Формирование у детей общей культуры
статья (старшая группа) на тему
Формирование общей культуры у детей является весьма важным аспектов в работе воспитателя, в данном материале представлен опыт работы с детьми старшего и подготовительного возраста, которая осуществлялась при помощи театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_detey_obshchey_kultury.docx | 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у детей общей культуры , целостного представления о мире через различные виды театральной деятельности.
(из опыта работы Никандровой Н.А. )
«Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда , когда он живёт в мире сказок, творчества , воображения , фантазии , а без этого он засушенный цветок». В. Сухомлинский
«Жить – это не значит дышать ,это значит действовать .Не тот человек больше всего живёт , сколько может посчитать лет , а тот , кто больше всего чувствовал жизнь .» Ж.Ж. Руссо
Театр –один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей ,он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии . помогает раскрыть духовный и творческий мир ребёнка и способствует его адаптации в социальной среде.
Разнообразие форм театральной деятельности помогает выполнять многие задачи программы детского сада от ознакомления с общественными явлениями коммуникации , формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.
Театрализация – импровизация оживления предметов и звуков .
Театрализованная игра –это один из видов театрализации – эффективное средство социализации дошкольников в процессе осмысления ими нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. Через Т.И. осуществляется эмоциональное развитие. Дети знакомятся с чувствами. настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения , осознают причины того или иного настроя .Т.И .помогают совершенствовать диалоги и монологи , осваивать выразительность речи. Т.И. являются средством самовыражения и самореализации детей.
Дети любят играть в театрализованные игры , которые наиболее близки к искусству , их часто называют творческими. В таких играх большое внимание уделяется действию , предмету , костюму или кукле , потому что они имеют большое значение и облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий (играть можно самостоятельно . по желанию . то есть она не требует обязательного присутствия зрителя , участия профессиональных актёров , в ней иногда достаточно внешнего подражания).
Драматизации или театральные постановки – это самый частый и распространённый вид детского творчества. В этих играх драма , основанная на действии , которое совершает сам ребёнок , наиболее близко , действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.
В играх-драматизациях детям- артистам предоставлена возможность самостоятельно создать образ с помощью интонации , мимики , пантомимы Детям предлагается сюжет –канва , в пределах которого развивается импровизация .Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения .Театрализации могут разыгрываться в обычной театральной форме (сцена , занавес , декорации , костюм и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища.
Играя в режиссёрские игры , дети сами выступают в роли сценариста ,режиссёра , исполнителя (управляют игрушками или их действиями , «озвучивая» героев и комментируя сюжет ,они используют разные средства вербальной и невербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонации и мимика , пантомима ограничена , поскольку ребёнок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.
Театральная деятельность помогает детям органично влиться в мир культуры , осознать его целостность и красоту , приобщаться к вечному и прекрасному. Через неё происходит формирование эмоциональной сферы ребёнка , знакомство с различными эмоциями .Дети получают возможность для самовыражения , приобретения навыков саморасслабления . Активизируется речь детей, обогащается словарь эмоций .Развивается способность к анализу и обобщению. Дети получают помощь в осмыслении собственных действий и переживаний , соотнося их с переживаниями героев сказочных литературных произведений .Формируется культура речи. Развиваются способности проявления себя в ситуациях свободного выбора .Развивается фантазия ,воображение , художественный вкус детей.
При подготовке к спектаклям происходит синтез музыки ,ритмики , пластики .изобразительных средств выразительности и слова. Дети присваивают культурный опыт поколений , проявляют умение сочувствовать другим людям ,отличать добро и зло ,учатся корректировать своё поведение (искать выход из конфликтных ситуаций ,учиться общаться ,выступать публично ,преодолевать трудности ).)Дети работают в коллективе . При этом неуверенные дети чувствуют себя лучше (хор , оркестр ,совместное движение под музыку0.Для подготовки и проведения спектаклей .концертов у детей развивается умение создавать творческие группы. Используются все имеющиеся возможности. Развивается умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты .детали костюмов , сделанные своими руками .Следует поощрять импровизацию , формировать у детей умение свободно чувствовать себя в роли ,воспитывать артистические качества . развивать творческий потенциал детей , вовлекая их в различные театрализованные представления , игры в концерт . цирк , показ сценок из спектаклей Обязательно предоставить детям возможность выступать перед сверстниками . родителями и другими гостями.
«Театр – это волшебный мир .Он даёт уроки красоты . морали и нравственности .А чем они богаче . тем успешнее идёт развитие духовного мира детей …» Б.М. Теплов
В нашей группе мы стараемся в работе с детьми использовать всё многообразие видов театрально-игровой деятельности .У нас есть различные виды театров :
Би-ба-бо , настольный . на фланелеграфе . на пружинках , бумажный плоскостной , бумажный на столе ,пальчиковые . театр ы масок . объёмные театры , мягкой игрушки , деревянный на столе . теневой . перчаточный .бутылочный ,театр Петрушки , из тетрадного листа , « бумтар» (театр из бумажных тарелочек) ,живой театр , ,кукольный на ширме. Персонажи из этих театров используются детьми и взрослыми во всех видах деятельности в ДОУ (на занятиях . на прогулках . на утренней гимнастике , в совместной деятельности , в самостоятельной деятельности детей . в играх и т. д. ) .
В работе с детьми используем различные виды драматизации :игры-имитации образов животных . людей ,литературных персонажей .
Ролевые диалоги на основе текста .
Инсценировки произведений .
Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.
Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета ( или нескольких сюжетов ) без предварительной подготовки.
С детьми проводятся этюды и упражнения на различные темы по коррекции поведения (ссора ,обида ,встреча и ДР.),по умению общаться с людьми в различных ситуациях (знакомство , благодарность . угощение , разговор по телефону , поздравления . пожелания , утешение ).
В этюдах по сказкам дети учатся определять характер героя , формулировать его речевую характеристику.
В работе с диалогами при помощи этюдов развиваем в детях личностные качества , учим действовать в условиях вымысла и общаться . реагируя на поведение партнёра.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические . музыкальные , пластические игры и упражнения . которые способствуют развитию естественных психомоторных способностей воспитанников, обретению ими ощущения гармонии с окружающим миром ,формированию свободы и выразительности движений , воображения.
В развитии двигательной сферы важны действия ребёнка : ощущение позы тела ,конечностей , движений. Эта работа осуществляется в согласовании с интеллектуальными процессами мышления . речи , памяти , воображения.
Особое внимание уделяем речевым играм и упражнениям . с помощью которых мы развиваем речевое дыхание , свободу речевого аппарата , умение владеть правильной артикуляцией . чёткой дикцией , разнообразной интонацией . логикой и орфоэпией. Проводим игры со словом которые развивают связную речь , творческую фантазию , умение сочинять небольшие рассказы и сказки , подбирать простейшие рифмы.
Используем три вида упражнений : дыхательные и артикуляционные
Дикционные и интонационные .
Творческие ( со словом ).
Для лучшего понимания и восприятия образов используем музыкальные произведения ,читаем и слушаем в записи стихи , рассказы и сказки .Смотрим мультфильмы .Используем схемы и пиктограммы (действия , эмоции )
Привлекаем детей и родителей к оформлению декораций и изготовлению костюмов.
Дети в группе принимают активное участие в конкурсах чтения стихов о природе и о различных явлениях ,в праздниках и народных гуляньях в играх и инсценировках сказок ,басен, потешек . скороговорок .литературных произведений .в придумывании своих сказок . загадок и рифм , самостоятельных играх по закреплению сказок . стихов ,мультфильмов. С удовольствием раскрепощаются в играх ,придумывают новые действия знакомым героям ,инсценируют песни ,обыгрывают различные события ( олимпиада .война . победа и др.), частушки , одевают народные костюмы и детали костюмов разных персонажей лит. произведений .Легко и непринуждённо чувствуют себя на маскарадах , карнавалах .ярмарках ,где могут показать свои умения ,навыки .В нашей группе традиционно отмечается День смеха и День Ленинградской победы. Это противоположные по эмоциональном окрасу праздники ,Дети учатся выражать свои эмоции соответственно событиям.
С интересом дети принимают участие в этюдах ,миниатюрах .учатся мимике , жестам ,ритмопластике , пантомимике , определению и выражению эмоций ,
Мы рассказываем детям о театрах нашего города ,о профессиях ,устройстве и поведении в театре.
В работе по театрализации мы часто используем короткие нравоучительные рассказы К. Ушинского , Л. Толстого ,замечательные сказки В .Сутеева . С .Маршака и К. Чуковского , Н. Носова ,Ш .Перро , Г.Х. Андерсена и других авторов ,русские народные сказки и сказки народов мира. детские песни и стихи.
Детям очень нравится , когда в театр. Деятельность вовлекаются родители («Лиса и Журавль» на празднике птиц)
Несколько раз со сказками В. С у т е е в а дети «гастролировали» по другим группам ( «Мешок яблок» , «Палочка-выручалочка» , «Под грибом» , « Кто сказал «мяу»).
Показывали драматизации по р .н .сказкам «Репка» , «Теремок» , «Колобок» , «Заюшкина избушка».
Наши ребята любят имитировать игру на музыкальных инструментах в разных вариантах (с само дельными инструментами и без , по картинкам , с дирижером , по пиктограммам ,по звуку ).
В основе многих праздников (8 марта , Новый Год . Выпускной и др. ) лежат театрализованные произведения : «Дюймовочка» , « Приключения Незнайки» и др. или Путешествия по странам Мира(здесь дети перевоплощаются в героев-жителей или объекты этих стран0 .
К 200-летию Бородинского сражения мы с ребятами инсценировали «Бородино» М. Лермонтова .Затем использовали эту композицию на открытом мероприятии.
На празднике по привлечению к здоровому образу жизни дети импровизировали сражение с микробами и принимали участие в конкурсе «Покажи эмоцию».
Ребята любят выкладывать сказки на фланелеграфе.В группе есть как покупные , так и самодельные сказки для этого вида театра.
У нас в группе нередко появляются гости из разных произведений , которые вступают в диалог с ребятами .Они либо просят их о помощи . либо сами чему-то учат и играют с детьми.
Для развития воображения используем тест «Волшебный лес» с обязательным пояснением своих действий и сюжета.
Хочется ещё отметить немаловажную роль воспитателя в театрализованной деятельности. Часто педагоги берут на себя какую-то роль , изображают персонаж ,мимикой , жестами , голосом . пантомимикой дают детям образец работы над образом героя ,выражением эмоций , отношения к поступкам и самому .образу .
Любимы нашими детьми и пальчиковые игры .Они подготавливают детей к работе с театром теней , очень хорошо развивают моторику и пластику.
Разнообразие форм работы по театрализации даёт возможность использовать их в целях всестороннего развития и воспитания личности ребёнка.
При желании или необходимости можно сочетать разные виды театров (на ширме и перед ней).Будет два плана действия.
В кукольном театре не должно быть ничего застывшего (.Главное –движение на ширме.(декорации меняются , герои движутся ).
В кукольном представлении нет главных и второстепенных ролей -0 это коллективное действо с куклами .Текста может не быть –только действия .Артисты работают с куклами молча, Может быть только голос автора или ведущего.
Театр- очень древнее действо , известен с языческих времён .В Россию был внедрён Петром 1. А в английском парламенте было принято среди заседаний делать паузу , во время которой лорды дурачились ,играя в театр. Так, игрушки все отложим .Мы такое вам предложим! В театр хотите поиграть? В театре можно всё узнать : и про Вовку-забияку . И про верную собаку. Встретить белого медведя ,побывать у Бармалея ! Повидать Бабу-Ягу и дворец на берегу , что на острове Буяна! Плыть с отважным капитаном1 От души нахохотаться и всплакнуть… Но , чур , не драться ! Театр . ребята . для души! А теперь – смотреть спеши ! (играть ) В.А.Пименов
ЗАДАНИЯ : «Зеркало» ( дразнилки , макияж(Летит по небу шар ) , «Дыхательные упражнения» ( снежинка , надуем шарик) , « В магазине за границей» (жесты , действия ) , «Сочиняем сказку» ( по цветным фишкам) , «Наоборот»( слова-действия) , «Каким тоном?» (приходите , тараканы… !Дорогие гости ,помогите …!Где убийца …! Слава, слава комару…!) Предлагаемые обстоятельства (деревья ,звери).
Важным качеством любой деятельности , которая осуществляется в свободное время .является то , что она должна быть интересна ребёнку при максимальной самостоятельности и активности с его стороны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Формирование у детей валеологической культуры, через физкультурные досуги"
Невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов....
«Формирование у детей основ культуры питания старшего дошкольного возраста».
Культура питания дошкольников. Из опыта работы....
«Традиционные народные осенние праздники и опыт использования их педагогического потенциала по формированию у детей базиса культуры толерантности в детском саду»
Статья о использовании народных праздников и традиций при формировании у дошкольников толерантности...
Проблема формирования у детей правовой культуры в условиях семейного воспитания
Одним из приоритетных направлений деятельностей ДОО, является привитие маленьким гражданам общечеловеческих и национальных ценностей, положенных в основу прав и свобод человека и гражданин...
Анализ работы по экологическому воспитанию МАДОУ д/с «Зернышко». Создание условий для формирования у детей экологической культуры.
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ...
Макет" Русская изба" .Цель наглядного пособия: приобщить детей к богатому культурному наследию русского народа, способствовать формированию у детей личностной культуры
Цель наглядного пособия: приобщить детей к богатому культурному наследию русского народа, способствовать формированию у детей личностной культуры...