Результативность работы и роль узких специалистов в деятельности образовательного учреждения в контексте повышения квалификации
консультация на тему

Тимонина Юлия Евгеньевна

Выбор критериев эффективности профессиональной деятельности педагога очень важен. С их помощью можно проанализировать ход и результаты психологической и коррекционной работы в различных образовательных учреждениях.  

Скачать:


Предварительный просмотр:


Результативность работы и роль узких специалистов в деятельности образовательного учреждения в контексте повышения квалификации

Критерий результативности профессиональной деятельности узких специалистов

Выбор критериев эффективности профессиональной деятельности педагога очень важен. С их помощью можно проанализировать ход и результаты психологической и коррекционной работы в различных образовательных учреждениях.  

Под критерием мы подразумеваем определенный признак, на основании которого производится оценка, классификация чего-нибудь. Критерий выражает сущностные изменения объекта, представляет собой знание предела, полноты проявления его сущности в конкретном выражении. Это средство - необходимый инструмент оценки, но сам не являющийся оценкой.  

Основные факторы, служащие показателем эффективности профессиональной деятельности (по В.П. Симонову):  

  • актуальность деятельности как полное соответствие всех действий и операций поставленным целям и задачам;  
  • оптимальность - (необходимость и достаточность) затрачиваемых усилий, средств, времени для достижения поставленных и решаемых в ходе деятельности задач;  
  • рациональность способов и приемов деятельности в ее органическом единстве, в ее взаимосвязи и взаимообусловленности;  
  • конкретность - как соответствие всех операций (действий) характеру направленности профессиональной деятельности;  
  • перспективность - как исключение возможности малозначимости итога деятельности, ее ограниченного тупикового результата;  
  • активность и самостоятельность деятельности психолога.  

При выборе критериев эффективности мы придерживаемся позиции, в которой профессиональная деятельность рассматривается в совокупности всех реальных взаимосвязей и отношений. Сразу заметим, что наш перечень критериев не является исчерпывающим.  

Деятельность узких специалистов может быть оптимальна при наличии достаточных для этого оснований, например, таких как материальное обеспечение рабочего места психолога(требования см. в сборнике рекомендаций - август 2003г.).  

Наряду с этим, эффективность работы педагогов определяется и его реализацией и обеспечением основных психологических условий, способствующих, прежде всего, развитию личности ребенка. В качестве основных условий (по И. В. Дубровиной) можно назвать следующие:  

  • Максимальная реализация в работе педагогического коллектива возрастных возможностей и резервов развития.  
  • Развитие в процессе воспитания и обучения индивидуальных особенностей детей внутри каждого возрастного периода. Их интересов, склонностей, способностей, направленности, ценностей, жизненных планов.  
  • Создание благоприятного климата, который определяется продуктивностью общения, взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми.  

Оценивание работы педагога осуществляется компетентными специалистами, уполномоченными на его проведение. При аттестации или оценке практической деятельности узких специалистов изучению подлежат конкретные вопросы, такие как:  

Уровень компетентности в выполнении должностных обязанностей и участия в профессиональной деятельности:  

  • знание теоретических основ психологии, педагогики, философии, социологии;  
  • соблюдение этического кодекса работы,  
  • временные нагрузки педагога по всем направлениям профессиональной деятельности,  
  • система личного участия педагога в работе с различными категориями в образовательном процессе (ученик, родитель, учитель, администрация и т.д.),  
  • возможное участие педагога в работе различных комиссий и выполнение функций, выходящих за рамки его должностных обязанностей,  
  • самосовершенствование, участие в семинарах, методических объединениях, конференциях, а также курсах повышения квалификации.  

Конкретными показателями, соответствующими этому критерию, могут быть следующие умения:  

  • реализовать поставленные цели и задачи в процессе профессиональной деятельности,  
  • устанавливать внешние и внутренние связи, взаимодействовать с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения,  
  • создавать предметно-развивающую среду в образовательном учреждении для разных категорий сопровождения,  
  • обеспечивать психологическое сопровождение различных участников образовательного процесса,  
  • организовывать обучение общению учащихся и других участников образовательного процесса,
  •  изучать профессиональный психологический опыт своих коллег (района, края, региона, страны и т.д.), с использованием Интернет-ресурсов  
  • создать благоприятный климат в коллективе, который характеризуется продуктивным общением, взаимодействием детей и взрослых,  
  • обогащать профессиональный опыт в том числе, за счет личного творческого вклада и т.д.,  

Результативность работы узких специалистов в деятельности образовательного учреждения.  

  • организация и результативность психологической подготовки, которая осуществляется в различных обязательных формах психологического просвещения и консультирования,  
  • соответствие организации диагностической работы требованиям, предъявляемым к ней; достоверность результатов, доступных и реалистичных рекомендаций по результатам психодиагностической работы, степень их учета и компетентности должностных лиц при реализации,  
  • организация и эффективность психопрофилактической работы,  
  • компетентность и результативность психокоррекционной работы, степень включенности их в жизнедеятельность образовательного учреждения.  

В качестве показателей эффективности профессиональной деятельности могут также выступить количественные характеристики, такие как:

  • количество проведенных мероприятий (выступления на семинарах, методических объединениях, родительских собраниях, классных часах и т.д.) внутри и вне образовательного учреждения,  
  • количество новых программ, материалов, пособий, интегрированных мероприятий с другими специалистами,  
  • количество участников образовательного процесса, получивших профессиональную помощь и поддержку.  

Анализ продуктов деятельности специалиста (материалов диагностических исследований, рекомендаций, отзывов на проведенные мероприятия учеников, родителей, учителей, администрации, других специалистов, результаты анкетирования и т.д.) определит качественные показатели продуктивности профессиональной деятельности специалиста.  

Особое внимание обращаем на всестороннюю характеристику профессиональной деятельности психолога. Для анализа эффективности и результативности работы психолога желательно привлекать всех участников образовательного процесса (учеников, родителей, коллег, специалистов с которыми психолог взаимодействует в рамках своей деятельности).  

Выводы:

Продуктивность профессиональной деятельности определяется количественными и качественными показателями.

Количественные показатели характеризуют наличие и масштаб продуктов профессиональной педагогической деятельности.

Качественные показатели характеризуют качество самих результатов деятельности аттестуемого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Финансово-хозяйственная деятельность государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения в контексте нового закона о бухгалтерском учёте.

Финансово-хозяйственная деятельность государственного бюджетного дошкольного образовательного учрежденияв контексте нового закона о бухгалтерском учёте....

Роль узких специалистов в организации работы интегративного детского сада

статья из опыта работы дошкольного учреждения  по организации взаимодействия всех специалистов в воспитательно-образовательном процессе....

"Роль узких специалистов и педагогов дополнительного образования по формированию связной речи воспитанников ДОУ(из опыта работы)

   Развитию связной речи дошкольников в настоящее время уделяется самое пристальное внимание. Педагогами и узкими специалистами нашего детского сада  включен в образовательный пр...

Методическое сопровождение введения ФГОС в практику работы дошкольного образовательного учреждения как средство повышения профессионализма педагогов в условиях перехода на новые образовательные стандарты

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особенно актуальными становятся вопросы методического сопровождения образовательной практики,...

Преемственность в работе музыкального руководителя со специалистами коррекционного дошкольного образовательного учреждения

Музыка – это искусство, которое посредством сложного сочетания звуков вызывает у слушателей разнообразные переживания, эмоции, настроения. Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несм...

Повышение квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в контексте требований ФГОС: проблемы и решения

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и особенности повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС. Обозначена нормативно-правовая баз...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация: В статье рассматриваются основные педагогические условия, способствующие формированию профессиональной мобильности воспитателей, приводятся типичные для дошкольных образовательных учреждени...