Воспитание уважения у старших дошкольников к традициям и наследию русского народа через знакомство с деревянным зодчеством
статья (средняя группа) на тему

Григорян Нелли Владимировна

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится  патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
 Восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности можно, обратившись к истокам русской народной культуры, мудрому и выразительному устному народному творчеству, красоте и искусности народного мастерства, неповторимости и своеобразности декоративно-прикладного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_doklad.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание уважения у старших дошкольников к традициям и наследию русского народа через знакомство с деревянным зодчеством

                                                                              Подготовила:

                                                                               воспитатель                

                                                             Григорян Нелли Владимировна

                                                             МБДОУ №20 детский сад №20

                                                                           «Калинка»                        

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится  патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

 Восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности можно, обратившись к истокам русской народной культуры, мудрому и выразительному устному народному творчеству, красоте и искусности народного мастерства, неповторимости и своеобразности декоративно-прикладного искусства.

Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Одним из них считаю  работу по созданию мини-музеев, которая   помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота. Так в моей группе, при активном участии родителей был создан мини-музей русского деревянного зодчества «Чудо-дерево».

Развивающая среда данного мини-музея создавалась совместно с родителями и детьми, которые подбирали экспонаты: предметы домашнего быта, утварь, игрушки.  В результате совместной творческой деятельности  в мини-музее появились самодельные куклы, матрешки, расписанные в стиле хохломы и гжели, а так же в стиле других национальных традиций и другие удивительные поделки из дерева, имеются видеодиски с документально-познавательными фильмами про деревянную архитектуру в старинных русских традициях.

Цель нашего проекта:

  • всестороннее развитие и приобщение

 маленького человека к традициям нашего народа.

 

  • вызвать интерес, положительные эмоции отклик от

 встречи с прекрасным.

 

  • обогатить предметно-развивающую среду группы, привлечь к сотрудничеству родителей воспитанников.

Музейные экспонаты в нашем мини-музее «Чудо-дерево» собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты. Также представлены: детская литература, подборки картинок о дереве и деревянных изделиях; подборка дидактических игр на тему «деревянные игрушки» такие как: «Кому что нужно?», «Найди чем отличаются», «Узнай по части»; а также консультация для родителей «Бережем природу».

 Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Игрушки могут быть использованы в процессе оод и в разных режимных моментах.

Некоторые экспонаты, такие как: поделки из природного материала для экспозиции выполнены воспитателями, в виде небольших полотен в рамках, где расположены детские рисунки, аппликации. Фотографии после некоторого времени переносятся с полотна в фотоальбом.

Важное место в работе мини-музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Такая работа помогает решить следующие задачи:

- выявление творческих способностей детей;

- расширение представлений о содержании музейной культуры;

- развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

- создание условий для творческого общения и сотрудничества. 
               Наш мини-музей продолжает обновлять свои экспозиции. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике мини-музея. 
       Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, Родину. 

Знакомя детей с народным декоративно – прикладным искусством мы тем самым развиваем в детях чувство гордости за свою Родину, с ее мастерами – умельцами, создающими для нас эту неповторимую красоту.

Потенциал детей старшего дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте они воспринимают окружающую его действительности эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну. Методика моей работы со старшими дошкольниками строится на эмоциональном воздействии произведений народной культуры на чувства ребёнка.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ «Ознакомление с традициями и обычаями русского народа через народные игры»

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражались образы людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желан...

Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями русского народа

В данной статье говорится о важности и необходимости приобщения детей к национальной культуре (традициям и обычаям) через народные игры. Даны рекомендации по использованию игр с целью развития определ...

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Традиции и обычаи русского народа"

Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре. Задачи: -Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа; -Развивать интерес к крестьянскому быту, русскому народному фоль...

Роль народной игры в ознакомлении дошкольников 
с традициями и обычаями русского народа

Роль народной игры в ознакомлении дошкольниковс традициями и обычаями русского народа...

«Ознакомление с традициями и обычаями русского народа через народные игры»

laquo;Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественностарайтесь знакомить их с этим через родныеи национальные явления…»В. Белинский...

Проект для старшего дошкольного возраста "Традиции и культура русского народа"

Цель данного проекта - приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях русского народа, закрепить знаний о русских народных играх, народном костю...

Проект для старшего дошкольного возраста "Традиции и культура русского народа"

Цель данного проекта - приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях русского народа, закрепить знаний о русских народных играх, народном костю...