Результативность работы и роль узких специалистов в деятельности образовательного учреждения в контексте повышения квалификации
консультация на тему
Выбор критериев эффективности профессиональной деятельности педагога очень важен. С их помощью можно проанализировать ход и результаты психологической и коррекционной работы в различных образовательных учреждениях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Результативность работы и роль узких специалистов в деятельности образовательного учреждения в контексте повышения квалификации
Критерий результативности профессиональной деятельности узких специалистов
Выбор критериев эффективности профессиональной деятельности педагога очень важен. С их помощью можно проанализировать ход и результаты психологической и коррекционной работы в различных образовательных учреждениях.
Под критерием мы подразумеваем определенный признак, на основании которого производится оценка, классификация чего-нибудь. Критерий выражает сущностные изменения объекта, представляет собой знание предела, полноты проявления его сущности в конкретном выражении. Это средство - необходимый инструмент оценки, но сам не являющийся оценкой.
Основные факторы, служащие показателем эффективности профессиональной деятельности (по В.П. Симонову):
- актуальность деятельности как полное соответствие всех действий и операций поставленным целям и задачам;
- оптимальность - (необходимость и достаточность) затрачиваемых усилий, средств, времени для достижения поставленных и решаемых в ходе деятельности задач;
- рациональность способов и приемов деятельности в ее органическом единстве, в ее взаимосвязи и взаимообусловленности;
- конкретность - как соответствие всех операций (действий) характеру направленности профессиональной деятельности;
- перспективность - как исключение возможности малозначимости итога деятельности, ее ограниченного тупикового результата;
- активность и самостоятельность деятельности психолога.
При выборе критериев эффективности мы придерживаемся позиции, в которой профессиональная деятельность рассматривается в совокупности всех реальных взаимосвязей и отношений. Сразу заметим, что наш перечень критериев не является исчерпывающим.
Деятельность узких специалистов может быть оптимальна при наличии достаточных для этого оснований, например, таких как материальное обеспечение рабочего места психолога(требования см. в сборнике рекомендаций - август 2003г.).
Наряду с этим, эффективность работы педагогов определяется и его реализацией и обеспечением основных психологических условий, способствующих, прежде всего, развитию личности ребенка. В качестве основных условий (по И. В. Дубровиной) можно назвать следующие:
- Максимальная реализация в работе педагогического коллектива возрастных возможностей и резервов развития.
- Развитие в процессе воспитания и обучения индивидуальных особенностей детей внутри каждого возрастного периода. Их интересов, склонностей, способностей, направленности, ценностей, жизненных планов.
- Создание благоприятного климата, который определяется продуктивностью общения, взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми.
Оценивание работы педагога осуществляется компетентными специалистами, уполномоченными на его проведение. При аттестации или оценке практической деятельности узких специалистов изучению подлежат конкретные вопросы, такие как:
Уровень компетентности в выполнении должностных обязанностей и участия в профессиональной деятельности:
- знание теоретических основ психологии, педагогики, философии, социологии;
- соблюдение этического кодекса работы,
- временные нагрузки педагога по всем направлениям профессиональной деятельности,
- система личного участия педагога в работе с различными категориями в образовательном процессе (ученик, родитель, учитель, администрация и т.д.),
- возможное участие педагога в работе различных комиссий и выполнение функций, выходящих за рамки его должностных обязанностей,
- самосовершенствование, участие в семинарах, методических объединениях, конференциях, а также курсах повышения квалификации.
Конкретными показателями, соответствующими этому критерию, могут быть следующие умения:
- реализовать поставленные цели и задачи в процессе профессиональной деятельности,
- устанавливать внешние и внутренние связи, взаимодействовать с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения,
- создавать предметно-развивающую среду в образовательном учреждении для разных категорий сопровождения,
- обеспечивать психологическое сопровождение различных участников образовательного процесса,
- организовывать обучение общению учащихся и других участников образовательного процесса,
- изучать профессиональный психологический опыт своих коллег (района, края, региона, страны и т.д.), с использованием Интернет-ресурсов
- создать благоприятный климат в коллективе, который характеризуется продуктивным общением, взаимодействием детей и взрослых,
- обогащать профессиональный опыт в том числе, за счет личного творческого вклада и т.д.,
Результативность работы узких специалистов в деятельности образовательного учреждения.
- организация и результативность психологической подготовки, которая осуществляется в различных обязательных формах психологического просвещения и консультирования,
- соответствие организации диагностической работы требованиям, предъявляемым к ней; достоверность результатов, доступных и реалистичных рекомендаций по результатам психодиагностической работы, степень их учета и компетентности должностных лиц при реализации,
- организация и эффективность психопрофилактической работы,
- компетентность и результативность психокоррекционной работы, степень включенности их в жизнедеятельность образовательного учреждения.
В качестве показателей эффективности профессиональной деятельности могут также выступить количественные характеристики, такие как:
- количество проведенных мероприятий (выступления на семинарах, методических объединениях, родительских собраниях, классных часах и т.д.) внутри и вне образовательного учреждения,
- количество новых программ, материалов, пособий, интегрированных мероприятий с другими специалистами,
- количество участников образовательного процесса, получивших профессиональную помощь и поддержку.
Анализ продуктов деятельности специалиста (материалов диагностических исследований, рекомендаций, отзывов на проведенные мероприятия учеников, родителей, учителей, администрации, других специалистов, результаты анкетирования и т.д.) определит качественные показатели продуктивности профессиональной деятельности специалиста.
Особое внимание обращаем на всестороннюю характеристику профессиональной деятельности психолога. Для анализа эффективности и результативности работы психолога желательно привлекать всех участников образовательного процесса (учеников, родителей, коллег, специалистов с которыми психолог взаимодействует в рамках своей деятельности).
Выводы:
Продуктивность профессиональной деятельности определяется количественными и качественными показателями.
Количественные показатели характеризуют наличие и масштаб продуктов профессиональной педагогической деятельности.
Качественные показатели характеризуют качество самих результатов деятельности аттестуемого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Финансово-хозяйственная деятельность государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения в контексте нового закона о бухгалтерском учёте.
Финансово-хозяйственная деятельность государственного бюджетного дошкольного образовательного учрежденияв контексте нового закона о бухгалтерском учёте....
Роль узких специалистов в организации работы интегративного детского сада
статья из опыта работы дошкольного учреждения по организации взаимодействия всех специалистов в воспитательно-образовательном процессе....
"Роль узких специалистов и педагогов дополнительного образования по формированию связной речи воспитанников ДОУ(из опыта работы)
Развитию связной речи дошкольников в настоящее время уделяется самое пристальное внимание. Педагогами и узкими специалистами нашего детского сада включен в образовательный пр...
Методическое сопровождение введения ФГОС в практику работы дошкольного образовательного учреждения как средство повышения профессионализма педагогов в условиях перехода на новые образовательные стандарты
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особенно актуальными становятся вопросы методического сопровождения образовательной практики,...
Преемственность в работе музыкального руководителя со специалистами коррекционного дошкольного образовательного учреждения
Музыка – это искусство, которое посредством сложного сочетания звуков вызывает у слушателей разнообразные переживания, эмоции, настроения. Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несм...
Повышение квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в контексте требований ФГОС: проблемы и решения
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и особенности повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС. Обозначена нормативно-правовая баз...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Аннотация: В статье рассматриваются основные педагогические условия, способствующие формированию профессиональной мобильности воспитателей, приводятся типичные для дошкольных образовательных учреждени...