Рефлексия в образовательном процессе
методическая разработка на тему
Рефлексия - это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Отрефлексировать что-то - это значит это "пережить", "пропустить через свой внутренний мир", "оценить".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_refleksiya.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ДОУ педагога – психолога Мокеевой Т.Н.
Тема:«Рефлексия в образовательном процессе»
В кратком психологическом словаре понятие рефлексии дается так: рефлексия (от лат. reflexio -- обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
Рефлексия - это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Отрефлексировать что-то - это значит это "пережить", "пропустить через свой внутренний мир", "оценить".
Термин ввёл классик природосообразной педагогики Джон Локи, который дал такое определение рефлексии: «Наблюдение ума за своей собственной деятельностью»
Цель: проверить усвоение материала, провести анализ с выявлением причин, приведших к данной ситуации, результату.
Рефлексия – ретроспективная оценка занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – нет, хорошо-плохо) и смысловом (почему это важно).
Рефлексия - это технология, на каждом занятии важно узнать, что, в какой мере понравилось ребёнку, было ли интересно, трудно, легко, ново. Обычно задают словесный вопрос, но более интереснее вернуться к своей деятельности и оценить её картинкой, графикой, в игровом упражнении и т. п. Мне нравится придумывать разные формы рефлексии, некоторые из них я представляю здесь.
Ладенко И.С. классифицирует виды рефлексивных приемов в зависимости от их временной направленности:
Ретроспективная – выявление и воссоздание схем, средств и процессов, имевших место в прошлом.
Проспективная – выявление и корректировка схем и средств возможной будущей деятельности.
Интроспективная – контроль, корректировка или усложнение мыслительных процессов в ходе реализации деятельности
Рефлексия прошлого занятия - дети вспоминают, чем занимались в последний раз, что особенно запомнилось, зачем они это делали, с кем обсуждали эти упражнения после встречи, показывали ли другим людям и что из этого получилось. Психолог объясняет, как это могло помочь им в учебе или общении вне занятий.
Рефлексия прошедшего занятия - дети сами или при помощи взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и психологу. Желание принадлежать к группе отчасти препятствует общению детей с ровесниками. Боясь испортить отношения со значимыми людьми, дети очень часто ведут себя по примеру взрослых, а именно: молчат, когда им что-то неприятно, подавляют свои желания в угоду желаниям других, не выражают свою точку зрения. Поэтому очень важно побуждать детей давать обратную связь сверстникам и взрослым. Это обеспечивает открытое, искреннее и живое общение.
Выражение своего состояния в цвете, деталях;
– выражение эмоционального состояния линиями;
– выражение эмоционального состояния цветом, рисованием мимических картин;
– ассоциации сюжета из жизни с предметом;
– выражение психологического состояния посредством образов и т. д.
– живопись,
– графика
– раскрашивание
– сюжетное
– предметное
Рефлексия. Упражнения для дошкольников.
1.) «Солнышко».
Дошкольники выбирают изображения и прикрепляют их к голубому фону.
Моё настроение похоже на:
* солнышко;
* солнышко с тучкой;
* тучку;
* тучку с дождиком;
* тучку с молнией.
2.) «Радуга».
Семь цветов радуги – семь характеристик. Каждый ребенок выставляет или прикрепляет цветные полоски на трафарет радуги.
Красный – не комфортно, тревожно;
Оранжевый – все раздражало;
Желтый – очень хотелось домой;
Зеленый – спокойно, хотелось заниматься;
Голубой – интересно, занимательно;
Синий – трудно, но интересно;
Фиолетовый – скучно, не интересно.
3) «Снежный ком».
Дети по кругу передают «снежный ком» (из бумаги, и говорят о том, что получилось на занятии и о том, над чем еще стоит поработать.
4.) «Заплетем косичку».
Каждому ребенку предлагается выбрать одну из трех лент, характеризующих их настроение:
красная – весело, интересно, занимательно;
коричневая – трудно, волнительно;
белая – безразличие, скука, усталость.
- Ребята, чтобы заплести косичку настроения, нужно три ленты одного цвета.
Каких лент больше, из тех и заплетем косичку. Посмотрите на ленты. Каких лент больше, такого и общее настроение во время занятия.
5.) «Цветы и бабочки».
На поляне (на полу) растет 3 цветка:
Красная роза (узнал много нового, научился читать) ;
Голубой василек (было интересно, но кое-что ещё не понятно) ;
Ромашка (многое осталось не понятным, было не интересно).
Дети превращаются в порхающих бабочек и занимают места в том цветке, который считают своим.
6.) Дошкольники в конце занятия отвечают на вопросы, предложенные педагогом: своей любимой игрушке, шепчут друг другу на ушко, говорят сказочным персонажам или открыто всей группе:
Что у тебя получилось лучше всего?
Кто помог тебе сегодня?
Что у тебя не получилось и почему?
Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?
Что было самым трудным?
Что было самым интересным?
Что ещё не получается?
Кого бы ты хотел (а) поблагодарить за работу на занятии? и т. д.
7.) Выражение эмоционального отношения к занятию – рисунком.
8.) Применение разноцветных сигнальных карточек: листочки, снежинки, цветочки, светофорики.
9.) С помощью жестов: Во!
На сколько подрос: сидя, стоя, потянуться.
Хлопните! Топните!
10.) «Метод пяти пальцев».
Дети стоят в кругу, левой рукой показывают выбранный ими палец правой руки. После отвечают на вопрос, в соответствии с выбранным пальцем.
М (мизинец) – мыслительный процесс. Что нового и интересного было на занятии?
Б (безымянный) – близость цели. Чего достиг (ла?
С (средний) – состояние духа. Каким было настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Кому я сегодня помог (ла, чем порадовал (а) л?
Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал (а) для своего здоровья?
Мешочки знаний на занятиях в ДОУ
В подготовительных группах нашего детского сада, мы используем такую форму рефлексии, как мешочки знаний. Педагоги после каждого занятия или доброго дела дают ребятам звездочку. Звездочки могут быть:
Красного цвета - очень хорошо;
Желтого цвета - что-то не получилось, но очень старался;
Синего цвета - не старался, такие звездочки еще никто не получал, но ребята о них знают.
Так же звездочку можно получить за поделки, которые ребята делают с родителями.
Когда мы вводили эту рефлексию боялись: не будут ли ребята брать себе чужие звездочки, потомучто мешочки весят у них на столах, не будут ли они ссорится из-за того, что у кого-то больше звездочек. Но получилось так что они стали еще больще помогать друг другу, что бы у всех были только красные звездочки. Если кто-то болел и у него оказалось мало звездочек, ребята помогают ему получить звездочки, обращая внимание педагогов на все его хорошие поступки.
В школу мы с тобой пойдем,
Но сначала...
Мешочек знаний соберем.
Что-то новое узнал,
Слово правильно сказал,
Ты играл и рисовал, никого не обижал
Звездочку скорей бери
И в мешочек положи.
Много звездочек в мешочке.
- В школу хочешь?
- Очень, очень!
Приёмы- Описание приёма
Кормушка-На столе у каждого ребёнка птички и кормушка, на которую в течение занятия за правильный ответ садится птичка.
Аэродром-На столе фланелеграф- «аэродром» и самолётики (за правильный ответ садится самолёт) .
Цветок -На столе фишки: красные и зелёные. Кто считает, что отвечал очень хорошо, собирает цветок красного цвета, кто не отвечал или отвечал плохо – зелёного. Можно добавить ещё один цвет. На чём я сегодня покатаюсь -На самолёте или машине, на дельфине или раке, на лошади или свинье и т. п.
Украсим ёлочку -Кто считает, что хорошо работал, тот украсит ёлку разноцветными шарами. Остальные – только синими.
Кто меня любит -За каждый ответ даётся только часть карточки, на которой напечатано слово. Слово «мама», «папа», «бабушка» и т. п.
Мой сон - Любая картинка, открытка (это я вижу во сне, фантазия педагога.
Как я сегодня занимался -Карточки-рисунки: ребёнок сидя спит, сидя поднимает руку.
Мяч в ворота -На столе плоскостные футбольные ворота и мячи.
Урожай -На столе ведёрко, корзина и набор овощей или фруктов (натуральных или муляжей или плоскостных) .
У меня вот какая открытка -Составить из частей
Вот, что я купила -За каждый ответ переворачивать часть разрезной картинки или целой из набора (игрушки, одежда и т. п.)
Вот о таком доме я мечтаю-Предоставление выбора активным детям в конце занятия (конструирование из строительного набора или геометрических фигур или рисование по частям)
Я поеду отдыхать -Картинки природы
Хотите, угощу вас… - Фантазия педагога
Моя любимая сказка -Составление из частей
А я могу тебе сварить… -Борщ, компот и т. п. (ингредиенты)
Аквариум -На столе листок-аквариум и рыбки
Хоровод -У кого больше хоровод-круг, составленный из матрёшек
Банки с вареньем -Две стеклянные банки, на одной надпись «Я справился! », на другой – «Я не справился». «Да», «Победа» - брось фишку-ягоду в банку №1, «Нет», «Неудача» - в банку №2. Бросать можно пуговицы, бусинки и т. п.
Ваза с конфетами -Ваза и набор конфет, которые кладутся в вазу за удачный ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рефлексия в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Семинар-практикум.
В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений развития и образования является социально-коммуникативное развитие, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, стан...
Рефлексия в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Рефлексия в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Семинар-практикум. «Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получит преимущества в движении вперёд». Евгени...
«Организация рефлексии педагога в процессе здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности»
Тестдля опытного педагога на определение эффективности его работы при помощи пословиц. Презентация...
Рефлексия в образовательном процессе
Наша с вами главная задача настроить ребенка на образовательную деятельность и научить его адекватно оценивать свои знания, умения и навыки уже в дошкольном возрасте. Поэтому использование р...
Рефлексия в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО
Статья "Рефлексия в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО" дает применимую к практике ДОУ классификацию рефлексии, рассматривает цели и этапы ее использования, приемы примене...
Дидактическое пособие для оценочной рефлексии музыкальной образовательной деятельности «Музыкальные смайлики»
В конце занятия дети систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, знаниям, навыкам. Они учатся выражать новые идеи и информацию собственными словами. Известно, ч...
Программа развития профессиональной и родительской рефлексии участников образовательных отношений в условиях инклюзивного образования
Программа содердит комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленых на повышение уровня профессиональной и родительской рефлексии...