Педагогический совет «Роль развивающей предметно – пространственной среды ДОУ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»
методическая разработка на тему
Разработка педагогического совета для дошкольных учреждений. В ходе заседания раскрывается роль среды в группах в развитии детей дошкольного возраста. Представлены теоретические вопросы для обсуждения основных понятий ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_sovet.docx | 40.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
«Роль развивающей предметно – пространственной среды ДОУ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»
Ноябрь 2017
Педагогический совет
«Роль развивающей предметно – пространственной среды ДОУ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»
Цель: раскрыть роль развивающей предметно – пространственной среды ДОУ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста, способствовать созданию и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ в соответствии с ФГОС.
Задачи:
1. Обеспечить цикличный, целенаправленный характер инновационным процессам посредством создания условий для повышения профессионального уровня педагогов в вопросах инновационного подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды в группе.
2. Создать условия для развития ключевых профессиональных компетентностей педагогов (коммуникативной, информационной, интеллектуально-педагогической) в ходе методических мероприятий по развитию умений у педагогов строить предметно-развивающее образовательное пространство группы для развития музыкально – творческих способностей детей.
3. Способствовать развитию профессиональной коммуникации в едином культурно-образовательном сообществе.
Повестка дня:
- Аналитико – теоретическая часть:
- Вступительное слово: приветствие, тема, цель, регламент проведения педагогического совета. (Заведующий МБДОУ).
- Педагогический разговор «Развивающая предметно – пространственная среда группы. Влияние на развитие музыкально – творческих способностей детей». (Заведующий МБДОУ, старший воспитатель педагоги ДОУ).
- Результаты тематической проверки «Создание условий в группах ДОУ для развития музыкально – творческих способностей детей» (старший воспитатель МБДОУ).
- Результаты смотра – конкурса «Лучший уголок музыкальной деятельности в группах МБДОУ Дс № ». (Заведующий МБДОУ)
- Практическая часть.
- Презентация «Влияние музыки на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к ДОУ» - воспитатель группы № 1 (из опыта).
- Защита проекта «Музыка в режимных моментах» - воспитатель группы № 4
- Защита проекта «Музыкальные инструменты своими руками» - воспитатели группы № 3
- Озвучивание рассказа с использованием шумовых музыкальных инструментов – воспитатель группы № 7
- Презентация «Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ в соответствии с ФГОС» - музыкальный руководитель
- Заключительная часть.
- Подведение итога педагогического совета. (старший воспитатель МБДОУ).
- Рефлексия (старший воспитатель МБДОУ).
- Принятие решения педагогического совета (Заведующий МБДОУ).
Ход педагогического совета:
- Аналитико – теоретическая часть:
- Вступительное слово
(Заведующий МБДОУ)
- (слайд № 1) Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема нашего педагогического совета «Роль развивающей предметно – пространственной среды ДОУ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»
(слайд № 2) Цель: раскрыть роль развивающей предметно – пространственной среды ДОУ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста, способствовать созданию и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ в соответствии с ФГОС.
(слайд № 3) Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы организации развивающей предметно-пространственной среды нашего образовательного учреждения. Выявить и установить связь между содержанием развивающей среды группы и развитием музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста. На сегодняшний день этот вопрос стоит особо актуально в связи с введением ФГОС ДО, утвержденного 17.10.2013 года и вступившего в силу с 01.01.2014 года.
- Педагогический разговор
«Развивающая предметно – пространственная среда группы. Влияние на развитие музыкально – творческих способностей детей».
- Добрый день, уважаемые коллеги. Основополагающей целью ФГОС дошкольного образования является создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать собственные возможности.
(слайд № 4) Вопрос: Что же такое развивающая предметно-пространственная среда?
Ответ: Развивающая предметная среда – это специфические для каждой программы организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами распределения пространства организации (группы).
(слайд № 5) Вопрос: Что такое образовательная среда?
Ответ: Под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, в том числе, РППС, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия, перечисленные в стандарте.
(слайд № 6) Вопрос: Что должна обеспечивать РППС?
Ответ: РППС должна обеспечивать:
- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможность для уединения.
- Реализацию различных образовательных программ;
- Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- Учет возрастных особенностей.
(слайд № 7) Вопрос: Какой должна быть РППС?
Ответ: содержательно-насыщенной;
- трансформируемой;
- вариативной;
- доступной, безопасной;
- иметь привлекательный вид
- выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
- снимать утомляемость;
- положительно влиять на эмоциональное состояние;
- давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью;
- помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир.
(слайд № 8) Вопрос: Перечислите основные принципы РППС
Ответ:
- принцип дистанции, позиции при взаимодействии
- принцип активности, самостоятельности, творчества
- принцип стабильности
- принцип комплексирования и гибкого зонирования
- принцип сочетания привычных и неординарных элементов
- принцип учета «половых и возрастных» различий
- принцип открытости
- принцип эмоциогенности среды
(слайд № 9) Вопрос: Основная цель построения среды в группе?
Ответ: Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности и является эффективным средством поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы, а также служит непосредственным организатором деятельности детей, и влияет на воспитательный процесс.
(слайд № 10) Вопрос: Какие задачи стоят перед педагогом в процессе обучения и саморазвития личности?
Ответ: Воспитатель должен помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ребенку органично присуще. Поэтому педагог, для обучения и саморазвития личности ребенка, его способностей, самостоятельности и инициативности творчества, ставит перед собой следующие задачи:
- конструировать и наполнять предметно-развивающую среду соответствующим содержанием;
- обеспечить продуктивность использования предметно-развивающей среды.
(слайд № 11) Вопрос: Почему Среда называется развивающей?
Ответ: Среда должна создавать условия творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребенка.
(слайд № 12) Вопрос: Какие образовательные области выделяет ФГОС ДО?
Ответ: В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлено пять направлений развития воспитанников (или образовательных областей).
1. Социально-коммуникативное развитие
2. Познавательное развитие
3. Речевое развитие
5. Физическое развитие
4. Художественно-эстетическое развитие
(слайд № 13) Вопрос: Как ФГОС раскрывает художественно-эстетическое развитие?
Ответ: /выдержка из ФГОС: художественно-эстетическое развитие предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства – словесного, музыкального, изобразительного, мира
природы (НОД, вариативные программы, проекты, взаимосвязь с семьей);
- становление эстетического отношения к окружающему миру (НОД,
развлечения, самостоятельная деятельность, совместная деятельность с
педагогом, взаимосвязь с социумом);
- формирование элементарных представлений о видах искусства: восприятие
музыки, художественной литературы, фольклора (НОД, совместная
деятельность с педагогом, взаимосвязь с социумом, досуги, праздники,
возможности сайта);
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
(НОД, развлечения, театры, драматизации, совместная деятельность с
педагогом, взаимосвязь с социумом, взаимосвязь с семьей);
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей –
изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др. (НОД,
самостоятельная деятельность, совместная деятельность с педагогом,
взаимосвязь с семьей, предметно-пространственная среда)
(слайд № 14) Вопрос: Какие есть виды детской художественно-эстетической деятельности?
Ответ:
- Театрализованная
- Художественная литература
- Продуктивная
- Игровая
- Музыкальная
(слайд № 15) Вопрос: Чем должен обладать ребенок на этапе завершения дошкольного образования по художественно-эстетическому направлению?
Ответ: (Целевые ориентиры по художественно-эстетическому направлению:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности -
игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,
конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным
видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать
интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам
других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя,
старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных
видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными
формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои
мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки
грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного
поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
- Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в
котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает
элементарными представлениями из области живой природы,
естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах
деятельности.
(слайд № 16) Вопрос: Как можно объединить несколько видов деятельности в единое целое?
Зачитываем, что же это такое.
Объединение разных видов деятельности одним тематическим
содержанием создает возможности творческого осмысления темы и наиболее
полного ее отражения с помощью средств выразительности, специфичных
для того или иного вида художественной деятельности; обеспечивает
глубокое познание и эмоциональное переживание ребенком образов,
созданных в музыке, литературе, игре.
Ответ:
Формирование гармонично, всесторонне развитой личности ребёнка,
обеспечивающей эффективное развитие художественно-творческих
способностей, определяется взаимосвязанным использованием всех средств
эстетического воспитания и разнообразной художественно-творческой
деятельности. Чтобы установить взаимосвязь между знаниями нужно
использовать интегрированный подход к процессу обучения дошкольников.
Интеграция - это сложный структурный процесс, требующий: научения
детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения
применять знания из различных областей в решении конкретной творческой
задачи; формирования у детей-дошкольников способности самостоятельно
проводить творческие исследования; развития у них желания активно
выражать себя в каком-либо творчестве.
Старший воспитатель: Ответив на вопросы в ходе педагогического разговора, мы смогли выявить и установить связь между содержанием развивающей среды группы и развитием музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста. При правильно организованной развивающей среде ребенок-дошкольник активно включается в познавательную творческую деятельность, развивается его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит развитие личности. Предметная среда детства обеспечивает разные виды деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности, в том числе способствует и развитию музыкально – творческих способностей детей.
- Результаты тематической проверки «Создание условий в группах ДОУ для развития музыкально – творческих способностей детей»
(старший воспитатель МБДОУ)
(аналитическая справка прилагается)
(слайд № 17 - 34)
- Результаты смотра – конкурса
«Лучший уголок музыкальной деятельности в группах МБДОУ Дс № 38». (Заведующий МБДОУ Дс)
(решение смотра – конкурса прилагается)
(слайд № 35)
- Практическая часть.
Старший воспитатель: Современный педагог дошкольного образования стремится проектировать и реализовывать педагогический процесс на основе диалогичности и гуманности, усиливая внимание к интересам ребенка, развитию его способностей, ориентируясь на максимальный учет возрастных возможностей и индивидуальных особенностей, неповторимости, уникальности каждого ребенка.
Одним из важных моментов в целостном развитии дошкольника является художественно - эстетическое развитие, частью которого является музыка. Какая же работа проводится с детьми по музыкальной деятельности в ДОУ, мы сейчас увидим.
- Презентация «Влияние музыки на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к ДОУ» - воспитатель группы № 1
- Защита проекта «Музыка в режимных моментах» - воспитатель группы № 4
- Защита проекта «Музыкальные инструменты своими руками» - воспитатели группы № 3
Старший воспитатель: Одной из самых увлекательных форм музыкально-ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок - шумелок. В такой сказке текст составляется так, что после одной-двух фраз ребенку дается возможность что-либо изобразить шумом. Такая работа проводится в совместной деятельности педагога с ребенком как в период НОД, так и вне нее.
- Озвучивание рассказа с использованием шумовых музыкальных инструментов – воспитатель группы № 7
Старший воспитатель: Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной развивающей предметно-пространственной среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-творческих проявлениях. Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразными музыкально-дидактическими материалами. Какие требования предъявляет ФГОС ДО к содержанию музыкальной предметно-развивающей среде в группах расскажет музыкальный руководитель Пономарева О. С.
- Презентация «Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ в соответствии с ФГОС» - музыкальный руководитель
Старший воспитатель: При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать и половозрастные особенности дошкольников. В настоящее время особенно ценится, когда дети принимают участие в оформлении и преобразовании развивающей предметно-пространственной среды в группе, а воспитатель незаметно и мудро направляет активность своих воспитанников.
- Заключительная часть.
- Подведение итога педагогического совета.
(Заведующий МБДОУ Дс).
Заведующий: подошел к концу наш педагогический совет. В итоге работы можно сделать вывод: коллектив ДОУ уделяет большое внимание развитию музыкально – творческих способностей детей, во всех группах созданы музыкально – театральные уголки, регулярно проводятся музыкальные занятия и различные мероприятия, осуществляется тематическое планирование. Надеюсь, что вы учтете все рекомендации по содержанию и оформлению предметно – пространственной среды и будете всегда помнить, что если среда организована неправильно, она не вызывает новых впечатлений, не создает условия для развития воображения, фантазии, желания играть. В ней нет элемента неожиданности: все знакомо с первого дня и остается неизменным. Такая среда создает внутреннюю напряженность, создает у ребенка ощущение постоянного присутствия большого количества детей, и не отвечает основным детским потребностям.
- Рефлексия
Старший воспитатель.
Нет ничего прекраснее на свете
Счастливой дружной садовской семьи,
Где педагоги, родители и дети
Живут в мире, дружбе, любви!
Мир без искусства
Всем будет тесен,
Вы все убедились, друзья.
А музыка — главное чудо на свете,
И с детства — наша путеводная звезда.
- Принятие решения педагогического совета
(Заведующий МБДОУ Дс)
(слайд № 36 )
Считать работу педагогического коллектива МБДОУ Дс № 38 по развитию музыкально – творческих способностей у детей дошкольного возраста удовлетворительной.
Решение:
- В целях повышения качества воспитательно-образовательного процесса, систематически включать музыкальный репертуар и музыкальные игры для развития музыкальных способностей дошкольников во все виды деятельности детей с учетом их личностных интересов.
Ответст.: воспитатели
Срок: постоянно
- Способствовать обогащению развивающей предметно- предметно – пространственной среды групп для развития музыкально – творческих способностей детей.
Ответст.: воспитатели
Срок: постоянно
- Педагогическому коллективу применять новые педагогические технологии, которые способствуют развитию творческого потенциала дошкольников, самовыражению и раскрытию дошкольников, ориентирует педагога на профессионально – личностное развитие и повышение его профессиональной компетенции.
Ответст.: воспитатели
Срок: постоянно
.
Наступила осень
Рассказ с использованием шумовых музыкальных инструментов
Наступила осень (звучит бубен).
Под ногами зашуршали первые опавшие листья (звуки шуршащей бумаги).
Подул осенний ветер (звучит панфлейта, можно заменить пластиковой бутылкой ),
Пригнал темные тучи (звуки барабана).
Закапал дождик (звучит металлофон),
А потом все чаще и чаще (звучит металлофон),
Побежали ручьи по дорогам (звучат «буль-бульки» ). /дуем в баночку с водой через трубочку/
Холодно и сыро стало вокруг...
Но вот дождь закончился
И из-за тучи выглянуло солнышко (звучат металлические тарелки, крышки от кастрюли),
Осветило солнышко осеннюю полянку (снова звучат тарелки, крышки от кастрюли),
и увидели мы красивые, разноцветные деревья.
Ветер подул на них (звучит панфлейта),
и деревья зашумели своей листвой (раздаются звуки погремушек из пластиковых бутылочек) .
Где-то далеко застучал дятел (звучат палочки или колпачки),
Белка готовила запасы на зиму и прыгала по веткам (звучит бутылочка-колокольчик),
зайка спешил поменять свою шубку (звучат барабанчики разной высоты).
Птицы запели в последний раз перед тем, как улететь на юг (свист птички-свистульки).
Днем все собрались на полянке: и солнышко, и деревья, и листья, и ветер — и стали радоваться последним теплым денькам (звучат все инструменты).
Но вот наступил вечер и все вокруг умолкло.
Стало тихо-тихо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обновление развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ для обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста
С вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования впервые на законодательном уровне обозначена очень важная задача «охрана и укрепление физиче...
Предметно – пространственная среда, как средство развития инициативы и самостоятельности детей младшего возраста.
предметно - пространственная среда, как средство развития инициативы и самостоятельности детей младшего возраста....
Развивающая предметно-пространственная среда как аспект социализации и индивидуализации ребенка старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается один из аспектов социализации и индивидуализации детей старшего дошкольного возраста - создание развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГ...
Комфортная развивающая предметно - пространственная среда как фактор развития детей дошкольного возраста
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие. ...
Значение развивающей предметно-пространственной среды в формировании основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
Создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды является важным условием для формирования безопасного поведения у дошкольников. Первое, что сюда относится это уголок безопасности...
Музыкально-развивающие игры для голоса как средство развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
Статья о том как музыкально-развивающие игры для голоса влияют на голос ребенка и его творческие способности....