Программа дополнительного образования "Юные патриоты России"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Программа по патриотическому воспитанию детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 45.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
структурное подразделение «Детский сад №31 «Сказка»
г.о. Чапаевск Самарской области
Принято на заседании педсовета ГБОУ СОШ №3 СП д/с №31 «Сказка» г.о. Чапаевск протокол №1 от «28» 08.2015 г. | Утверждаю приказ №1 от «28» 08.2015г. руководитель ГБОУ СОШ № 3 СП д/с №31«Сказка» _______Зелепухина В.Н. |
Программа
дополнительного образования «Юные патриоты России»
(кружок)
Автор программы:
воспитатель первой квалификационной категории
Афиногенова В.В.
Рассчитана на возраст: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
2015г.
Пояснительная записка
Одним из приоритетных направлений воспитательной системы современных образовательных организаций является патриотическое воспитание детей.
В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Дошкольное детство – важнейший период в жизни человека, когда закладываются основы его личностной культуры, осваиваются моральные и нравственные ценности общества. Именно в этот период жизни у ребенка формируются представления о самом себе, о людях, о явлениях общественной жизни, о человеческой культуре, что создает предпосылки воспитания гражданских качеств и присвоения нравственных ценностей общества.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста по рабочей программе «Юные патриоты»
Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации (от лат. socalis - общий, общественный). Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни.
Задачи:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения;
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение;
- приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности;
- формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире;
- формирование представлений о труде, людях труда, желании трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности;
- развитие игровой деятельности;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование положительного отношения к себе;
- формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.).
- формирование первичных гендерных представлений (о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу, гендерных отношениях и взаимосвязях);
- формирование первичных представлений о семье (её составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);
- формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нём);
- формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему;
- формирование первичных представлений о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.)
Данная программа рассчитана на детей 5-6 лет.
Срок реализации программы: в течение года.
Формы организации образовательного процесса в рамках
непосредственно образовательной деятельности
Задачи и содержание работы | Формы работы | Формы организации детей |
Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевых, театрализованных, режиссерских и других видов творческих игр) | Индивидуальные игры Совместные игры с воспитателем Совместные игры со сверстниками | Работа по подгруппам Индивидуальная работа |
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми | Игры Чтение Беседы Наблюдения Педагогические ситуации Экскурсии Ситуации морального выбора | Групповая работа Работа по подгруппам Индивидуальная работа |
Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире | Праздник | Групповая работа Работа по подгруппам Индивидуальная работа |
Формы организации образовательного процесса в рамках
образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов
Задачи и содержание работы | Формы работы | Формы организации детей |
Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевых, театрализованных, режиссерских и других видов творческих игр) | Индивидуальные игры Совместные игры с воспитателем Совместные игры со сверстниками Работа подгруппами Индивидуальная работа | Работа по подгруппам Индивидуальная работа |
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми | Ситуативные разговоры с детьми Педагогические ситуации Ситуации морального выбора Беседы после чтения Беседы социально-нравственного содержания Игры | Групповая работа Работа по подгруппам Индивидуальная работа |
Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире |
Формы организации образовательного процесса в рамках
самостоятельной деятельности детей
Задачи и содержание работы | Формы работы | Формы организации детей |
Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевых, театрализованных, режиссерских и других видов творческих игр | Индивидуальные игры Совместные игры со сверстниками | Работа по подгруппам Индивидуальная работа |
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми | Все виды самостоятельной детской деятельности | Работа по подгруппам Индивидуальная работа |
Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире | Все виды самостоятельной детской деятельности | Работа по подгруппам Индивидуальная работа |
Ожидаемый результат
Дети должны знать:
- Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
- Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
- Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
- Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);
- Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
- Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
- Название планеты, на которой мы живем;
- Пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия некоторых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.
Учебно-тематический план
Сентябрь | |||
Неделя | Часы | Название | Цели и задачи |
3 | 1 | Беседы с детьми «Я люблю тебя, Россия» наблюдение за взаимоотношениями детей в группе. | определение уровня знаний детей о Родине. Познакомить детей с российским флагом, гимном, гербом. Развивать у детей познавательный интерес к своей стране. Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну. Развитие у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. |
4 | 1 |
Октябрь | |||
Неделя | Часы | Название | Цели и задачи |
1 | 1 | «Давайте познакомимся» | уточнить и обогатить представления ребёнка о себе и сверстниках группы, об особенностях поведения и общения, характерных для мальчиков и девочек; формировать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями других детей; воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого; способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества. |
2 | 1 | «Земля – наш общий дом» | формировать самосознание ребёнка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России, воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего. |
3 | 1 | «Наша – Родина Россия, наш язык – русский» | закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному посёлку, народному творчеству. |
4 | 1 | «Наша страна- Россия!» | формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства. |
Ноябрь | |||
Неделя | Часы | Название | Цели и задачи |
1 | «С чего начинается Родина?» | формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как «малая» Родина. Заучить стихотворение Матусовского «С чего начинается Родина? | |
2 | 1 | «Малая родина. За что мы любим свой город» | уточнить представление детей о родном посёлке, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства. |
3 | 1 | «Щедрые дары природы» | познакомить детей с лекарственными растениями; дать представление о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения; воспитывать интерес и бережное отношение к природе. |
4 | 1 | .«Государственные символы России – флаг, гимн, герб» | закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране. |
Декабрь | |||
Неделя | Часы | Название | Цели и задачи |
1 | 1 | «История возникновения герба родного города» | закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе; формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба; воспитывать гражданско-патриотические чувства. |
2 | 1 | «Что такое генеалогическое дерево» | поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким , осознание важности семьи для человека. |
3 | 1 | «Как жили славяне» | познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой; воспитывать любовь к своей Родине. |
4 | 1 | «Главный город нашей страны» | уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства. |
Январь | |||
Неделя | Часы | Название | Цели и задачи |
1 | 1 | «Как живут в деревне? Добрые избы» | вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; учить изображать «лицо» рубленной избы с помощью мазка-брёвнышка , украшать её оконцами; воспитывать любовь к прошлому и настоящему русской деревни |
2 | 1 | «Многонациональная Родина» | формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей; формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. |
3 | 1 | «Мой город: вчера и сегодня» | познакомить детей с историей возникновения города Чапаевска, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма. |
4 | 1 | «История Московского Кремля» | познакомить детей с историей возникновения Московского Кремля, побуждать детей восхищаться его красотой, воспитывать патриотические чувства. |
Февраль | |||
Неделя | Часы | Название | Цели и задачи |
1 | 1 | «Забавы вокруг печки» | продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы; формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок; воспитывать любовь к своей Родине. |
2 | 1 | «Защитники земли русской» | формировать у детей патриотические чувства; поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе, по предложению взрослого; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. |
3 | 1 | «Есть такая профессия – Родину защищать» | Формировать у детей навыки рисования по замыслу; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину. |
4 | «Русская народная игрушка» | расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества. |
Март | |||
Неделя | Часы | Название | Цели и задачи |
1 | 1 | «Мужчины и женщины в семье» | закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье; воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу. |
2 | 1 | «Отражение народных традиций в национальном костюме» | продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде; воспитывать любовь к родной стране. |
3 | 1 | «Русские народные промыслы» | закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров. |
4 | 1 | «Наш –Чапаевск» | Познакомить детей с историей возникновения города Чапаевска; с гербом флагом города. |
Апрель | |||
Неделя | Часы | Название | Цели и задачи |
1 | 1 | «Что такое героизм?» | формировать представление о героизме; уточнить и расширить представление детей о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны; воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании быть похожими на них. |
2 | 1 | «Боевая слава нашего народа» | формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. |
3 | 1 | «Знаменитые земляки» | познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими. |
4 | 1 | «9 мая - праздник памяти и славы» | воспитание уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции, гордость за свой народ, любовь к родине. |
Май | |||
Неделя | Часы | Название | Цели и задачи |
1 | 1 | «День Победы» | закрепить знания детей о значении победы в Великой Отечественной войне; формировать эмоционально-положительное отношение к подвигу русского народа; воспитывать чувство гордости за свою страну. |
2 | 1 | « Поляна детства» | диагностическое обследование детей целью выявления знаний о себе, своей семье, малой родине. |
3 | 1 | «Мы – патриоты» | диагностическое обследование детей с целью выявления знаний о своей стране, её символике. |
4 | 1 | Итоговое мероприятие : защита детско-родительского проекта «Моя Родина-Россия!» | Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны- России, ее достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране, краю; формировать экологическую культуру у детей и их родителей. |
Список используемой литературы:
- Антонов В.К. Изучаем права человека, М.: изд-во «Просвещение», 2005
- Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет, М.: изд-во «Наука», 2007
- Гетманова А.Р. Программа по воспитанию основ правовой культуры у дошкольников, Набережные Челны: изд-во «Право», 2009
- Зеленова Н.Г. Я – ребенок, и я…и я имею право, М.: изд-во «Владос», 2009
- Пыжьянова Я.И Права ребенка. Журнал «Ребенок в детском саду, 2010 №3,4.
- Рылеева Е.А. Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей, М.: изд-во «Просвещение», 2009
- Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка, М.: изд-во «Наука», 2010
- «Конвенция ООН о правах ребенка»
- Семейный кодекс Российской Федерации (от 10.02.2003 год).
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 год).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по формированию социально-личностного развития у детей дошкольного возраста «Растим патриотов России»
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...
Программа по патриотическому воспитанию: "Растим патриотов России"
Программа по партиотическому воспитанию...
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста (3-5 лет) "Растим патриотов России"
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию детей (3-5 лет) "Растим патриотов России"....
Рабочая программа по патриотическому воспитанию "Растим патриотов России"
Детство – это каждодневное открытие мира....
"Мы - патриоты России" программа по патриотическому воспитанию
Программа патриотического воспитания для дошкольных образовательных организаций предусматривает знакомство воспитанников с природными просторами Отечества, многообразием народов и традиций, славным ис...
ПРОГРАММА по нравственно-патриотическому воспитанию Программа «Растим патриотов России» разработана для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Чем младше ребенок, тем непосредственнее должно бытьего нравственное воспитание, тем больше должно его неучить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям иманерам, основывая все преимущественн...
Формирование нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников посредством дополнительного образования на примере программы дополнительного образования « Растим патриотов»
Программа дополнительного образования «Растим патриотов» по формированию у детей 4-5 лет начальных нравственно- патриотиче...