Формирование у детей общей культуры
статья (старшая группа) на тему

Никандрова Наталия Александровна

Формирование общей культуры у детей является весьма важным аспектов в работе воспитателя, в данном материале представлен опыт работы с детьми старшего и подготовительного возраста, которая осуществлялась при помощи театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_u_detey_obshchey_kultury.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

      Формирование у детей общей культуры , целостного представления о мире через различные виды театральной деятельности.

(из  опыта работы Никандровой Н.А. )

      «Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда , когда он живёт в мире сказок, творчества , воображения , фантазии , а без этого он засушенный цветок».                  В. Сухомлинский

       «Жить – это не значит дышать ,это значит действовать .Не тот человек больше всего живёт , сколько может посчитать лет , а тот , кто больше всего чувствовал жизнь .»        Ж.Ж. Руссо

     Театр –один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей ,он позволяет решать многие актуальные  проблемы современной педагогики и психологии . помогает раскрыть духовный и творческий мир ребёнка и способствует его адаптации в социальной среде.

       Разнообразие форм театральной деятельности помогает  выполнять многие задачи программы детского сада от ознакомления с общественными явлениями коммуникации , формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.

       Театрализация – импровизация оживления предметов и звуков .

       Театрализованная игра –это один из видов театрализации – эффективное средство социализации дошкольников в процессе осмысления ими нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. Через Т.И. осуществляется эмоциональное развитие. Дети знакомятся с чувствами. настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения , осознают причины  того или иного настроя .Т.И .помогают совершенствовать диалоги и монологи , осваивать выразительность речи. Т.И. являются средством самовыражения  и самореализации детей.

     Дети  любят играть в театрализованные игры , которые наиболее близки к искусству , их часто называют творческими. В таких играх  большое внимание уделяется действию , предмету , костюму или кукле , потому  что они  имеют большое значение и облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий (играть можно самостоятельно . по желанию . то есть она не требует обязательного присутствия зрителя , участия профессиональных актёров , в ней иногда достаточно внешнего подражания).

      Драматизации или театральные постановки – это самый частый и распространённый вид детского творчества. В этих играх драма , основанная на действии , которое совершает сам ребёнок , наиболее близко , действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

      В играх-драматизациях детям- артистам предоставлена возможность самостоятельно создать образ с помощью интонации , мимики , пантомимы Детям предлагается сюжет –канва , в пределах которого развивается импровизация .Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения .Театрализации могут разыгрываться в обычной театральной форме (сцена , занавес , декорации , костюм и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища.

     Играя  в режиссёрские игры , дети сами выступают в роли сценариста ,режиссёра , исполнителя (управляют игрушками  или их действиями , «озвучивая» героев и комментируя сюжет ,они используют разные средства вербальной и невербальной выразительности. Преобладающими средствами  выражения в этих играх являются интонации и мимика , пантомима ограничена , поскольку ребёнок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.

    Театральная деятельность помогает детям органично влиться  в мир культуры , осознать его целостность и красоту , приобщаться к вечному и прекрасному. Через неё  происходит формирование эмоциональной сферы ребёнка , знакомство с различными  эмоциями .Дети получают возможность для самовыражения , приобретения навыков  саморасслабления . Активизируется речь детей, обогащается словарь эмоций .Развивается способность к анализу и обобщению. Дети получают помощь в осмыслении собственных действий и переживаний , соотнося их с переживаниями героев  сказочных литературных произведений .Формируется культура речи. Развиваются способности проявления себя в ситуациях свободного выбора .Развивается фантазия ,воображение , художественный вкус детей.

       При подготовке  к спектаклям происходит синтез музыки ,ритмики , пластики .изобразительных средств выразительности и слова. Дети присваивают культурный опыт поколений , проявляют умение  сочувствовать   другим людям ,отличать добро и зло ,учатся корректировать своё поведение (искать выход из конфликтных ситуаций ,учиться общаться ,выступать публично ,преодолевать трудности ).)Дети работают в коллективе . При этом неуверенные дети чувствуют себя лучше (хор , оркестр ,совместное движение под музыку0.Для подготовки  и  проведения спектаклей .концертов у детей развивается умение создавать творческие группы. Используются все имеющиеся возможности. Развивается умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты .детали костюмов , сделанные своими руками .Следует поощрять  импровизацию , формировать у детей умение свободно чувствовать себя в роли ,воспитывать артистические качества . развивать творческий потенциал детей , вовлекая их в различные театрализованные представления , игры в концерт . цирк , показ сценок из спектаклей Обязательно  предоставить детям возможность выступать перед сверстниками . родителями и другими гостями.

         «Театр – это волшебный мир .Он даёт уроки красоты . морали и  нравственности .А чем они богаче . тем успешнее идёт развитие духовного мира детей …»            Б.М. Теплов

         В нашей группе мы стараемся в работе с детьми использовать  всё многообразие видов театрально-игровой деятельности .У нас есть   различные виды театров :

Би-ба-бо , настольный . на  фланелеграфе . на пружинках , бумажный плоскостной  , бумажный на столе ,пальчиковые . театр ы масок . объёмные театры , мягкой игрушки , деревянный на столе . теневой . перчаточный .бутылочный ,театр Петрушки , из тетрадного листа  , « бумтар» (театр из бумажных тарелочек) ,живой театр , ,кукольный на ширме.  Персонажи из этих театров используются детьми и взрослыми во всех видах деятельности в ДОУ (на занятиях . на прогулках . на утренней гимнастике , в совместной деятельности , в самостоятельной деятельности детей . в играх и т. д. ) .

          В работе с детьми используем  различные виды драматизации :игры-имитации образов животных . людей ,литературных персонажей .

Ролевые диалоги на основе текста .

Инсценировки произведений .

Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.

 Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета ( или нескольких сюжетов ) без предварительной подготовки.

          С детьми проводятся  этюды и упражнения на различные темы по коррекции поведения (ссора ,обида ,встреча и ДР.),по  умению общаться с людьми в различных ситуациях (знакомство , благодарность . угощение , разговор по телефону , поздравления . пожелания , утешение ).

   В этюдах по сказкам дети учатся определять характер героя , формулировать его речевую характеристику.

      В работе с диалогами при помощи этюдов развиваем в детях личностные качества , учим действовать в условиях вымысла и общаться . реагируя на поведение партнёра.

     Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические . музыкальные , пластические игры и упражнения . которые способствуют развитию естественных психомоторных способностей  воспитанников, обретению ими ощущения гармонии с окружающим миром ,формированию свободы и выразительности движений , воображения.

     В развитии двигательной сферы важны действия ребёнка : ощущение позы тела ,конечностей , движений. Эта работа осуществляется в согласовании с интеллектуальными процессами мышления . речи , памяти , воображения.

     Особое внимание уделяем речевым играм и упражнениям . с помощью которых  мы развиваем речевое дыхание , свободу речевого аппарата , умение  владеть правильной артикуляцией . чёткой дикцией , разнообразной интонацией . логикой и орфоэпией. Проводим игры со словом которые развивают связную речь , творческую фантазию , умение сочинять небольшие рассказы и сказки , подбирать простейшие рифмы.

Используем три вида упражнений : дыхательные и артикуляционные

                                                                    Дикционные и интонационные .

                                                                    Творческие ( со словом ).

         Для лучшего понимания и восприятия образов используем музыкальные произведения ,читаем и слушаем в записи стихи , рассказы и сказки .Смотрим мультфильмы .Используем схемы и пиктограммы (действия , эмоции )

        Привлекаем детей и родителей к оформлению декораций и изготовлению костюмов.

       Дети в группе принимают активное участие в конкурсах чтения стихов о природе и о различных явлениях ,в праздниках и народных гуляньях в играх и инсценировках сказок ,басен, потешек . скороговорок .литературных произведений .в придумывании своих сказок . загадок и рифм , самостоятельных играх по закреплению сказок . стихов ,мультфильмов. С удовольствием раскрепощаются  в играх ,придумывают новые действия знакомым героям ,инсценируют песни ,обыгрывают различные события ( олимпиада .война . победа и др.), частушки , одевают народные костюмы и детали костюмов разных персонажей лит. произведений .Легко  и непринуждённо чувствуют себя на маскарадах , карнавалах .ярмарках ,где могут показать свои умения ,навыки  .В нашей группе традиционно отмечается День смеха и День Ленинградской победы. Это противоположные по эмоциональном  окрасу праздники ,Дети учатся выражать свои эмоции  соответственно событиям.

      С интересом дети принимают участие в этюдах ,миниатюрах .учатся мимике , жестам ,ритмопластике , пантомимике ,  определению и выражению эмоций ,

     Мы рассказываем детям о театрах нашего города ,о профессиях ,устройстве и поведении в театре.

      В работе по театрализации мы часто используем  короткие нравоучительные рассказы К. Ушинского , Л. Толстого ,замечательные сказки В  .Сутеева   . С .Маршака и К. Чуковского , Н. Носова ,Ш .Перро , Г.Х. Андерсена и других авторов ,русские народные сказки и сказки народов мира. детские песни и стихи.

     Детям очень нравится , когда  в театр. Деятельность вовлекаются родители («Лиса и Журавль» на празднике птиц)

   Несколько раз  со сказками  В. С у т е е в а   дети  «гастролировали» по другим группам  ( «Мешок яблок» , «Палочка-выручалочка» , «Под грибом» , « Кто сказал «мяу»).

     Показывали  драматизации по р .н .сказкам «Репка» , «Теремок» , «Колобок» , «Заюшкина  избушка».

   Наши ребята любят имитировать игру на музыкальных инструментах в разных вариантах (с  само дельными инструментами и без , по картинкам , с дирижером , по пиктограммам ,по звуку ).

    В основе многих праздников (8 марта , Новый Год . Выпускной и др. ) лежат театрализованные произведения : «Дюймовочка» , « Приключения Незнайки» и др. или Путешествия по  странам Мира(здесь дети перевоплощаются в героев-жителей  или объекты этих стран0 .

     К 200-летию Бородинского сражения  мы с ребятами инсценировали «Бородино» М. Лермонтова .Затем использовали эту композицию на открытом мероприятии.

     На празднике по привлечению к здоровому образу жизни  дети  импровизировали сражение с микробами и принимали участие в конкурсе «Покажи эмоцию».

Ребята любят выкладывать сказки на фланелеграфе.В группе есть как покупные , так и самодельные  сказки для этого вида театра.      

У нас в группе нередко появляются гости из разных произведений , которые вступают в диалог с ребятами .Они либо просят их о помощи . либо сами чему-то учат и играют с детьми.

          Для развития воображения используем тест «Волшебный лес» с обязательным пояснением своих действий и сюжета.

   Хочется ещё отметить немаловажную роль воспитателя в театрализованной деятельности. Часто педагоги берут на себя какую-то роль , изображают персонаж ,мимикой  , жестами  , голосом  . пантомимикой дают детям образец  работы над образом героя ,выражением эмоций , отношения к поступкам и самому .образу .    

        Любимы нашими детьми и пальчиковые игры .Они подготавливают  детей к работе с театром теней , очень хорошо развивают моторику и пластику.

         Разнообразие форм работы по театрализации даёт возможность использовать их в  целях всестороннего развития и воспитания личности ребёнка.

       При желании или необходимости можно сочетать разные виды театров (на ширме и перед ней).Будет два плана действия.

  В кукольном театре не должно быть ничего застывшего (.Главное –движение на ширме.(декорации меняются , герои движутся ).

        В кукольном представлении нет главных и второстепенных ролей -0 это коллективное действо с куклами .Текста может не быть –только действия .Артисты работают с куклами молча, Может быть только голос автора или ведущего.    

                                                            Театр- очень древнее действо , известен с языческих времён .В Россию был внедрён Петром 1. А  в  английском парламенте  было принято  среди заседаний делать паузу , во время которой  лорды дурачились ,играя в театр.                Так, игрушки все отложим .Мы такое вам предложим!                              В   театр хотите поиграть? В  театре можно всё узнать  : и про Вовку-забияку . И про верную собаку. Встретить белого медведя ,побывать у  Бармалея !   Повидать Бабу-Ягу и дворец на берегу , что на острове Буяна! Плыть с отважным капитаном1 От души нахохотаться и всплакнуть… Но , чур , не драться ! Театр . ребята . для души! А теперь – смотреть спеши ! (играть )        В.А.Пименов

  ЗАДАНИЯ : «Зеркало» ( дразнилки , макияж(Летит по небу шар ) , «Дыхательные упражнения» ( снежинка , надуем шарик) , « В магазине за границей» (жесты , действия ) ,  «Сочиняем сказку» ( по цветным фишкам) , «Наоборот»( слова-действия) , «Каким  тоном?» (приходите , тараканы… !Дорогие гости ,помогите …!Где убийца …! Слава, слава комару…!)        Предлагаемые обстоятельства (деревья ,звери).

        Важным качеством любой деятельности , которая осуществляется в свободное время .является то , что  она должна быть интересна ребёнку при максимальной самостоятельности и активности с его стороны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование у детей валеологической культуры, через физкультурные досуги"

Невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов....

Проблема формирования у детей правовой культуры в условиях семейного воспитания

Одним из приоритетных направлений деятельностей ДОО, является  привитие маленьким гражданам общечеловеческих и национальных ценностей, положенных в основу прав и свобод человека и гражданин...

Анализ работы по экологическому воспитанию МАДОУ д/с «Зернышко». Создание условий для формирования у детей экологической культуры.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ...

Макет" Русская изба" .Цель наглядного пособия: приобщить детей к богатому культурному наследию русского народа, способствовать формированию у детей личностной культуры

Цель наглядного пособия: приобщить детей к богатому культурному наследию русского народа, способствовать формированию у детей личностной культуры...