Познавательное речевое развитие детей через использование малых фольклорных форм.
статья по развитию речи на тему
Фольклор – это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение. Определение «фольклор» ввел английский ученый Уильям Томс в 1846 году. Фольклор – это пословицы, песни, сказки, частушки, загадки. Современная литература уходит своими корнями в фольклор, многие произведения которого похожи даже в совершенно разных культурах.
Главная особенность фольклора – это отсутствие известного автора, потому что любое фольклорное произведение существует очень давно и множество раз было преобразовано новыми и новыми рассказчиками. Со временем литераторы заимствовали многие сюжеты из фольклорных произведений и подписывали эти произведения своим именем. Вот почему во многих литературах мира встречаются похожие сюжеты, персонажи и произведения. При этом фольклор постоянно развивается и меняется вместе с жизнью людей.
Тем не менее, именно фольклор отражает индивидуальные особенности народа, его отличия от других. Благодаря народным песням, сказкам и другому фольклору ученые-историки могут узнать, как жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они проводили время. Нельзя забывать, что такое важное значение фольклора как источника информации о культуре народа просто неоценимо для науки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_poznav-rech_razv._detey_cherez_ispolzovanie_malykh_folklornykh_form.docx | 16.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное речевое развитие детей через использование малых фольклорных форм.
Дошкольный возраст - это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением. Существует много средств речевого развития: игры, упражнения, чтение художественных произведений.
Из всех существующих методик по развитию звуковой культуры речи детей самой современной, на мой взгляд, является методика на основе использования устного народного творчества. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные обучающие, развивающие и воспитывающие возможности - это малые формы фольклора: потешки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки и т. д.
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни
ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывался ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому, повторить его действие. Повторяя вместе с воспитателем поговорки, потешки, чистоговорки у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции, упражняются органы артикуляции. Поэтому, использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников даёт огромный результат.
Я использую в своей работе все многообразие малых фольклорных форм. Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. В них сохранены нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. В русском фольклоре особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм и напевность. Все потешки, прибаутки звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
В первые дни адаптации ребёнка к дошкольному учреждению я подбираю потешки, прибаутки, которые помогают найти контакт с ребёнком. Произведения устного народного творчества способствуют знакомству, сближению детей между собой, установлению открытых, доверительных отношений между педагогом и детьми.
Колыбельные песни помогают уложить шалуна спать, положительно влияют на эмоциональное самочувствие, являются прекрасным средством для развития и самореализации ребёнка. Удачно подобранная потешка помогает во время еды, гигиенических процедур, режимных моментов
В приобщении детей к фольклору занимают особое место праздники и традиции. В них собраны наблюдения за сменой времен года, погодными изменениями, поведением птиц, животных, насекомых, растений.
В группе собрано большое количество фольклорного материала, весь материал подобран в соответствии с возрастом детей, составлены картотеки колыбельных песен, потешек, прибауток. Составлен перспективный план народных подвижных игр. Развивающая среда группы обогащена предметами русского народного быта.
Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Фольклор сознательно и целеустремлённо направляет ход мыслей ребенка в нужном направлении, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь. Для погружения ребенка в устное народное творчество, активно привлекаю родителей. Провожу беседы, консультации, практические занятия, оформлен наглядный материал по развивающему значению и практическому использованию устного народного творчества дома.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей.
Фольклор – это наше духовное богатство, наша внутренняя экологическая среда, требующая сохранения и защиты, восстановления связи человека с историческим и духовным наследием своего народа, прошлого с настоящим. Без возрождения прошлого в настоящем немыслимо будущее. Фольклор – это связующая нить, которую мы должны передавать из поколения в поколение. В нём заложено эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное развитие детей по средствам малых фольклорных форм устного народного творчества.
Описание опыта работы по теме "Познавательное развитие детей третьего года жизни по средствам млых фольклорных форм устного народного творчества" ...
Познавательное развитие детей по средствам малых фольклорных форм
Значимость малых форм фольклора в жизни детей младшего дошкольного возраста....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию детей с использованием малых фольклорных форм на тему: «Весёлая ярмарка» в средней группе
конспект занятия...
Развитие речи детей посредством использования малых фольклорных форм
Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Будет полезна для педагогов, так как раскрывается методика развития детей с использованием малых фольклорных форм...
Познавательное развитие детей по средствам малых фольклорных форм устного народного творчества.
Детство — начало жизни, её заря, рассвет... И как рассвет может многое рассказать о наступающем дне, так и детство во многом определяет дальнейшую жизнь ребенка. Что может помочь педагогу расцветить э...
Семинар – практикум: «Укрепление здоровья детей раннего возраста через использование малых фольклорных форм»
Особую роль в развитии детей раннего возраста играют малые фольклорные формы, особенно потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка....
СТАТЬЯ Тема: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста через использование малых фольклорных форм»
Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонни...