презентация на тему "ТРИЗ" Технология развития речи
презентация по развитию речи по теме
Современные технологии по развитию речи. Что же такое ТРИЗ. Методические советы и функции ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tehnologii_po_razvitiyu_rechi.pptx | 87.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что же такое ТРИЗ? Ответ прост – это уникальный инструмент для: - поиска нетривиальных идей, - выявления и решения многих творческих проблем, - выбора перспективных направлений развития техники, технологии и снижения затрат на их разработку и производство, - развития творческого мышления, формирования творческой личности.
Можно выделить основные функции ТРИЗ : Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых). Развитие качеств творческой личности.
Методические советы при работе по ТРИЗ-технологии: Совет № 1. Формулируйте детям проблему в виде противоречия. Например. Дождь должен идти, чтобы был хороший урожай, и его не должно быть, чтобы этот урожай можно было вовремя убрать. Домашние задания должны быть, чтобы лучше усвоить материал, и их не должно быть, чтобы было больше времени на отдых. Совет № 2. Знакомьте детей с противоречиями, используя загадки. Например. Что это: местами колючее, местами неколючее; то колючее, то неколючее; по отдельности колючее, вместе неколючее. Совет № 3. Придумывайте для детей и вместе с детьми новые изобретательские задачи. Например. Он много хвалился, за что и поплатился. (Колобок.) Он ее освободил, потому что полюбил. (Царевна-лягушка.) Полюбив, она сделала невозможное. (Аленький цветочек.) Совет № 4. Учите детей во всем видеть хорошие и плохие стороны. Например. Огонь — хорошо или плохо? Доброта — хорошо или плохо? Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.
Пособия для развития детского творчества посредством методов ТРИЗ . Основными положениями программы "Развитие" Л.А. Венгера и ТРИЗ-РТВ-технологии в плане развития творческих способностей, где способности понимают как ориентировочные действия, которые осуществляются путём использования существующих в культуре средств. Для дошкольников эти средства носят образный характер - это эталоны, схемы, модели. Предметно-развивающую среду предлагаю обогатить основной группой моделей ТРИЗ-РТВ, таких как морфотаблицы , системный оператор, символическая зрительная и слуховая аналогия и др. - построенной с использованием схем, эталонов, символов и представляющей собой модели различных систем и объектов.
Пособие "Круги Луллия " Используются в совместной и самостоятельной деятельности детей по различным разделам программы: экология, развитие связной речи, обучение грамоте, музыкальное воспитание, развитие элементарных математических представлений, конструирование. Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов. Цель данного пособия: уточнять знания дошкольников в различных предметных областях; развивать вариативность воображаемых образов. "Составь слово" - используется для составления слов. "Смешивание цветов" - закрепление получения цвета и его оттенков. "Сочини сказку" - используется для составления различных вариантов сказок.
Морфотаблицы . Педагоги активно используют в своей работе морфотаблицы . Данное средство позволяет формировать подвижность мышления, развивает комбинаторику. Цель: формировать у детей умение давать большое количество различных категорий ответов в рамках заданной темы; создавать условия для оценки ребёнком полученных идей. Учить детализировать наиболее удачные. "Волшебный домик для Незнайки" - находили возможные варианты домика для сказочного героя. "Поющая архитектура" - устанавливали связь архитектурных стилей и музыкальных жанров. "Сравнение архитектурных стилей" - выявляли особенности архитектурных стилей и сравнивали их между собой.
"Дидактический мяч". Активно используется в младшем возрасте пособие "Дидактический мяч", с помощью которого детей учим находить слова - антонимы. Приведём пример использования пособия в разных возрастных группах. Задания для детей 4-х лет. Воспитатель предлагает слово - существительное (прилагательное, глагол), а ребёнок говорит противоположное по значению. Пример: грусть - радость; белый - чёрный; плакать - смеяться. Задания для детей 5 лет. Детям предлагаются в разброс разные части речи. Их задача назвать антонимическую пару и задать вопрос, на который отвечает данное слово. Пример: добрый - (какой?) злой; работа - (что?) отдых; бежит - (что делает?) стоит. В задания вводятся наречия. Задания для детей 6 лет. Педагог просит детей назвать противоположные по значению части речи. Данное пособие используется при работе с литературным произведением. Например: "Назови героев с противоположными чертами характера".
Пособие по составлению загадок. Для усвоения детьми моделей составления загадки пользовались универсальной схемой. Цель: - упражнять детей в умении составлять загадки об объектах, используя известные модели; побуждать к использованию сравнений метафорического плана при составлении речевых зарисовок . Пособие по описательной характеристике литературного героя. В каждой группе педагоги придумали своё необычное пособие, которое интересно и удобно в использовании. В одной группе - это "Часы", в другой "Улитка", а есть ещё и "Ромашка", на которую прилетает пчёлка. Данное пособие используется как алгоритм составления описательного рассказа. "Часы", "Улитка", "Ромашка"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к занятию (развитие речи, старшая группа) на тему: Непосредственно-определенная деятельность по теме: "День памяти А.С. Пушкина" Презентация в старшей группе.
Образовательная область "Коммуникация"...
Презентация занятия по развитию речи (приложение)
Презентация занятия по развитию речи для интерактивной доски...
Презентация уголка по развитию речи
Презентация уголка по развитию речи в соответствии с требованиями ФГОС...
Презентация на тему "Развитие речи как фактор всестороннего развития личности ребенка"
Презентация на тему "Развитие речи как фактор всестороннего развития личности ребенка" Презентацией можно воспользоваться при проведении родите...
презентация проекта по развитию речи в 1 младшей группе "Речь и игра рядом всегда"
Презентация проекта по развитию речи в 1 младшей группе "Речь и игра рядом всегда"...
Презентация к самообразованию:"Развитие речи с помощью художественно - эстетического развития"
Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей ч...