Мастер - класс "Игровые технологии в музыкальном воспитании детей раннего возраста"
методическая разработка (младшая группа)
Методическая разработка предназначена для музыкальных руководителей, воспитателей групп раннего возраста ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_igrovye_tehnologii_na_muzykalnyh_zanyatiyah_s_detmi_rannego_vozrasta.docx | 38.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №41 «Петушок» комбинированного вида
Мастер-класс для воспитателей
«Игровые технологии на музыкальных занятиях
с детьми раннего возраста»
Разработчик: Полякова Евгения Владимировна,
музыкальный руководитель
высшей квалификационной
категории
МБДОУ «Детский сад №41
«Петушок»
г. Верхняя Салда, 2021г.
Тема: «Игровые технологии на музыкальных занятиях с детьми раннего возраста»
Участники: воспитатели групп раннего возраста
Выполнение педагогами игровых действий: участники мастер-класса берут на себя роль детей раннего возраста и по показу выполняют все музыкально-игровые действия.
Цель: Создание условий для повышения уровня компетенции и профессионального мастерства и воспитателей ДОУ по использованию игровых технологий в работе с детьми раннего возраста.
Задачи:
- повысить уровень теоретической и практической подготовки педагогов по использованию игровых методов и приемов в работе с детьми 2-3 лет;
- расширить опыт педагогов в подборе песен, плясок, музыкальных и развивающих игр и упражнений для работы с детьми раннего возраста;
- создать эмоционально-положительную атмосферу для участников мастер-класса, вызвать радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности.
Ожидаемый результат:
- повышение профессиональных компетенций педагогов-участников мастер-класса;
- применение полученного опыта воспитателями в работе с детьми раннего возраста.
Методы и приемы:
Словесный. Во время объяснения, перед каждым видом музыкальной деятельности, использование стихов, познавательных или обобщающих бесед.
Наглядный. Демонстрация видеоматериала - музыкально-ритмическая игра «Магазин игрушек», театр игрушек «День рождения»
Практический. Создание игровой ситуации «Пришел в гости Мишка», «Что в коробочке у нас?», «Матрешки приглашают танцевать»
Материалы и оборудование:
- фортепиано;
- мягкая игрушка Мишка, одежда для него;
- коробка с погремушками;
- ТСО;
- Платковые куклы «Матрешки»
- Детские музыкальные инструменты
- Театр игрушек
- Видеоиллюстрации
Ход мастер-класса:
Вводная часть
Ранний возраст является важнейшим периодом жизни ребёнка, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.
Этот период — один из самых сложных для ребёнка, его родителей и педагогов, т.к. именно в этом возрасте (на 3 году жизни) детей чаще всего приводят в детский сад. Начинается сложный и болезненный период — адаптация. Поэтому главная задача музыкального воспитания — использование игровых технологий как средства эмоционального взаимодействия ребёнка со взрослым.
Игровые технологии, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей, помогают реализовать идеологию ФГОС.
С внедрением игровых технологий происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, возникает интерес как позитивная эмоция, и, как следствие, ребенок выполняет роль заинтересованного участника образовательного процесса, происходит взаимодействие педагога с детьми.
Значение игровой технологии в том, что при правильном руководстве она становится:
- способом обучения;
- деятельностью для реализации творчества;
- методом терапии;
- успешная адаптация в ДОУ;
- первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и педагог получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.
Уже в раннем возрасте на музыкальных занятиях ребенок имеет возможность в игре быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выполнять простейшие игровые действия, танцевальные движения, подпевать повторяющиеся слова и звукоподражания.
В этот период самым необходимым является создание для малышей психологического комфорта. Вызвать у детей радостные эмоции, интерес к музыке, песням, пляскам, увлечь и занять его. Музыкальные занятия у детей раннего возраста всегда проходят в игровой форме. В них сквозным сюжетом объединены такие виды музыкальной деятельности как слушание музыки, пение (подпевание), музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.
Очень важно в данной возрастной группе использование интересного и яркого наглядного материала и обыгрывание его на занятиях. Это могут быть:
- иллюстрации и репродукции с коротким и интересным рассказом;
- раздаточный дидактический материал (мячи, кубики, шишки, клубочки, платочки);
- игровые атрибуты (маски, шапочки);
- музыкальные инструменты (погремушки, бубны, ложки, колокольчики);
- аудио и видеоматериалы;
- «живые» игрушки (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы).
Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание поиграть, принять участие в том или ином виде музыкальной деятельности. И как результат этого — эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.
Практическая часть
Уважаемые коллеги! Сегодня во время проведения мастер-класса я очень надеюсь на вашу эмоциональную отзывчивость, заинтересованность и участие. И так как тема данного мастер-класс «Использование игровых технологий» я предлагаю всем принять участие в игре «Путаница»
Игровое упражнение «Путаница»
Цель: преодоление неловкости, создание весёлой, непринуждённой обстановки, сплочённости.
Описание: участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию». Число игроков должно быть четным. Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т. е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук.
А теперь я готова поделиться с вами игровым и музыкальным материалом, который можно использовать в работе с детьми раннего возраста.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Песенка - приветствие «Начинаем заниматься» Е. Железнова
Задачи: настроить детей на музыкальную деятельность, способствовать формированию положительного, доброжелательного эмоционального фона.
И.п. Дети стоят в кругу, держатся за руки.
Музыкальный руководитель и воспитатель выполняют движения с детьми в кругу.
1.Ну-ка, все - встали в круг Ручками качать. | Идут хороводным шагом др.за др. |
2.Начинаем заниматься, Будем с вами мы стараться Повторять, не зевать, Всё запоминать! | Останавливаются лицом в круг. Держатся за руки, покачивают руками. |
3.Ну-ка, все - встали в круг Ручками махать | Идут хороводным шагом др.за др. |
4.Начинаем заниматься, Будем с вами мы стараться Повторять, не зевать, Всё запоминать! | Останавливаются лицом в круг. Опускают руки, взмахи руками вверх-вниз |
Игровое упражнение «Ладошечка» на мелодию русской народной песни «Я на горку шла»
Задачи: способствовать установлению тёплых, доверительных отношений между педагогом и ребенком.
1. Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке.
2. На – ладошечку, моя крошечка,
Ты погладь меня по ладошечке!
Описание: На 1 куплет музыкальный руководитель гладит ладошки детей двумя руками, а на второй куплет протягивает свои ладошки детям, и они поглаживают. Надо успеть поприветствовать всех детей.
Музыкальное упражнение «Розовые щёчки» Г. Вихарева
Задачи: развивать слуховое внимание, координацию движений, чувство ритма. Формировать желание подпевать повторяющиеся интонации. Способствует повышению эмоционального тонуса малышей, созданию хорошего настроения.
И.п. Дети стоят врассыпную по залу. Движения выполняют под пение и показ музыкального руководителя (воспитателя).
1. Малыши, малыши, | По возможности подпевают. Прикасаются ладошками к щечкам |
Проигрыш | Хлопают в ладошки |
2. Малыши, малыши, | Прикасаются к щечкам указательными пальцами |
Проигрыш | Ударят кулачком по кулачку |
3. Малыши, малыши, | Прикасаются ладошками к щечкам |
Проигрыш | Выполняют «пружинку» |
4.Малыши, малыши, | Прикасаются к щечкам указательными пальцами |
Проигрыш | Указательный палец ритмично прикладывают к губам |
Музыкально-двигательный показ с подпеванием «Оденем Мишку на прогулку» муз. и сл. Е. Макшанцевой.
Задачи: Развивать умение вслушиваться в музыку, в ее образное содержание и проявлять активный интерес к новой песне.
Побуждать детей к подпеванию и пению. Закреплять представление о предметах верхней одежды и порядок их надевания, активизировать словарь.
Описание игры:
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель сидит за столом перед детьми. Здесь же, лежит одежда Мишки, которая уже знакома детям по предыдущему занятию. Музыкальный руководитель рассказывает, что Мишка собираются на прогулку, но не знает, что надо надевать сначала, а что потом. Надо ему помочь. Поет не спеша песенку, а воспитатель одевает Мишку. Последнее слово в каждой строчке подпевают дети.
1. Я надену Мишке тёплые штанишки,
Тёплые штанишки я надену Мишке.
Вот так, вот так - теплые штанишки.
2. Я надену Мишке красное пальтишко,
Красное пальтишко я надену Мишке.
Вот так, вот так – красное пальтишко.
3. А когда пойдешь гулять надо шапку надевать!
А когда пойдешь гулять надо шапку надевать!
Вот так, вот так – надо шапку надевать.
Когда песенка спета, педагог продолжает, ласково гладя Мишку
Говорком: Мишку мы возьмем гулять, будем в саночках катать! (садит Мишку на санки)
А вы знаете, откуда Мишка к нам пришел? Он пришел из магазина игрушек. Там живут заводные игрушки, и они умеют двигаться под музыку. А вы хотите побывать в магазине игрушек?
Музыкально-ритмическое упражнение «Заводные игрушки».
Видео-иллюстрации.
Задачи: Расширять двигательный опыт детей. Формировать основные двигательные навыки – ходьба, бег, прямой галоп, полуприседания «пружинка», легкие прыжки. Развивать способность выразительно двигаться под музыку в соответствии с игровым образом (солдат, лошадка, машина, кукла, мяч)
Описание игры:
Дети стоят около экрана, на котором появляются заводные игрушки, двигающиеся под музыку. Дети выполняют музыкально-ритмические движения в соответствии с характером музыки.
Солдатик | Ритмичная ходьба |
Лошадка | Прямой галоп |
Машина | Легкий бег на носках |
Кукла | «Пружинка» |
Мяч | Легкие прыжки |
Игра «Погремушка». Музыка народная. Автор материала И. Плакида
Задачи: Приучать детей участвовать в коллективной игре, слышать и понимать, о чем поется в песенке. Развивать навык выполнять игровые движения с предметами, формировать умение играть на детских музыкальных инструментах (погремушке). Вызывать интерес к совместным действиям с воспитателем, положительный эмоциональный настрой.
Описание игры:
Музыкальный руководитель рассказывает детям о том, что в игрушечном магазине есть большая и красивая коробка. Показывает ее, встряхивая несколько раз. Спрашивает детей, что может в ней лежать? (дети дают ответы). Предлагает открыть ее посмотреть, что же там. Достает погремушки, раздает погремушки детям. Воспитатель с детьми выполняет игровые действия по ходу песни в соответствии с текстом.
Погремушка, погремушка. Развеселая игрушка Погремушечку держу, Веселее позвеню! | Дети за воспитателем двигаются по кругу. Погремушка в руке перед собой |
Проигрыш | Дети останавливаются. Ритмично звенят, погремушка поднята вверх |
Муз.руководитель: Ай! Ребятки, где ваши погремушки? | Все прячут погремушку за спину. Дети: Вот они! (показали) |
Погремушка, погремушка. Развеселая игрушка Погремушку держу, По ладошке постучу! | Повторяются движения 1 куплета |
Проигрыш | Дети останавливаются. Ритмично стучат погремушкой по ладошке |
Муз.руководитель: Ай! Ребятки, где ваши погремушки? | Все прячут погремушку за спину. Дети: Вот они! (показали) |
Погремушка, погремушка. Развеселая игрушка Погремушку держу, По коленке постучу! | Повторяются движения 1 куплета |
Проигрыш | Дети останавливаются. Ритмично стучат погремушкой по коленке. |
Муз.руководитель: Ай! Ребятки, где ваши погремушки? | Все прячут погремушку за спину. Дети: Вот они! (показали) |
Погремушка, погремушка. Развеселая игрушка Погремушку держу, По носочку постучу! | Повторяются движения 1 куплета |
Проигрыш | Дети наклоняются и ритмично стучат погремушкой по носочкам ступни. |
Муз.руководитель: Ай! Ребятки, где ваши погремушки? | Все прячут погремушку за спину. Дети: Вот они! (показали) |
Музыкальный руководитель: А теперь я всех приглашаю в сказку. Послушайте историю, которая называется «День рождения». Помогут нам в этом наши музыкальные инструменты и предметы.
Рассказ сопровождается показом настольного театра и звучанием детских музыкальных инструментов
Сказка-шумелка «День рождения» Автор сказки Е. Железнова.
Однажды в курятнике в гнезде за ящиком кто-то тихо пискнул. Вот так. | Пропищать резиновой игрушкой. |
Курица-мама подбежала к гнезду и стала слушать. В самом большом яйце снова кто-то пискнул, чуть-чуть погромче. Вот так. | Пропищать резиновой игрушкой. |
Курица осторожно постучала по яйцу. Вот так. | Постучать деревянными палочками |
Яйцо раскололось, и из него вылез маленький цыплёнок. Вот такой. | Пропищать резиновой игрушкой. |
«С днём рождения, малыш! – сказала мама-курица. – Пойдём, я покажу тебе, где можно покушать!» И курица пошла из курятника во двор. Вот так. | Звучат деревянные ложки |
А цыплёнок побежал за ней. Вот так. | Звучит металлофон |
Курица привела своего маленького цыплёнка к кормушке, а сама опять ушла в курятник. Цыплёнок стал клевать зёрнышки. Вот так. | Постучать палочкой по столу |
Цыплёнок наелся, посмотрел вокруг и вдруг услышал тихий звон. Вот такой. | Звучит треугольник. |
«Как красиво звонят. Это потому, что у меня день рождения. Надо об этом всем рассказать». И он пошёл по двору. Вот так. | Звучит металлофон |
Вдруг цыплёнок увидел большую важную утку. Вот такую. | Звучит дудочка. |
«Слышите, как красиво звонят? | Звучит треугольник. |
Это потому, что у меня день рождения!» Но утка ничего не ответила. Тогда цыплёнок побежал дальше. Вот так. | Звучит металлофон |
Вдруг он увидел толстую свинку, которая что-то ела из корыта. Вот так. | Звучит бубен |
«Слышите, как красиво звонят? | Звучит треугольник. |
Это потому, что у меня день рождения!» Но свинья ничего не сказала. Тогда цыплёнок пошёл дальше по двору. Вот так. | Звучит металлофон |
Вдруг он увидел красивую, пушистую кошку. Вот такую. | Звучит маракас |
Кошка громко мурлыкала. | Изображают звукоподражание |
«Слышите, как красиво звонят? Это потому, что у меня день рождения!» | Звучит треугольник |
Кошка сказала: «Мяу!» И подошла к цыплёнку поближе. | Звучит барабан – игра палочками с мягкими наконечниками |
Но тут прибежала мама-курица. Вот так. | Звучат деревянные ложки |
И увела цыплёнка в курятник. | Звучит металлофон |
А в курятнике бегало много маленьких цыплят. Они пищали вот так. | Пропищать резиновыми игрушками |
«Слышите, как красиво звонят? | Звучит треугольник. |
Это потому, что у нас день рождения!» – ответили цыплята и захлопали крылышками. | Хлопать в ладоши |
Музыкальный руководитель: К нам в гости пришла матрешка (надевает платковую куклу) она очень любит танцевать и хочет научить вас! Вставайте, пожалуйста, в круг.
Пляска «Развлекалочка» с платковой куклой «Матрешкой» Е. Курячий
Задачи: Развивать координацию движений и чувство ритма. Формировать умение выполнять движения в парах, расширять двигательный опыт, умение согласовывать движения с текстом песни и музыкой.
И.п.: Дети стоят парами, лицом друг к другу.
1. Руки ставим на бочок, Выставляем каблучок Туки-тук, туки-тук, Вот как пляшет наш каблук | Руки на поясе, «каблучок» Притопы ногой поочерёдно |
Проигрыш | Кружатся |
2. Раз, два, три, четыре, пять, Будем в ладушки играть. Напечём оладушки Для любимой бабушки | Хлопки– печём оладушки |
Проигрыш | Хлопают в ладоши |
3. Что за странные дела? В гости к нам коза пришла! С острыми рогами, Полюбуйтесь сами! | Руки на щёчки, качаем головой Сделать рожки, покачать головой |
Проигрыш | «Бодают» друг друга |
4.Два весёлых кулачка Застучали та-та-та. Заплясали пальчики У девочек и мальчиков | «Молоточки» Показывают ладошки, шевелят пальчиками |
5.Чоки-чоки-чоки-чок, Раскрутился наш волчок. Тише-тише, остановка, Ах, как кружится головка Мы немного постоим, Себе пальцем погрозим Ай-ай-ай, не упади, Тихо-смирно посиди | Кружатся на месте, руки на поясе Замедляют кружение Руки к голове, качаем в стороны Грозят пальчиком Присаживаются на корточки |
6.Посидели, помолчали, Ах, как тихо в нашем зале. Отдохнули и опять Мы готовы озоровать | Сидят, качают головой |
Проигрыш | Встают, прыгают на месте. |
Заключение
Наш мастер-класс подошел к концу. Я благодарю всех педагогов за активность и участие. Сегодня я поделилась с вами материалом, который помогает мне в работе с малышами, надеюсь, будет полезен и вам!
И сейчас, в завершении мастер-класса я предлагаю вам коротенькую игру. Представьте, что ладони ваших рук - это весы.
Сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили на мастер-классе нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши, соединим две части и скажем друг другу СПАСИБО. Спасибо за внимание и активное участие!
Если дети поют и танцуют,
Музицируют или рисуют,
Значит дети счастливее стали
Им мы в этом чуть-чуть помогали.
Если дети смеются, играют,
С удовольствием зал посещают,
Значит, трудимся мы не напрасно
И профессия наша прекрасна!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Музыкальное воспитание детей раннего возраста"
консультация для родителей...
Музыкальное воспитание детей раннего возраста
Слайды на тему музыкального воспитания дошкольников....
Использование образовательных технологий в музыкальном развитии детей раннего возраста
Статья об использовании образовательных технологий в музыкальном развитии детей раннего возраста...
Использование танцевально-игровых технологий в системе музыкального воспитания детей раннего возраста
Овладение элементами танцевальных движений, игровыми упражнениями повышает уверенность в себе, коммуникативную активность, доброжелательность, внимательность к дру...
Тема: «Практическое применение инновационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. Внедрениекейс-методов в практику работы музыкального руководителя».
МБОУ –Питлярская СОШ «Образовательный центр» Подготовила: Садкова Е.Г, ...
Мастер - класс на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста» для слушателей курсов повышения квалификации ИРО РТ
Цель: трансляция эффективного опыта использования здоровьесберегающих технологий в процессе музыкально - оздоровительной работы с детьми....
"Музыкальное воспитание детей раннего возраста" (викторина для музыкальных руководителей)
Викторина для музыкальных руководителей...