Консультация для педагогов ДОУ «Ознакомление с традициями и обычаями русского народа через народные игры»
консультация на тему

Шмакова Зинаида Васильевна

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражались образы людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоциональная положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Малиновский детский сад»

  Консультация для педагогов ДОУ

«Ознакомление с традициями и обычаями русского народа через народные игры» 

Старший воспитатель

З.В. Шмакова

Ачинский район

п.Малиновка

2014г.

 «Ознакомление с традициями и обычаями русского народа через народные игры»

 

«Давайте детям больше и больше содержания общего,

человеческого, мирового, но преимущественно

старайтесь знакомить их с этим через родные

и национальные явления…»

В. Белинский

        Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

        Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

        Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью удальству.

        Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражались образы людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

        Народные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоциональная положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.

        По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой степени развития.

        В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Он сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

        Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо понять и помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

        Среди народных игр можно выделить; подвижные игры, музыкальные, обрядовые, игры-хороводы и другие.

        В русском фольклоре к драматическим действиям относятся не только обряды, игры, хороводы, на также сценки и кукольные театр. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева, исполнения, которые сопровождается соответствующими жестами и мимикой.

        Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывают яркие матрешки. Малышам рассказывают о красоте и особенностях этой игрушки. Постепенно ребят подводим к осмыслению понятия «народная игрушка». Старших детей знакомим с историей ее возникновения и со сведениями о создавших ее мастерах; предлагаем ребятам попробовать составить небольшие рассказы, где действующим лицом была бы матрешка. Дети полюбили дидактические игры и хороводные игры с участие этой игрушки.

        Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально - образное средство влияния на детей, пробуждает в них интерес, выполнения игровых действий.

        Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству

        Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями русского народа

В данной статье говорится о важности и необходимости приобщения детей к национальной культуре (традициям и обычаям) через народные игры. Даны рекомендации по использованию игр с целью развития определ...

Консультация "Ознакомление с традициями и обычаями русского народа"

laquo;Ознакомление с традициями и обычаями русского народа через народные игры» «Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественностарайтесь...

Консультация - презентация "Традиции и обычаи русского народа"

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию консультацию "Традиции и обычаи русского народа"....

Роль народной игры в ознакомлении дошкольников 
с традициями и обычаями русского народа

Роль народной игры в ознакомлении дошкольниковс традициями и обычаями русского народа...

Семинар для педагогов на тему: «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИЯМ И ОБЫЧАЯМ РУССКОГО НАРОДА»

Цель: обобщение знаний педагогов о русской народной культуре.Задачи: воспитывать патриотические чувства; воспитывать позитивные отношения к народному творчеству; пополнять копилку народных игр, загадо...

«Ознакомление с традициями и обычаями русского народа через народные игры»

laquo;Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественностарайтесь знакомить их с этим через родныеи национальные явления…»В. Белинский...