ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
проект (средняя группа) на тему
педагогический проект "формирование толерантности у детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУППЫ «КАПЕЛЬКА»
«ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Актуальность проекта.
В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:
- этика и стратегия ненасилия;
- идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
- необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.
Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны. В Сибири, где проживают люди разных национальностей и религиозных убеждений, особое место занимает проблема внешней и внутренней миграции населения. Разрешить возникающие проблемы взаимоотношений можно только с помощью воспитания толерантного сознания. Сегодня всё большее распространение в детской и подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин такого поведения детей достаточно много. В первую очередь стоит отметить понижение общего уровня культуры, массу негативной, а зачастую и просто агрессивной информации, обрушивающейся на незрелую психику ребёнка с экрана телевизора или через компьютер, социальное равнодушие и недостаток внимания со стороны взрослых.
В Государственной концепции дошкольного воспитания говорится: "В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям… Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей".
В дошкольном возрасте у детей происходит формирование навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.
Детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных отношений, может и должен уделять особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе. Но для этого необходимо проводить систематическую работу со всеми участниками педагогического процесса, создавать развивающую и обучающую среду в группах, повышать уровень самосознания и проявления толерантности у воспитателей и родителей воспитанников.
Педагогические идеи воспитания толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего. По-разному трактуют понятие «толерантность» философы, педагоги, учёные, исходя из этого, определяются принципы воспитания.
Формирование основ толерантности у детей дошкольного возраста, несмотря на изучение данного вопроса многими известными педагогами и учёными, имеет ряд проблем и противоречий. Социальный заказ современного общества ориентирован на свободную самостоятельную личность, которая умеет строить отношения с другими людьми, уважает их права и свободы. Однако, структурированных и апробированных программ и методик по воспитанию толерантности в дошкольном возрасте немного. Возможности дошкольного детства хорошо изучены в плане развития познавательных и творческих способностей ребёнка, но вместе с тем недостаточно используется потенциал совместной культурно-досуговой деятельности, которая могла бы стать одной из форм работы по воспитанию толерантной личности. Не удовлетворена потребность семьи в доступных технологиях и методиках воспитания детей с ориентировкой на семейные ценности и национальные традиции.
Цель проекта:
Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру.
Гипотеза проекта:
Проведение «Недели толерантности» позволит реализовать новые формы взаимодействия, повысить уровень толерантного поведения у всех участников образовательного процесса.
Педагогические принципы:
Принцип культуросообразности
Принцип гуманистической ориентации
Принцип опоры на эмоционально чувственную сферу ребенка
Методы:
Наглядные (организация выставок, презентаций, книжных уголков и т.д. )
Словесные (беседы, конкурсы, загадки, и т.д.)
Практические (познавательно- речевая и продуктивная деятельность, участие детей в досугах).
Задачи проекта для детей:
- Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.
- Формирование у детей толерантного поведения.
- Повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе.
- Закрепление нравственных представлений, навыков социально приемлемого поведения.
Задачи для родителей:
- повышение компетентности родителей по правовым вопросам
- применение в воспитании детей правила ориентированные на развитие толерантности;
- взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.
Вид проекта: информационно-творческий, межгрупповой, краткосрочный.
Участники: педагоги, родители, дети.
Время реализации проекта: 12ноября 2015 года – 20 ноября 2015 года.
I этап: Подготовительный.
Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели толерантности | Воспитатели группы «КАПЕЛЬКА» |
Создание картотеки подвижных игр народов мира | Воспитатели группы «КАПЕЛЬКА» |
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды (отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности) | Воспитатели группы «КАПЕЛЬКА» |
Отражение вопросов и проблем воспитания толерантности у детей в консультациях для родителей | Воспитатели группы «КАПЕЛЬКА» |
Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку групповых мероприятий по теме толерантности. | Воспитатели группы «КАПЕЛЬКА» |
Повышение компетентности родителей по правовым вопросам, изучение социального статуса семей воспитанников | Воспитатели группы «КАПЕЛЬКА» |
II этап: Реализация проекта.
Разработка и проведение мероприятий недели толерантности.
Разработка плана работы по формированию основ толерантности у воспитанников группы «КАПЕЛЬКА»
Дата | Темы | Мероприятия | Ответственные |
12.11.2015 | Оснащение развивающей предметно-пространственной среды |
| Воспитатели группы «КАПЕЛЬКА»
|
организация информационного пространства для родителей |
| Воспитатели группы «КАПЕЛЬКА»
| |
13.11.2015 | Сказки народов мира |
| Воспитатели группы «КАПЕЛЬКА» |
«Земля – наш общий дом» |
| Родители воспитанников | |
16.11.2015 | «Земля – наш общий дом» |
| Воспитатели группы «КАПЕЛЬКА» |
| Воспитатели группы «КАПЕЛЬКА» | ||
17.11.2015 | «Дружные ребята» |
| Воспитатели группы «КАПЕЛЬКА» |
18.11.2015 | «Доброта» |
| Воспитатели группы «КАПЕЛЬКА» |
19.11.2015 | «Подарок другу» I половина дня | рисование «Подарок другу» | Воспитатели группы «КАПЕЛЬКА» |
II половина дня «Игры народов мира» |
| Воспитатели группы «КАПЕЛЬКА» | |
20.11.2015 | Акция «Шлем приветики!» |
| Воспитатели группы «КАПЕЛЬКА» |
Реализация проекта в образовательных областях:
Акция «Шлём приветики»
(социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие)
Досуг «Игры разных народов»
(физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие)
Чтение сказок народов мира
(социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие)
Создание коллажа «Земля – наш общий дом» (социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие)
Работа с родителями:
Выпуск консультации в родительский уголок «Толерантность надо воспитывать»
III этап: Презентация проекта.
Результаты работы:
- Повышение педагогической компетентности воспитателей.
- Составление картотеки подвижных игр народов мира.
- Повышение правовой и педагогической культуры родителей (рекомендации по воспитанию толерантности).
- Развитие творческих способностей и коммуникативных качеств воспитанников группы «КАПЕЛЬКА»
- Укрепление отношений сотрудничества между педагогами и родителями воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект: "Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения"
Цель: создание условий для усвоения и закрепления знаний и навыков безопасного осознанного поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста и их родителей.Задачи:1. Обобщить и ра...

Все проекты. Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу" (старший дошкольный возраст 6 лет) "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через использование технологии О.Капитовской".
Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оцен...

Методическая разработка творческо-исследовательского проекта «Формирование предпосылок толерантности детей старшего дошкольного возраста от 5 лет до 6 лет через книгоиздательство»
Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, поможет дошкольникам найти общ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

Педагогический проект "Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения".
Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города.Задачи: обобщение и расширение знаний...

Педагогический проект "Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста на основе развивающих игр"
Тип проекта:Долгосрочный, групповой, исследовательско-творческий.Участники проекта:Дети, родители воспитанников, воспитатели группы, заведующая, старший воспитатель.Актуальность темы:Предметная исслед...

Педагогический проект: «Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста при ознакомлении с профессиями в играх»
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка...