Игровой тренинг для педагогов "Мальчики и девочки. И все-таки они разные"
методическая разработка на тему

Коробицина Наталья Александровна

сценарий тренинга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malchiki_idevochki_igrovoy_trening.docx38.13 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий игрового тренинга для педагогов ДОУ

« И все - таки они разные: мальчики и девочки!»

Цель: расширение представлений педагогов о психофизиологических особенностях человека мужского и женского пола.

Задачи:

 формировать мотивацию в использовании инновационных методик и

технологий;

 познакомить с теорией асинхронной эволюции полов В. А. Геодакян;

 упражнять в креативном применении игровых ситуаций .

Дата проведения:

Оборудование: ноутбук, презентация «Подъём в горы», запись со звуками природы, два цветка со съёмными лепестками, карточки с ситуациями, где действующее лицо- мальчик или девочка, игровые наборы на ковролине, чистые листы формата А4, фломастеры, ручки, цветные карандаши, магнитная доска, магниты.

План проведения:

1. Вступительное слово.

2. Игра - метафора «Подъём в горы»

3. Педагогический всеобуч «Психофизиологические особенности мальчиков и девочек»

4. Игровой тренинг « Из чего же сделаны наши девчонки? Из чего же сделаны наши мальчишки?»

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Этапы проведения:

Педагог - психолог: добрый день! Я очень рада Вас видеть! Сегодня наша встреча будет посвящена вопросам о гендерном воспитании. Это еще один вопрос, с которым нам предстоит разобраться.

Поэтому, для начала я хочу предложить Вам игру- метафору «Подъѐм в горы».

Послушайте одну притчу (рассказ сопровождается показом слайда)

В одной далекой стране была прекрасная долина. На краю долины стояла Гора. Это была самая красивая Гора на всем белом свете. У ее подножия раскинулся городок, чьи жители всегда любовались Горой и ее вершиной. Они знали также, что те люди, которым удалось побывать на вершине, обрели благополучие: душевное и материальное, жили долго и счастливо. Каждое утро, идя на работу, большинство обитателей городка думало о том, что хорошо было бы им тоже подняться на эту вершину... Но как-нибудь потом. Не сегодня. Были среди них и такие, которые доходили до подножия Горы, говорили: «Потратили целый день - а дошли только до подножия...» - и уходили.

Были те, что проходили одну треть пути и говорили: «Мы проделали такой огромный путь, а вершина как была далеко, так далеко и осталась».

Были и такие, которые проходили 2/3 пути, останавливались и поворачивали назад потому, что очень устали и потеряли веру. И говорили они примерно так: «Правы были мои родные и соседи. Это дело не для меня». И они уходили, несмотря на то, что вершина уже была так близко...

Но были и такие, которые достигли вершины. И взору их открылся великолепный вид. И они ощущали глубокую причастность к той небольшой группе людей, которые так же, как и они, достигли вершины, были упорны в своих стремлениях, не предали свою мечту и верили в себя. И с этого мгновения у них началась новая удивительная жизнь, о которой иные могут только мечтать.

А как же ко всему этому относилась Гора? Заботят ли Гору те люди, которые только мечтали ее покорить? Нет. Горы остаются безучастны.

Может быть, Гору заботят те, кто прошел лишь часть пути? Горы остаются безучастны.

А, может быть, Гора помогает тем смельчакам, которые отважились подняться на ее вершину? Горы и на этот раз остаются безучастными.

Заботит ли Гору то, что у вас нет денег и не хватает средств, чтобы купить необходимое снаряжение? Увы. Горы остаются безучастными.

Если это нужно вам - то только вас это и должно заботить. Это ваша цель, и только вы сможете ее осуществить!

Задание: попрошу Вас объединиться в две команды для выполнения следующих заданий.

Нам придется взбираться на гору. Назовите ассоциации к словосочетанию «подъем в горы».

Ответы педагогов.

Педагог- психолог: итак, для кого- то подъем в горы означает :

 Покорение новых высот

 Отпуск

 Восхождение

 Путь к результативности

 Преодоление трудностей

 Надежная команда

Задание: в течение 1 минуты распределить в команде следующие роли:

Инструктор - проводник

Снабженец

Спасатель

Фотограф- репортер

Так как Вас больше, чем 4, то 1 и ту же роль могут выполнять несколько человек.

Объясните свой выбор. В чем, на ваш взгляд, Ваша функция в команде при восхождении на гору.

Задание: на листе бумаги нарисовать гору, которую Вы будете преодолевать.

(Включается музыка со звуками природы).

Педагог- психолог: расскажите, в чем особенности Вашей горы? (листы с рисунками помещаются на магнитной доске)

Задание: В течение 2 минут определить и записать возможные трудности на вашем восхождении, длительность покорения. Анализ.

Педагог- психолог: попробуйте «расшифровать» Ваши трудности психолого-

педагогическим языком. (н-р, ливень- неожиданные обстоятельства, хищники- люди, мешающие, « вставляющие палки» в работу и.т.п.)

Задание: чтобы преодолеть возможные трудности, необходимо собрать рюкзак внутренних ресурсов. Запишите ни листе, что же вы положите каждый в свой рюкзак?

Педагог - психолог: а сейчас я подойду к каждой команде и задам вопрос: «Вы готовы идти на гору?» Вы по сигналу отвечайте: «Мы готовы!»

Итак, я вижу Вашу внутреннюю готовность преодолеть любое препятствие. Мы

прекрасно понимаем, что в жизни и в работе нам приходится преодолевать множество

вершин, и только с багажом внутренних ресурсов, (а он у Вас велик и содержателен) Вы все сможете и сумеете! Нам покорятся все вершины ! !

И одна из таких вершин- психофизиологические особенности мальчиков и девочек.

В статье В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман ) «Зачем природе мужское и женское» говорится о том, что «когда-то у растений и простейших животных не было этого: «он»

и «она». Но на определенном этапе эволюции вдруг оказалось, что деление живых существ одного и того же вида на мужские и женские организмы очень выгодно.

Почему? Ответ на этот вопрос предложил в своей теории асинхронной эволюции полов доктор биологических наук, генетик В. А. Геодакян. Он исходил из положения о том, что в эволюции всегда борются две противоположные тенденции. Первая – это необходимость сохранить то, что уже создано, закрепить те признаки, которые выгодны, передать их по наследству, сделать потомков как можно более похожими на родителей.

И вторая - это необходимость прогресса, дальнейшего поиска и изменения, разнообразия потомков, среди которых когда-то появится именно тот, кто придаст эволюции новое выгодное направление и обеспечит приспособление к новым условиям, позволит расширить среду обитания.

Итак, борьба консервативного и прогрессивного, устойчивого и изменяемого, старого, надежного и нового, неизведанного, рискованного. Эти две тенденции воплощаются и в делении живых существ на мужские и женские особи, что дает ощутимую выгоду в реализации обеих тенденций. При этом женский пол сохраняет в своей генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, и цель его - по возможности не допустить их изменений, а мужской пол, напротив, легко теряет старое и приобретает новое: что-то из этих приобретений может пригодиться в будущем или уже в настоящем, особенно в момент возникновения каких-то экстремальных условий. То есть женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской - на прогресс.

Поэтому природа «бережет» женский пол, а мужской ей не так «жалко». На особях мужского пола отрабатываются все «новинки» эволюции. Разброс врожденных признаков у мужского пола значительно больше. Женщины как бы более одинаковы. У мужчин больше и полезных, и вредных мутаций (генетических отклонений). Так, по некоторым данным, на 100 глухих девочек приходится 122 глухих мальчика. Отклонения в цветовом зрении тоже чаще встречаются у мужчин. Среди детей с косоглазием, а также с заиканием, дислексией, алалией и другими речевыми дефектами, с задержкой психического развития и т.д. значительно больше мальчиков. Логопедические группы детских садов и другие группы для детей с отклонениями в развитии большей частью состоят из мальчиков.

Итак, мужчины по генотипу (комплексу врожденных признаков) имеют значительно большее разнообразие, чем женщины. Но каждое живое существо на протяжении своей жизни подвергается влиянию той внешней среды, тех условий, в которых оно находится, и под их воздействием тоже в какой-то мере изменяется. Например, вес животного зависит не только от врожденных свойств конституции, но и от питания, наличия стрессов, необходимости вести подвижный или малоподвижный образ жизни. Набор признаков организма, сформировавшихся с учетом влияния внешней среды, называется фенотипом.

Природа дала женским особям более широкую возможность меняться под влиянием внешних условий. Поэтому даже при одном генотипе женщина может, например, худеть или полнеть в более широких пределах, поэтому и девочки-однояйцевые близнецы (один генотип) при разных условиях жизни могут различаться довольно заметно (разный фенотип), а при одних и тех же условиях даже разнояйцевые близнецы (разный генотип) могут стать во многом похожими (близкие фенотипы). У мальчиков внешнее сходство определяется именно врожденными свойствами и значительно меньше - влиянием внешней среды.

При всех изменениях среды, в том числе и социальных, больше страдают самцы. Но у них все же есть выход: отыскать другое место обитания, где было бы теплее, или изобрести шубу. Женскому полу так напрягаться ни к чему, они и так уже приспособились.

Вот этими-то различиями и определяется высокая предрасположенность особей мужского пола к поисковому поведению. Это для них жизненно важно, это тот выход, который дала им природа. И мозг у них крупнее, более продвинут в развитии, но как расплата - и менее надежен, более раним. Поисковым поведением определяется и тяга

самцов (в том числе мужчин) к освоению новых пространств, их большая сообразительность в сложных ситуациях, склонность к поиску нетрадиционных новых решений, к рискованным предприятиям.

Все эволюционно-прогрессивные признаки больше выражены у мужского пола. Удлинение периода детства - прогрессивный признак, и он больше выражен у мужских особей: у мальчиков детство длится дольше, чем у девочек. Девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. Тогда в начальной школе мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на целый год.

Мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже начинают

говорить, при рождении мальчиков чаще наблюдаются осложнения, чем при рождении девочек. Выкидыши у женщин бывают чаще, если они вынашивают мальчиков. По разным данным, на 100 зачатий девочек приходится 120-180 зачатий мальчиков. Часто гибель будущего мальчика происходит раньше, чем женщина узнает, что она беременна.

Статистика показывает, что среди детей 7-15 лет травмы у мальчиков случаются

почти в 2 раза чаще, чем у девочек. Трудновоспитуемые дети тоже чаще мальчики.

Мальчиков, даже совсем маленьких, чаще ругают, реже берут на руки. По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания (отойди, принеси, дай, сделай, перестань...), а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях (нравится, люблю, грустный, веселый...).

Физиологическая сторона восприятия тоже несколько различается у мальчиков и девочек. Показано, что до 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. В первых-вторых классах у девочек выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» - кукол, тряпочки – и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы. Кроме того, показано, что мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф.

Если попросить детей нарисовать план окрестностей своего дома, то мальчики в рисунках отражают большее пространство, умещают большую площадь, больше улиц, дворов, домов.

А как мальчики и девочки отвечают на занятиях?

Мальчик смотрит на стол, в сторону или перед собой и, если знает ответ, отвечает уверенно, а девочка смотрит в лицо воспитателя и, отвечая, ищет в его глазах подтверждения правильности своего ответа и только после кивка продолжает уже более уверенно.

И в вопросах детей прослеживается та же линия. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения какой-то конкретной информации («А какое у нас следующее занятие?»), а девочки – для установления контакта со взрослыми («А вы к нам еще придете?»).

То есть, мальчики (и мужчины) больше ориентированы на информацию, а девочки (и женщины) - на отношения между людьми.

Специалисты отмечают, что и время, необходимое для вхождения в занятие - период врабатываемости - у детей зависит от пола. Девочки обычно после начала занятия

быстро набирают оптимальный уровень работоспособности и обращают свой взгляд на педагога. Воспитатель видит это и строит обучение таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. Но ориентируются-то они на девочек. Мальчики же раскачиваются долго и на воспитателя смотрят редко. Но вот и они достигли пика работоспособности, а девочки, наоборот, уже устали.

Воспитатель сразу замечает это, т.к. контакт с девочками у него налажен хорошо- он все время видит их обращенные к себе лица. Он начинает снимать нагрузку, занятие переходит в другую фазу. А мальчикам бы именно сейчас и нужно дать ключевой материал. Но самое важное уже дано, а они его пропустили или не поняли, т.к. в нужный момент уровень их работоспособности был низок. Занятие закончено. Но было ли оно рассчитано на мальчиков, на особенности их физиологических и психических функций? К сожалению, нет.

Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, т.к. они реже раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут решений, а поиск идет, он интересней и богаче, чем мы можем себе представить.

В любой деятельности, требующей поиска, свежего, нестандартного решения, впереди мужчины. А там, где нужно высочайшее исполнительское мастерство, женщины

лидируют или, по крайней мере, не уступают мужчинам.

Психологи считают, что женщины (и девочки) превосходят мужчин в речевых заданиях. Даже изначально неречевые задачи они могут решать речевым способом.

Мужчины (и мальчики) превосходят женщин в видеопространственных умениях, т.к. выполнение пространственно-зрительных задач требует поиска.

Специальные исследования показали, что у мальчиков специализация правого полушария мозга в отношении пространственных функций, пространственно-временной ориентации, а значит, и лучшая организация тех видов деятельности, где необходимо пространственное мышление, имеется уже в шесть лет, тогда как у девочек ее нет даже к тринадцати.

А каковы особенности эмоциональной сферы мальчиков и девочек? Обычно мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы, не сдержанны, нетерпимы, не уверенны в себе и даже более агрессивны, чем девочки. Так, мальчиков родители часто считают неэмоциональными, когда воспитатели отмечают их повышенную эмоциональность. В то же время при оценках эмоциональности девочек характеристики и мам, и воспитателей совпадают.

Но родители часто считают тревожными девочек тогда, когда ни воспитатель, ни психолог тревожности у них не отмечают.

У мальчиков встречаются лишь обратные случаи, когда психолог говорит о том, что мальчик очень тревожен, а родители с полной уверенностью заявляют, что их сыну такое качество не свойственно.

Родители склонны несколько завышать эмоциональность дочерей, видимо потому, что она проявляется в их речи и более наглядна, и не замечать эмоциональных переживаний сыновей. То есть родители обычно хуже понимают внутренний мир мальчиков. Даже такие, казалось бы, наглядные черты поведения, которые мы обычно связываем с

понятиями "быстрый" или "медлительный" ребенок, по-разному оценивают родители и воспитатели.

Итак, мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Видимо, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выживаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.

Взрослые должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков. Мамам, воспитательницам и учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчика - они-то сами другие. Вот и получается, что мама (или педагог) долго ругают мальчика, нагнетая эмоции, и сердятся оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остается равнодушным к ее словам. Нет, он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но он, в отличие от мамы (и сестры или одноклассницы), не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он

к этому не приспособлен и, чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит.»

Вывод: мальчик и девочка – это два разных мира. «Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа.

А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать - зависит только от нас с вами.»

А теперь давайте зададимся вопросом: учитываем ли мы эти особенности в воспитании детей и как часто? (обсуждения)

Игровой тренинг « Из чего же сделаны наши девчонки? Из чего же сделаны наши мальчишки?»

Педагог- психолог: давайте назовём команды «Девочки» и «Мальчики». А какая команда будет выполнять какую роль, определит жребий (тянут бумажки с записками).

Разминка « За что нам нравятся мальчики (девочки)?»

Задачи

 Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками.

 Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и

девочек.

Материал: цветок из разноцветного картона.

Ход игры:

Педагог- психолог: В одной волшебной стране жили дети, которые дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Давайте соберем «Цветок Дружбы», но для

этого нужно каждому взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика.

Педагоги перечисляют положительные качества и соединяют лепестки с серединкой.

Когда цветок собран, команды аплодируют друг другу.

Упражнение « Помощники и помощницы»

Задачи:

 Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков.

 Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: мячик

Ход игры:

Игрокам в команде по очереди бросается мяч, они при этом называют обязанности мальчиков и девочек , которые выполняют в семье (можно из собственного примера) А затем перечисляют обязанности, которые выполняют в семье они сами, мужчины.

Игра « Кому брат, кому сват?»

Задачи:

 Формировать представления о родственных связях( сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра, племянник, племянница, двоюродный брат и т.д.)

Материал: цветок из разноцветного картона

Ход игры:

Ответить на вопросы: кто такой внук ( зять, сват, своячница, тесть, свекровь, шуряк и т.п.) и для кого он является таковым?

Игра «Настоящие поступки»

Задачи:

 Воспитывать желание совершать поступки ради других людей.

 Формировать понимание того, что поступком называется любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик

Ход игры:

Предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Мяч бросает ведущий по очереди одному игроку из команды.

Этюд «Отчего грустно или весело?»

Задачи: упражнять в определении эмоционального состояния другого человека по рисунку.

Материал: карточки с ситуациями, где действующее лицо- мальчик или девочка

Ход игры:

Объяснить ситуацию, что чувствует персонаж и изобразить с помощью собственных эмоций это состояние.

Упражнение «Образ мальчика и девочки»

Задачи:

 закрепить знания о внешних различиях мальчика и девочки;

 развивать эстетический вкус

Материал: игровые наборы на ковролине с лицами, частями тела, одеждой.

Ход игры:

Изобразить с помощью имеющихся деталей образ девочки (мальчика). Составить рассказ о получившемся образе. (Как зовут, сколько лет, любимые занятия.)

Подведение итогов. Рефлексия.

Педагог- психолог: вот и подошла к завершению наша встреча. Что нового вы сегодня узнали, открыли для себя? Был ли полезен для Вас этот тренинг?

Итак, вспомним мысль, к которой мы пришли в начале: Нам покорятся все вершины ! ! !

От себя хочу добавить, покоряйте с детьми любые вершины и тогда из девочек вырастут ЖЕНЩИНЫ, а из мальчиков- МУЖЧИНЫ!

Мира, добра и гармонии Вам! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эмоционально-игровой тренинг» «Эмоционально-игровой тренинг»

Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба, а если и...

ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ «КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

Цель: развитие эффективных навыков коммуникации между детьми и родителями.Задачи:-Усиление способности родителей к пониманию внутреннего мира своего ребенка, через установление визуального конта...

девочки и мальчики такие разные

совместная деятельность с детьми раннего возраста по теме гендерного воспитания...

Игровой тренинг для старших дошкольников «Мы все одинаковые и такие разные»

Цель: повышение коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности, уверенное выражение своих мыслей и чувств, повышение уровня самооценки и уверенности в себе....

Методическая разработка тренинга «Игровой тренинг для старших дошкольников «Волшебные шкатулки»

Методическая разработка тренинга «Игровой тренинг для старших дошкольников «Волшебные шкатулки»...