Воспитание уважения у старших дошкольников к традициям и наследию русского народа через знакомство с деревянным зодчеством
статья (средняя группа) на тему
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности можно, обратившись к истокам русской народной культуры, мудрому и выразительному устному народному творчеству, красоте и искусности народного мастерства, неповторимости и своеобразности декоративно-прикладного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_doklad.docx | 16.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание уважения у старших дошкольников к традициям и наследию русского народа через знакомство с деревянным зодчеством
Подготовила:
воспитатель
Григорян Нелли Владимировна
МБДОУ №20 детский сад №20
«Калинка»
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности можно, обратившись к истокам русской народной культуры, мудрому и выразительному устному народному творчеству, красоте и искусности народного мастерства, неповторимости и своеобразности декоративно-прикладного искусства.
Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Одним из них считаю работу по созданию мини-музеев, которая помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота. Так в моей группе, при активном участии родителей был создан мини-музей русского деревянного зодчества «Чудо-дерево».
Развивающая среда данного мини-музея создавалась совместно с родителями и детьми, которые подбирали экспонаты: предметы домашнего быта, утварь, игрушки. В результате совместной творческой деятельности в мини-музее появились самодельные куклы, матрешки, расписанные в стиле хохломы и гжели, а так же в стиле других национальных традиций и другие удивительные поделки из дерева, имеются видеодиски с документально-познавательными фильмами про деревянную архитектуру в старинных русских традициях.
Цель нашего проекта:
- всестороннее развитие и приобщение
маленького человека к традициям нашего народа.
- вызвать интерес, положительные эмоции отклик от
встречи с прекрасным.
- обогатить предметно-развивающую среду группы, привлечь к сотрудничеству родителей воспитанников.
Музейные экспонаты в нашем мини-музее «Чудо-дерево» собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты. Также представлены: детская литература, подборки картинок о дереве и деревянных изделиях; подборка дидактических игр на тему «деревянные игрушки» такие как: «Кому что нужно?», «Найди чем отличаются», «Узнай по части»; а также консультация для родителей «Бережем природу».
Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Игрушки могут быть использованы в процессе оод и в разных режимных моментах.
Некоторые экспонаты, такие как: поделки из природного материала для экспозиции выполнены воспитателями, в виде небольших полотен в рамках, где расположены детские рисунки, аппликации. Фотографии после некоторого времени переносятся с полотна в фотоальбом.
Важное место в работе мини-музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Такая работа помогает решить следующие задачи:
- выявление творческих способностей детей;
- расширение представлений о содержании музейной культуры;
- развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
- создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Наш мини-музей продолжает обновлять свои экспозиции. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике мини-музея.
Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, Родину.
Знакомя детей с народным декоративно – прикладным искусством мы тем самым развиваем в детях чувство гордости за свою Родину, с ее мастерами – умельцами, создающими для нас эту неповторимую красоту.
Потенциал детей старшего дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте они воспринимают окружающую его действительности эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну. Методика моей работы со старшими дошкольниками строится на эмоциональном воздействии произведений народной культуры на чувства ребёнка.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ «Ознакомление с традициями и обычаями русского народа через народные игры»
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражались образы людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желан...
Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями русского народа
В данной статье говорится о важности и необходимости приобщения детей к национальной культуре (традициям и обычаям) через народные игры. Даны рекомендации по использованию игр с целью развития определ...
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Традиции и обычаи русского народа"
Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре. Задачи: -Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа; -Развивать интерес к крестьянскому быту, русскому народному фоль...
Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями русского народа
Роль народной игры в ознакомлении дошкольниковс традициями и обычаями русского народа...
«Ознакомление с традициями и обычаями русского народа через народные игры»
laquo;Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественностарайтесь знакомить их с этим через родныеи национальные явления…»В. Белинский...
Проект для старшего дошкольного возраста "Традиции и культура русского народа"
Цель данного проекта - приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях русского народа, закрепить знаний о русских народных играх, народном костю...
Проект для старшего дошкольного возраста "Традиции и культура русского народа"
Цель данного проекта - приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях русского народа, закрепить знаний о русских народных играх, народном костю...