СТАТЬЯ НА ТЕМУ: " Ранний возраст в период адаптации к дошкольному учреждению"
статья (младшая группа) на тему
СТАТЬЯ НА ТЕМУ " рАННИЙ ВОЗРАСТ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Ранний возраст в период адаптации к дошкольному учреждению
При поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, где всё так незнакомо. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. В результате нарушаются сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, все это сопровождается соматическими заболеваниями, подчас переходящими в хронические. Именно поэтому, насколько быстро и менее болезненно пройдет процесс адаптации, настолько благополучным будет состояние ребенка и его здоровья.
Дети, которые первый раз приходят в детский, очень эмоциональны и впечатлительны, постоянно испытывают потребность в любви и поддержке.
В связи с этим в нашем детским саду была разработана система, с учётом требований ФГТ, по адаптации детей, поступивших в детский сад. Основной целью системы является, ранняя социализация детей, позволяющая обеспечить их успешную адаптацию в детском саду.
Малыш уже многое умеет делать сам, а еще большему он может научиться делать с помощью взрослых. Поэтому передо мной стояли основные задачи адаптационного периода:
-охрана психического и физического здоровья детей;
- формирование способов общения со взрослыми и сверстниками;
-установление контакта с родителями, с целью полноценного развития ребенка
В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что понятие адаптации, в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация - это и процесс, и результат, то есть определённая организация. С физиологической точки зрения, адаптация - это перестройка внутреннего динамического стереотипа в зависимости от изменения внешних условий [5, 6]. Ранний детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия. С психолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст, от одного года до трех лет. Чаще всего периодом адаптации называют острую фазу общего адаптационного процесса. Средний срок этого периода в норме составляет: в яслях - 7-10 дней в детском саду в 3 года - 2-3 недели в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц в течение острого периода адаптации воспитателями и медиками заполняется лист адаптации Таким образом, анализ изученной литературы по проблеме исследовании позволил сделать вывод, что адаптация - это процесс и результат становления индивида социальной личностью. Наряду с широким толкованием адаптации как приспособление живого организма к условиям существования, данная категория употребляется в более узком смысле, когда проводится различие между понятиями социально-педагогическая, профессиональная адаптация и простое приспособлении организма к условиям внешней среды. Особенностями психического развития детей в раннем возрасте является развитие, воспитание, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей, выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитании и развития нового поколения. Адаптация детей раннего возраста является, как приспособление организма ребенка к новой обстановке в детском образовательном учреждении, приводит или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).
Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение.
Вопросы к матери ребенка | Параметры | Оценка в баллах |
Какое из перечисленных настроений преобладает? | Бодрое, уравновешенное Раздражительное, неустойчивое Подавленное | 3 2 1 |
Как засыпает Ваш ребенок? | Быстро, до 10 минут Медленно | 3 1 |
Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? | Ничего Укачиваю, лежу рядом и пр. | 3 1 |
Какова длительность сна? | Соответствует возрасту Спит меньше нормы Сон существенно нарушен | 3 2 1 |
Какой аппетит у Вашего ребенка? | Хороший Неустойчивый, избирательный Плохой | 3 2 1 |
Просится ли на горшок? | Просится Нет, но бывает сухой Нет, ходит мокрый | 3 2 1 |
Как относится к высаживанию на горшок? | Положительно Отрицательно | 3 1 |
Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание)? | Нет Есть (какие именно?) | 3 1 |
Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке? | Проявляет Только в привычной обстановке | 3 2 |
Проявляет ли интерес, активность при обучении? | Проявляет Недостаточно Не проявляет | 3 2 1 |
Инициативен ли в игре? | Способен сам найти себе дело Играет только со взрослыми Не умеет играть | 3 2 1 |
Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми? | Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт, но общается по инициативе взрослого Не идет на контакт со взрослыми | 3 2 1 |
Инициативен ли в отношении с детьми? | Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт Не умеет общаться с детьми | 3 2 1 |
Был ли опыт разлуки с близкими? | Нет Да | 1 2 |
Как перенес разлуку? | Очень тяжело Спокойно | 1 3 |
Исходя из анализа ответов на вопросы анкеты, можно сделать выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44 балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения. Минимальное количество баллов – 16 , предлагаем вычислить средний балл по перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:
3 – 2,6 балла – готов к поступлению в ясли сад;
2,5 – 2 балла – готов условно;
2 – 1,6 балла – не готов.
Мы предлагаем качественный анализ ответов на вопросы, который позволяет выделить сферы, требующие развивающей работы: взаимоотношения со взрослыми, отношения с детьми, культурно-гигиенические навыки, развитие предметно — манипулятивной деятельности.
Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
Для изучения психофизиологической адаптации детей к условиям детского сада можно использовать методику «Лист адаптации» (журнал «Обруч» № 3, 2000 г). Методика основана на методе экспертных оценок, в качестве экспертов могут выступать воспитатели. Критериями адаптации служили: эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит
Экспертам предлагается оценить поведенческую реакцию в соответствии с представленной шкалой.
1. Эмоциональное состояние
+3. Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
+2. Улыбается, настроение хорошее, спокоен.
+1. Иногда задумчив, замкнут.
–1. Легкая плаксивость.
–2. Плачет за компанию, плач приступообразный.
–3. Сильный профилактический плач, подавленное настроение.
2. Социальные контакты ребенка
+3. Много друзей, охотно играет с детьми.
+2. Сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми.
+1 Безразличен к играм, отстранен, замкнут.
–1. Невесел, с детьми не контактирует, даже вовлечен в игру.
–2. Проявляет тревогу, бросает начатые игры.
–3. Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.
3. Сон ребенка
+3. Сон спокоен, глубокий, засыпает быстро.
+2. Сон спокойный.
+1. Засыпает нескоро, спит спокойно, но недолго.
–1. Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.
–2. Засыпает с плачем долго, беспокоен во сне.
–3. Отсутствие сна, плач.
4. Аппетит ребенка
+3. Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.
+2. Нормальный аппетит, ест до насыщения.
+1. Аппетит выборочный, но насыщенный.
–1. Отвергает некоторые блюда, капризничает.
–2. Приходится следить затем, чтобы ел, ест долго, неохотно.
–3. Отвращение к еде, кормление мучительно.
Каждый из факторов может оцениваться от +3 до – 3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации. Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или –12 в интервале чего определяются уровни адаптации. Продолжительность адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в детском саду) или быть долгой. Уровень, то есть успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода и поведенческих реакций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
В возрасте 2—3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному уч...
Элементы песочной терапии как способ снятие эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Психологи отмечают, что игры с песком обладают особым обаянием, что дает возможность использовать их для обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний...
Консультация для воспитателей «Формирование положительных эмоций у детей раннего возраста в период адаптации к детскому учреждению».
Создание положительного эмоционального настроения в группе в адаптационный период является важным компонентом воспитания и развития личности ребенка. По этому главной задачей перед педагогами, во...
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...
"Использование игровой технологии интелектуально-творческого развития детей " Сказочные лабиринты" В.Воскобовича (предметно-пространственная развивающей среда "Фиолетовый лес") в группе раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению"
Презентация на тему: " Фиолетовый лес в развитии навыков игрового взаимодействия"...
Проект Работа педагога-психолога с родителями детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению «Мамина школа»
В возрасте 1 - 3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному у...
Занятия песочной терапией как способ снятия эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Цель: снять эмоциональное напряжение с ребенка, наладить эмоциональный контакт с воспитателем.Оборудование: песочница с сухим песком, камешки или цветные стекла для аквариума....