Инновационный педагогический опыт воспитателя Арсентьевой Натальи Викторовны по теме «ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С БАСНЕЙ»
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
Литературное развитие ребенка это – понимание образной художественной речи, богатство словарного запаса и чувство языка, эмоциональное реагирование на поэтическое слово, способность мыслить словесно-художественными образами, легкость возникновения творческого состояния (в частности, сострадания, сопереживания, сочувствия).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационный педагогический опыт
воспитателя
Арсентьевой Натальи Викторовны
по теме «ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С БАСНЕЙ»
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно – воспитательного процесса.
Литературное развитие ребенка это – понимание образной художественной речи, богатство словарного запаса и чувство языка, эмоциональное реагирование на поэтическое слово, способность мыслить словесно-художественными образами, легкость возникновения творческого состояния (в частности, сострадания, сопереживания, сочувствия).
Эффективность процесса литературного развития детей 6-7 лет в процессе ознакомления с басней зависит от следующих условий:
- отбор басен, доступных пониманию ребенка старшего дошкольного возраста;
- использование приема составления басен детьми на основе базового алгоритма;
- ознакомление с жанровыми особенностями басни;
- поэтапное ознакомление с басней (1 этап – тематическая организация басен с детализированным анализом текста басни; 2 этап – про образная организация басен.).
Методологическую основу педагогического опыта работы составили:
1) психолого-педагогические исследования, направленные на выявление особенностей восприятия художественной литературы дошкольниками
(Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, О.И. Никифорова, Н.С. Карпинская, Л.М. Гурович, Т.А. Репина и др.);
2) исследования, направленные на выявление содержания и методики литературного образования детей (О.М. Соловьева, В.М. Федявская,
З.А. Гриценко и др.);
3) исследования, раскрывающие жанрово-стилистические особенности басни как литературно-художественного произведения (Л.В. Чернец,
В.Г. Белинский, В.А. Жуковский, Л. С. Выготский, А. А. Потебня и др.).
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: анализ литературоведческой, психологической, педагогической и методической литературы; наблюдение за процессом литературного развития детей в процессе ознакомления с басней; беседы с родителями, воспитателями и педагогами; эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных конспектов занятия в практике работы дошкольных образовательных учреждений.
Экспериментальная база исследования: дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад №14» г. Саранска.
Проведенное исследование, посвященное проблеме литературного развития детей 6-7 лет в процессе ознакомления с басней, позволило сделать следующие выводы:
Теоретический анализ литературы позволил нам определить, что произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
1. Басня – литературный жанр, краткий, обычно стихотворный рассказ в иносказательной форме, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения. Басня – незаменимый литературный материал при разъяснении теории образа, который обязательно должен заключать в себе общую мысль, а не быть просто изложением некого случая.
Басня помогает сформировать установку на художественное восприятие: этому способствует подчеркнуто условный и замкнутый мир басни, ее неопределенное пространство и время, аллегорические персонажи, уже знакомые юным читателям по сказкам о животных.
Желание и умение читать басни приобретает для старшего дошкольника личностно-значимый смысл, но только в том случае, если педагог и дети воспринимают басню как особый литературный жанр с ярко выраженной спецификой художественного видения ее автором явлений реальной действительности и отражения их в форме
2. Литературное развитие в дошкольном образовательном учреждении заключается в активной работе воспитателя и детей со словом, оттенками его значения в речи и в художественном тексте, речевыми способами выражения чувств, переживаний, мыслей, а также в активной работе по обогащению жизненного опыта дошкольников новыми впечатлениями, знаниями, расширению их культурного поля и соотнесению состояний, которые испытывают дети, с их словесными обозначениями.
Методической особенностью обучения детей чтению басни на первом этапе обучения является детализация анализа текста басни, когда внимание детей фиксируется на каждом действии персонажей, на их словах и чувствах, ситуациях, определяющих эти действия и чувства, а цельность восприятия басни задается таким средством антиципации, как сопоставление основной иллюстрации к произведению с его названием и установкой на жанр. На втором этапе в процесс обучения старших дошкольников чтению басен целесообразно включить работу по составлению специального словаря.
В развитии литературных способностей басня стимулирует у старших дошкольников поэтическое восприятие действительности, наблюдательность, образное мышление, творческое воображение, образная память, точный и выразительный язык, нацеливает на размышления о себе и окружающей жизни.
После проделанной работы можно сделать выводы:
– у детей закрепляется желание и умение думать над литературным текстом, т.к. дети все время следят за взаимоотношениями героев, их поступками, мотивами поступков и их последствиями;
– в связи с этим у них развивается личная заинтересованность в судьбе героев, а чтение бани становится серьезным и толковым;
– при этом у детей совершенствуется читательская память, воображение, чувство слова и эмоции, вызванными интересными переживаниями за героев басни;
– по ходу занятия у детей расширяются читательский кругозор и познавательный интерес, т.к. им приходится анализировать басню, чтобы ответить на те вопросы, которые появились в процессе чтения .
– работа с басней, способствует общему и литературному развитию старшего дошкольника формирует у него систему специальных умений, необходимых для полноценного восприятия художественной литературы.
Именно освоение авторского отражения окружающего мира в басне приучает ребенка различать зло, формирует у начинающего читателя свое особое отношение к миру зла и убеждает его в важности понимания того, когда и как может трансформироваться реальный мир в басенный. А это, в свою очередь, требует внесения в принятую сейчас методику обучения старших дошкольников чтению басен таких изменений, которые научили бы детей 6-7 лет умению вглядываться в созданные баснописцем персонажи и картины басенного мира, узнавать этот мир, запоминать басенные образы и картины, во многом на интуитивном уровне улавливать типичные для этого мира ситуации и отношения персонажей и «присваивать» все это как жизненный опыт, особенно необходимый детям в новых социальных условиях. Именно поэтому классическую басню как учебный материал в современном дошкольном образовательном учреждении нельзя ничем заменить, так как она является одним из способов литературного развития детей 6-7 лет.
На основе изучение и анализа теоретического материала был произведен подбор методов и методик диагностики и литературного развития детей 6-7 лет.
3. В формирующем эксперименте мы организовали воспитательно-образовательный процесс, направленный на развитие интереса к литературным произведениям, путем чтения произведения и его элементарного анализа донесли до детей богатый мир отечественной и зарубежной детской литературы в ее специфике как искусства отражения реальной действительности посредством художественного слова и таким образом стимулировали литературное развитие детей 6-7 лет.
Цель проведенных заданий и упражнений - помочь детям понять художественную речь, смысл которой воплощён в баснях.
Постичь смысл басни - значит воспринять обобщённо-метафорический образ, заключённый в ней, и конкретизировать его, используя для этого имеющийся у старшего дошкольника жизненный опыт. Путь к постижению смысла - анализ его в единстве с формой, поэтому мы получаем иной результат, если сначала обращаем внимание детей на эту форму, учим осмысливать каждое слово, сравнивая его с возможными синонимами, выясняя, какой оттенок смысла вносит другое слово, что с чем сравнивается и почему, как характеризует это человека или явление действительности [9].
Продуктивное воспроизведение басни характерно для детей с высоким уровнем развития речи. Недостаточное владение построением сложноорганизованного высказывания проявляется в преимущественно механическом и репродуктивном, ситуативном характере лексико-грамматического, структурно-содержательного оформления речи.
4. Анализ детских ответов и высказываний обнаруживает присутствие в показателях речи личностного фактора - общей способности к творчеству. Универсальная реализация языковой личности дошкольника обнаруживается в творческом, осмысленном воспроизведении басни и предполагает построение собственной модели изложения, в которой изменения не искажают замысел произведения, использование наряду с авторскими собственных средств внутритекстовой связи, осознанным и произвольным выбором оптимального варианта языковых средств, конструирование разнообразных синтаксических конструкций, интонационная выразительность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление моего педагогического опыта работы по самообразованию по теме: «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста»
Детство – это летний ветер,Парус неба и хрустальный звон зимы.Детство – это значит дети!Дети – это значит мы! ”Актуальность темы обусловлена тем, что личностные качества ребёнка формируются в активной...
План по самообразованию на тему: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с народным фольклором»
План работы по самообразованиювоспитателя МБДОУ № 50 города НевинномысскаУс Татьяны Николаевны. Тема: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с народны...
Опыт работы педагога-психолога по теме: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»
Любая, даже самая сложная работакажется проще, если понятно,для чего она нужна.Патрик Форсайт Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни ...
Инновационный педагогический опыт по теме: «Развитие исполнительских умений детей младшего школьного возраста в процессе обучения выразительному чтению наизусть».
laquo;Развитие исполнительских умений детей младшего школьного возраста в процессе обучения выразительному чтению наизусть». Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение ...
Инновационный педагогический опыт работы "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
Инновационный педагогический опыт работы...
Тема самооброазования «Развитие познавательной активности в процессе ознакомления с окружающим миром»
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросе развития познавательной активности в процессе ознакомления с окружающим миром.Познавательная деятельност...
Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Большеелховский детский сад № 1 комбинированного вида» Анисьиной Татьяны Серафимовны по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования как функциональный ме
использования экспериментирования имеет большое значение, поскольку оно дает детям реальное представление о различных аспектах изучаемого объекта, а также его взаимосвязи с окружающим миром.Новизной д...