Консультация "Девочки и мальчики такие разные"
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №67 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга.
Подготовила Суслова.М.М
Девочки и мальчики они такие разные
Известно что у девочек и мальчиков с раннего возраста формируются разные интересы, привычки и способы общения с окружающими. С 2-3 лет малыши уже начинают осознавать свой пол. Они наблюдают за взрослыми и стараются повторять за ними, знакомятся с ролевыми моделями, которые встречают в книгах, фильмах, телевизионных программах. Всё это формирует личность ребенка. Важно объяснить детям, какие герои являют собой хороший пример для подражания, а какие - плохой, помогать делать правильные выводы.
Дошкольный возраст - наиболее значимый и активный этап адаптаций к социальным нормам. В этот период необходимо особенно внимательно относиться к потребностям малышей, направлять их и заботливо развивать их потенциал. А для этого нужно разбираться в физиологических и психологических особенностях, свойственных мальчикам и девочкам. Знание основных принципов гендерного развития поможет предотвратить множество серьезных проблем.
Взрослые как пример для подражания.
Роль семьи первостепенна в гендерном вопросе. В своем поведении малыши ориентируются на родителей и других старших. Поэтому взрослым необходимо следить за собой, зная, что их плохие привычки станут привычками их детей. А правильный образ жизни родителей вдохновит и малышей. В неполных семьях процесс знакомства с гендерными нормами проходит сложнее. Чтобы понять разницу между женским и мужским началом, ребенку необходимо общаться и с мамой, и с папой. Если же у него нет такой возможности, он испытывает сложности в познание мира и самого себя. В отсутствие мамы роль главного женского образа могут взять на себя бабушка, тетя и другие родственницы малыша. В роли главного мужского образа могут выступать, соответственно, дедушка, дядя и другие родственники. Добрая, дружественная атмосфера в семье как нельзя лучше влияет на здоровое развитие ребенка и укрепляет его уверенность в своих силах.
Ребенок как личность
Каждый ребенок уникален. Существует определенные нормы развития и поведения, свойственные большинству детей, но всегда есть место индивидуальности и персональным особенностям. Корректируя недостатки и исправляя погрешности, не забывайте ценить личность малыша и принимать его таким как есть. Характер не полностью определяется анатомией. Большое значение имеют среда и воспитание. Социальные факторы формируют личность наряду с биологическими характеристиками. Половая принадлежность не должна вписывать ребенка в стандартизированные рамки и ограничивать его развитие.
Это важно! В современном многозадачном мире человеку важно совмещать и традиционные для своего пола. Например, в девочках полезно воспитывать не только заботливость, чуткость, мягкость, но и инициативность, решимость и твердость в отстаивании своих прав и интересов. В мальчиках наряду с исконно мужскими чертами необходимо так же развивать отзывчивость, терпимость сопереживание, сговорчивость.
Речь и эмоции
Мальчики
У мальчиков позже, чем у девочек, развивается левое полушарие и медленнее формируются связи между полушариями. Это влияет на становление речи. Мальчики позже девочек начинают говорить и приобретают навыки рационально-логического мышления. До определенного возраста у них преобладает образно-чувственная сфера. Это значит, что мальчикам сложнее выражать свои мысли словами. Им нужна наглядность и образность. Они ориентируются не на слова взрослого, а на его поступки.
Совет! Объясняя что-то мальчику, подкрепляйте слова картинкой: показывайте иллюстрации и необходимые действия. Мальчики плохо разбираются в речевом потоке взрослых. Им необходима конкретная демонстрация. Подавайте правильный пример своим поведением.
Сталкиваясь проблемой, мозг мальчика реагирует на нее ярко, но непродолжительно. Он не способен выдерживать длительный эмоциональный накал и просто отключает слуховой канал при перегрузке. Эмоции быстро сменяются деятельным поиском решения. А если он не возможен, внимание переключается на другой объект.
Совет! Ругая мальчика, объясните конкретную причину вашего недовольства, а не рассказывайте, он плохой. Изложите мысль, которую хотите до него донести, четко и кратко в первые минуты разговора.
Девочки
У девочек обычно быстрее, чем у мальчиков, прогрессирует речь - за счет более активного развития левого полушария. Они хорошо воспринимают слова взрослого, особенно эмоциональные.
Совет! Эмоционально окрашенный разговор, усиленные интонации, четкая мимика помогут девочке усвоить информацию быстрее. Улыбка, ласковый тон взрослого придадут ей необходимую уверенность в себе.
Девочки, как правило, лучше понимают настроение окружающих. Улыбающееся или хмурое лицо взрослого расскажет им не меньше, чем его слова. Малышки нуждаются в демонстрации заботы, ласковых признаниях и похвале за то, что они просто есть на свете.
Совет! Девочке особенно важны словесные подтверждения родительской любви. Хвалите ее чаще. Ругать девочку важно тихими и спокойными голосом, чтобы сильные эмоции не заглушали смысл критики.
Этикет и поведение
Малышей необходимо с ранних лет знакомить с нормами поведения в обществе, объясняя их социальные роли. Девочки - маленькие леди, а Мальчики - будущие мужчины, поэтому они должны вести себя подобающим образом. Правила хороших манер просты: быть вежливым, здороваться и прощаться, предлагать свою помощь и говорить спасибо. Знать правила дружбы: уметь делиться, сопереживать и поддерживать других, уважать чужие интересы наравне со своими, быть добрым, отзывчивым, уметь проигрывать, радуясь успехам друзей, признавать свои ошибки и решать споры мирно. Владеть навыками поведения в гостях и в общественном месте: с вниманием относиться к потребностям окружающих, не кричать, не мешать другим людям, не портить чужие вещи, помогать тем, кто в этом нуждается (уступать место, пропускать вперед, поднимать упавшее). Прилично вести себя за столом: не говорить с полным ртом, не кричать, есть аккуратно, не жадничать. Дети обязательно должны понять, что недопустимо проявлять физическую и психическую агрессию. Нельзя драться, кусаться, царапаться, щипаться обзываться и обижать других своими поступками и словами. Мальчикам следует научиться проявлять вежливость по отношению к девочкам: помогать им, уступать место и дорогу, пропускать, подавать руку, придерживать дверь.
Девочкам необходимо благодарить мальчиков за заботу и помогать им в том, в чем они слабее.
Важно: Старшие подают пример младшим! Дети копируют поведение родителей! Взрослые обязаны следить за своими поступками и словами, чтобы не подавать негативного примера малышам!.
Характер и игры
Мальчики
Мальчикам свойственна активная поисковая и исследовательская деятельность, тяга к освоению новых пространств. Для мальчиков такое бурное проявление интереса к окружающему является нормой, это важный этап его развития, накопление знаний и умений. Его ни в коем случае нельзя за это ругать. Желание всюду залезть и всё потрогать - признак проявляющейся самостоятельности будущего мужчины.
Совет! По возможности организуйте малышу просторное помещение для досуга. Его энергия постоянно ищет выхода, все, что попадает в руки, становится объектом исследования и игры. Чтобы уберечь ребенка от травм, а ценные вещи - от излишнего внимания маленького экспериментатора, предложите ему увлекательные варианты время препровождения и следите, чтобы на его пути не попадались опасные или не предназначенные ему предметы. Отличный выбор - конструкторы, особенно крупные, машинки и прочий транспорт, который можно скатывать с наклонной поверхности, грузовики с большим кузовом, в котором можно перевозить другие игрушки, мячи и все для спорта.
Мальчикам характерен дух соревнования, им нравятся игры, где есть возможность проявить себя и обыграть соперника. Мальчишеским играм необходим простор, они по своей природе масштабны и во время них хорошо развивается дальние зрение.
Совет! Предлагайте помощь, только если он действительно в ней нуждается. Излишняя опека у мальчика может вызвать протест. Малыш может подумать, что взрослые ему не доверяют и не считают его достаточно умным, ловким и способным. Это может стать причиной заниженной самооценки и неуверенности в своих силах. Вдохновляйте малыша на самостоятельную деятельность и хвалите за достигнутые результаты.
Девочки
Девочки принимают помощь с благодарностью, для них это проявление заботы и любви. Чуткое внимание со стороны старших очень важно для малышки, оно дает ей чувство безопасности. Так же девочки отличаются большей послушностью и эмоциональной стабильностью: женский организм ленче адаптируется к изменениям окружающей среды.
Совет! Окружите малышку позитивными примерами для подражания. Рассказывайте истории, показывайте мультики и фильмы, демонстрируйте собственным поведением. Собственным поведением, что значить быть доброй и честной. Девочки сильнее подвержены влиянию извне - пусть оно идет им на пользу!. И не забывайте поддерживать ее ласковыми словами одобрение
Девочки чувствуют себя комфортно в небольших группах единомышленниц, их очень радует спокойная совместная игра на семейно-бытовую тему. В играх девочки чаще задействуют ближние зрение: рассматривают предметы, интересуются мелкими деталями.
Совет! В отличие от мальчиков, девочкам необходимо небольшое уютное пространство с богатым наполнением: игровыми наборами, маленькими аксессуарами и, конечно же куклами. У девочек лучше развита мелкая моторика - им нужны детализированные игрушки небольшого формата. Одно из любимых девичьих занятий - освоение роли мамы. Поэтому в игровой среде обязательно должны присутствовать соответствующие атрибуты: бытовая утварь, предметы ухода за детьми, одежда для кукол и прочее.
Адаптация к детскому саду
Как правило, девочки достаточно спокойно входят в новую для них среду детского сада с 2-2.5 лет. Мальчики обычно созревают к 3 годам. Чтобы сделать адаптацию к непривычным условиям легче, необходима определенная подготовка. К ней лучше приступить заранее. Примерно за год до поступления в садик полезно начать упоминать о нем в положительном ключе: как там интересно, как много игрушек, какие добрые воспитатели. Домашний режим, приближенный к расписанию детского сада,так же позитивно повлияет на дальнейшее пребывание в садике. Хорошо, если ко времени поступления в сад ребенок приобретет основные бытовые навыки: самостоятельный прием пищи, одевание и раздевание, гигиена. Но не стоит волноваться, если малыш овладеет этими умениями не в совершенстве: они быстро сформируются в детском саду. Важно научить малыша обращаться к старшим с просьбами и сообщать о своем состоянии ("хочу в туалет", "хочу пить", "мне холодно","мне жарко"). Не стоит тревожно реагировать на нежелание ребенка идти в садик. Привыкание к новому происходит постепенно, у мальчиков медленнее, чем у девочек. Но излишнюю привязанность к родителям, из-за которой малыши капризничают можно снизить. В этом помогу игра в прятки (ребенок некоторое время проводит в одиночестве, но воспринимает его позитивно), Ролевая игра( мама становится воспитательницей, нянечкой, поваром детского сада), Общение с другими взрослыми (родственниками, знакомыми), с которыми можно оставить малыша на час или даже дольше, общение с другими детьми и обучение командной игре с ними.
Взаимоотношения в детском саду
Общение со сверстниками в детском садике - как правило, первый опыт активной социализации. Малыши учатся выстраиванию отношений с ровесниками и незнакомыми взрослыми, ищут свое место в коллективе. И от того, какими будет этот первый опыт, во многом зависит дальнейшее развитие личности и характера ребенка. Обычно дети разбиваются на группки, у них отношений появляется избирательный характер. Чтобы ребенок не стал изгоем, следует обращать его внимание на правила общения с другими, воспитывать в нем уважение к другим и к себе, к чужим и своим интересам, уверенность в своих силах, умение решать споры бесконфликтно. Родители должны подавать пример своим поведением: быть вежливыми, отзывчивыми, открытыми для общения с окружающими, не отступать от своих принципов и защищать тех, кто дорог. Важно интересоваться жизнью малыша в детском саду, его эмоциями и переживаниями, наблюдать за его игрой с другими детьми, чтобы суметь вовремя скорректировать ситуацию. Мальчики и девочки по-разному строят отношения в коллективе. В мальчишеских группах дети активно стремятся к самоутверждению, чаще ориентируется на мнение друг друга, стараются проявить себя и этим заслужить одобрение. Девочкам обычно важнее мнение старших, поэтому они послушнее. Им важно, как к ним относятся, какие эмоции они вызывают, как их поведение сказывается на других. Девочки акцентируют внимание на чувствах окружающих и на гармоничных отношениях внутри группы. Общение с противоположным полом - очень ценная практика. Старшие не должны ей препятствовать. Взрослым стоит описывать детям психологические различия полов только с позитивной стороны. Например, вместо "все мальчики хулиганы" говорить "мальчики активные", а вместо "все девочки плаксы" - "девочки ранимые". С помощью советов и чуткого руководства старших малыши смогут лучше узнать друг друга и окружающий мир.
Семья и социальные модели
В 2-3 года в играх малышей появляются первые сюжетные линии. В этом возрасте осваивает роль режиссера, придумывает роли для игрушек и проговаривая за них реплики. Этот режиссерский опыт очень важен для развития фантазии, логики и самостоятельности. Еще одна сторона сюжетно-ролевых игр - перевоплощение самого малыша в кого-то другого или в какой-то предмет (самолет, машину). Помимо расширения кругозора (ребенок накапливает и систематизирует знания по конкретным темам), у такого досуга есть ещё одно преимущество - возможность переключится, отдалиться от проблем (дома, со сверстниками) и восстановить психическое равновесие.
Что стоит делать? Знакомить малышей с аспектами социальной жизни, особенностями своей работы и других профессий, рассказывать об устройстве механизмов и.т.д.
Чего не стоит делать? Учить ребенка клишированной схеме процесса, закрепленному набору операций, запрещать неправильные с точки зрения взрослого действия ("Врач не пьет чай с пациентами","Пожарные не набирают воду в море"). Это будет будет тормозить развитие воображения. Ребенок будет теряться в незнакомой ситуации.
Полезно приобщать детей ко взрослой деятельности. Пусть девочка помогает маме по дому, а мальчик - папе по хозяйству. Приобретение этих важных навыков станет импульсом к дальнейшему развитию и прибавит малышам уверенности в своих силах.
Я Папа Дедушка
Мы любим футбол,
коротко подстригаем волосы
интересуемся техникой
Сестра Мама Бабушка
Вкусно готовят
Носят платья и юбки
Всегда опрятные и аккуратные
Для лучшего освоения малышами темы полов полезно изготовить генеалогическое древо - Древо жизни. Это наглядная и доступная детскому пониманию иллюстрация социальных ролей мальчиков и девочек. Попросите ребенка описать свою внешность, одежду и интересы и заполните соответствующие графы под фото родственников. Так малышу станет понятнее, чем он похож с папой, дедушкой, братьями, дядями и другими родственниками - мужчинами и чем отличается от мамы, бабушки, сестер, теть и других родственниц, потому что он мальчик. а они девочки. Так же и малышка увидит, как она похожа на маму и других родственниц и чем отличается от папы и других родственников.
Гендерный подход крайне важен при воспитании ребенка. зная склонности и природные особенности малыша, можно создать оптимальные условия для его гармоничного развития.Однако важнейшим фактором остаются родительские любовь, забота и внимание к индивидуальным потребностями маленького человечка. Каждый ребенок уникален и каждый нуждается в любви!.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мальчики девочки -такие разные"
Конспект непосредственной образовательной деятельностипл гендерному воспитаниб в старшей группе....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности (занятие) по образовательной области "Социализация". Тема: "Такие разные мальчики и девочки" (с использованием гендерного подхода)
Вашему вниманию предлагается конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием технологий личностно-ориентированного обучения (гендерный подход). Интеграция образовательных ...
Родительского собрания: "Мы такие разные девочки и мальчики"
познакомить родителей с особенностями развития девочек и мальчиков, с их физиологическими, психологическими и эмоциональными различиями. Дать рекомендации по воспитанию девочек и мальчиков....
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Девочки и мальчики: мы такие разные»
Представленная разработка включена в раздел «Уверенность в себе» программы социально-эмоционального развития дошкольников «Я – Ты – Мы» О.Л. Князевой, реализуемой в дошкольном образовательном учрежден...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе на тему: «Мальчики и девочки – мы такие разные»
Формирование у детей умение видеть внешнее сходство и различие между девочками и мальчиками, развивать адекватное представление о собственной половой принадлежности, закрепить знания об интересах и ра...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми (старшая группа) по лексической теме Мальчики и девочки - такие разные!"
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ...
девочки и мальчики такие разные
совместная деятельность с детьми раннего возраста по теме гендерного воспитания...