствие детей. Постепенно привлекая их к посильной помощи, показывала, как наливать воду, как держать лейку, поливать, обтирать листья, называя предметы ухода, приучая детей класть все на свои места.
В начале предлагала посмотреть, как обтирать листья, показывая, как проводить тряпочкой по листу в одном направлении от черешка к концу, иначе лист может сломаться. Затем дети закатывали рукава, чтобы не испачкать их. Каждому предлагала намочить тряпочку в тазу, выжать положить лист на ладонь левой руки, а если лист большой, положить лист на всю ручку, до локтя, и осторожно вытирать. Во время работы наблюдала за каждым ребенком.
Осматривая растения после работы, спрашивала детей: «Какие стали растения после того, как их вымыли?» Подвела детей к выводу: растениям необходим уход, тогда они будут, лучше расти, и развиваться. Каждый год весной в нашем детском саду по традиции проводится конкурс «Огород на окне» этот конкурс для нас воспитателей, а для детей очередная увлекательная, познавательная деятельность. Прежде чем посадить мы в своей мини-лаборатории рассматриваем семена, сравниваем, например, семена помидор, фасоли и гороха. Затем следим за прорастанием семян, делаем записи в дневнике наблюдений. Сажаем лук ведём наблюдение за его ростом, а когда он вырос, мы срезали зелень и все вместе с удовольствием съели её. Вместе с детьми придумываем дизайнерский подход в оформление огорода, юные дизайнеры придумали сделать по уходу за огородом роботов из проволоки, получилось интересно и забавно. Огород в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, а это помогает лучше познать растительную жизнь. Потом мы высаживаем нашу рассаду на грядку в огороде и наблюдем за ростом растений. В течение года с учётом природных условий ведётся коллективная работа на улице, которая требует четкой организации труда. Осенью мы с детьми собираем листья для гербариев и для поделок; подвязываем кусты. Собираем урожай: свеклу, помидоры, кабачки, перец, относим на кухню где плоды нашего труда используют в приготовление вкусного борща и салата. Зимой укрываем корни деревьев снегом, измеряем снегомером глубину снега на отдельных участках; чистим дорожки от снега, совместно с родителями создаём снежные постройки. Весной чистим территорию своего участка от накопившегося мусора, участвуем в субботнике; в конце мая и в начале лето высаживаем рассады садовых растений. Продолжала знакомить детей правилам ухода за рыбками, птицами, мелкими животными. В группе по требованием СанПиН 2.4.1.3049-13, нет рыбок и других животных, поэтому проводились беседы, НОД.
В группе была создана игротека, которая включает в себя настольные и дидактические игры. Они распределены на группы по целям. Так, например, цель настольных игр, таких как «Времена года», «Ягоды и фрукты», «Что где растет», «Зоологическое лото» - систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Проводили НОД по теме «Посев семян», «Уход за комнатными растениями», Чтение художественной литературы. Зяблик» С. Михалкова, «Мой пес» Данько, «Под кустом» Павловой, «Синичкин календарь» В. Бианки, «Уехали» А. Барто. Работая по данной проблеме ни как нельзя обойтись без поддержки родителей. В нашем МДОУ детском саду «Алёнушка» традиционно проводятся акции:
- Лучший участок ДОУ и группы. (из бросового материала, силами родителей).
- «День Земли» Акция посади дерево. Родители и дети.
- «Зимняя столовая» (изготовление кормушек, сбор кормов).
- Помощь родителей в посадке цветников, огорода.
- Подготовка песочниц (работа с родителями).
С родителями проводили беседы, консультации по данной теме.
Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться ко всему живому, на всю жизнь сохранят любовь к природе.
Результативность опыта. Результативность опыта подтверждена наличием заметной динамики в развитии детей, отражённой в результатах контрольного обследования. Работа по экологическому воспитанию дошкольников через труд в природе, дала определённые положительные результаты. Опыт отслеживался три года. Практика работы показала следующие результаты, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности трудового воспитания дошкольников. Оценка индивидуального развития детей, проводимая мной в ходе внутреннего мониторинга становления показателей трудовых навыков и умений, показала следующие результаты. 2012-2013г. 76%; 2013-2014г. 85%; 2014-2015г. 92%.
Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения Программы.
Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности. Целенаправленная и систематическая работа по данной теме дала положительные результаты, поэтому я и в дальнейшем буду совершенствовать методы и приемы работы над этой темой, принося элементы новизны, занимательности, пробуждающие интерес к знаниям в области экологии.
Литература.
1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы. 2.Р.С. Буре, Г.И. Година « Учите детей трудиться», М., 1983. 3. Николаева С. Н. Система экологического воспитания дошкольников. – М. : Мозаика-синтез, 2011.
4. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Методическое пособие. М. Мозаика Синтез. 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Ознакомление с ихтиофауной реки Лена Жиганского района в подготовительной группе МБДОУ «Детский сад «Ёлочка» с. Жиганск» (Экологическое воспитание детей 6-7 лет)
Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов. Проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта...
Паспорт средней группы Наам Светланы Алексеевны. МКДОУ с. Круглоозерное детский сад « Родничок» Паспорт средней группы «Медвежата- веселые ребята»
паспорт группы...
Педагогический опыт работы по теме «Актуальность проблемы экологического воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста"
Логика природы самая доступная и наглядная для ребенка....
План работы по самообразованию Тема «Актуальность проблемы экологического воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Повышение профессиональной квалификации...
Отчет по самообразованию Тема «Актуальность проблемы экологического воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Реализация творческих способностей....
Педагогический опыт работы по теме «Актуальность проблемы экологического воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Все мы - дети природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....
Проблема экологического воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе
Проблема экологического воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе...