Мастер-класс для педагогов "Современные технологии в музыкальном воспитании детей в ДОУ"
консультация по теме
Мастер-класс для педагогов с применением новых технологий и приёмов в работе с дошкольниками, развивая их музыкальные способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_2015noyabr.docx | 34.13 КБ |
slaydprezentatsiya_dlya_master-klassa.pptx | 2.51 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 9 «Солнышко»
Мастер – класс
на тему: «Современные технологии в музыкальном воспитании детей»
Подготовила:
музыкальный руководитель
Кислицына Светлана Анатольевна
г. Южноуральск
2015г
Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных технологий в музыкальном развитии дошкольника. Я познакомлю вас с некоторыми современными технологиями, которые использую в различных видах музыкальной деятельности.
На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий.
Музыкально-валеологические распевки – не только поднимают настроение, но и подготавливают голос к пению. (Пример: «Доброе утро!»)
Немаловажно в здоровьесбережении работа над дыханием – это дыхательная гимнастика, она тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию легких, повышает насыщение крови кислородом; артикуляционная гимнастика – влияет на развитие речи и улучшает дикцию; пальчиковые игры – это забавные инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, и помогают детям с речевыми проблемами. (Пример: «Здравствуйте, братишки! или «Раз цветочек, два цветочек»)
Психогимнастика - помогает в развитии сферы эмоций. Даже робкий, со слабо развитой речью ребенок выполняя такие упражнения приобретает мышечную, эмоциональную раскрепощенность, появляется уверенность в себе, он оказывается способен уверенно общаться со взрослым, а позже и проявлять активность на занятиях. (Пример: «Разбросай по всей квартире») Игровой массаж - приёмы массажа очень полезны для детей. Делая самомассаж определённой части тела, ребёнок воздействует на весь организм в целом. Ребёнок может легко этому научиться в игре. (Пример: «Наступили холода»)
Музыкотерапия – это целительное воздействие музыки на психологическое состояние ребёнка, где музыка используется как лечебное средство, либо расслабление-релаксация, либо поднятие эмоционального тонуса, улучшение настроения и повышение работоспособности. Тем самым с помощью музыки можно моделировать эмоции. Музыка подбирается относительно того: нужно успокоить детей или наоборот поднять их эмоциональный тонус. Такой метод можно использовать в разных режимных моментах, в течении всего дня.
Игровые технологии.
Коммуникативные танцы - игры − это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше пляшет) и т. д. Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Тактильный контакт, осуществляемый в танце-игре, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в группе.
(Пример: Танец «Зашагали ножки».)
- Зашагали ножки
Прямо по дорожке,
А в конце дорожки
Встали наши ножки.
«Здравствуй» говори!
«Здравствуй, здравствуй»
Снова повтори!
- Побежали ножки
Прямо по дорожке.
А в конце дорожке
Встали наши ножки.
Всем кто рядом,
«Здравствуй» говори!
«Здравствуй, здравствуй!
Снова повтори!
- Поскакали ножки (боковым голопом)
Прямо по дорожке
А в конце дорожки
Встали наши ножки.
Всем, кто рядом
«Здравствуй» говори!
«Здравствуй, здравствуй»
Снова повтори!
Музыкально-дидактические игры – это музыкально-сенсорная деятельность ребенка, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры, т.е. развивает музыкальные способности. Проверим музыкальный слух, различие тембров.
(Пример: Игра на развитие тембрового слуха: «Пчёлки» и
игра на развитие чувства ритма - «Бубен»:
«Покатился бубен наш по кругу покатился
Катится, катится, кому же он достанется»)
Информационно-коммуникационные технологии.
Способствуют работе по воспитанию у дошкольников интереса к слушанию музыки, формированию основ музыкальной культуры и возможность использовать различные мультимедийные средства:
∙ видео - фрагменты из опер, балетов, концертов классической музыки,
∙портреты композиторов, отдельных исполнителей и творческих коллективов, репродукции, фотографии,
∙ возможность проводить видео-викторины, слайд-презентации.
Знакомясь с музыкальными инструментами я могу не только рассказать, показать иллюстрацию, но и послушать и увидеть как извлекается звук, как работает дирижёр, музыкант и т. д.
Гусли - древнейший струнный щипковый музыкальный инструмент. Гусельные наигрыши, песни, музыкальные баллады гусляров, были любимы и народом и царями. До сих пор этот инструмент звучит в русских народных оркестрах. (Слушание и просмотр выступления оркестра русских народных инструментов.)
Технология «Синтез искусств».
Она отвечает запросам современных детей. Важно продуманно объединять разные виды художественной деятельности. В доступной форме дети получают большой объём информации, начинают понимать специфику каждого вида искусства, и способны передавать свои чувства словами и в рисунках.
(Слушать: произведение П.И. Чайковского «Осенняя песня» и стихотворение Л.А. Чарской «Царевна – осень»)
«Царевна-осень»
Златокудрая царевна в сарафане расписном
Ходит, бродит величаво, гордо по миру кругом.
И куда ни ступит пестрый, хитросшитый башмачок,
Все под ним желтеет мигом, и былинка и цветок.
Чуть махнет рукой царевна – обнажаются кусты,
Засыпая, никнут долу ароматные цветы…
От единого движенья желто-матовой руки
Застывают, холодеют воды быстрые реки.
Взглянет на небо царевна – солнце скроется сейчас,
Не выносит, видно, солнце взора этих серых глаз!
А царевна ходит, бродит, не присядет отдохнуть,
Видно важный, видно спешный предстоит ей длинный путь…
Ах, пришлось царить недолго, — видит девица сама,
В белой шубке уже катит в санках матушка-зима.
Л.А.Чарская
Игра «Волшебный листик» (На восприятие музыки)
Последний осенний литок слетел с картины, к кому в руки он прилетел, тот скажет, какая осень была в музыке Чайковского. Синтез музыки, литературы и изобразительного искусства, помогает подобрать больше слов, чтобы передать свои чувства, впечатления о прослушанном произведении.
Свою работу по новой теме самообразования я начала с изучения программы «Ладушки», она включает в себя элементарное музицирование, один из разделов - обучение приёмам игры на ложках и приобщение детей к русской культуре. Это деятельность в программе прописана как современная технология в области музыкального развития. Поэтому сейчас мы освоим несколько приёмов игры на ложках.
Итог. Использование современных технологий во всех видах музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, помогает достигнуть решения главной цели музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку, чтобы музыка для ребенка стала миром его радостных переживаний.
Карточка 1
Слайд 1 Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных технологий в музыкальном развитии дошкольника. Я познакомлю вас с некоторыми современными технологиями, используемые в различных видах музыкальной деятельности.
Слайд 2. На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий.
Слайд 3. Музыкально-валеологические распевки – не только поднимают настроение, но и подготавливают голос к пению. Слайд 4. (Показывает Фомина Т.В.)
Карточка 2
Слайд 5.6.7. Немаловажно в здоровьесбережении работа над дыханием – это дыхательная гимнастика, она тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию легких, повышает насыщение крови кислородом; артикуляционная гимнастика – влияет на развитие речи и улучшает дикцию; пальчиковые игры – это забавные инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, и помогают детям с речевыми проблемами.
«Здравствуйте, братишки!»
или «Раз цветочек, два цветочек»
Карточка 3.
Слайд 8. Психогимнастика - помогает в развитии сферы эмоций. Даже робкий, со слабо развитой речью ребенок выполняя такие упражнения приобретает мышечную, эмоциональную раскрепощенность, появляется уверенность в себе, он оказывается способен уверенно общаться со взрослым, а позже и проявлять активность на занятиях.
Слайд 9. «Разбросай по всей квартире»
Карточка 4.
Слайд 10. Игровой массаж - приёмы массажа очень полезны для детей. Делая самомассаж определённой части тела, ребёнок воздействует на весь организм в целом. Ребёнок может легко этому научиться в игре.
Слайд 11. Самомассаж ?
Слайд12. Массаж
Карточка 5.
Слайд 13. Музыкотерапия – это целительное воздействие музыки на психологическое состояние ребёнка, где музыка используется как лечебное средство, либо расслабление-релаксация, либо поднятие эмоционального тонуса, улучшение настроения и повышение работоспособности. Тем самым с помощью музыки можно моделировать эмоции. Музыка подбирается относительно того: нужно успокоить детей или наоборот поднять их эмоциональный тонус. Такой метод можно использовать в разных режимных моментах, в течении всего дня.
Карточка 6.
Игровые технологии.
Слайд14. Коммуникативные танцы - игры − это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше пляшет) и т. д. Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Тактильный контакт, осуществляемый в танце-игре, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в группе.
Танец «Зашагали ножки».
Карточка 7.
1.Зашагали ножки
Прямо по дорожке,
А в конце дорожки
Встали наши ножки.
«Здравствуй» говори!
«Здравствуй, здравствуй»
Снова повтори!
2. Побежали ножки
Прямо по дорожке.
А в конце дорожке
Встали наши ножки.
Всем кто рядом,
«Здравствуй» говори!
«Здравствуй, здравствуй!
Снова повтори!
3. Поскакали ножки
Прямо по дорожке
А в конце дорожки
Встали наши ножки.
Всем, кто рядом
«Здравствуй» говори!
«Здравствуй, здравствуй»
Снова повтори!
Карточка 7.
Слайд15. Музыкально-дидактические игры – это музыкально-сенсорная деятельность ребенка, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры, т.е. развивает музыкальные способности. Проверим музыкальный слух, различие тембров.
Игра на развитие тембрового слуха: «Пчёлки»
Игра на развитие чувства ритма: «Бубен»
«Покатился бубен наш по кругу покатился
Катится, катится, кому же он достанется».
Карточка 8.
Слайд16. Информационно-коммуникационные технологии.
Способствуют работе по воспитанию у дошкольников интереса к слушанию музыки, формированию основ музыкальной культуры и возможность использовать различные мультимедийные средства:
∙ видео - фрагменты из опер, балетов, концертов классической музыки,
∙портреты композиторов, отдельных исполнителей и творческих коллективов, репродукции, фотографии,
∙ возможность проводить видео-викторины, слайд-презентации.
Знакомясь с музыкальными инструментами я могу не только рассказать, показать иллюстрацию, но и послушать и увидеть как извлекается звук, как работает дирижёр, музыкант и т. д. Слайд17.
Слайд18. Гусли - древнейший струнный щипковый музыкальный инструмент. Гусельные наигрыши, песни, музыкальные баллады гусляров, были любимы и народом и царями. До сих пор этот инструмент звучит в русских народных оркестрах. Слушать. Какие ещё инструменты вы узнали?
Карточка 10.
Слайд 19. Технология «Синтез искусств»
Слайд 20. Она отвечает запросам современных детей. Важно продуманно объединять разные виды художественной деятельности. В доступной форме дети получают большой объём информации, начинают понимать специфику каждого вида искусства, и способны передавать свои чувства словами и в рисунках.
Слушать П.И. Чайковского «Осенняя песня» октябрь
(в компьютере)
Стих про осень
Слайд 21. «Царевна-осень»
Златокудрая царевна в сарафане расписном
Ходит, бродит величаво, гордо по миру кругом.
22. И куда ни ступит пестрый, хитросшитый башмачок,
Все под ним желтеет мигом, и былинка и цветок.
Чуть махнет рукой царевна – обнажаются кусты,
23. Засыпая, никнут долу ароматные цветы…
От единого движенья желто-матовой руки
Застывают, холодеют воды быстрые реки.
24. Взглянет на небо царевна – солнце скроется сейчас,
Не выносит, видно, солнце взора этих серых глаз!
А царевна ходит, бродит, не присядет отдохнуть,
Видно важный, видно спешный предстоит ей длинный путь…
25. Ах, пришлось царить недолго, — видит девица сама,
В белой шубке уже катит в санках матушка-зима.
Л.А.Чарская
Игра «Волшебный листик»
Последний осенний литок слетел с картины, к кому в руки он прилетел, тот скажет, какая осень была в музыке Чайковского (одно слово) Синтез музыки, литературы и изобразительного искусства, помогает подобрать больше слов, чтобы передать свои чувства.
Карточка 11.
Свою работу по новой теме самообразования я начала с изучения программы «Ладушки», она включает в себя элементарное музицирование, один из разделов - обучение приёмам игры на ложках и приобщение детей к русской культуре. Это деятельность в программе прописана как современная технология в области музыкального развития. Поэтому сейчас освоим несколько приёмов игры на ложках.
Слайд 26,27,28,29 Способы игры на ложках.
Итог. Использование современных технологий во всех видах музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, помогает достигнуть решения главной цели музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку, чтобы музыка для ребенка стала миром его радостных переживаний.
Слайд 30.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здоровьесберегающие технологии Музыкально – валеологическое воспитание детей. Музыкально – валеологическое воспитание - это не только сохранение и укрепление психофизического здоровья детей, но и воспитание правильного отношения к своему здоровью, формирование у дошкольников культуры здоровья, потребности в здоровом образе жизни.
Валеологические песенки - распевки Задачи валеологических песенок - распевок на музыкальных занятиях: поднимают настроение; задают позитивный тон к восприятию окружающего мира; улучшают эмоциональный климат на занятии; подготавливают голос к пению.
Доброе утро! Улыбнись скорее! И сегодня весь день Будет веселее. Мы погладим лобик, носик и щечки. Будем мы красивыми, Как в саду цветочки! Разотрем ладошки Сильнее, сильнее! А теперь похлопаем Смелее, смелее! Ушки мы теперь потрем И здоровье сбережем. Улыбнемся снова, Будьте все здоровы!
Дыхательная гимнастика Задачи дыхательной гимнастики на музыкальных занятиях: укрепление физиологического дыхания детей (без речи); тренировка силы вдоха и выдоха; развитие продолжительности выдоха.
Артикуляционная гимнастика Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях: формирует артикуляцию различных звуков; совершенствует подвижность и точность движений языка и губ; увеличивает объем слуховой памяти и внимания; учит выделять сильные доли в цепочке слогов; развивает музыкальную память, запоминание текста песен; совершенствует дикцию; развивает чувство ритма.
Пальчиковые игры Задачи пальчиковых игр на музыкальных занятиях: повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к игре на музыкальных инструментах); соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием; формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
психогимнастика Задачи психогимнастики на музыкальных занятиях: помогает в подготовке психофизического состояния ребёнка для более эффективной деятельности; помогает перестроиться для интенсивного усвоения знаний; снимает напряжение, утомление и усталость; обучает технике выразительных движений; избавляет от эмоционального напряжения.
Раз-два-три-четыре Разбросай по всей квартире Погремушки , Колотушки , И игрушки, И катушки , Барабаны , Молоточки , Шапки , Тапочки , Платочки, Раз, два, три, четыре, пять , И не вздумай убирать , Мама будет очень рада , А не верите? Не надо!
Игровой массаж Задачи игрового массажа на музыкальных занятиях: повышает жизненный тонус; влияет на стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка; повышает уровень речевого развития.
Самомассаж В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть Руки надо растереть, чтобы больше не болеть И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть.
музыкотерапия Задачи музыкотерапии на музыкальном занятии: создание положительного эмоционального фона; формирование чувства внутреннего покоя, радости, положительных эмоций; снятие напряжения и раздражения; формирование умения расслабления; развивают нравственно-коммуникативные качества.
Игровые технологии Коммуникативные музыкальные игры: объединяют детей и взрослых; способствуют лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению; помогают установить эмоциональные контакты; создают благоприятную атмосферу на занятиях; формируют навыки общения.
Музыкально - дидактические игры: обогащают детей новыми впечатлениями, способствуют восприятию; развивают инициативу и самостоятельность; развивают музыкальные способности, обучают различению основных свойств музыкального звука.
Информационно - коммуникационные технологии Это оптимизация наглядности, источник музыкальной информации, сопровождения детской музыкальной деятельности, создания наглядных пособий по музыке.
Задачи на музыкальных занятиях: улучшается запоминание пройденного материала; усиливается познавательный интерес воспитанников; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; позволяет обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень; активизирует творческий потенциал ребёнка, способствует воспитанию интереса к музыкальной культуре; позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения.
Технология «синтез искусств» Отличительной особенностью этой технологии является синтез различных видов искусства: музыка, изобразительное искусство, театр, литература.
Задачи: формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства; стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности; развитие воображения и ассоциативного мышления; формирование эстетического вкуса на лучших достижениях мировой культуры; развитие речи, обогащение активного словаря; обогащение положительного эмоционального опыта; развитие духовных качеств личности; создание и сохранение у ребенка целостной картины мира.
Приёмы игры на деревянных ложках
« Лошадка » - одна ложка на ладони левой руки, выпуклой стороной вверх, ручкой от себя, второй ложкой ударять поочерёдно по выпуклой стороне, по ручке.
«Лягушка» - одна ложка лежит на ладони выпуклой стороной вверх между большим и указательным пальцами, вторая выпуклой стороной на нижней ложке, ручка находится между указательным и средним пальцами, Большой палец придерживает ложку внизу, четыре пальца лежат на верхней ложке, Выпрямить ладонь не выпуская ложки, согнуть пальцы, Получится удар.
Удар - « квак », т.е. ударить ложками левой руки, потом ударить ложкой, находящейся в правой руке, по одной ложке левой руки, снова удар « квак », и правой ложкой по другой ложке левой руки.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей на тему "Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детейдошкольного возраста"
Интерактивное выступление...
Мастер - класс "Игровые технологии в музыкальном воспитании детей раннего возраста"
Методическая разработка предназначена для музыкальных руководителей, воспитателей групп раннего возраста ДОО...
Мастер – класс «Использование татарских народных игр в музыкальном воспитании дошкольников»
для педагогов...
Мастер - класс на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста» для слушателей курсов повышения квалификации ИРО РТ
Цель: трансляция эффективного опыта использования здоровьесберегающих технологий в процессе музыкально - оздоровительной работы с детьми....
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Технология "Кроссенс". Патриотическое воспитание детей с ОВЗ в работе учителя-логопеда и учителя дефектолога"
Мастер-класс и презентация к нему....
Мастер-класс для педагогов «Инновационные методы в музыкальном воспитании дошкольников»
Мастер - класс для педагогов "Инновационные методы в музыкальном воспитании дошкольников"...
Мастер-класс для воспитателей «Игровые технологии на музыкальных занятиях с детьми раннего возраста»
Методическая разработка предназначена для музыкальных руководителей, воспитателей групп раннего возраста ДОО...