Метод сказкотерапии- основной принцип целостного развития личности
статья на тему
"Через сказку, фантазию, игру,
Через неповторимое детское творчество -
Верная дорога к сердцу ребенка.
Сказка - это ключик, с помощью которого
можно открыть эти истоки,
И они забьют животворными ключами.
В.Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_2015.docx | 37.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод сказкотерапии-
основной принцип целостного развития личности
«Через сказку, фантазию, игру, через
Неповторимое детское творчество –
Верная дорога к сердцу ребенка.
Сказка – это ключик, с помощью
которого можно открыть эти истоки,
и они забьют животворными ключами»
В. Сухомлинский
В последнее время в России произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. Специалисты стали говорить о проблемах в воспитании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения.
В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, компьютера, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста взрослые больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке воспитанников к школе.
Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное с детьми чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и содержательное общение в диалоге «родители-ребенок» времени не хватает. А кто же даст ребенку уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым?
Современные дошкольные учреждения ищут новые личностно-ориентированные подходы в образовании. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать дошкольника. Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно?
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования говорит о том, что ребенок должен быть всесторонне развит. ФГОС в дошкольном образовании нацелен на главный результат – социализацию ребенка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха, целостность развития личности.
Но о таком развитии можно говорить только тогда, когда в ребенке развиты такие жизненно важные качества, как Доброта, Взаимопомощь, Сочувствие. Закладывать предпосылки данных качеств в самом раннем возрасте начинают родители, даря свою заботу и тепло, а продолжает педагогический коллектив детского сада.
Воспитатели и родители дошкольников довольно часто обращаются к педагогу-психологу с жалобами, что некоторые дети бывают агрессивными, плаксивыми, либо у них появилась излишняя тревожность, страхи.
Проведя диагностику и наблюдение за детьми имеющие данные проблемы по следующим диагностическим методикам: «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С.Кауфмана; « Выявления наличия страхов» Захарова А.И.; «Тест тревожности» В.М.Астапова; и анкетирование родителей педагог-психолог выявила, что агрессия, тревожность и страхи занимают одно из наиболее важных мест в эмоционально-поведенческом развитии этих детей.
Все это свидетельствует о неблагополучии душевного здоровья дошкольников. У большинства детей зарегистрирован низкий уровень самооценки (32%), у 42% детей отмечается высокий уровень тревожности, 24% детей высокий уровень агрессивности.
Изучив научно-методическую литературу, результаты деятельности и опыт работы педагогов по данной проблеме выяснили, что проявление детской агрессивности в данное время является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело. Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость.
Что касается тревожности у ребенка дошкольного возраста — то это то же самое, что и тревожность взрослого человека, то есть предчувствие грозящей опасности и связанного с этим дискомфорта и неблагополучия.
По результатам анкетирование родителей «Сказка в жизни ребенка», выяснили, почему родители не читают детям книжки:
Родители забывают об одной важной области в воспитании детей – умственной поддержки. Одним из главных способов этой поддержки это совместное чтение с ребенком, а как показали результаты анкетирования – регулярно читают лишь 22% родителей.
Не знание родителями книг, которые можно и интересно читать ребенку в определенном возрасте (43%).
Не обсуждают содержание прочитанной сказки с ребенком (52%).
Чтение заменяют просмотром телепередач (39%).
Наблюдения за детьми дошкольного возраста, позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность. В связи с этим возникает потребность в коррекции эмоционально-поведенческих проблем, развитии духовно-нравственных качеств детей.
Вопросами эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста занимались и занимаются многие зарубежные и отечественные ученые (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, З.Фрейд, А.И. Захаров). Они предлагают разнообразные методы коррекции эмоциональных нарушений в поведении детей с помощью разных средств, таких как игры, игрушки, изобразительная деятельность ребенка, музыка и музыкально-пластическая деятельность, театр и в целом искусство. Однако самым, на наш взгляд, эффективным и доступным для дошкольников средством является сказка
Рассматриваемый нами в данной направлении вопрос – обучение и воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки – является, на наш взгляд, интересным и актуальным, так как обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений, присутствует образность и метафоричность языка, психологическая защищённость (хороший конец), имеется наличие тайны и волшебства. Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека. Встреча со сказкой для детей величайшая необходимость и источник радости.
Использование данного средства в работе с детьми для нас стало возможным при применении сказкотерапии — метода, использующего сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром.
Сказкотерапия –один из видов здоровьесберегающих технологий и является инновационным методом в работе с детьми.
Сказкотерапия –
метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, для расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим Миром.
Основной принцип метода -
духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его Душе.
Забота о Душе (в переводе греческого) – и есть терапия.
Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания и обучения детей.
Актуальность и новизна комплексной сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст и адаптации их к психике ребенка. Необходимо подчеркнуть, что метод сказкотерапии применяется в совокупности с другими методами и приемами воспитательно-образовательной работы.
Перед нами возникла проблема: Как использовать ресурсы сказок в формировании и развитии личности дошкольника?
С этой целью была разработаны и внедрены в образовательный процесс проекты:
«Волшебный мир сказок», «Здравствуй сказка», «Ребенок в мире сказок»
Все проекты ориентированы на использование в воспитательно-образовательном процессе детского сада любым педагогом (воспитателем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем).
Проект «Здравствуй сказка». Включает в себя конспекты коррекционных занятий детей 4-7 лет. Сказки, игры и упражнения, воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, проведению с ними коррекции эмоционально — волевой сферы, развитие их произвольного внимания и обучения процессу расслабления, способствуют снижению уровня тревожности, оптимизируют общение детей со сверстниками.
В проекте «Ребенок в мире сказок» разработан материал по организации театрализованной деятельности со старшими дошкольниками позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей; формирование эстетического вкуса, нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения);воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога); созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
В проекте «Волшебный мир сказок», предлагается применение сказкотерапии — метода, использующего сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром,прогрессивного развития языковой личности ребенка дошкольного возраста. Представлены и подробно описаны два ведущих направления развивающей работы с дошкольниками: сказкотерапии (для всех возрастных групп) и занятия по развитию связной монологической речи (для старшего дошкольного возраста). Предлагаемый цикл занятий поможет эффективно организовать работу по развитию устного словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию хорошо знакомых детям сказок и последующего сочинения собственных сказок и их постепенной драматизации.
Проект «Волшебный мир сказок», разработан с учетом возрастных особенностей. Занятия проводятся воспитателем 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Продолжительность занятия зависит от возраста детей: для детей 3-4 лет – 15минут, для детей 4-5 лет – 20 минут, для старших дошкольников – 25-30 минут.
Большое значение имеет размещение детей в комнате. Проект рассчитан на детей с нормой развития. Сказкотерапия проводится по подгруппам. Состав каждой из них не должен превышать 12 человек. Как показывает опыт, именно в этом диапозоне эффекты групповой сказкотерапии могут проявляться особенно ярко.
Участие в играх для сказочного путешествия дошкольников с разными чертами характера, уровнем развития связной речи динамизирует ход сказкотерапии. Вместе с тем в группе не должно быть более одного гиперактивного. раздрожительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка.
Участники проекта:
1. Воспитатели;
2. Дети;
3. Родители.
Проект: долгосрочный
Поставили перед собой цель: гармонизация эмоционально-личностного развития каждого ребенка, формирование его волевых качеств и творческих способностей.
Для достижения цели наметили следующие задачи:
• разработать содержание различных форм организации работы с детьми по использованиюСказкотерапии;
- Пополнить предметно-пространственную среду
- корректировать и развивать психомоторную сферу, коммуникативные навыки;
- развивать диалогическую, монологическую речь;
- расширять кругозор детей, формировать знания об окружающем мире
- воспитывать чувство доброты, взаимопомощь, сочувствие
- развивать воображение, мышление, память, внимание;
- содействовать сплочению детского коллектива
- укрепить союз «Ребенок-Родитель -Педагог»
Предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие
- познавательное развитие
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
- физическое развитие
Этапы проекта:
I. Подготовительный (организационный) этап:
Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.
Изучение методической литературы по данной теме.
II. Основной этап реализации проекта:
Роль воспитателя в совместной деятельности с детьми при работе со сказкой. Самое главное –это вовлечение ребенка в мир игры, сказки. Использовать можно буквально все – песок, воду. крупу. мелкие игрушки. конструктор, бросовый материал, разные виды театров.
Вся работа проходит в форме игровых занятий, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного материала с нетрадиционным подходом. Это значит, инициирование у детей умения нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. по принципу «от простого к сложному». Главное. Чтобы ребенок понял смысл того, что хотели до него донести.
- Работа с детьми (виды деятельности по сказкотерапии)
- 1. Диагностика детей по социально-личностному развитию детей с использованием методик:
- 2. Сказкотерапия (игры-занятия):
- 3. Свободная деятельность
- 1. Изотерапия
- 2. Песочная терапия
- 3. Игровая терапия
- 3.1 Музыкотерапия
- 4. Дидактические игры:
- 5. Беседы: «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой».
- 6. Сюжетные творческие игры:
- 7.Чтение художественной литературы
- 8.Продуктивная деятельность детей
- 9.Досуг «Сказка в гости к нам пришла»
Эффективные формы работы с родителями
- 1. Разработка и подбор методического материала, практических рекомендаций посказкотерапии.
- 2. Анкетирование родителей по данной проблеме.
- 3. Проведение родительского собрания на тему: «Сказкотерапия в работе ДОУ и семьи».
- 4. Консультации для родителей по данной проблеме:
- «Сказочная куклотерапия»
- «Игры в сказкотерапии».
- 5. Творческая мастерская: «Куклотерапия» (совместное творчество детей и родителей)
- 6.Тренинг с родителями.
- 7. Выставка творческих работ (сказочных героев, рисунков)
- 8. Фотовыставка
Для проведения работы по сказкотерапии необходима предметно-развивающая среда. Куда входят:
- 1. Оформление сенсорного уголка.
- 2. Создание и пополнение фонотеки (для проведения музыкотерапии и релаксации).
- 3. Приобретение необходимых материалов для проведениесказкотерапии: «волшебная» лампа, напольные подушки, пособия, атрибуты и т.п.
- 4. Пополнение театральных уголков в группе: пальчиковый театр, театр теней, куклы-марионетки и др.
Различные виды театров (настольный, Би-ба-бо, пальчиковый, теневой и др.), ширмы, костюмы, шапочки-маски, наборы дисков для прослушивания сказок, фонотеки и др.
III. Заключительный этап
Открытый показ для педагогов;
День открытых дверей для родителей;
Развлечения, праздники;
Показ музыкально-театрализованной сказки старшими дошкольниками для младших;
2 раза в годс воспитанниками подготовительной к школе группы посещаем МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» и показываем для ребят музыкально-театрализованные представления;
2014 год –«Хвосты», «Репка»»
2015 год – «Муха-цохотуха», «Лесная аптека»
Расспостранение опыта работы
Открытый показ, Совет педагогов Учреждения, семинары-практикумы, публикация на сайте МБДОУ 30, инетернетресурсах.
Результатом работы со сказкой является:
Дети:
• Установление психологического комфорта в коллективе.
. Саморегуляция своего поведения ребенком.
• Формирование у детей познавательного интереса.
• Развитие связной монологической, диалогической речи.
• Использование детьми сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности.
• Овладение умением моделировать сказки, опираясь на мнемотаблицы, карты Проппа.
• Развитие творческого воображения, мышления.
• Формирование позиции бережного отношения к окружающему миру.
• Овладение навыками взаимоотношения с миром.
Родители:
- становятся единомышленниками с педагогами по использованию сказкотерапии в работе с детьми;
- получают необходимые знания по данной теме, более информированными в вопросе по данному вопросу.
Введение элементов сказкотерапии в воспитательно-образовательный процесс привлекательно тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.
Сказкотерапия – это не только игра, но и ненавязчивое осуществление поставленных задач педагогом. Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, надо возвысить его духовно и приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желания; потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости.
Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого ребёнка.
Таким образом, саморегуляция своего поведения, повышение самооценки, самостоятельность, переживания, обогащение новыми чувствами и мотивами, творческое самовыражение – вот неполный перечень особенностей личностного развития дошкольников, сформированных в процессе использования сказкотерапии.
В соответствии с ФГОС, по завершению дошкольного образования, воспитанник должен соответствовать Модели выпускника ДОУ
1. Любознательный, активный .
- Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутренней мире).
- Отличается высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел.
- Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнеров по деятельности.
- Имеет способность к обобщению, установление причинно-следственных связей и речевому планированию.
2. Эмоционально отзывчивый.
- Правильно понимает эмоциональные состояния других людей, активно выражает готовность помочь.
- Умеет “читать” эмоциональные состояния по мимике, жестам, интонации голоса, высказывает мнение о причинах эмоционального состояния сверстника.
- Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
3. Коммуникативно развит.
- Проявление доброжелательного отношения к окружающим людям, отзывчивость к их переживаниям.
- Способность к фантазии и воображению, ярко проявляющаяся в ролевой и режиссёрской играх, которые к концу дошкольного периода характеризуются наличием оригинального замысла, гибкостью сюжетной линии в зависимости от условий и обстоятельств.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
- Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, рассказе.
- Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим, в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).
Психологические характеристики.
- Устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру.
- Способность к инициативе и самостоятельности в сфере решения социальных и бытовых задач.
- Активность при участии в игре, общении и других видах детской деятельности.
- Ребенок эмоционален, креативен, инициативен, самостоятелен и ответственен, с адекватной самооценкой.
Использование в воспитательно-образовательном процессе метода сказкотерапии позволяет реализовать основной принцип сказкоторапии – целостное развитие личности.
Соблюдение определенных правил при работе со сказкой, желание родителей, усердие и неравнодушие педагогов, несомненно, дадут хорошие результаты. Педагоги, работающие с детьми – это творческие люди, которые постоянно что-то придумывают, стараются сделать мир детей краше и интереснее. Поэтому, педагог, в принципе, и сам в состоянии придумать сказку для ребенка, главное желание. И неважно, в стихах или прозе, важен смысл сказки, важен результат. А если есть результат, значит все, что мы делаем для детей – это не напрасно. Стоит всего один раз попробовать придумать самостоятельную сказку и желание возвращается снова и снова.
Пригласите в мир «СКАЗКИ» малыша
И он узнает, как «СКАЗКА» хороша
Проникнется и мудростью и добротой
И с чувством сказочным
Пройдет он жизненной тропой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «О конструктивном взаимодействии МДОУ и семьи как условие целостного развития личности и успешной реализации стандарта»
Цель: Провести анализ совместной деятельности семьи и МДОУ в условиях реализации стандарта. Повысить профессиональную компетентность педагогов в области организации взаимодействия с р...
Интегрированный подход к целостному развитию личности через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учетом его индивидуальности в художественно-эстетической деятельности
Консультация для воспитателей...
ЦЕЛОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
статья...
Использование интегрированного подхода к целостному развитию личности через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учетом его индивидуальности в художественно-эстетической деятельности
Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии (который, к сожалению,...
Презентация "Использование интегрированного подхода к целостному развитию личности через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учётом его индивидуальности в художественно – эстетической деятельности"
Изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения....
«Влияние театральной деятельности на целостное развитие личности ребёнка-дошкольника»
Творческая деятельность и развитие творческих способностей — ребёнка-это составная часть социально-экономических и духовных направлений общественного устройства....
Конструктивное взаимодействие детского сада и семьи как условие целостного развития личности и успешной социализации ребенка
В презентации представлены выдержки из нормативных документов по вопросу взаимодействия дошкольной организации и семьи. Приложены анкета-опросник для педагогов, рекомендации по проведению родительског...