«Традиционные народные осенние праздники и опыт использования их педагогического потенциала по формированию у детей базиса культуры толерантности в детском саду»
статья на тему
Статья о использовании народных праздников и традиций при формировании у дошкольников толерантности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_30.11.15.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Традиционные народные осенние праздники и опыт использования их педагогического потенциала по формированию у детей базиса культуры толерантности в детском саду»
методист Сунгатуллина А.З.
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к культурно-историческому наследию, лучшим традициям отечественной культуры, открывающие возможности для духовно-нравственного развития личности и общества.
Понимая огромную значимость родной культуры в духовном, нравственном, интеллектуальном развитии каждого человека, коллектив нашего детского сада важнейшим направлением работы считает ознакомление и русских, и представителей иных языковых групп со всем разнообразием всевозможных вариантов жизненного уклада, встречающихся в Москве, воспитание толерантности, любознательности, использование различных форм сотрудничества, коммуникации, взаимное приобщение к культурным ценностям. Для выполнения данной задачи создана хорошая развивающая среда, оборудован музей «Татарская изба», кабинет дополнительного образования, в группах оформлены уголки с богатым материалом о культуре народов. Темы народной культуры интегрировано входят в содержание различных видов познавательно-речевой, художественно-эстетической и творческой деятельности, на основе которых создаются детские проекты, первые детские шедевры, с которыми вы имели возможность сегодня познакомиться на нашей выставке детско-взрослого творчества.
Большую роль в приобщении к культурным ценностям и в воспитании толерантности играют календарные обычаи и обряды, народные праздники, связанные с трудовой, хозяйственной деятельностью народа, календарные праздники отображают его этническую, социально- политическую, историко-культурную жизнь на разных этапах развития. Эти обряды - составная часть образа жизни народа. Все календарные обычаи и праздники тесно связаны с сельским хозяйством и имеют общий смысл и одну цель - в первую очередь обеспечить хороший урожай хлебов, приплод скота, а также удачу во всех делах. Поэтому-то начало и завершение трудовых циклов или сезона, смена времени года - все знаменуется особыми торжествами. Осенью празднуются такие праздники, как «Сөмбелә», «Каз өмәсе» («Гусиное перо»), «Осенины», «Покров», «Капустник».
Осенины - это древний народный праздник прощания с летом и встречи осени. Осенины - это встреча осени на Руси. В календаре славян этот день назывался «осенинами» или «оспожинками» и отмечался как праздник урожая. В этот день благодарили Землю Мать. В начале сентября завершалась жатва хлеба, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Также, встреча осени имела свой особый смысл - в этот день проходили обряды по обновлению огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня. С «Осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины делали большой и красивый стол, за которым собиралась вся семья. Для праздника варили морсы и квасы из ягод и пекли караваи из муки нового урожая. Этими яствами славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие продукты.
Народный праздник «Покров» на Руси праздновали как встречу осени с зимой. «На Покров до обеда осень, а после обеда зима». К этому дню все полевые работы были окончательно завершены и для народа наступали дни праздного времяпровождения, начинались посиделки и свадьбы. Но все действия из-за холодов переносились в избы, которые начинали тщательно утеплять и топить. Молодежь устраивала веселые посиделки с песнями и танцами, замужние женщины собирались вместе и пели песни, ткали полотно, шили, пряли, вязали и вышивали. Однако все поглядывали при этом в окно и наблюдали за природными явлениями в этот день, так как существовало много поверий, которые определяли дальнейшую судьбу людей.
Татарский народный праздник «Каз эмесе». Этот осенний календарный праздник уходит корнями в глубокую древность. С древнейших времен поздней осенью, обычно с первым ледостопадом жителями татарского села проводилась коллективная обработка гусиного мяса, пера и пуха. По традиции в этот день заготавливают впрок гусиное мясо и щиплют пух - на подушки, которые пойдут на приданое невестам. Парни и девушки собираются на посиделки, поют песни. Из гусиного пуха делают подушки, одеяла. Когда пекут что-нибудь из теста, используют кисточку из гусиного крылышка. Ни одну девушку на выданье не представишь без горы подушек, набитых гусиным пером. Да татарский дом без этих подушек – не дом. За год до свадьбы солят и сушат гуся, готовя его в качестве приданого. Этих гусей выносят к свадебному столу на красивых блюдах и гости, не отказываясь, приступают к еде. А гусиный жир обладает лечебными свойствами.
Элементами этого праздника вы сможете сегодня ознакомиться в выступлении детей подготовительной группы под руководством воспитателя Сафиуллиной Л.Н.
Праздники с играми, песнями, хороводами, загадками, уходящими своими корнями в древность, помогают детям не только прикоснуться к великому народному музыкально-поэтическому искусству, почувствовать глубину и красоту народных обычаев и обрядов, но позволяет и самим участвовать в них. Они также прививают интерес к народной культуре и воспитывают уважение к культуре других народов.
Использование в содержании образования этнопедагогических средств, направленности педагогического процесса на духовно-нравственные ценности родной культуры, как базиса общечеловеческих, позволяет насытить народным духом психологическую атмосферу образовательного пространства, создать условия для эффективной реализации задач социализации и социокультурной адаптации, развития субъектной позиции осмысленного выбора собственных поступков, воспитания доброты, щедрости, дружелюбия, честности, великодушия, чувства собственного достоинства, уважение к старшим, заботливого отношения к младшим, доверие к окружающим в гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиционные осенние праздники и опыт использования их в детском саду
Традиционные осенние праздники и опыт их использования в детском саду...
Инновационные технологии формирования основ культуры толерантности в детском саду
Презентация модуля инновационно-стажировочной площадки...
Опыт работы на тему" Развитие навыков самообслуживания у детей с РАС в условиях детского сада"
Опыт работы предназначен для воспитателей детского сада...
Педагогические условия организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в детском саду
Для детей младшего дошкольного возраста игровая деятельность обеспечивает зону его ближайшего развития, оказывает воздействие на развитие всех психических процессов и функций и личности в целом....
Семинар – практикум для родителей: «Развитие связной речи детей 5-6 лет в детском саду и дома» как средство формирования педагогической культуры родителей»
Цель: формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 5-6 лет....
Использование элементов телесной терапии как способа адаптации детей раннего возраста к режиму детского сада
Адаптация-это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно является новым пространством, где он встречает много незнакомых людей...