«Формирование у детей основ культуры питания старшего дошкольного возраста».
методическая разработка (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
«Формирование у детей основ культуры питания старшего дошкольного возраста».
Из опыта работы.
Здоровье человека во многом определяется качеством его питания в детском возрасте, когда формируется пищевой стереотип, вкусовые пристрастия и привычки закладываются типологические особенности взрослого человека. Дошкольный возраст сопровождается интенсивным ростом организма, бурным течением обменных процессов, развитием и совершенствованием функций многих органов и систем, что требует достаточного поступления качественных пищевых веществ. Модель пищевого поведения также формируется в дошкольном возрасте. В их формировании важнейшую роль играет семья, где родители порой не уделяют достаточного внимания правильному и здоровому питанию ребенка. Яркая реклама продуктов, не имеющих никакой пользы, привлекает ребенка, что приводит к проблемам не только со здоровьем физическим, но и еще более опасным - психическим проблемам. В результате у детей развиваются не приносящие здоровья привычки в питании.
Именно в дошкольном возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия. На здоровье человека влияют и чистота тела, и одежда и жилище, сон, отдых, прогулки, проветривание помещения, занятия физической культурой, закаливание и психологический комфорт.
Сформировать культуру питания я решила реализовать через три основных направления:
1. Формирование представлений о роли и значении правильного питания для работы всего организма.
2. Воспитание культуры поведения и правил этикета за столом.
3. Соблюдение гигиенических требований.
Цель: формирование у детей основ культуры питания, осознанного отношения к своему здоровью.
Задачи:
- Обогащать и расширять знания детей о рациональном питании и его роли для здоровья человека.
- Воспитывать культуру поведения.
- Знакомить с правилами этикета, принятые в современном обществе.
- Воспитывать самостоятельность при соблюдении правила гигиены.
- Формировать умения детей отражать знания, впечатления в продуктивных видах деятельности.
- Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу, коммуникативные навыки.
- С помощью разнообразных методов и приёмов оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по формированию знаний о правилах правильного питания.
Система моей работы предполагает применение различных форм и методов организации культуры питания. Основной формой работы является непосредственной образовательная и самостоятельная деятельность детей в индивидуальной, подгрупповой и групповой форме.
Каждое направление имеет свои задачи и содержание. Все направления взаимодополняют друг друга, объединяются в единый целостный педагогический процесс. В календарно – тематическом планировании каждый месяц имеет свою определенную тему (Приложение № 1). Это позволяет более качественно осознать материал с помощью бесед и презентаций и способствует у детей практической реализации полученных знаний. По каждой теме ведется заучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок. Ежедневно дети учатся правильно и красиво сервировать стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами и принадлежностями. Закрепляется это с помощью дидактических, настольных и сюжетно-ролевых игр, созданных специальных ситуациях, а так же на занятиях по развитию речи, продуктивной деятельности. В конце дня дети ежедневно заполняют таблицу «Какие правила я выполняю», где отмечаются выполненные за день культурно – гигиенические навыки. Систематически проводятся с детьми беседы о режиме питания. Дается для размышления проблемная ситуация, в ходе которой дети самостоятельно пытаются найти правильное решение. В организации детской деятельности важно большое внимание уделять игровым приемам. В начале года в группе появляется персонаж - девочка Катя. Она любила узнавать новое, фантазировать и придумывать для себя друзей и необычные праздники. Катя приглашает всех научиться тому, чего дети не знают, не умеют. А помогают ей взрослые: мама, папа и бабушка. Игровые упражнения связаны с выполнением детьми тех или иных правил здорового питания.
В практике широко используются кулинарные и сенсорные игры: “приготовь овощной или фруктовый салат”, “варим компот”, “угадай по вкусу”. Эти игры знакомят детей с процессом приготовления блюд, помогают оценить полезность продукта, вызывают вкусовой интерес к блюдам. Проводились занимательные конкурсы: ”Самая обычная каша”,”Витаминка”, где детям предлагалось украсить свое блюдо фруктами и овощами, а также проводился викторина “Знатоки овощей и фруктов”, где дети не только описывали внешний вид , но и вкусовые качества продукта. Вместе с детьми изготавливались мнемо карты, которые помогали эффективно запомнить, сохранить и воспроизвести информацию.
Важным методом в формировании основ культуры питания является чтение художественной литературы, которое помогает обогатить словарный запас детей, приобщить к фольклору, учит детей быть вежливыми, гостеприимными, воспитывает культуру поведения за столом и формирует культурно-гигиенические навыки, развивает кругозор. Мною были подобраны и разработаны конспекты непосредственно образовательной деятельности на темы: «В гости к бабушке», «Праздник каши», «Традиции русской кухни», «Здоровая еда - помогает нам всегда», «Знакомство с ножом, как столовым прибором», «В стране Витаминии». Дети с удовольствием овладевали практическими навыками в играх, сказках, рассказывали стихи об овощах и фруктах, отгадывали загадки, рисовали, лепили, делали аппликацию. Проводились интересные для детей наблюдения и сравнения: «Можно ли есть суп вилкой? », «Режут ли кашу ножом? », «Какая ложка лучше? ». Подобрала соответствующую художественную литературу, которая регулярно читалась детям.
Формы работы с родителями достаточно многообразны. Главной цель работы с родителями является: привлечь родителей в процесс работы группы по формированию здорового питания. Рассказать родителям о роли правильного питания.
Проводились родительские собрания: “Здоровое питание больных аллергией”; “Витамины в рационе питания вашего ребенка”; “Организация (правильного) питания будущих школьников” и др. Консультации: «Формирование культуры трапезы», «Правильное питание детей дошкольного возраста», "Роль родителей в оздоровлении и приобщении ребенка к здоровому образу жизни". Регулярно обновляется выставка литературы, компонуются информационные папки, буклеты, памятки. Просмотр обучающих фильмов, слайдов; проводимые выставки, викторины, конкурсы дают возможность родителям размышлять о роли пищевых веществ для нормальной работы и развития детского организма. Совместно с детьми родители принимали участие в выставках «Наш любимый рецепт», «Каша – еда для здоровья».
Приложение № 1.
Календарно-тематическое планирование.
Методы и формы | Область | Направления |
Сентябрь | ||
Беседы: «Самые полезные продукты». | Познание | Формирование представлений о правильном питании. |
Чтение произведений художественной литературы: С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», Ю.Тувим «Овощи», З.Александрова «Картошка». | Чтение художественной литературы | Формирование представлений о правильном питании. |
Нарисуй полезные продукты. | Художественное творчество | Формирование представлений о правильном питании. |
Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин». | Социализация | Формирование представлений о правильном питании. |
Игра – соревнование «Разложи продукты на разноцветные продукты ». | Физическая | Формирование представлений о правильном питании. |
Аппликация «Овощная корзина». | Художественное творчество | Формирование представлений о правильном питании. |
Беседа «Фея чистоты». | Познание | Гигиенические требования. |
Кроссворд: « В каких магазинах ты можешь купить эти продукты?» | Коммуникация | Формирование представлений о правильном питании. |
Беседа «Как вы ведете себя за столом?». | Познание | Культура поведения и правила этикета за столом. |
Чтение сказки «Проделки обезьянки Манки». | Чтение художественной литературы | Культура поведения и правила этикета за столом. |
Проблемная ситуация «Почему игрушки обиделись на обезьянку?» | Познание | Культура поведения и правила этикета за столом. |
Октябрь | ||
Беседа «Кто, где живет, где что растет» (сад, огород). | Познание | Формирование представлений о правильном питании. |
Разговор - обсуждения «Для чего нужны столовые приборы». | Коммуникация | Культура поведения и правила этикета за столом. |
Дидактическая игра «Что лишнее». | Социализация | Формирование представлений о правильном питании. |
Сюжетно – ролевая игра «Ждем гостей» (сервировка стола). | Социализация, коммуникация. | Культура поведения и правила этикета за столом. |
Лепка «Чайная посуда». | Художественное творчество | Гигиенические требования. |
Аппликация на тему: «Натюрморт из любимых фруктов». | Художественное творчество | Формирование представлений о правильном питании. |
Творческое рассказывание «Как фрукты и овощи о своей пользе спорили». | Коммуникация | Формирование представлений о правильном питании. |
Игра – рассуждение «Чем не стоит делиться». | Социализация | Культура поведения и правила этикета за столом. |
Игра – обсуждения «Советы хозяюшки» (как правильно есть овощи и фрукты). | Социализация, коммуникация. | Гигиенические требования. |
Заучивание стихотворения Т. Петухова «Капуста». | Чтение художественной литературы | Формирование представлений о правильном питании. |
Подвижная игра «Овощи, в корзинку!». | Физическая | Формирование представлений о правильном питании. |
Задание на развитие сенсорных возможностей (загадки для носа). | Познание | Формирование представлений о правильном питании. |
Кулинарный поединок: «Приготовь овощной или фруктовый салат», «варим компот». | Музыка | Формирование представлений о правильном питании. |
Ноябрь | ||
Беседа «Каша – это не пустяк» | Познание, коммуникация. | Формирование представлений о правильном питании. |
Чтение сказок «Горшок каши», «Каша из топора». | Чтение художественной литературы. | Формирование представлений о правильном питании. |
Экспериментирование «Удивительное превращения пирожка». | Познание | Формирование представлений о правильном питании. |
Оформление с детьми коллекции злаковых колосьев. | Познание | Формирование представлений о правильном питании. |
Составление алгоритма «приготовление каши». | Коммуникация | Формирование представлений о правильном питании. |
Проблемная ситуация «Кто из гостей ведет себя неправильно?» | Познание | Культура поведения и правила этикета за столом. |
Рисование на тему «Украшение сервиза элементами гжельской росписи » | Художественное творчество | Культура поведения и правила этикета за столом. |
Игра «Кто похвалит лучше всех» | Социализация | Культура поведения и правила этикета за столом. |
Ситуативные разговоры «Зачем нужны салфетки на столе?», «Уход за собой — дело важное!» | Здоровье, коммуникация. | Культура поведения и правила этикета за столом. Гигиенические требования. |
Закончи фразу …(правила поведения за столом) | Социализация | Культура поведения и правила этикета за столом. |
Кулинарный конкурс «Самая обычная каша», «Витаминка». | Музыка | Формирование представлений о правильном питании. |
Декабрь | ||
Беседа «Плох обед, если хлеба нет». | Коммуникация, здоровье | Формирование представлений о правильном питании. |
Исследование «Как растет овес». | Познание | Формирование представлений о правильном питании. |
Лепка из соленого теста «Хлебобулочные изделия». | Художественное творчество | Формирование представлений о правильном питании. |
Занятие практикум «Бутербродная страна». | Социализация, труд, познание, безопасность. | Формирование представлений о правильном питании. |
Игра «Следим за порядком, во время готовки» | Социализация | Гигиенические требования. |
Игра «Зачем это нужно?». | Социализация | Культура поведения и правила этикета за столом. |
Ситуативный разговор «Вода — для хвори беда». | Коммуникация | Формирование представлений о правильном питании. |
Дидактическая игра «Зерновое дерево». | Социализация | Формирование представлений о правильном питании. |
Экспериментирование «Какая ложка лучше?». | Познание | Культура поведения и правила этикета за столом. |
Январь | ||
Проблемная ситуация «Как удалить жажду?». | Познание | Формирование представлений о правильном питании. |
Занятие практикум «Если хочешь пить…». Чай мухи Цокотухи. | Социализация, труд, познание. | Формирование представлений о правильном питании. |
Зарисуй свой напиток. | Художественное творчество | Формирование представлений о правильном питании. |
Игра – соревнования «Из чего готовят соки». | Физическая | Формирование представлений о правильном питании. |
Чтение, обсуждение сказки С. Маршака «Кошкин дом» | Чтение художественной литературы | Культура поведения и правила этикета за столом. |
Дидактическая игра «Правильно или не правильно» (о питье). | Социализация | Формирование представлений о правильном питании. |
Дидактическая игра «Угадай по вкусу». | Социализация | Формирование представлений о правильном питании. |
Проблемная ситуация «Микробы. Кто это такие?». | Познание | Гигиенические требования. |
Сюжетно – ролевая игра «Чаепитие друзей» (сервировка стола для чаепития). | Социализация, коммуникация | Культура поведения и правила этикета за столом. |
Экспериментирование «Режут ли кашу ножом? ». | Познание, безопасность. | Культура поведения и правила этикета за столом. |
Февраль | ||
Беседа «Далеко, далеко на лугу пасутся ко…». | Познание | Формирование представлений о правильном питании. |
Эксперимент «Мыло и мыльные пузыри» | Познание, безопасность. | Культура поведения и правила этикета за столом. |
Кроссворд «Молоко». | Коммуникация | Формирование представлений о правильном питании. |
Музыкальное развлечение «Праздник молока». | Музыка | Формирование представлений о правильном питании. Культура поведения и правила этике за столом. Гигиенические требования. |
Труд в уголке природе – высев семян на рассаду. Зарисовка наблюдений за посевами растений. | Художественное творчество, труд. | Формирование представлений о правильном питании. |
Заучивание песни «Кто пасется на лугу» | Чтение художественной литературы | Формирование представлений о правильном питании. |
Разговор «Пять дел перед сном». | Коммуникация | Гигиенические требования. |
Дидактическая игра «Молочное дерево». | Коммуникация | Формирование представлений о правильном питании. |
Март | ||
Беседа «Самые витаминные продукты» (овощи, фрукты, ягоды), «Всякому овощу свое время». | Познание, здоровье. | Формирование представлений о правильном питании. |
Проращивание лука в уголке природы. | Познание | Формирование представлений о правильном питании. |
Занятие «Где найти витамины весной?». | Познание, здоровье, коммуникация. | Формирование представлений о правильном питании. |
Мастер – класс для мамы «Готовим маме калачи». | Художественное творчество | Формирование представлений о правильном питании. Культура поведения и правила этикета за столом. Гигиенические требования. |
Игра «Чудесный мешочек» | Социализация | Формирование представлений о правильном питании. |
Сюжетно – ролевая игра «Угости друга» | Социализация | Культура поведения и правила этикета за столом. |
Проблемная ситуация «Зачем нам красивые зубы?» | Познание, здоровье. | Гигиенические требования. |
Экспериментирование «Можно ли есть суп вилкой? ». | Познание | Культура поведения и правила этикета за столом. |
Апрель | ||
Беседа “Где прячется здоровье?” | Коммуникация, здоровье | Формирование представлений о правильном питании. |
Игра «Доскажи пословицу» | Социализация, коммуникация. | Формирование представлений о правильном питании. |
Экскурсия на кухню детского сада. | Познание. | Формирование представлений о правильном питании. Культура поведения и правила этикета за столом. Гигиенические требования. |
Игра – обсуждения «Законы питания» | Коммуникация | Культура поведения и правила этикета за столом. |
Игра «мой день» или «Меню спортсмена» | Познание | Формирование представлений о правильном питании. Культура поведения и правила этике за столом. |
Ситуативный разговор. Рассказ Бабушки Ани «Если хочешь быть здоров» | Коммуникация, здоровье. | Формирование представлений о правильном питании. |
Нарисуй полезные продукты. Задание Кати. | Художественное творчество. | Формирование представлений о правильном питании. |
Чтение сказки «Винни – Пух в гостях у Пяточка». | Чтение художественной литературы | Культура поведения и правила этикета за столом. |
Инсценировка сказки «Винни – Пух в гостях у Пяточка» | Музыка | Культура поведения и правила этикета за столом. |
Эксперимент «На вкус и цвет товарищей нет» | Познание | Формирование представлений о правильном питании. |
Игра-инсценировка стихотворения «Хозяйка однажды с базара пришла…». | Музыка | Формирование представлений о правильном питании. |
Проблемная ситуация «Сказка про Кешу и Гошу» | Познание, здоровье. | Формирование представлений о правильном питании. |
Игровая ситуация «Путешествие за цветком Здоровья» | Социализация | Гигиенические требования. |
Ситуативный разговор «Чем микробов напугать?» | Здоровье | Гигиенические требования. |
Май | ||
Беседа «Традиции русской кухни» | Коммуникация | Формирование представлений о правильном питании. |
Сюжетно – ролевая игра «В гости к бабушке». | Социализация | Формирование представлений о правильном питании. Культура поведения и правила этикета за столом. Гигиенические требования. |
Сюжетно – ролевая игра «Накормлю себя сам». | Социализация | Формирование представлений о правильном питании. Культура поведения и правила этикета за столом. Гигиенические требования. |
Развлечение «Хороши калачи из русской печи» | Музыка | Формирование представлений о правильном питании. |
Дидактическая игра «Готовим супы» | Социализация | Формирование представлений о правильном питании. |
Выставка рисунков «Мои любимые продуты» | Художественное творчество | Формирование представлений о правильном питании. |
Сюжетно – ролевая игра «Я помогаю бабушке» | Коммуникация | Культура поведения и правила этикета за столом. |
Викторина «Знатоки овощей и фруктов». | Познание, коммуникация | Формирование представлений о правильном питании. |
Изготовление книжки самоделки | Художественное творчество | Формирование представлений о правильном питании. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....
Особенности формирования основ правильного питания в дошкольном возрасте.
Профессиональная обязанность воспитателя детского сада — обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Пр...
Обобщение педагогического опыта.Тема:"Особенности формирования основ правильного питания в дошкольном возрасте".
Дошкольный возраст – самый благоприятный для воспитания у детей правильных привычек, для усвоения культурных традиций питания, формирование вкусовых пристрастий, стереотипов пищевого поведения, ...
«Особенности формирования основ правильного питания в дошкольном возрасте»
laquo;Особенности формирования основ правильного питания в дошкольном возрасте»Формирование основ правильного питания ребенка – это, прежде всего овладение полезными н...
Картотека конспектов по формированию основ финансовой грамотности старшего дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕ Конспект НОД. Тема: «Азбука денег» (Практическая работа «Мини-банк»)Конспект НОД. Тема: «Почему взрослые работают?»Конспект НОД. Тема: «Путеше...