публичный доклад
статья на тему
Предварительный просмотр:
Вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность ДОУ.
Воспитатель : Цой Н.В.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями, обеспечению психолого –педагогической поддержки семьи и повышению компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением в период внедрения ФГОС, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему качественно решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества образовательных услуг.
Одним из самых важных и ближайших партнёров в моей педагогической работе являются родители воспитанников.
Основные задачи, которые я ставлю в своей работе:
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- объединение усилий для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
- поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Основные принципы взаимодействия с родителями:
1. Доброжелательный стиль общения с родителями.
- Позитивный настрой на общение является самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога с родителями.
2. Индивидуальный подход.
- Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать настроение мамы или папы, ситуацию, при которой воспитатель обращается к ним. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
- Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Серьёзная подготовка.
- Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
5. Динамичность.
- Воспитатель на сегодняшний день должен находиться в режиме развития, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо в первую очередь знать родителей своих воспитанников.
Поэтому я начинаю свою работу с новыми родителями с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду и в группе. Проведение анкетирования, опросы, индивидуальные беседы помогают правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать на перспективу интересные формы взаимодействия с семьей и построить индивидуальную работу с воспитанниками. Поддерживая постоянный контакт с семьями, я, как педагог, знаю особенности и привычки каждого воспитанника и учитываю их при дальнейшей работе, а это ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
Немаловажное значение играет организация традиционных форм работы:
1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации, семинары, мастер –классы.
2. Общие и групповые собрания.
3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды, папки – передвижки, уголки творчества.
Помимо традиционных форм работы с семьей, я в своей активно использую инновационные формы и методы:
- "Круглые столы»
- дополнительные образовательные услуги под руководством родителей физкультурно – оздоровительной направленности «Степ-аэробика» и художественно –эстетического направления «Очумелые ручки»
- тематические выставки;
- интерактивные консультации специалистов
- семейные встречи;
- Клуб здоровой семьи
- благотворительные ярмарки
- открытые занятия для просмотра родителей
- день Добрых дел;
- Гость группы
- интеллектуальные ринги детей и родителей;
- интервью с родителями и детьми на определенные темы для последующего просмотра на групповых родительских собраниях;
- родительская гостиная;
- совместные праздники, досуги
- семейные проекты "Наша родословная", «Зимушка – хрустальная», «Заповедное Забайкалье»;
Наиболее удачным и ярким по содержанию явился в этом учебном году проект «Заповедное Забайкалье». Итогом реализации данного проекта явилось создание в группе мини –музея Забайкалья, где хранится ценный материал о заповедниках Забайкальского края, о его животном и растительном мире, а также коллекция Лечебных камней Забайкалья. Данный проект невозможно было реализовать без активного участия родителей. А коллекция «Лечебные камни Забайкалья» был отмечен почетной грамотой Комитетом Образования в городском конкурсе в номинации «Идеи для оформления уголка природы в группе дошкольного образовательного учреждения» по направлению «Удивительная коллекции».
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: меняется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел не только группы, но и детского сада и незаменимыми помощниками воспитателя. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для всестороннего развития их собственного ребенка, качественного предоставления образовательных услуг на дошкольной ступени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"
Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана и укрепление здоровья детей и духовно-нравственное во...
Публичный доклад МАДОУ №37 "Журавлик"г.Дрезна Московской обл.
Публичный доклад адресован широкому кругу читателей: представителям органов законодательной и исполнительной власти, обучающимся и/или их родителям, работникам системы образования, представителям сред...
Публичный доклад заведующей МДОУ детский сад №1 п. Радченко за 2011 год.
ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАДо деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждениядетский сад №1 п. Радченко за 2011 год Общая характеристика учрежденияТип: дошко...
Публичный доклад "Анализ деятельности ДОУ за 2010-2011 уч.год"
Анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения....
Публичный доклад МБДОУ "Детский сад "Радость"
Публичный доклад...
Публичный доклад
Публичный доклад об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности АМДОУ детского сада комбинированного вида «Кирпичики»за 2010 -2011 учеб...
Публичный доклад
Публичный доклад...